Родительское собрание на тему: «Возрастные особенности первоклассников. Личностные качества ученика».
методическая разработка на тему

Тема: «Возрастные особенности первоклассников. Личностные качества ученика».

Цели: сформировать представление родителей о личностных качествах ученика, необходимых для самореализации и успешной учебной деятельности.     

Форма организации: Родительское собрание (круглый стол) - беседа, проблемные ситуации, психологические упражнения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Возрастные особенности первоклассников.

Личностные качества ученика».

Цели: сформировать представление родителей о личностных качествах ученика, необходимых для самореализации и успешной учебной деятельности.     

Форма организации: Родительское собрание (круглый стол) - беседа, проблемные ситуации, психологические упражнения.

Ход собрания:

Вступительное слово классного руководителя.

Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы собрались с вами, чтобы поближе познакомиться. Наш путь с вами долгий, трудный, но необычайно интересный и увлекательный. Переход в разряд школьников для детей – весьма трудное испытание. Резко меняется уклад жизни. Появляются дополнительные обязанности, расширяется круг общения. Раньше основной была игра. А в ней результат - не самое главное. Прежде всего, волнует и захватывает сам процесс игры. В учебе же на первый план все больше выдвигается результат, его оценка. Поэтому возникает кризис и в ценностных ориентациях ребенка, а за ним и первые неожиданности и разочарования. И не только у детей, но и у родителей тоже.

Для первоклассника особенно важно:

  • Сформировать « внутреннюю позицию школьника»
  • Режим дня школьника
  • Ввести понятие оценки, самооценки
  • Развивать способность управлять своими эмоциями

«Физиологические условия адаптации ребенка к школе».

  • Изменение режима дня ребенка в сравнении с детским садом, увеличение физической нагрузки.
  •  Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности ребенка между выполнением уроков.
  • Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение правил освещения рабочего места.
  •  Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.
  •  Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей.

«Цветок настроения учащихся»

«С каким настроением ходят наши дети в школу?»- такой вопрос я задала первоклассникам и предложила выбрать лепесток любого цвета. Полюбуйтесь, какой многоцветик получился!

Учитель обращает внимание родителей на «Цветок настроения детей».

«Цветок настроения родителей»

А теперь,  я  предлагаю Вам составить ваш «Цветок настроения».

Выберите для себя свой лепесток и напишите на нём, что бы вы хотели узнать новое, что вы ждете от школы.

Представьтесь, пожалуйста. Расскажите, с каким настроением вы пришли на первое родительское собрание?

(родители выбирают лепесток и зачитывают своё желание) .

На ваши вопросы нам сегодня поможет ответить школьный психолог.

Выступление школьного  психолога.

 Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственны дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений. Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.

          В этот же период жизни, в 6—7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.

Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника» (Л.И. Божович).

          Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения, когда осваиваемый ребенком учебный материал объективно однообразен и не слишком интересен.  Многие и сегодняшних первоклассников являются весьма искушенными в учебных занятиях еще до прихода в школу. Усиленная подготовка к школе зачастую приводит к тому, что поступление в школу утрачивает для ребенка элемент новизны, мешает ему пережить значимость этого события.

              В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника» неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе. Начало школьного обучения приходится на кризис 7 лет. Иногда этот возраст называют периодом «смены молочных зубов». Родители замечают, что их ребёнок становиться непослушным, точнее непонятным. Что же происходит?

Прежде, чем вы с вами узнаем причины таких перемен, я хочу, чтобы вы, уважаемые родители, на несколько минут вернулись в детство и представили, что вы - первоклассники.

Разбор проблемных ситуаций.

Родители разбиваются на группы.

Каждая группа получает свою проблемную ситуацию, обсуждает и предлагает, как решить данную проблему.

Проблемная ситуация №1.

