Родительское собрание на тему «Возрастные особенности подростков»
консультация на тему

Назарова Татьяна Владимировна

А можете ли вы понять своих детей?Помочь им?Хотите ли вы этому научиться?Публикую данный материал, чтобы помочь вам хоть чуточку лучше понимать своих детей...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_8_a_na_temu.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему «Возрастные особенности подростков»

Ход собрания

1. Вступление.

Сегодня нам представляется важным рассмотреть вопрос об особенностях старших подростков. Но вы можете задуматься: “А зачем, я воспитываю двух-трёх детей, я и так всё знаю, могу сама или сам дать совет”. Вот и замечательно, в течение нашей встречи вам представиться такая возможность. А достаточно ли вы знаете подростковую психологию? В начале моего выступления я предлагаю Вам выполнить тест “Знаете ли вы подростковую психологию?”. Затем я его обработаю и в конце нашей встречи сообщу результаты. Бланки подписывать не нужно (анонимно), можете поставить свою подпись, что бы при желании, забрать свой бланк ответов для самоанализа.

2. Психологические особенности старших подростков.

Современный старшеклассник – продукт современной жизни, он сложен, интересен, противоречив. В старшем школьном возрасте завершается физическое созревание индивида. Возраст от 15 до 18 лет принято считать периодом ранней юности. Каковы же психологические особенности подростков в данный возрастной период?

Физическое и психическое развитие гармонизируется, в отличие от подросткового периода, основной чертой которого была неравномерность развития.

Центральным процессом юности, по Э. Эриксону, является формирование личностной идентичности, чувства преемственности, единства, открытие собственного “Я”. Новым и главным видом психологической деятельности для юношей становится рефлексия, самосознание. Вот почему старшеклассников так привлекает возможность узнать что-то новое о себе, о своих способностях.

В плане умственного развития этот возраст не показывает каких-либо качественных новообразований: здесь укрепляются и совершенствуются те процессы развития формального интеллекта, которые начались в подростковом возрасте. Однако определенная специфика здесь имеется и вызывается она своеобразием развития личности старшего школьника.

Мышление старшего школьника приобретает личностный, эмоциональный характер. Как пишет Л. И. Божович, интеллектуальная деятельность здесь приобретает особую аффективную окраску, связанную с самоопределением старшего школьника и его стремлением к выработке своего мировоззрения. Именно это аффективное стремление создает своеобразие мышления в старшем школьном возрасте.

Самосознание юношей и девушек преимущественно устремлено в будущее. Этот возраст полон романтизма и в то же время опасений, как сложится жизнь в будущем.

Юность – пора становления мировоззрения. Для этого есть все предпосылки: сформировалось абстрактно-логическое, теоретическое мышление, достигнута психологическая самостоятельность, приближается социальная зрелость. Учение приобретает большую ценность, чем раньше, и все больше времени посвящается самообразованию. Старший школьник миновал эпоху подростковых кризисов и конфликтов. Приобретение знаний связывается с планами на будущее. Молодые люди ищут себя через различные роли, перспективы соотносятся с собственными возможностями.

В эмоциональной сфере юношей сохраняется повышенная ранимость, чувствительность, экзальтация сменяется депрессией. Они осознаются не как результат внешних воздействий, а как состояние “Я”. Очень болезненно воспринимаются и собственная внешность, и собственные способности, хотя способы выражения эмоций стали шире и лучше контролируются. Старший школьник может быть уже способен к глубоким “взрослым” переживаниям, серьезным и устойчивые чувствам. При переходе к юности улучшается коммуникативность, появляются самостоятельность, уравновешенность, самоконтроль.

Для юношей, как и для подростков, по-прежнему чрезвычайно значимо общение со сверстниками. Но если у подростков оно носило поверхностный характер, то теперь общение стало более интенсивным и глубинным. Юноши и девушки порой одержимы стремлением найти свое второе “Я”. Поиски друга, объекта любви добавляют немало волнений и переживаний в этом возрасте.

Меняются взаимоотношения со взрослыми. Если желание видеть в своих родителях друзей, советников не удовлетворяется, еще больше возрастает стремление найти друга или подругу.

Одновременно старший школьный возраст не лишен трудностей и конфликтов. Это касается в первую очередь несоответствия между физической и психической зрелостью учащихся и их социальным статусом. Старшеклассник, достигший физической зрелости и по интеллектуальному развитию иногда превышающий своих наставников, находится на содержании у родителей, он имеет фактически те же права и обязанности что и любой школьник другого возраста, его деятельность жестко регламентирована взрослыми, а возможности проявления инициативы во многом ограничены современными формами школьной жизни. Такое искусственное затягивание детства чревато, как известно, опасными последствиями. Инфантильность, отсутствие чувства ответственности за свои действия, пассивная общественная позиция, потребительское отношение к взрослым, проявление школярства в учебе – нередкие явления наших дней. Кроме того, имеются, к сожалению, у некоторых части старших школьников элементы безверия и цинизма.

В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полученные от родителей, друзей и т. д. Этот опыт обычно абстрактен. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.

Профессиональное самоопределение стимулирует развитие новых интересов к учебным дисциплинам. Нередко родители прививают интерес к определенным дисциплинам и видам деятельности. Например, родители внушают детям, что для успеха в любой профессиональной деятельности необходимо овладеть иностранным языком.

Все эти психологические особенности раннего юношеского возраста мы учли при составлении мониторинга деятельности ПС по профессиональному самоопределению подростков.

