Родительский авторитет
консультация на тему

Бологова Светлана Сергеевна

Воспитание ребёнка, несомненно, начинается в семье, именно семье принадлежит ведущая роль в этом вопросе. В статье рассматривается одна из важных составляющих воспитания детей в семье – родительский авторитет, от которого зависит успех воспитания. Вашему вниманию представлены несколько типов родительского авторитета, рассмотренных на конкретных примерах воспитания.                   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtoritet.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

О РОДИТЕЛЬСОКМ АВТОРИТЕТЕ

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни, редко задумываясь о том, почему так, а не иначе. При этом в каждой семье бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит взрослых в тупик.

Семья – это жизненно – необходимая среда для развития и воспитания ребёнка, и, конечно, ведущая роль в семье принадлежит родителям. Здесь уместно вспомнить о таком понятии как родительский авторитет. Смысл авторитета заключается в том, что он не требует никаких доказательств, что он принимается как несомненное достоинство, как сила и ценность, видимое невооруженным глазом.

Мне очень часто в своей работе воспитателя приходится слышать от родителей такой вопрос: «Что делать с ребёнком, если он не слушается?».  А.С. Макаренко даёт ответ  на этот вопрос: «Вот это самое «не слушается» и есть признак того, что родители в глазах ребёнка не имеют авторитета».[1] Великий педагог отмечает, что некоторые родители строят своё воспитание на ложном авторитете, но такой авторитет помогает только на очень короткое время, скоро всё разрушается, не остаётся ни авторитета, ни послушания.

Выделяют несколько групп ложного авторитета.

Это авторитет подавления, когда родители держат в страхе своего ребёнка, а иногда одного из родителей, чаще всего мать. Конечно, такой метод ничего не воспитывает, а наоборот вызывает детскую ложь и человеческую трусость, и в то же время воспитывает в ребёнке жестокость.

В своей практике я встречала такие методы воспитания. Родитель моего воспитанника дома всегда сердит, любой пустяк выводит его из себя, на любой вопрос отвечает грубостью, каждую вину ребёнка отмечает наказанием. Мать мальчика, жалея сына, стала скрывать от отца  неудачи ребёнка. В результате ребёнок стал врать и воспитателям, и родителям. В группе чувствовал себя неуверенно. Стал злоупотреблять жалостью матери и совершать негативные поступки. В индивидуальной работе с этим ребёнком удалось выявить причину такого поведения. Неоднократные встречи с родителями, долгие беседы и убеждения дали свой результат. Отец мальчика пересмотрел своё отношение к воспитанию сына, стал мягче, старался сдерживаться, пытался помочь сыну советом, и на выпускном вечере я услышала слова благодарности от сурового родителя моего воспитанника.

Встречалась я и с авторитетом любви. Нежные слова, бесконечные лобзания и ласки сыплются на детей в избыточном количестве. В такой семье мимо родителей проходят многие важные мелочи семейного воспитания. Здесь вырастает семейный эгоизм. Ребёнок понимает, что родителей можно обмануть, только сделать при этом умилительное личико. Этим же приёмом дети пользуются и в детском саду. Видишь перед собой милое лицо с доброй улыбкой, но при этом знаешь, что ребёнок  неискренен, понимаешь – вот она, жертва авторитета любви к своему ребёнку, именно избыточной любви. Вновь убеждаешь родителей, что они воспитывают лживых эгоистов, и первыми жертвами такого эгоизма станут они сами.

Есть и замечательные родители, которые готовы пожертвовать всем ради ребёнка, только бы всё было благополучно. В такой семье дети начинают командовать родителями, так как сами родители открывают широкий простор для детских желаний, капризов, требований. Макаренко называет это авторитетом доброты. Мне приходилось это наблюдать особенно в неполных семьях, где воспитанием занимается мать. Стараясь заменить своей добротой отсутствие отцовского воспитания, потакая во всём ребёнку, лишь бы он не чувствовал, что у него не такая семья, как у всех, мать не понимает, что становится заложницей капризов своего ребёнка.

В жизни каждого ребёнка бывает много случаев, когда он не знает, как поступить, когда он нуждается в совете и в помощи. Часто мне приходится оказывать такую помощь в виде серьёзного совета, а иногда и совета в виде шутки. А порою привожу пример из собственной жизни, не скупясь на эмоции, переживаю вместе с ребёнком.

Чтобы узнать каждого своего воспитанника, предугадать его реакцию, приходиться вникать в каждую проблему ребёнка, такую незначительную для нас, взрослых, и такую глобальную для детей. Иногда необходимо знакомиться с товарищами ребят, принимать участие в детской игре, привлекать к помощи старших братьев и сестёр. Но в любом случае помощь не должна быть навязчива, надоедлива и утомительна. Пришло время, отойти от нудных нравоучений, нужно понять ребёнка, окунуться в его проблемы.

В некоторых случаях необходимо предоставить ребёнку возможность самому выбраться из затруднений, нужно учить его самому преодолевать препятствия. Я обязательно подбадриваю ребёнка в таких ситуациях, стараюсь вселить уверенность, но обязательно держу его в поле зрения, чтобы не допустить неудачи и отчаяния ребёнка. Это авторитет знания, который тесно переплетается с авторитетом помощи. По Макаренко ребёнок должен постоянно чувствовать присутствие взрослого, его заботу и страховку. Этим взрослым может быть как родитель, так и педагог, что часто и происходит, особенно в работе с детьми из неблагополучных семей. Именно такой авторитет можно называть настоящим.

Единства воспитательных усилий можно достичь только в тесном союзе педагога и родителя, поэтому в первую очередь я изучаю условия жизни воспитанников в семье, опыт семейного воспитания. После этого делаю выводы, на каком родительском авторитете строится воспитание, и только тогда планирую индивидуальную работу с ребёнком. Надо помнить, что авторитет необходим в семье, что надо отличать настоящий авторитет от авторитета ложного, основанного на искусственных принципах и стремящегося создать послушание любыми средствами, что настоящий авторитет основывается на чувствах, на знании жизни ребёнка, на помощи ему и ответственности за его воспитание.

 

Литература

  1. Мы и наши дети. Сост.А.С.Белкин.-Свердловск: Сред.-Урал. кн.изд-во, 1985.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "О родительском авторитете"

« Истинный авторитет есть не что иное,   Как истина, изысканная силой разума »....

Родительское собрание на тему "Родительский авторитет" для 5/6 класса.

Родительское собрание на тему "Родительский авторитет" для 5/6 класса....

Проблемный доклад для родительского собрания: "Родительский авторитет".

Доклад с которым я выступала на общешкольном родительском собрании: "Влияние родительского авторитета на фомирование личности ребенка"...

Родительское собрание в 8 «Б» классе Тема : «Родительский авторитет.»

О родительском авторитете. Истинный авторитет есть не что иное, как истина, изысканная силой разума. Иоанн С. Эриугена Задачи собрания: 1. Познакомить родителей с методами воспитания детей в с...

Родительское собрание "Воспитание в семье. Родительский авторитет"

Родительское собрание по теме "Воспитание в семье. родительский авторитет"Содержание:1. Законы жизни и семьи2. Анкетирование детей "Что значит "почитать своих родителей", "Мои права"3. Авторитет пьющи...

Родительское собрание в 8 классе "О родительском авторитете"

Обеспечение интеграции усилий семьи и педагоговв деятельности по развитию личности учащихся...