           Учитель первого класса пришла к психологу с жалобой на одного из своих учеников: «Игорь просто издевается надо мной. Он настолько избалован, что совершенно не умеет вести себя в классе. Все ответы выкрикивает с места, перебивает, не дослушав вопрос до конца, постоянно роняет вещи со стола, успевает болтать чуть ли не со всеми одновременно вокруг, кривляется, смешит и отвлекает детей. А когда я делаю замечания, он или притворяется, что не слышит меня, или обижается и хамит. Я испробовала все способы воздействия на него: выгоняла из класса, делала замечания в присутствии родителей, оставляла во время перемены в классе стоять возле парты. Мама и бабушка, которые воспитывают Игоря, не в состоянии изменить что-либо. Игорь с каждым днем дерзит все больше, а однажды даже пытался уйти из дома. Что делать?».

Пояснение школьного психолога:

 Проблемы и причины ситуации №1:

отсутствие   дисциплинированности, социальная неуклюжесть; повышенная речевая и двигательная активность;вербальная  агрессия.

Пути решения проблем и причин ситуации №1(через упражнения, приемы)

  • Выявить наиболее сформированные способности, дарования ребенка.

Создать ситуацию успеха для ребенка, т.е. дать возможность почувствовать свою успешность. Так как гиперактивные дети гораздо более чувствительны к похвале, чем другие. Что дает возможность «раскрыться», обрести свое Я, и пусть не сразу, но и взрослые, и сверстники станут замечать происходящие в нем перемены.

 Прогноз (результат):  Количество окриков и замечаний снизится, что благотворно повлияет на поведение ребенка.

Проблемная ситуация №2.

        Юле всего 5 лет. Но родители были вынуждены уже дважды переводить ее в другой детский сад, потому что ее присутствие в группе, по словам воспитателя, опасно для здоровья окружающих. Юля то носится по группе, как вихрь, то бросает в детей игрушки, когда они говорят что-нибудь неприятное для нее, то пытается выхватить у воспитателя тарелку с супом, проливая ее содержимое на детей. В тихий час она не спит, а громко поет песни. Появление Юли в новом детском саду в первый же день вызвало беспокойство родителей других детей. Заведующая и воспитатели обратились к психологу ДОУ. Оказалось, что дома с ее поведением проблем не возникало. Юля послушна и некапризна: папа держит ее в ежовых рукавицах. Воспитатели пытались использовать в общении с Юлей только демократический стиль воздействия: долго объясняли ей, почему надо поступать тем или иным образом, пытались делать замечания в мягкой форме. Такой подход был противоположен домашнему воспитанию, где любое действие девочки сопровождалось окриком, запретом: «Отойди!», «Перестань!». Ее зачастую подвергали и физическим наказаниям. Эти подходы вступали в противоречие друг с другом, а непоследовательность взрослых порождала все новые и новые капризы ребенка.      

 Пояснение школьного психолога:         

Проблемы и причины ситуации №2:

  • повышенная двигательная активность, возбужденность, нарушение сна;
  • отсутствие единой и приемлемой стратегии между взрослыми.

 Пути решения проблем и причин ситуации №2:

Мягкая форма замечаний и запретов воспитателей была заменена категоричным, но кратким «нельзя», после чего ребенку предлагалась альтернативная форма поведения. Например: «Нельзя разрисовывать обои, но, если ты хочешь рисовать на стене, давай прикрепим на нее лист бумаги». Или: «У нас в группе кидаться игрушками нельзя. Если ты хочешь бросить что-то, я дам тебе поролоновый мячик». Но, прежде чем вводить такие запреты, стоит подумать, насколько они обоснованны. И еще: если запретов будет очень много, они потеряют свою эффективность. Не использовать в общении с гиперактивными детьми только демократический стиль воздействия: долго объясняя им, почему надо поступать тем или иным образом, пытаться делать замечания в мягкой форме. использовать в общении с гиперактивными детьми авторитарный подход, где любое действие таких детей сопровождается окриком, запретом: «Отойди!», «Перестань!»; зачастую подвергается и физическим наказаниям.  Выбрать единый подход к ребенку, который окажется приемлемым и для родителей, и для педагогов. Использовать тактильный контакт, т.е. в детском саду укладывая ребенка спать в тихий час, педагог, садясь рядом с ребенком, поглаживает его, произнося тихие и ласковые слова; или в школе можно посадить ребенка рядом с воспитателем (за первый стол), проходя по классу, педагог в тот момент, когда ребенок начнет отвлекаться, может положить руку ему на плечо. Это прикосновение работает как сигнал помогающий «включить» внимание. Взрослого он избавит от необходимости делать замечания и читать бесполезные нотации.

