Формирование здорового образа жизни
статья (11 класс) на тему

Данная статья посвящена ЗОЖ. Указывает учителям, родителям на что необходимо обратить внимание для длагополучия семьи, ребёнка, общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zozh.docx31.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Формирование здорового образа жизни

Здоровая семья – благополучие общества.

     Семья и школьные учреждения выступают важными институтами социализации в период становления личности ребенка. Они в равной степени могут повлиять на развитие у ребенка тех или иных аспектов социального здоровья, поэтому важно, чтобы процесс формирования этих аспектов был совместным, целенаправленным и давал положительные результаты.  Именно стандарт нового поколения направлен на усвоение системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

    Дети проводят в школе  значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Важно пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья.

Исходя из вышеизложенных принципов необходимо создание программы «Здоровье», объединяющей усилия всех участников образовательного процесса по сохранению и укреплению здоровья, достижению состояния физического, психического и социального комфорта обучающихся.

Проблема:

  • отсутствие мотивации обучающихся на применение собственного опыта по формированию потребности в ведении здорового образа жизни и сохранении собственного здоровья;
  • низкая мотивация педагогов на использование технологий по формированию психической, физической и социальной готовности детей к обучению;
  • недостаточная работа с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
  • недостаточное оснащение материально-технической и методической базы школы.

Актуальность данной проблемы.

  Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность. Поэтому на образование как целостную государственную структуру, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится ответственная задача - максимально возможного сохранения физического и психического, нравственного здоровья подрастающего поколения. Создание комплексно-целевой программы «Здоровье» способствует созданию психолого-педагогических условий для развития и самореализации индивидуальных способностей ребёнка, сохранение и укрепление его здоровья.

Цели: 

 1.поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы;

 2.создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как одному из главных путей в достижении успеха;  

 3. воспитание ценностной ориентации         на физическое и духовное  совершенствование личности;

I.Задачи:

1.Отработать систему выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения. 

2.Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.

3.Популяризация преимущества здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.

4.Организовать систему профилактических работ по предупреждению детского травматизма на дорогах, предотвращению роста заболеваемости учащихся школы.

5.Вести просветительскую работу с родителями по вопросу оздоровления учащихся в семье и воспитания здорового образа жизни.

6.Организовывать мероприятия с привлечением общественности направленные на укрепление здоровья ребёнка в семье и профилактике вредных привычек.

II.Задачи, поставленные перед педагогическим коллективом:

1.Формирование физически здоровой личности:

2.Недопущение перегрузки учащихся в учебном процессе;

 3.Оптимальная организация учебного дня и недели и с учетом санитарно-гигиенических норм и особенностей возрастного развития детей;

 4.Привлечения максимального количества детей к занятиям в спортивных секциях с оздоровительной направленностью;

 5.Коррекция физического развития учащихся.

III.Задачи администрации – разработка и реализация программы, выполнение санитарно-гигиенических норм и требований.

Содержание проекта.

1).Участники программы «Здоровье»:

  • руководитель образовательного учреждения;
  • учащиеся;
  • зам.директора по ВР;
  • классные руководители;
  • учителя предметники;
  • медсестра;
  • врач-педиатр, закрепленный за учреждением;
  • педагог-психолог;
  • родители

2). Этапы реализации программы «Здоровье» 

2011-2012г.г. -  организационно-подготовительный

2012-2014г.г. -  функционирующий

2014-2015г.г. -  аналитический.

3).Механизм реализации программы «Здоровье» включает в себя следующие компоненты:

1. Образование в области здоровья.

2. Физическое воспитание.

3. Школьная медицинская служба.

4. Служба питания.

5. Служба здоровья персонала школы.

6. Школьная социально-психологическая служба.

7. Формирование здоровой среды в школе.

8. Вовлечение родителей и общественности.

9. Маркетинговый мониторинг.

4).Перспективы развития программы «Здоровье».

1. Разработка индивидуальных программ по физической культуре.

2. Развитие валеологической службы в школе.

3. Школа как центр здоровья в микрорайоне.

5).План мероприятий по сохранению и укреплению здоровья школьников.

а). Совершенствование работы по обеспечению здоровьеформирующей направленности учебно-воспитательного процесса

Наименование мероприятий

Ответственные

1

Работа по внедрению здоровье-созидающих технологий в образовательный процесс

Учителя , классные руководители

2

Создание организационно-педагогических условий для введения в МБОУ 3 урока физической культуры во всех классах.

Директор школы

3

Организация работы на уроках физической культуры с детьми имеющих специальные медицинские группы

Учителя физкультуры

4

Проведение  физкультминуток для увеличения двигательной активности обучающихся на уроках в 1-6 классах.

Учителя – предметники

5

Мероприятия по формированию здоровье-созидающей образовательной среды школы:

Конкурсы рисунков, плакатов

Эссе

Дни здоровья

Листки здоровья

Агитбригады «Мы за ЗОЖ»

Зам. Директора по воспитательной работе

6

Организация и проведение мероприятий по вопросам здоровье-созидающей деятельности в школе в условиях перехода на новые образовательные стандарты.

Педсовет

Участие в семинарах по ЗОЖ .

