Роль изобразительной деятельности в развитии речи ребенка
статья

Маланчук Светлана Владимировна

На протяжении всей своей жизни человек совершенствует свою речь. В раннем детстве у ребенка возникает потребность в общении, овладевая родным языком через речевую деятельность , через восприятие. Каковы же услоия для успешного развития речи. В данной статье рассказывается какова роль изобразительной деятельности в развитии детской личности, какие виды  изобразительной деятельности оказывают положительный эффект для развития речи ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx15.63 КБ

Предварительный просмотр:

Роль изобразительной деятельности в развитии речи ребенка

Человек всю свою жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что -то новое, в его речевое развитие.

В раннем детстве у ребенка возникают потребности общения. С самого начала речь возникает как социальное явление, а позднее речь станет средством познания окружающего мира. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие.  Вот почему так важно создавать условия для деятельности. Каковы же условия успешного развития речи?

Первое – это потребность общения или коммуникации. «Источник способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства, в детской руке, тем умнее ребенок», - утверждал В.А. Сухомлинский.

Изобразительная деятельность ребенка – это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Она способствует овладению связной речью обобщению словарного запаса, развитию мелкой моторики рук.

 У детей, имеющих различные речевые нарушения, наблюдается нарушение развития ручной моторики, несформированность способности к длительным волевым усилиям, недостаточно развито умение последовательно и связно излагать свои мысли. Поэтому, занятие изобразительным искусством – это своеобразное произведение искусства, где педагог использует целую палитру выразительных средств. Педагогу необходимо чутко реагировать на детскую инициативу и соотносить любое свое действие с потребностью и мотивами детей, выстраивая для каждого воспитанника траекторию его индивидуального творческого роста.

Во – вторых, деятельность с красками, карандашами – это не только двигательные упражнения. В процессе рисования идет естественный массаж биологически активных точек, расположенных на ладонях и пальцах рук.

 Включение речи в познавательные процессы (восприятие, представления, воображения, и т.д.) без которых не может развиваться изобразительная деятельность организует и устанавливает смысловые связи между частями воспринимаемого материала и определять порядок необходимых действий. Речь способствует формированию графических умений и навыков. «Рисование – это своеобразная графическая речь, графический рассказ, о чем – либо», - сказал Л.С. Выготский.

Несомненно, занятие рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием создают такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят ребенка перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделится чем – то.

На занятиях необходимо давать образы речи, создавая речевую среду. Рисование – одно из любимых занятий детей, дающие большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть самой разнообразной.

Люблю использовать нетрадиционные техники: рисование пальчиками, рисование ладошками, тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном, нанесение красок на бумагу с помощью ватных тампонов или губок, печать пробками, отпечаток листьев, оттиск печатками из картофеля, восковые мелки +акварель, свеча + акварель, рисование ватными палочками, волшебные веревочки, рисование скомканной бумагой… Это маленькая игра, в которую любят играть все дети

   В процессе игры – занятия дети преодолевают барьер в речевом развитии, решают занимательные задания – задачи, совершенствуют движения пальцев. Эти любимые занятия являются эффективными как для улучшения координации движения, так и для развития речи. Речь совершенствуется, повышается ее культура идет работа над словом, словосочетанием и предложением, над связной речью.

 Все эти линии развиваются параллельно: словарная работа дает материал для предложений, для связной речи. Речь, развиваясь, нуждается не только в языковом, но и в фактическом материале.

Ребенок хорошо расскажет только о том, что он хорошо знает. Это необходимое условие речевого развития ребенка. Ребенок рисует все, что их интересует; отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры…. Легко передают красками цветовое богатство окружающего мира. Краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы, ритма и симметрии. На этой основе у них формируется и художественный вкус.

Система работы эффективна лишь тогда, когда есть условия, составлявшие фон для речевого развития. Таким фоном является атмосфера постоянного внимания к языку и речи, здоровая речевая среда, которую создает школа, занятия изобразительным искусством.

В развитии речи нужна долгая работа детей и учителей. Систематическая работа по развитию речи обязательно приведет к успеху.

Все виды изобразительной деятельности, используемые в коррекционной работе, оказывают положительный эффект на состояние мелкой моторики рук и уровень развития речи. Каждый из видов работ изобразительной деятельности обладает особыми, только ему присущими чертами, и эти особенности мы используем для развития речи ребенка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль пальчиковых игр в развитии речи ребенка

Нагляная агитация для родителей (консультирование родителей по использованию пальчиковых игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста)...

Роль семьи в развитии речи ребенка

Большую роль в становлении личности играет речь. Речь- инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, мы способствуем...

Роль семьи в развитии речи ребенка

Рекомендации родителям по развитию речи детей дошкольного возраста в домашней обстановке....

О роли родителей в развитии речи ребенка

Информирование родителей об участии  в речевом развитии...

Родительское собрание на тему "Роль семьи в развитии речи ребенка"

Родительское собрание на тему "Роль семиь в развитии речи ребенка"...

Консультация для родителей " Роль семьи в развитии речи ребенка "

Вовремя заметить трудности, разобраться в причине речевых нарушений - первоначальная задача молодого родителя "...