Родительское собрание " Переходный возраст"
методическая разработка на тему

Абросимова Елена Алексеевна

Родительское собрание " Переходный возраст"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobraeie_perehodnyy_vozrast.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Арзинская СОШ

Родительское собрание  на тему:

«Психологические и возрастные особенности учащихся».

                                                                          Выполнила:

                                                                         классный руководитель

                                               9 класса

                                                             Абросимова Е.А.

п.Арзинка 2011 г.


Родительское собрание «Психологические и возрастные особенности учащихся (проблемы переходного возраста)».

Цель собрания – ознакомить родителей с особенностями поведения учащихся в период полового воспитания, наметить пути возможного решения проблем и конфликтов в данный период развития.

Форма проведения: дискуссия.

Эпиграф

Структура личности подростка…

В ней нет ничего устойчивого,

Окончательного и подвижного.

В ней всё – переход, всё течёт.

Л.С. Выготский.

I. Выступление классного руководителя по указанным вопросам перед родителями.

– Эпиграфом собрания стали слова Л. С. Выготского – одного из ведущих психологов ХХ столетия, которого называют Моцартом в психологии. Они удивительно точны. Развитие подростка – это начало поиска себя, своего уникального «я». Это путь становления индивидуальности. Как часто родители делают первые ошибки в воспитании своих детей, говоря ребенку: «Не выделяйся, будь такой или таким, как все». В психологии этот период времени называют периодом «брожения» психики, за ним наступает период достаточной уверенности в равновесии. Этот период почти всегда бывает болезненным, это время проблем между детьми и родителями. Многие считают, что задача родителей в этот период – сдерживать половой инстинкт ребенка. Это мнение ошибочно, и оно приводит к новым проблемам.

Что же является самым главным для ребенка в этот период?

Обратите внимание на следующую цепочку:

ЛЮБОВЬ – ДОВЕРИЕ – ПОНИМАНИЕ – ПОДДЕРЖКА

Развитие подростка - начало поиска своего «я», себя; период «брожения» психики, за которым возникает период достаточной уверенности и равновесия; это время проблем между родителями и детьми.

Любовь------доверие-----понимание-------поддержка (только в таком ракурсе должны складываться взаимоотношения между родителями и детьми).

Физическое здоровье ребёнка – основа его успехов в учении. Состояние физического здоровья и темпы полового созревания влияют на личностное развитие учащихся. Чем раньше начнётся процесс полового созревания, тем легче он протекает:

При начале созревания в 12 лет созревание длится 2 года,

в 13-13,5 лет – 3-3,5 года,

в 15 лет – 5-6 лет.

Эти различия в темпах – причина многих переживаний. Последние 60-80 лет основными проблемами стали акселерация (ускоренное развитие подростков) и ретардация (замедленное созревание).

В школьные годы акселераты – лидеры в классах; к 30 годам это крепкие, социально приспособленные люди, но зависимые от мнения окружающих, приземлённые люди. Ретарданты – сначала обидчивые, стремятся привлечь внимание, замкнутые, но к 30 годам это люди с более прочным душевным ядром, высокими принципами.

За что ведут борьбу подростки:

1). За то, чтобы перестать быть ребёнком;

2). За прекращение посягательства на его физическое начало, за неприкосновенность;

 3). За утверждение среди сверстников;

4). Против ироничных замечаний по поводу его взрослости.

Правила для родителей:

-помочь найти компромисс души и тела:

-замечания делать в доброжелательной форме;

-ознакомить ребёнка с устройством и функционированием его тела;

-пока развивается тело, болит и ждёт помощи душа ребёнка.

     Подростковая психика – период «гормональной дури», высвобождение от влияния, высвобождение от влияния взрослых и общение со сверстниками.