 Прогноз:  Поведение ребенка, ощутившего единый стиль общения с ним родителей и педагогов, постепенно начнет изменяться. Ребенок станет меньше манипулировать взрослыми, почувствует в их действиях и уверенность, и внимание к своим желаниям и стремлениям. В результате целенаправленной работы удастся наладить взаимоотношения с ребенком. Снизится мышечное беспокойство и эмоциональная

напряженность ребенка.  Засыпая, проснется отдохнувшим, станет менее импульсивным и предсказуемым.

Проблемная ситуация №3.

             Денис воспитывается в подготовительной к школе группе. Он очень любит читать, на занятиях по развитию речи и обучению грамоте всегда много отвечает. Правда, при этом бесцеремонно перебивает воспитателя, вскакивает из-за стола и всегда хочет успеть первым. Однако в процессе занятия бывает очень невнимателен. Воспитатель и родители, обсудив проблемы ребенка, стараются совместными усилиями помочь ему. В медицинской карте Дениса стоит диагноз - «дефицит внимания с синдромом гиперактивности». Зная, что к проявлениям гиперактивности относятся импульсивность, дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, взрослые приняли решение бороться с недугом жестко и непреклонно. Но не учли того, что от ребенка нельзя требовать выполнения такой сложной комплексной задачи: быть внимательным, усидчивым и одновременно сдержанным. Однако иногда, даже работая в едином ключе, взрослые не могут добиться желаемого результата.

 Проблемы и причины ситуации №3:

  • импульсивность, двигательная расторможенность - отсутствие дисциплинированности;
  • дефицит активного внимания - рассеянное внимание;
  • использование взрослыми в единой стратегии неэффективного подхода к ребенку.

Пояснение школьного психолога:

Пути решения проблем и причин ситуации №3:

1.      Для того чтобы ребенок был внимательным, выполняя какое-либо задание, необходимо постараться не замечать, что он ерзает и вскакивает с места, так как, получив замечание, ребенок, конечно, постарается какое-то время вести себя хорошо, но уже не сможет сосредоточиться на задании.

2.      Вначале желательно обеспечить тренировку только одной функции, так как гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать воспитателя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы.

3.      В подходящей ситуации педагог сможет тренировать навык усидчивости и поощрять ребенка только за спокойное поведение, не требуя от него в тот момент активного внимания.

4.      Если потребность ребенка в двигательной активности высока, нет смысла подавлять ее, необходимо попытаться научить его выплескивать энергию приемлемыми способами: занимаясь плаванием, легкой атлетикой, танцами, спортивными и подвижными играми.

5.      Взрослые обязаны помнить, что гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, а также в начале занятия, а не в конце. Интересно, что ребенок, работая один на один с взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой.

6.      Нагрузка должна соответствовать возможностям ребенка. Например, обычные дети в группе детского сада могут заниматься какой-либо деятельностью 20 минут, а гиперактивный ребенок работает продуктивно лишь 10 минут, не надо заставлять его продолжать занятие дольше. Разумнее переключить его на другой род деятельности: попросить полить цветы, накрыть на стол, поднять «случайно» оброненный карандаш и т.д. Если ребенок в состоянии продолжить занятие, можно разрешить вернуться к нему.

7.      Гиперактивному ребенку будет легче, если занятие разделить на части: например, после выполнения двух-трех заданий можно поиграть с детьми, провести физкультминутку или сделать гимнастику для пальцев, так как, к сожалению, такой ребенок не в состоянии поддерживать активное внимание в течение такого длительного отрезка времени.

