Выявление и развитие художественных способностей у детей
статья на тему

Статья в помощь родителям о том, как выявить и развить у ребёнка художественные способности.

6 основных признаков наличия задатков и способностей к изобразительному искусству. Помогаем ребёнку "найти себя".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyyavlenie_i_razvitie_khudozhestvennykh_sposobnostey.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выявление и развитие художественных способностей у детей.

«У меня очень способный ребёнок!» Именно такую фразу можно услышать практически от каждого любящего родителя. Поспорить с этим невозможно, но есть нюансы, которые помогут выявить способности в определённой области. Необходимо это в первую очередь не для того, чтобы тешить самолюбие родителей, а для того, чтобы ребёнок мог найти себе занятие по душе, которое впоследствии может стать и делом всей жизни, по крайней мере, задать нужный вектор развития.

А для того, чтобы определить к какой же деятельности склонен ваш ребёнок для начала необходимо определить разницу между задатками и способностями.

Задатки — врожденные, устойчивые психофизиологические особенности человека, оказывающие существенное влияние на развитие его способностей. Проще говоря, задатком для развития способностей в области музыки может стать абсолютный слух, но в тоже время он может компенсироваться за счет памяти музыкальных интервалов.

Основой художественных способностей может стать чувство цвета (когда ребёнок осознанно или на подсознательном уровне может создавать гармоничные сочетания  цветов) или чувство пропорций.

Способности -  индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.

Возможность выявить способности ребёнка к той или иной деятельности появляется только во время процесса, если ваш ребёнок никогда не пробовал танцевать, то соответственно вы не узнаете, есть ли у него к этому склонности. Также обстоят дела и с проявлением способностей к изобразительному искусству, и здесь речь не только о рисовании, но и о лепке, декоративно-прикладных видах искусства, декорировании.

Чем больше областей деятельности сможет опробовать ребёнок, тем больше вероятности, что он с вашей помощью сможет найти именно то, чем он захочет заниматься с удовольствием и высокой результативностью.

Для выявления способностей просто необходимо разностороннее развитие и чем раньше вы сможете распознать склонность к какому-либо виду деятельности, тем более эффективным будет его последующее развитие в этом направлении.

Если вы уже обнаружили у своего ребёнка более выдающиеся способности в какой-либо области, то следует уделять большее внимание их развитию, постепенно выводя этот вид деятельности на первое место среди других занятий. Позднее ребёнок сам сможет сделать осознанный выбор, чем именно ему хотелось бы заниматься и с чем связать свою дальнейшую жизнь.

А пока он самостоятельно не может этого сделать, первоочерёдная задача родителей – это разностороннее развитие чада.

Для того же, чтобы распознать в какое русло направить ребёнка необходимо присматриваться к нему и уделять должное внимание его интересам. Так американские психологи А. де Хаан и Г. Каф разработали тест-анкету на выявление разных видов способностей, в том числе и  6 основных признаков художественных способностей.

Художественные способности ребенка проявляются в том, что он:

* не в силах подобрать слова выражает мысль рисунком, лепкой, в которых выражает свои эмоции, чувства и переживания;
* в своих работах отражает разнообразие предметов, людей, животных и ситуаций, не «зацикливаясь» на изображении уже чего-то хорошо получившегося;
* очень серьезно относится к произведениям искусства, ведет себя вдумчиво и серьезно, когда его внимание направлено на какое-то произведение искусства или пейзаж;
* в свободное время, с удовольствием лепит, рисует, чертит, комбинируя материалы и краски;
* пытается создать произведение, имеющее прикладное значение, например, украшение для дома или одежды;
* не стесняется высказывать собственное мнение даже о классике, причем может даже попробовать критиковать, используя вполне разумные доводы.

Когда же основное направление развития найдено, остаётся лишь поддерживать вашего ребёнка в начинании и всячески способствовать дальнейшему его росту. Если малыш ещё дошкольного возраста, то необходимо заниматься с ним дома самостоятельно наравне с занятиями у педагога, прививать ему интерес к искусству за счёт походов в музеи, на выставки, обсуждайте вместе с ним увиденное (что понравилось, а что нет и почему), точно также строится работа и  с детьми школьного возраста.

Помните, что своевременно развитые художественные способности могут стать хорошим подспорьем для будущей профессии. Не обязательно, что из вашего ребенка получится известный скульптор или живописец. Возможно, ваш ребёнок будущий дизайнер, визажист, фотограф, архитектор, художник-мультипликатор, реставратор, декоратор, карикатурист и т.д. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие художественных способностей детей дошкольного возраста

методическая статья о развитиии художественных способностей детей-дошкольников средствами нетрадиционных техник в изобразительном искусстве...

«Выявление и развитие музыкальных способностей у детей на начальном этапе обучения ».

в методической разработке описываются способы раннего выявления музыкальных способностей у детей на начальном этапе обучения и их развитие....

Развитие художественных способностей детей пр работе с бумагой

Материал посвящен работе с детьми используя  простой материал - бумагу. Работа в разной технике - бумагопластика,  аппликация, оригами доступна детям и интересна....

Проект по выявлению и развитию творческих способностей в литературно-речевой деятельности у детей с нарушением речи.

Проект по выявлению и развитию творческих способностей в литературно-речевой деятельности у детей с нарушением речи....