Возрастают требования к интеллекту и больше учителя и родители апеллируют к разуму и логике, чем к чувствам. Подростки способны мыслить логически, проводить самоанализ, теоретические рассуждения, способны к дедукции и индукции; их знания об окружающем мире углубляются. Игры уходят на второй план, а на первом остаются учение, общение и труд. Совершенствуется самоконтроль деятельности, но часто отсутствует способность к предварительному планированию деятельности. Замедляется механическая память, так как растёт объём учебной информации, но развивается логическая память (поэтому дети  могут жаловаться на проблемы с памятью). Школьники должны не механически заучивать, а понимать смысл и логику материала.

    Активно развивается чтение, монологическая и письменная речь (от письменного изложения до самостоятельного сочинения). Развиваются коммуникативные способности. Школьники стремятся получить высокую оценку со стороны. Особенность данного возраста – стремление к самообразованию. Главные мотивы – самопознание (я – идеальное и я – реальное), самовыражение ( в разных формах) и самоутверждение.

    Стремление «быть взрослым» состоит также и в подражании внешним формам наблюдаемого поведения. Подросток больше внимания уделяет собственным недостаткам. У него проявляется дифференцированное отношение к учителям, новые критерии оценки личности и деятельности. Подростки начинают ценить эрудицию и для них очень характерно чувство справедливости, они склонны к спорам и конфликтам, их поведение непредсказуемо, они порой вынуждают родителей на крайние меры – от слишком жёстких  границ поведения до предоставления им полной свободы с тем, чтобы избежать конфликтов. Подростки на пути  к собственной независимости нуждаются в установлении границ и норм поведения,  и решение об их установлении должно приниматься совместно. Подростки нуждаются в родительской любви, поддержке и одобрении.

Отрочество – время  становления индивидуальности.  

И в заключении памятка для родителей:

А). Самостоятельность ребёнка  - в ней не надо видеть угрозу лишиться его;

Б). Ребёнку нужна не столько самостоятельность, сколько право на неё;

В). Хотите, чтобы ребёнок сделал то, что вам нужно, сделайте так, чтобы он сам этого захотел;

Г). Любовь и сексуальность для подростка – вещи взаимоисключающиеся;

Д). В подростковом возрасте  многие человеческие достоинства проявляются  в чудаческих и неподобающих поступках.

   Возможно сначала провести на классном часе анкету с учащимися о взаимоотношениях подростков и родителей, а затем на собрании  - подобное с родителями, а результаты сравнить. Родители всегда с интересом относятся к подобному предложению, и задумываются над ответами своих детей.

Пример подобной анкеты.

Вопросы для детей.

1).  Знают ли родители твоих друзей?                                                    

2). Проводите ли вы совместные праздники?

3). Знаешь ли ты друзей своих родителей?

4). Любишь ли ты одиночество?

5). Нравится ли тебе присутствие родителей на детском празднике?

6). Часто ли ты беседуешь по душам с родителем?

7). Ты предпочитаешь всё делать сам или обратиться за помощью?

8).  Комфортно ли тебе в школе?

9). Ты предпочитаешь отдых с семьёй, в одиночку или с друзьями?

10). Как относятся родители к твоему мнению?

Вопросы для родителей.

1). Знаете ли вы друзей своего ребёнка?

2). Проводите ли вы совместные праздники с детьми?

3). Знают ли дети ваших друзей?

4). Любите ли вы одиночество или предпочитаете общение с разными людьми?

5). Считаете ли вы обязательным присутствие взрослых на детском празднике?

6). Часто ли вы беседуете по душам с детьми?

7). Самостоятелен ли ваш ребёнок или он предпочитает обратиться за помощью?

8). Комфортно ли вашему ребёнку в школе?

9). Вы предпочитаете отдых всей семьёй (с детьми) или в одиночку?

10). Как вы относитесь к мнению своего ребёнка? Важно ли оно для вас?

 

Мы должны приложить максимум усилий, чтобы сохранить каждое звено в общении с нашими детьми. Как заметил юморист, с каждым поколением дети становятся все хуже, а родители все лучше и, таким образом, из все более плохих детей получаются все более хорошие родители.