8.Необычность поведения педагога меняет психологический настрой ребенка, помогает переключить его внимание на нужный предмет, так как чем более  драматичен, экспрессивен, театрален педагог, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребенка, которого влечет все неожиданное, новое.

9.     В начале работы педагог может снизить требовательность к аккуратности, для того чтобы позволить сформировать у ребенка чувство успеха (а как следствие, повысить учебную мотивацию), так как в процессе обучения, особенно на первых порах, гиперактивному ребенку очень трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. А таким детям необходимо получать удовольствие от выполнения задания, у них должна повышаться самооценка.

10.   Необходимо договариваться с гиперактивным ребенком заранее, подготавливая его к смене рода занятий.

11.   Использовать сигнал таймера, заведенного на определенный отрезок времени или звон колокольчика, для того чтобы у ребенка не возникали отрицательные эмоции по отношению к взрослому, который отрывает его от интересного дела, использует словесные сигналы. 

12.   Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до десяти), что даст возможность лучше понять ребенка, который так нуждается в вашей поддержке, так как гиперактивный ребенок очень импульсивен, его неожиданное действие, которое иногда носит даже провокационный характер, может вызвать слишком эмоциональную реакцию взрослого.

13.   Для эффективности выполнения нового задания, можно использовать следующий прием: попросить именно гиперактивного ребенка «озвучить» правило его выполнения, рассказать сверстникам, как и что надо сделать.

14.   Педагог должен четко установить правила и предупредить о последствиях их несоблюдения. Однако следует объяснить ребенку: если он «нечаянно» нарушит какое-либо правило, это не означает, что все для него потеряно и дальше уже незачем стараться. Конечно же, он может исправить свою ошибку. У него все получится.

15.   Система поощрений и наказаний должна быть достаточно гибкой, но обязательно последовательной, так как, учитывая особенности гиперактивного ребенка: он не умеет долго ждать, поэтому и поощрения должны носить моментальный характер и повторяться примерно через 15-20 минут. Один из вариантов поощрения – выдача жетонов, которые в течение дня можно обменять на награды. Какие? Воспитатели могут узнать о том, что любят дети, беседуя с ними или попросив их выполнить рисунки на тему «Когда я счастлив», «Я счастлив, я доволен…».

Прогноз:   выработка взрослыми единой стратегии эффективного подхода к ребенку и постоянно действующего свода правил, выраженность синдрома дефицита внимания и гиперактивности будет компенсироваться, если придерживаться предложенных приемов.

 Вывод:Таким образом, каждый раз необходимо анализировать конкретную ситуацию, характерную именно для этого ребенка. И, уже опираясь на это, можно выработать индивидуальную стратегию взаимодействия с ним. Это, конечно же, очень ответственный шаг. Ведь если выбор окажется неверным, положение ребенка в детском коллективе и дома может только ухудшиться. Поэтому возрастает необходимость совместной работы педагогов, психологов, медиков.

Тренинг. Упражнение «Сложи листок»

Ход упражнения

  1. Возьмите лист бумаги формата А4 и закройте глаза.
  2. Согните  лист пополам. Не спрашивайте,  как и в какую сторону сгибать.
  3. Получившийся лист согните пополам.
  4. И еще раз.
  5. Теперь оторвите правый нижний угол.

Дебрифинг

  • Откройте глаза. Покажите, у кого, что получилось?
  • Вы довольны результатом?
  • Почему у вас на выходе листы получились разными, ведь вы слушали одну инструкцию? (Ответы родителей)

Вот и дети, на уроке слушают одну инструкцию, а получаются разные результаты. Дети все разные и требуют разного подхода, внимания, объяснения. Мы с вами совместно будем делать все возможное, чтобы ребенок был успешен и получил хороший багаж знаний.

