Родительское собрание «Переходный возраст подростка»
консультация (8 класс) по теме

Ирина Викторовна Алтухова

Цели: повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по  конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе;   выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей; профилактика неверных действий по отношению к своему   сыну или дочери со стороны родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon perekhodnyy_vozrast.ppt187 КБ
Microsoft Office document icon perekhodnyy_vozrast.doc62 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Переходный» возраст продолжается Практические советы

Слайд 2

Я не верю, что жизнь человека предопределена его детством. Я думаю, что существуют еще очень важные периоды: отрочество, юность… Ж.-П. Сартр

Слайд 3

«В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудаческих и неподобающих поступках». И. Гете.

Слайд 4

Личностные черты подростка 1 Непримиримость ко злу. 2 Стремление к идеалу. 3 Желание быть личностью. 4 Непостоянство увлечений. 5 Романтическая восторженность и грубые выходки.

Слайд 5

Перед вами статистика, которую вы должны знать : Переходный возраст характеризуется высоким уровнем тревожности, озабоченности и неудовлетворенности своей внешностью. В этот период жизни к нелюбимым чертам характера ребята относят физические характеристики. 30% мальчиков и 20% девочек в возрасте11-13 лет испытывают беспокойство по поводу своего роста. 60% девочек в возрасте 11-13 лет испытывают беспокойство по поводу лишнего веса. В действительности лишь 16% от этого числа склонны к полноте. Мальчики и девочки, достигшие раньше других физической зрелости, обладают боле высоким социальным статусом в детском коллективе. Девочки, у которых позднее физическое созревание, часто страдают заниженной самооценкой в коллективе сверстников и попадают в группу изолированных детей. По материалам статистики, опыт первой влюбленности девочек – 11 лет – 60%. В этот период времени девочки больше стремятся к личной свободе и независимости. Начиная с 11 лет, увеличивается конфликтность подростков. Большинство детей в этот период времени отдаляются от родителей, предпочитая группу сверстников.

Слайд 6

Памятка для родителей Будьте терпимы к чужому мнению. Надо как-то договориться.

Слайд 7

Помните: у них, ваших детей, сформировались свои правила поведения – по вашим они не хотят жить. Найдите компромисс.

Слайд 8

Просто задумайтесь над собой. Вы не правы, когда стремились создать своего подростка по своему образу и подобию. Вы подавили в нем личность, индивидуальность.

Слайд 9

Прекратите «нашпиговывать» нотациями своих детей. Подростки к ним особенно не терпимы.

Слайд 10

И еще посмотрите, а живете ли вы сами по тем принципам, которые провозглашаете. Дети это прекрасно видят.

Слайд 11

Не отнимайте у своих детей стремление жить своей жизнью. Иначе будет просто скучно в вашей семье.

Слайд 12

Давайте нормально, естественно поможем подросткам прожить период «отторжения» от родителей. Смиримся с тем, что пока им важнее, как к нему относятся сверстники, а не родители и учителя.

Слайд 13

Удачи Вам в Вашем тяжелом деле – воспитании своих детей. Спасибо за внимание.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Переходный возраст подростка»

Цели:

-     повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по  конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе;

-     выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей;

-    профилактика неверных действий по отношению к своему   сыну или дочери со стороны     родителей.

Подготовка. Учитель проводит в классе опрос, используя вопросы теста. Анализирует полученные результаты.

Тест

Твои  контакты с родителями

1. Считаешь ли ты, что у тебя есть взаимопонимание с родителями?

2. Беседуешь ли ты со старшими по душам, советуешься ли по личным вопросам?

3. Интересуешься ли ты работой своих родителей?

4. Знают ли родители твоих друзей?

5. Бывают ли твои друзья у вас дома?

6. Участвуешь ли ты вместе с родителями в хозяйственных заботах?

7. Скучно ли тебе дома, предпочитаешь ли ты проводить свободное время вне дома?

8. Есть ли у тебя общие со старшими занятия и увлечения?

9. Участвуешь ли ты в подготовке к семейным праздникам?

10. А в «детские праздники» — предпочитаешь ли ты, чтобы родители были с вами, или хочешь проводить их без взрослых?

11. Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги?

12. А телевизионные передачи и фильмы?

13. Бываете ли вы вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?

14. Участвуете ли вместе в прогулках, туристических походах?

