Главные вкладки

    Доклад на тему: "Права, обязанности и ответственность участников образовательного процесса"
    материал (6 класс) по теме

    Быстрякова Ольга Николаевна

    к родительскому собранию

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad_o_pravakh_i_obyazannostyakh_roditeley.doc50.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Доклад

    на тему: «Права, обязанности и ответственность участников образовательного процесса»,подготовлен  к общешкольному родительскому собранию (21.10.2011г., МБОУ «СОШ№7»)

    учителем истории и права - Быстряковой О.Н.

    Выступление сопровождается презентацией.

    1. Сообщение темы доклада.

    (презентация, слайд№1)

    Участниками образовательного процесса являются не только учителя, а также учащиеся и их родители или законные представители. В докладе речь пойдёт о родителях.

    2. Доклад.

    - Какие права имеют родители? Родители имеют право: 

    (презентация , слайд№2)

    - защищать права и законные интересы детей, выступать перед физическими лицами, в том числе в судах, их законными представителями без оформления специальных полномочий;

    - на обеспечение со стороны государства общедоступности и бесплатности получения их детьми основного общего образования;

    - на выбор для своих детей (до получения ими основного общего образования) форм образования и видов образовательных учреждений, в том числе семейного образования или в негосударственных учебных заведениях;

    - на возмещение за счет государства затрат на обучение детей в негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих программы общего образования;

    - на прием детей для обучения в образовательные учреждения, расположенные по месту жительства;

    -на ознакомление с Уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса;

    - на участие в управлении образовательным учреждением, в котором обучаются их дети;

    - на ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей;

    - на перевод ребенка, получающего образование в семье, для продолжения образования в общеобразовательном учреждении при положительной аттестации;

    - выражать согласие (или несогласие) на прохождение детьми военной подготовки в гражданских образовательных учреждениях на факультативной основе;

    - обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии со своими собственными убеждениями;

    - на помощь со стороны государства в выполнении своих обязанностей по обучению и воспитанию детей;

    - на заботу и содержание со стороны своих совершеннолетних детей, если родители не были лишены родительских прав;

    - проживающие отдельно от ребенка родители имеют право на общение, участие в воспитании, решении вопросов получения образования и на получение информации о своем ребенке из воспитательных, образовательных и других учреждений (ограничения возможны только в случае наличия угрозы жизни или здоровью ребенка)

    Родители имеют право

    * на обеспечение со стороны государства общедоступности и бесплатности получения нашими детьми основного общего образования;

    * на помощь со стороны государства в выполнении своих обязанностей по обучению и воспитанию детей;

    * участвовать в управлении Школой, т.е. избирать и быть избранным в органы общественного самоуправления школы, Попечительский совет; принимать участие и выражать своё мнение на общешкольных

     и родительских собраниях;

    * знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса:

    *  посещать уроки учителей в классе, где обучается ребёнок, по предварительной договорённости с директором школы и с согласия учителя, ведущего урок;

    * присутствовать на любом мероприятии школы;

    *  вносить добровольные пожертвования и целевые взносы на развитие Школы;

    *  принимать решение о необходимости охраны Школы и вносить добровольные взносы на её содержание;

    * требовать отчёт о расходовании внесённых средств;

    *  участвовать своими силами,  средствами в обеспечении дополнительного образования, воспитании, укреплении материально-технической базы Школы.

    * на выбор для ребёнка семейного образования ( на получение ребёнком начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в семье, на возвращение ребёнка в школу на любом этапе обучения при положительной аттестации).

    * на выбор экстерната как форма получения образования ( это аттестация учащихся, самостоятельно изучающих дисциплины согласно образовательной программе. Экстернат предполагает самостоятельное, в том числе ускоренное, освоение общеобразовательных программ по отдельным предметам, классам, курсам основного общего и среднего (полного) общего образования с последующей аттестацией).  

    - Какие обязанности несут родители? Родители обязаны:

    (презентация , слайд№3)

    - обеспечивать и защищать права интересы своих детей, не причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию; воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или их эксплуатацию;

    - обеспечить детям до 15 лет получение основного общего образования в общеобразовательной школе или в другом приравненном к ней по статусу образовательном учреждении;

    - выполнять Устав общеобразовательного учреждении;

    - не допускать неправильного вмешательства в работу преподавателей по вопросам, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя;

    - обеспечивать в пределах своих способностей условия жизни, необходимые для нормального развития ребенка;

    - содержать своих несовершеннолетних детей (порядок и формы предоставления содержания детям определяются родителями самостоятельно; в случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание детей (алименты) взыскиваются с родителей (родителя) в судебном порядке).

              Родители (законные представители) обязаны:

    *     выполнять требования Устава и локальных актов Школы;

    –        выполнять условия родительского договора со школой;

    Порядок регламентации и оформление отношений школы и родителей:

          отношения школы и родителей обучающихся строятся на основе родительского договора, который может быть типовым, а в отдельных случаях — индивидуальным. Указанные договоры хранятся в личных делах учащихся;

          родители знакомятся под расписку с Уставом Школы, локальными актами и режимом работы, предупреждаются об ответственности за материальный ущерб, причинённый умышленно или из озорства их ребёнком школе.