Итак, заключая этот этап нашей совместной работы, можно сделать вывод:

Для успешной адаптации первоклассников очень важна поддержка и понимание со стороны родителей, мотивация учения. На первом году она обеспечивается взрослыми. От того, как вы реагируете на попытки малышей освоить что-то новое, во многом зависит, захотят ли ваши дети учиться.

Всем родителям психолог раздают памятки. Приложение.

Подведение итогов собрания.

Безусловно, в рамках одного собрания мы не можем обсудить все проблемы первоклассников. Хочется надеяться, что, каждый из вас нашел для себя что-то значимое и полезное. Ведь каждый ребёнок уникален, и одинаковых рецептов воспитания быть не может. Желаю вам успехов на трудном пути восхождения вашего ребёнка к вершинам познания, и до новых встреч!

Хочется посоветовать:

Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом…

как если бы от этого зависела Ваша жизнь.

Приложение

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Активно формируется главное новообразование – внутренняя позиция школьника

Внимание непроизвольное, необходима частая смена деятельности

Преобладает образное мышление (требует наглядность), начинает развиваться абстрактное мышление

Память непроизвольна, начинает развиваться способность к произвольному запоминанию

В стадии формирования находится способность к произвольному поведению: к эмоциональному контролю, следованию правилам, инструкциям. Но зачастую поведение пока определяется эмоциональным состоянием ребенка

Ведущая деятельность меняется с ролевой игры на учебу, но в 1-м классе, скорее, представляет собой обучающую игру

Первокласснику пока сложно регламентировать свою деятельность, важна роль взрослого

Кризис 7 лет – появление манерности, демонстративности, натянутости в поведении – паясничает, что-то изображает.

Кризисные периоды:

  • первые 4-6 недель  (сентябрь, октябрь)
  • середина декабря;
  • неделя после каникул в феврале;
  • середина марта (особенно после каникул).

Признаки дезадаптации:

  • усталый, утомленный вид ребенка;
  • беспокойный ночной сон;
  • трудности утреннего пробуждения, вялость;
  • постоянные жалобы на плохое самочувствие;
  • нежелание выполнять домашнее задание;
  • негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников;
  • нежелание делиться впечатлениями о проведенном дне;
  • повышенная тревожность, страх не соответствовать ожиданиям  окружающих;
  • жалобы на те или иные события, связанные со школой;
  • стремление при  разговоре  отвлечь  родителей от школьных событий, переключить внимание на другие темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию по теме "Возрастные особенности подростков".

Седьмой класс – это время полового созревания и ускорения физического развития. Этот период - время больших возможностей и больших опасностей. Ребенок как бы заново знакомится с собой, что во многом с...

Родительское собрание на тему «Возрастные особенности подростков»

А можете ли вы понять своих детей?Помочь им?Хотите ли вы этому научиться?Публикую данный материал, чтобы помочь вам хоть чуточку лучше понимать своих детей......

Родительское собрание на тему "Возрастные особенности учащихся 6 класса"

Родительское собрание на тему "Возрастные особенности учащихся 6 класса", на котором рассматриваются основные возрастные особенности шестиклассников...

Родительское собрание на тему "Возрастные особенности 5-классников"

-  Лекция родителям на тему "Возрастные особенности 5-классников";- анкетирование для родителей;- анкетирование для детей;- советы и памятки родителям....

Доклад к родительскому собранию по теме "Возрастные особенности детей 3-4 лет"

Доклад об особенностях развития детей 3-4 лет; беседа о пожарной безопасности и необходимости контроля за детьми...

Презентация Родительское собрание на тему «Возрастные особенности пятиклассников»

В 5 классе начинается новый этап в жизни ребенка, он становится подростком и переходит учиться в среднюю школу.  Изменяются требования.Но меняются и дети. Часто даже учителя, которые работали с н...

Родительское собрание на тему:Возрастные особенности восьмиклассников: проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе.

Способствовать просвещению родителей учащихся по данной проблеме; оказание помощи родителям в общении с подростком; побудить родителей задуматься об эмоционально-психологическом состоянии подростка; н...