15. Предпочитаешь ли проводить выходные дни вместе с ними или нет?

Утвердительный ответ оцени двумя баллами.

Если ответ выражается словами «отчасти», «иногда»,— одним баллом.

Если он отрицателен — 0.

Подсчитай, сколько баллов ты набрал(а).

Более 20 баллов: твои отношения со старшими в семье в основном можно считать благополучными.

От 10 до 20: отношения можно оценивать как. удовлетворительные, но недостаточно многосторонние; подумай сам(а), в чем они должны быть углублены и дополнены.

Менее 10: твои контакты с родителями явно недостаточны. Необходимо решать, как их улучшить.

(Психологические тесты для тинэйджеров.  /Сост. Т.В. Орлова. – К.: Довира: ООО «Таир», 1996. – с. 74)

Ход собрания

Учитель. Воспитывая своего ребенка, мы желаем получить определенный результат: доброго, ласкового, послушного, всепонимающего и всегда прислушивающегося к нашим, конечно же, полезным советам. Мечтая воспитать в ребенке личность, мы едва не падаем в обморок, лишь только он начинает себя проявлять. Тогда, с тревогой, мы замечаем, что наше дитя не всегда доброе, ласковое, послушное...

Тема нашего разговора - «Переходный возраст». Сегодня мы попробуем разобрать содержание этого понятия, рассмотреть особенности этого возраста, поговорить о том, как вести себя по отношению к своему ребенку в этот период, чтобы не вызвать конфликтную ситуацию.

Учитель. Итак, ребенок вступает в то специфическое состояние, которое принято называть "подростковым возрастом". Пожалуй, каждый современный родитель не раз слышал о "кризисе подросткового возраста". Память многих взрослых хранит массу впечатлений о том, какой была их собственная жизнь в этом возрасте. И далеко не все воспоминания о том времени можно назвать легкими и приятными. Вспомните, пожалуйста.

Вопросы родителям.

  • - Были ли у вас в данном возрасте конфликтные ситуации с родителями?
  • - Считали ли вы себя правым, а требования родителей - необоснованными, ненужными?

                                  (Родители принимают участие в беседе).

Учитель. Таким образом, в той или иной мере вы знакомы с проблемой переходного возраста.

Вопросы родителям.

  • Изменился ли характер вашего ребенка в последнее  время?
  • Каким образом?

(Родители принимают участие в беседе).

Учитель. Подросток подвергается воздействию могучих сил, как бы распирающих его изнутри, в каком-то смысле, разрывающих его на части. И это неизбежно сказывается на поведении и взаимодействии с окружающими. Прежде всего, вступают в дело физиологические процессы, связанные с интенсивным созреванием организма.

Вопросы специалистам.

  • - Какие физиологические процессы происходят в этот период времени в наших детях?

Физическое развитие школьника-подростка характеризуется, прежде всего, быстрым ростом тела в длину за счет удлинения рук и ног. Нередки случаи, когда увеличение роста достигает 7–9 см в год. Школьники в этом возрасте тонки, длинноноги, как говорят, долговязы. Одновременно идет и усиленный процесс окостенения скелета.

К 13 — 14 годам заканчивается формирование двигательного анализатора, что имеет огромное значение для формирования выносливости, ловкости, необходимых в трудовой деятельности.

Пожалуй, ни к одной системе организма в подростковом и юношеском возрасте не предъявляется таких высоких требований, как к сердечнососудистой. Вес сердца с 10 до 16 лет удваивается, а объем увеличивается примерно в 2,4 раза.

Надо отметить, что в стремительно растущем организме развитие сердечнососудистой системы не всегда успевает за общими темпами развития, а увеличение массы сердца иногда отстает от увеличения массы всего тела. Вот почему иногда у рослых юношей и девушек появляются жалобы на слабость, легкую утомляемость, отмечается склонность к обморокам при перегревании или резком изменении положения тела. При появлении симптомов сердечной слабости некоторые родители расценивают их как проявление болезни сердца, стараются перевести сына или дочь на максимально щадящий режим, ограждают от всякого рода физических нагрузок. Это большая ошибка. К сожалению, сейчас у большинства современных детей, подростков, юношей (да и взрослых) основной бедой стала недогрузка мускулатуры, малоподвижность. По подсчетам ученых, школьники 18 часов в сутки находятся в состоянии полной или относительной неподвижности, т. е. сидят или лежат.