    *      нести ответственность наряду с педагогическим коллективом Школы за обучение и воспитание своих детей;

    *      выявлять истинное физическое и психологическое состояние здоровья своих детей, создавать необходимые условия для развития их способностей, учёбы и жизни, обеспечивающих здоровое и безопасное развитие их духовных и физических сил, нравственное становление;

    *       уважать достоинства ребёнка, воспитывать трудолюбие, чувство доброты, милосердия, заботливое отношение к родному языку и культуре, уважение национальных, исторических, культурных ценностей других народов;

    –        решать вопрос об определении детей в Школу, начиная с возраста 6,5-7 лет при условии их достаточной физической и психической развитости;

    –        всемерно способствовать получению детьми основного образования и дальнейшему продолжению образования в соответствии с их пожеланиями;

    *       воспитывать у детей уважительное отношение к законам, правам, основным свободам граждан, к Школе, её коллективу;

    *       посещать проводимые школой родительские собрания, при необходимости являться в школу по приглашению администрации или учителей для индивидуальной педагогической беседы по учебно-воспитательному процессу и оказанию конкретной педагогической помощи;

    *      возмещать ущерб, нанесённый их ребёнком Школе;

    *       нести ответственность за ликвидацию задолженности в течение учебного года в случае перевода их ребёнка в следующий класс «условно»;

    –        по просьбе Администрации школы участвовать в обеспечении общественного порядка при проведении массовых мероприятий.

             

    За невыполнение или ненадлежащее выполнение родительских обязанностей, а также за совершение правонарушений в отношении своих детей родители несут административную, уголовную и иную ответственность.

    Комиссии по делам несовершеннолетних могут применить к родителям административные меры (объявить общественное порицание или предупреждение, возложить обязанность загладить причиненный вред или наложить денежный штраф)

    Административная ответственность родителей.

    (презентация , слайд№4)

    - Какие административные наказания могут применяться к родителям?

    - в случае злостного невыполнения родителями обязанностей по воспитанию и обучению детей;

    - за доведение их до состояния опьянения или потребления наркотических средств без назначения врача;

    - за совершение подростками в возрасте до 16 лет нарушений правил дорожного движения;

    - за появление детей в общественных местах в пьяном виде, а равно за распитие ими спиртных напитков или в связи с совершением других правонарушений.

    Уголовная ответственность родителей.

    (презентация , слайд№5)

    - В каких случаях родители несут уголовную ответственность?

    В уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрены специальные нормы об уголовной ответственности родителей:

    - за вовлечение несовершеннолетних детей в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом;

    - за вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ;

    - за вовлечение в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

    - за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей, если эти деяния соединены с жестоким обращением;

    - за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей.

    (презентация , слайд№6)

    - Кто несет ответственность за вред, причиненный ребенком в возрасте

    до 14 лет?

    Родители, если они не докажут, что вред возник не по их вине. Если в момент причинения вреда малолетний находился под надзором школы, больницы, оздоровительного лагеря и т. д., за вред будет отвечать учреждение, если оно не докажет, что вред возник не по его вине. Но если родители не имеют достаточных средств для возмещения вреда, а сам причинитель, став дееспособным, располагает такими средствами, суд имеет право потребовать возмещения вреда с того, кто его причинил.

    Также родители несут имущественную ответственность по сделкам малолетних детей (до 14 лет).

    - Кто несет ответственность за вред, причиненный подростком в возрасте

    от 14 до 18 лет?

    Сам подросток. Если несовершеннолетний, причинивший вред в возрасте от 14 до 18 лет, не располагает необходимыми средствами, вред полностью или в недостающей части может быть взыскан с родителей или опекунов, если они не докажут, что вред возник не по их вине. Но, если при достижении совершеннолетия, у причинителя вреда появилось достаточное имущество, вред будет возмещен из этого имущества.

    3.Итог.

    В заключении доклада, хочу обратиться к родителям:

    *будьте ближе к радостям и неудачам своих детей,

    *контролируйте выполнение домашних заданий, в независимости в каком классе обучается,

    *оказывайте посильную помощь своим детям,

    *будьте ближе к школе,

    *чаще сами интересуйтесь об успеваемости и поведении своего ребёнка.

    Как приятно видеть ответственных родителей, правильно воспитывающих своих детей. Ведь основные этапы воспитания закладываются не в школе, а в семье. Но к сожалению , есть родители, которые перекладывают ответственность на учебное заведение, забывая о своей обязанности - обеспечивать нравственное развитие  ребёнка, воспитывать детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогический совет «Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса. Новые воспитательные технологии».

    Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя.   Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии,   веру в   возможности каждого  ученика,...

    «Инклюзивная образовательная вертикаль взаимодействия психолога с участниками образовательного процесса при проведении индивидуальной работы по методу Символдрамы с воспитанницей специальной (коррекционной) школы интерната, для детей-сирот и детей, с

    Данный  материал представляет собой описание индивидуальной коррекционной работы педагога-психолога с учащимся, имеющим проблемы поведения и эмоционально-волевой сферы В материале представлены: ц...

    Права и обязанности участников образовательного процесса

    В рамках недели по профилактике социальных рисков проходил круглый стол по правам. В его работе активно участвовали учащиеся из совета ученического самоуправления. Опыт объединения усилий всех за...

    Формирование в образовательном учреждении толерантного отношения к детям с ОВЗ всех участников образовательного процесса.

    В данной статье представлены особенноти работы образовательного  учреждения (педагогов, специалистов, родителей) по отношению к детям с особыми потребностями...

    Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образовательного процесса".

    Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образователь...

    «Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса»

    «Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса»...