Развитие связной речи
консультация на тему

Развитие связной речи рассматривается у двух формах речи – диалогической и монологической. Что это за формы? Как с ними работать? Расскажем в этой статье. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_svyaznoy_rechi.doc26.5 КБ

Предварительный просмотр:

                               «Развитие связной речи»

Развитие связной речи рассматривается у двух формах речи – диалогической и монологической.

ДИАЛОГ характеризуется сменой высказываний двух или нескольких говорящих на тему, связанную с какой-либо ситуацией.

Необходимо развивать у детей умение строить диалог (спросить, ответить, попросить), пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией.  Для этого используются беседы на самые разнообразные темы.

В диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос. Все эти навыки и умения необходимо и для развития монологической речи детей.

 Развитие МОНОЛИЧЕСКОЙ речи

При обучении детей построению развернутого высказывания необходимо формировать у них элементарные знания о структуре текста (начало, середина, конец), представления о связях между предложениями. Именно этот показатель выступает как одно из важных условий формирования связного речевого высказывания.

В обучении дошкольников построению связных текстов необходимо развивать умение раскрыть тему и основную мысль высказывания, озаглавить ее.

Большую роль в организации связного высказывания играет ИНТОНАЦИЯ, поэтому формирование умения правильно использовать интонацию отдельного предложения способствует оформлению структурного единства и смысловой законченности текста в целом.

По способу передачи информации или по способу изложения выделяются типы высказывания: описание, повествование, рассуждение.

ОПИСАНИЕ – это специальный текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет и объект, затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предметов или отношение к нему.

ПОВЕСТВОВАНИЕ – это развитие сюжета, развертывающегося во времени. Основное назначение повествования – передать развитие действия или состояние предмета, которое включает следующие друг за другом события, сценки, картины.

Схема повествования – это начало, середина, конец (завязка, кульминация, развязка)

РАССУЖДЕНИЕ – это текст, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку.

Необходимо особенно подчеркнуть развитие у дошкольников умения логически рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное, а эти умения развиваются в таком типе текста, как рассуждение.

Обучение составлению текстов разных типов осуществляется в таких формах работы как беседа, анализ (оценка)  собственного и чужого текста, составление плана и рассказа по нему, использование схемы (модели) текста и разного рода упражнения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы по развитию связной речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи

В докладе рассмотрена проблема развития связной речи у обучающихся школы VIII вида, предложены приемы работы по развитию монологической и диалогической речи у обучающихся...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА

Презентация является наглядным материалом для доклада "Особенности работы по развитию речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи"...

Использование игрового пособия "Угадай -ка" для развития связной речи детей с общим недоразвитием речи

В данной статье даётся подробное описание игрового пособия "Угадай -ка" , направленного на развитие связной речи детей с ОНР. Это игровое пособие является адаптированным и усовершенствованным вар...

Развитие связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи.

В данном материале представлена система работы по развитию и совершенствованию связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи....

Развитие связной речи младших школьников с нарушением письма и чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР

В статье отражаются характерные особенности высказываний младших школьников  с ЗПР, определяются основные проблемы, возникающие при формировании навыка связной речи, и предлагается вариативный те...