Единственным лекарством, способным привести в соответствие возможности системы кровообращения и возросшие потребности организма подростка, служат систематические физические упражнения, спорт, трудовая деятельность

Особенно глубокое влияние на физическое и психическое развитие подростка оказывает начинающийся в этом возрасте процесс полового созревания, когда мальчик превращается в юношу, девочка – в девушку. Этот период у девочки наступает в среднем в возрасте 12–14 лет, у мальчиков – в 13–15 лет, поэтому физическое развитие девочек и мальчиков в этом возрасте идет неравномерно. Девочки начиная с 11 –12 лет заметно обгоняют мальчиков по росту и по весу. Это продолжается до 15–16 лет, когда мальчики вновь обгоняют девочек по этим показателям. Признаки полового созревания выражаются у девочек в развитии грудных желез и появлении месячных (менструаций), у мальчиков – изменении голоса и появлении растительности на губах и подбородке. Пробужденные в организме новые силы ищут выхода.

Противоречивость поведения подростка во многом является следствием того, что он уже не ребенок, но еще и не взрослый, хотя и очень хочет им казаться.

  • - Какие психологические процессы происходят в этот период времени в наших детях?

        Развитие связной и точной речи падает по преимуществу на время обучения в средней школе. В подростковые соды в связи с овладением в процессе обучения основами наук и развитием мышления речь становится более точной для выражения отвлеченной мысли. Запас слов значительно увеличивается за счет специальной терминологии, усваиваемой при изучении различных предметов. В связи с литературным чтением подростки овладевают образной речью.

Существенные изменения происходят и в процессах памяти. Разнообразными становятся приемы запоминания, процессы, памяти приобретают более логический характер и становятся еще более управляемыми, произвольными. В этот период значительно возрастает умение логически обрабатывать материал для запоминания, выделять главное, разбивать текст на смысловые отрезки, систематизировать их, устанавливать логические связи между частями.

Мышление подростка становится более отвлеченным. Подросток постепенно переходит от конкретного, наглядного мышления к отвлеченному, абстрактному.

Учитель.  Встречаясь с отдельными проявлениями отрицательных черт у подростков, как, например, грубости, упрямства, чрезмерного самомнения родители иногда делают неправильный вывод о том, что будто бы эти черты вообще типичны для подростка. На самом же деле, как правило, в отрицательных чертах подростка проявляется или подражание взрослым, или ответ на неумелый подход к нему со стороны взрослого.

В реальной семейной жизни и в отношениях с родителями этот процесс часто проявляется в психологическом "шараханье" ребенка из одной крайности в другую. То он рассуждает и ведет себя как совершенно взрослый, умудренный опытом человек, то, вдруг, безо всякой видимой причины превращается в инфантильного, капризного пятилетку. То он готов принимать решения и ответственность по очень серьезным вопросам (и требует, чтобы ему позволили это делать), то оказывается абсолютно безответственным во, вроде бы, уже давно оговоренных и привычных делах, связанных с уборкой собственной комнаты и походом за хлебом. Происходят заметные, иногда кардинальные изменения привычек, сложившихся стереотипов поведения, способов проведения досуга и круга общения. Понятно, что такие моменты нагнетают напряжение в семье, задают неровный, "рваный" ритм жизни для всех ее членов. Более того, поскольку большинство подростков ведут себя таким образом не только дома, но и "по жизни", это создает объективно сложные, иногда критические ситуации, расхлебывать которые нередко приходится мамам и папам.

В основе поведения подростка лежит острая потребность в обретении власти и контроля над собственной жизнью. Стремление к автономии проявляется, в первую очередь, в отрицании традиций и поведенческих норм, принятых в мире "этих странных взрослых".  Это нередко вызывает особенно болезненную реакцию у взрослых и служит дополнительным катализатором конфликтов… "Если ты уже такой самостоятельный, не обращайся ко мне за деньгами на покупку своих компакт-дисков, зарабатывай сам!" "Если ты такая взрослая, не лезь ко мне со своими обидами. Ты ведь не желала меня слушать, когда выбирала себе приятеля!" Знакомые фразы? Может быть, вам приходилось слышать нечто подобное в семьях ваших знакомых или от своих собственных родителей, когда вы были подростком? А может быть, что-то похожее вы говорили своему четырнадцатилетнему сыну или пятнадцатилетней дочери?