Зам. Директора по воспитательной работе

7

Использование в школе инновационных технологий в работе с обучающимися по формированию ЗОЖ

Кл. руководители

Зам. Директора по воспитательной работе

8

Оптимизация просветительско-воспитательной работы с обучающимися, направленной на формирование ценности здоровья и здоровый образ жизни:

Лекции специалистов из ЦРБ,

Лекции школьного врача, медсестры, психологов,

Мониторинг по здоровье-созидающей образовательной среды школы,

Классные часы,

Просвещение родителей.

Зам. Директора по воспитательной работе

Кл. руководители

б). Медицинское сопровождение образовательного процесса

Наименование мероприятий

Ответственные

1.

Организация и проведение регулярных медицинских осмотров и диспансеризация учащихся

Медицинские работники

2.

Мониторинг физического здоровья

Медицинские работники

3.

Мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению школьников, родителей, учителей

Медицинские работники

Зам. Дир. по ВР

4.

Проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение педикулеза

Медицинские работники

5.

Проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение сезонных заболеваний (ОРВИ, грипп)

Медицинские работники

6.

Работа школы по оснащению медкабинета в соответствии с требованиями СанПиНа.

Директор, медицинские работники

7.

Работа по совершенствованию взаимодействия с медицинскими службами по обеспечению медицинского обслуживания учащихся

Медицинские работники совместно с поликлиникой

в) Совершенствование психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся

Наименование мероприятий

Ответственные

1

Создание Службы здоровья

Директор

2

Организация психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся с проблемами в поведении и в обучении

Зам.директора по ВР, мед работники

г) Организация физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности школы

Наименование мероприятий

Ответственные

1.

Открытие отделения дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности

Директор

2.

Расширение сети кружков и секций физкультурно-спортивной направленности в рамках дополнительного образования

Директор

3.

Проведение оздоровительных мероприятий в период летней оздоровительной компании

Зам.директора по ВР,

мед. работники,

кл. руководители

4.

Проведение школьных мероприятий и участие в районных и городских мероприятиях, акциях, направленных на формирование ЗОЖ

Зам. Директора по ВР

5.

Организация школьных дней здоровья

Администрация

6.

Развитие материально-технической базы школы в части приобретения спортивного, медицинского оборудования

Директор

д). Организация работы по совершенствованию питания обучающихся

Наименование мероприятий

Ответственные

1.

Мониторинг школьного питания  

Совет школы

2.

Подготовка и проведение мероприятий для обучающихся и родителей по вопросам здорового питания

Администрация, кл. руководители

3

Проведение работы по воспитанию культуры питания, пропаганде ЗОЖ среди учащихся и родителей через:

 систему классных часов и родительских собраний

  игры, конкурсы, беседы, ярмарки.

 

Медсестра

Кл. руководители

4

Анкетирование  учащихся и родителей по вопросам школьного питания

Директор; кл.руководители

е). Информационно-методическое сопровождение по сохранению и укреплению здоровья школьников

Наименование мероприятий

Ответственные

1.

Создание на школьном сайте тематической страницы ЗОЖ

Директор,

администрация школы

2.

Публикации в СМИ о проведении мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья школьников.

Директор,

администрация школы

ж) Сотрудничество с родителями, общественностью, бизнес структурами

Наименование мероприятий

Ответственные

1.

Проведение информационно-разъяснительной работы с родителями по формированию здорового образа жизни с привлечением специалистов учреждений здравоохранения, ПМС-Центра, Городского центра медпрофилактики и др.

 Зам.директора по ВР,

 кл. руководители

2.

Сотрудничество с учреждениями медицинской и социальной сферы

Зам.директора по ВР,

 кл. руководители

3.

Организация экскурсий в Музей ЦРБ

Зам.директора по ВР,

 кл. руководители

4.

Сотрудничество с ЦДТ, ДЮСШ по проведению мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков

Администрация школы

             Ожидаемый  результат:

1.Создание представления об индивидуальной карте учащегося, с разработкой индивидуального маршрута здоровья;

2.Улучшение общего физического состояния учащихся;

3.Повышение стремления к ведению здорового образа жизни;

4.Получение реальной адекватной информации по основам безопасности жизнедеятельности;

5.Мониторинг тенденций изменения поведения  учащихся группы «риска»;

6.Развитие навыков общения в коллективе на базе спортивных мероприятий, формирование командного духа.

 7.Положительная динамика состояния здоровья учащихся, снижение заболеваемости;

8.Снижение утомляемости учащихся;

9.Повышение интереса к спортивным мероприятиям, спорту;

10.Повышение интереса родителей к спортивным мероприятиям, активное участие семьи в районных мероприятиях, акциях, направленных на формирование ЗОЖ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» по здоровому образу жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года) "РАСТИ ЗДОРОВЫМ"

Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения  здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использ...

Выступление "Формирование здорового образа жизни .Факторы определяющие здоровый образ жизни"

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - основное ...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное...

Формирование здорового образа жизни. Факторы определяющие здоровый образ жизни.

     Здоровье – это главная ценность любого человека. Хорошее крепкое здоровье позволяет добиваться многих серьезных целей, в то время как слабое здоровье вынуждает его обладател...

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ. Часть 2. Общая характеристика образа жизни и его влияния на здоровье и качество жизни.

В работе рассмотрены основные характеристики такого понятия как здоровый образ жизни. Образ жизни, это деятельность личности. Характер активности. Сфера активности. Вид активности....