Анализ адаптации учащихся 5-го класса
материал по теме

Гуримская Наталья Валерьевна

 

С целью выявления школьной мотивации учащихся  был проведен тест «Мотивация учения и адаптация пятиклассников». Учащимся предлагалось ответить на 10 вопросов анкеты, которая определяет пять уровней школьной адаптации: высокий уровень (25-30 баллов), средний (20-24 баллов), внешняя мотивация (15-19 баллов), низкая школьная мотивация (10-14 баллов), дезадаптация (ниже 9 баллов).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_uch-sya_5_klassa.docx15.66 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ адаптации учащихся 5-го класса

Классный руководитель Н.В.Гуримская

  Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 м классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Он связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поскольку в 5-м классе происходит резкое изменение условий обучения. Дети переходят от одного основного учителя к системе "классный руководитель – учителя-предметники", появляется кабинетная система. Разнообразие требований, предъявляемых к школьнику учителями (нередко фактором, осложняющим процесс адаптации у пятиклассников, служит именно рассогласованность, и даже противоречивость требований разных педагогов), необходимость на каждом уроке приспосабливаться к индивидуальному стилю преподавания педагога – все это является серьезным испытанием для психики школьника.

Для отслеживания адаптации учащихся были проведены следующие мероприятия:  контрольные работы по русскому языку, математике, посещение уроков, проверка дневников, анкетирование детей и родителей, проведение классного родительского собрания «Поведение уч-ся на уроках».

С целью выявления школьной мотивации учащихся  был проведен тест «Мотивация учения и адаптация пятиклассников». Учащимся предлагалось ответить на 10 вопросов анкеты, которая определяет пять уровней школьной адаптации: высокий уровень (25-30 баллов), средний (20-24 баллов), внешняя мотивация (15-19 баллов), низкая школьная мотивация (10-14 баллов), дезадаптация (ниже 9 баллов).

По результатам исследования определено:

 

Уровень

5

Высокий уровень

3 – 42,8 %

Средний уровень

4  - 57,2 %

Внешняя мотивация

-

Низкий уровень

-

Дезадаптация

-

Высокий уровень развития, 3  человека (42,8% от числа всех опрошенных). У этих детей положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Как правило, эти ребята легко усваивают учебный материал; полно овладевают программой, прилежны; внимательно слушают указания учителя; выполняют поручения без внешнего контроля; проявляют интерес к самостоятельной работе, всем предметам; поручения выполняют охотно; занимают благоприятное статусное положение в классе.

Средний уровень - хорошая школьная мотивация, наблюдается у  4  учащихся (57,2 %). При средних показателях школьной мотивации ребенок положительно относится к школе; понимает учебный материал; усваивает основное в программе; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля; сосредоточен по интересу, готовится к урокам, поручения выполняет; дружит со многими детьми в классе.

При анкетировании родителей:

Проверяя дневник: оформление соответствует установленным требованиям, отметки учителями предметниками выставлены, д/з записываются.

Уровень сформированность зун по основным предметам продемонстрировали контрольные срезы:

Предмет

Кол-во уч-ся

Дата проведения

% качества

% успеваемости

Русский язык

Математика

Природовед.

История

Качество знаний по всем предметам неплохое.

 

Важно помнить, что период адаптации  длится не один месяц. И, как правило, к концу первой четверти 5 класса у ребят резко снижаются успеваемость, память, внимание, школьная мотивация, повышается утомляемость, появляется страх перед уроками, учителем, контрольной работой и т.д. В связи с этим важно организовывать учебную деятельность с учетом психофизиологических особенностей учащихся.

Также  мною были посещены уроки русского языка, математики и музыки. Посещение уроков позволило сделать следующие выводы. Все учителя владеют методикой работы с данной возрастной категорией детей. Преобладают  традиционные уроки, объяснительно-иллюстративный  и репродуктивный методы работы, а также метод самостоятельной работы. Основные формы работы на уроке – фронтальный опрос, беседа. Учителя на уроках используют наглядность, в том числе ТСО.  Учителями  комментируются оценки, полученные детьми на уроках, домашнее задание дается с пояснением. В обучении используют дифференцированный подход, уроки строят с учетом индивидуальных способностей учащихся класса. На   уроках соблюдается принцип здоровье сбережения: учителя следят за осанкой детей, делают физ. паузы.

На переменах некоторые учащиеся ведут себя не адекватно, но думаю, что скоро всё будет в норме.  В течении месяца провожу разъяснительные беседы о поведении  на уроках и переменах. 04 октября проведение классного родительского собрания «Поведение уч-ся на уроках».Считаю, что адаптация учащихся проходит успешно.

Классный руководитель:                        Гуримская Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Адаптация учащихся в 5 классе"

Разработка содержит план собрания и презентацию, созданную по итогам анкетирования учащихся....

Анализ адаптации учащихся 1 класса школы - интерната VIII вида 2012 уч. год.

По результатом проведенного исследования психоэмоционального состояния учащихся, данные отражают в целом .Рекомендации психолога  классному руководителю  по осуществлению благоприятной адапт...

Адаптация учащихся 5-х классов

Адаптация  учащихся 5-х классов - http://miapp.ru/sno/poleznoe/school_psychologist/361-.html...

Адаптация учащихся в пятом классе

Адаптация учащихся в пятом классе...

Разработка родительского собрания "Адаптация учащихся 5-го класса к новым условиям обучения"

Рассмотреть основные трудности, с которыми сталкиваются пятиклассники...

Анализ адаптации учащихся 5х классов.

В материале дается краткая характеристика 5 го класса. Проводится анализ адаптации детей за краткий период времени. Работу можно использовать на родительском собрании пятикласников....

Доклад по итогам анализа уровня адаптации учащихся 5-х классов к условиям обучения в среднем звене в 2023-2024 учебном году

   Докладпо итогам анализа уровня адаптации учащихся 5-х классов к условиям обучения в среднем звене в 2023-2024 учебном году...