Если это так, то, пожалуйста, не обижайтесь. Внимательно посмотрите на то, как звучат эти фразы не тогда, когда вы произносите их в запале, переживая гнев, досаду или обиду, на бумаге - в чистом, так сказать, виде.  Не случайно я упомянула обиду и досаду. Вряд ли руководствуясь подобными чувствами можно добиться хорошего результата.

Подобное поведение родителей вызывает ответную реакцию далекую от того,   что на самом деле изначально хотел подросток. Возникает порочный круг. Положение усугубляется тем, что обе стороны находят подкрепление безупречности собственной позиции в реально существующих обстоятельствах. Для родителей - это, например, забота о здоровье, безопасности и благополучии своих детей. Для подростка - убежденность в том, что он не собирается делать ничего плохого и предосудительного, но его не слышат, не понимают и не желают с ним считаться. Все это во многих семьях выливается в примерно следующий диалог.

Ситуация.

Дочь: Мама! Я сегодня пойду на дискотеку и задержусь до десяти. (Я хочу, чтобы ты не беспокоилась. Со мной все будет в порядке!

Мать: (Хм, до десяти... С кем это она собралась? И куда? На какие деньги? Она уже не считает нужным даже спросить разрешения! Просто ставит меня в известность! Если так пойдет дальше, скоро она вообще заявит, что не придет домой ночевать!) А не рановато тебе до десяти торчать на дискотеках? Чтобы в восемь была дома! И, вообще, лучше заняться уроками!

Д: Ну мама! Я уже обещала! (Как ты можешь со мной так поступать! Что скажут друзья! Я уже не маленькая девочка!)

М: Напрасно ты даешь такие обещания, не спросив взрослых! Мы еще поговорим об этом, когда придет с работы отец!

Д: ... (Зря я вообще ей сказала! Права Ирка! Предкам лучше ничего не говорить и все делать по-своему. Поорут, и успокоятся!)

Через пару недель. На часах - пол-одиннадцатого вечера. Мать мечется от телефона к окну: "Господи! Наверняка, случилось что-то ужасное! Она всегда предупреждает, когда задерживается!" Папа на кухне судорожно накапывает валерьянки для супруги и коньяку для себя. Раздается звонок... На пороге стоит долгожданная дочь...

Учитель. Уважаемые родители, какую фразу вы бы произнесли в подобной ситуации?

               (Мнение родителей. Обсуждение. Затем,  учитель заканчивает читать диалог).

М: Слава Богу! Жива, здорова! (Какое счастье! С ней все в порядке!). Я думала с  ума сойду! (О родителях даже не подумала! Вот они, эти компании и дискотеки! Я так и знала! Во что она превратится, если так пойдет дальше!). Тебе только-только исполнилось пятнадцать, а ты уже начала шляться по ночам! В страшном сне не могла представить, что моя дочь будет вести себя как проститутка!

 

Учитель. Знакомит родителей с результатами  тестирования.

Учитель. Сегодня мы попытались ввести вас в круг проблем, которые, возможно, пока не имеют отношение к вам. Но предупрежден - значит вооружен. Если вам случится когда-нибудь столкнуться с той проблемой, о которой мы сегодня рассуждали, вы, по крайней мере, будете знать ее истоки и пути разрешения.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Переходный возраст. Особенности контакта с подростками.

Родительское собрание. Переходный возраст. Особенности контакта с подростками....

Родительское собрание "Переходный возраст ребенка"

В подростковом периоде в организме человека происходит бурный рывок физического и психического развития. Непропорционально длинные руки и ноги, угловатые и неловкие телодвижения, изменения форм тела, ...

Родительское собрание " Переходный возраст"

Родительское собрание " Переходный возраст"...

Родительское собрание "Переходный возраст"

Методическая разработка родительского собрания в 7 классе на тему "Переходный возраст"...

Родительское собрание ПЕРЕХОДНЫЙ ВОЗРАСТ: ОСОБЕННОСТИ КОНТАКТА С ПОДРОСТКАМИ

Родительское собраниеПЕРЕХОДНЫЙ ВОЗРАСТ: ОСОБЕННОСТИ КОНТАКТА С ПОДРОСТКАМИ...

Родительское собрание "Переходный возраст. Психологические возрастные особенности подростков: проблемы и пути решения."

Переходный возраст. Психологические возрастные особенности подростков: проблемы и пути решения....