За что и против чего ведет борьбу ребенок в переходном возрасте?

● за то, чтобы перестать быть ребенком;

● за прекращение посягательств на его физическое начало, неприкосновенность;

● за утверждение среди сверстников;

● против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.

Правила, которые должны соблюдать родители подростка:

● помочь ребенку найти компромисс души и тела;

● все  замечания  делать  в  доброжелательном, спокойном тоне, без ярлыков;

● подробно познакомить ребенка с устройством и функционированием организма;

● следует помнить, что пока развивается тело ребенка, болит и ждет помощи его душа.

II. Психологическая разминка для родителей.

1. Анализ педагогических ситуаций:

1) Девочка не хочет убирать свою комнату.

2) Мальчик не следит за собой и т. д.

2. Обсуждение проблемы совместно с родителями.

Подростковую психику иногда называют периодом «гормональной дури». Поиск и становление своего «я» – это высвобождение от влияния взрослых и общение со сверстниками. В семьях, где есть уважение, где каждый имеет право голоса, где у всех есть и права, и обязанности, реакции эмансипации проходят мягче и порождают меньше конфликтов.

Что должны сделать родители, чтобы сохранить любовь своих детей?

Эти правила (на отдельном листочке бумаги) предлагаются родителям для ознакомления:

 В самостоятельности ребенка не следует видеть угрозу лишиться его.

 Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее.

 Хотите, чтобы ребенок сделал то, что вам нужно, сделайте так, чтобы он сам захотел этого.

 Не перегружайте ребенка опекой и контролем.

 Не создавайте «революционную ситуацию», а если создали, разрешайте ее мирным путем.

 Помните слова И.-В. Гете: «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудаческих и неподобающих поступках».

В переживаниях подростков огромное место занимают дружба и влюбленность. Девочки чаще мальчиков хотят иметь друга и чаще реализуют свое желание. Девочкам нужны понимание, сочувствие, уход от одиночества, мальчикам – взаимопомощь, понимание.

В 4–7 % случаев первая влюбленность ведет впоследствии к браку. Почему возникает влюбленность, эта глубочайшая потребность в индивидуальных доверительных отношениях? Запрещать в этой сфере – значит сделать подростка несчастным. Говорить о предмете влюбленности плохо – значит расстроить взаимоотношения с ним. Любовь и сексуальность для подростка – вещи взаимоисключающие.

Дать оценку проблемы с позиции взрослого человека.

1. Эту проблему назиданиями решать нельзя.

2. Решение проблемы взаимоотношений мужчины и женщины через призму взаимоотношений в доме.

 За одно собрание нереально осветить все аспекты проблемы, возможно, продолжить рассмотрение этой темы на одном из следующих собраний, попутно обсудив все возникшие в классе проблемные ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Переходный возраст. Особенности контакта с подростками.

Родительское собрание. Переходный возраст. Особенности контакта с подростками....

Родительское собрание "Переходный возраст ребенка"

В подростковом периоде в организме человека происходит бурный рывок физического и психического развития. Непропорционально длинные руки и ноги, угловатые и неловкие телодвижения, изменения форм тела, ...

Родительское собрание «Переходный возраст подростка»

Цели: повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по  конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе;   выработка коллективных решений и единых требова...

Родительское собрание "Переходный возраст"

Методическая разработка родительского собрания в 7 классе на тему "Переходный возраст"...

Родительское собрание "Переходный возраст"

Родительское собрание о переходном возрасте, о взимоотношениях со своими детьми, даны рекомендации и советы родителям....

Родительское собрание ПЕРЕХОДНЫЙ ВОЗРАСТ: ОСОБЕННОСТИ КОНТАКТА С ПОДРОСТКАМИ

Родительское собраниеПЕРЕХОДНЫЙ ВОЗРАСТ: ОСОБЕННОСТИ КОНТАКТА С ПОДРОСТКАМИ...