3. Заключение.

Период, когда ребенок становится подростком, сложен не только для него, но и для нас – тех взрослых, которые с ним взаимодействуют. Неудивительно, что у нас тоже могут возникнуть те или иные трудности во взаимодействии с ним. Мы с вами рассмотрели сегодня психологические особенности ранней юности. В зависимости от индивидуальных особенностей у подростков могут возникнуть специфические трудности при прохождении подросткового возраста.

Если у вас есть конкретные вопросы, мы можем обсудить их в рамках индивидуальной беседы

4.Обсуждение буклета «Подростковый возраст: что важно знать родителям»

5.Анкетирование родителей

Анкета для родителей

Цель: выявить сильные стороны и трудности ребёнка.
Инструкция: Прочтите, пожалуйста, анкету внимательно. Напротив каждого утверждения поставьте «галочку» в той графе, которая лучше всего характеризует поведение Вашего ребёнка последние 6 месяцев.

Фамилия, имя ребёнка _______________________________________________________
Дата рождения_______________________Класс __________________
Дата заполнения ____________________

 

Нет

Иногда

Да

Внимательный к чувствам других людей

 

 

 

Беспокойный, сверхактивный, не может сидеть спокойно длительное время

 

 

 

Часто жалуется на головные боли, боль в животе или на тошноту

 

 

 

Делится с другими детьми (сладостями, вещами и т.д.)

 

 

 

Часто бывает вспыльчивым, раздражительным

 

 

 

Довольно одинокий, предпочитает проводить время один

 

 

 

В целом послушный, обычно делает то, о чём просят взрослые

 

 

 

Часто беспокоен, тревожен

 

 

 

Помогает, если кто-то расстроен или чувствует себя больным

 

 

 

Есть друзья (подруги)

 

 

 

Часто ругается, дерётся с другими детьми

 

 

 

Часто несчастлив, подавлен

 

 

 

С ним хотят общаться другие

 

 

 

Легко отвлекается

 

 

 

В новых ситуациях теряет уверенность, нервничает

 

 

 

Добр по отношению к младшим

 

 

 

Часто обманывает

 

 

 

Его часто обижают другие дети

 

 

 

Добровольно приходит на помощь

 

 

 

Продумывает всё прежде, чем приступить к делу

 

 

 

Предпочитает общаться с взрослыми, а не с детьми

 

 

 

Берёт чужие вещи

 

 

 

Часто испытывает страхи, легко пугается

 

 

 

Всегда доводит начатое дело до завершения

 

 

 

Считаете ли Вы, что Ваш ребёнок: 

 

Нет

Да – незначительные трудности

Да -- серьезные трудности

Да -- очень серьёзные трудности

Излишне тревожен

 

 

 

 

Испытывает страхи

 

 

 

 

Имеет проблемы с поведением

 

 

 

 

Не умеет общаться с людьми

 

 

 

 

Если Вы ответили «Да», ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы об этих трудностях:

1. Как долго наблюдаются эти трудности? (Нужное подчеркнуть)
Меньше месяца
1-5 месяцев
5-12 месяцев
Больше года

2. Эти трудности расстраивают Вашего ребёнка? (Нужное подчеркнуть).
Нет
Только немного
Довольно сильно
Очень сильно

3. Эти трудности мешают Вашему ребёнку в следующих областях жизни?

 

Нет

Немного

Сильно

Очень сильно

Семья

 

 

 

 

Дружба

 

 

 

 

Учёба

 

 

 

 

Досуг

 

 

 

 

4. Эти трудности делают Вашу жизнь или жизнь Вашей семьи более трудной?
Нет
Только немного
Довольно сильно
Очень сильно

 Контактные данные

ФИО родителя ______________________________________________________________________

Контакты(телефон)___________________________________________________________________

Эл.почта ____________________________________________

Спасибо за Вашу помощь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание « ПСИХОЛОГИЧЕСКИ Е ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА».

«В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудаческих и неподобающих поступках» (И. Гете);•«Структура личности подростка... В ней нет ничего устойчиво­го, окончательн...

Презентация к родительскому собранию по теме "Возрастные особенности подростков".

Седьмой класс – это время полового созревания и ускорения физического развития. Этот период - время больших возможностей и больших опасностей. Ребенок как бы заново знакомится с собой, что во многом с...

Родительское собрание на тему: «Возрастные особенности первоклассников. Личностные качества ученика».

Тема: «Возрастные особенности первоклассников. Личностные качества ученика».Цели: сформировать представление родителей о личностных качествах ученика, необходимых для самореализации и успешной уч...

Родительское собрание на тему "Возрастные особенности учащихся 6 класса"

Родительское собрание на тему "Возрастные особенности учащихся 6 класса", на котором рассматриваются основные возрастные особенности шестиклассников...

Родительское собрание на тему "Возрастные особенности 5-классников"

-  Лекция родителям на тему "Возрастные особенности 5-классников";- анкетирование для родителей;- анкетирование для детей;- советы и памятки родителям....

Доклад к родительскому собранию по теме "Возрастные особенности детей 3-4 лет"

Доклад об особенностях развития детей 3-4 лет; беседа о пожарной безопасности и необходимости контроля за детьми...

Презентация Родительское собрание на тему «Возрастные особенности пятиклассников»

В 5 классе начинается новый этап в жизни ребенка, он становится подростком и переходит учиться в среднюю школу.  Изменяются требования.Но меняются и дети. Часто даже учителя, которые работали с н...