Что такое дисграфия и как с ней бороться?
консультация по теме

В данном материале в доступной для родителей форме изложена суть дисграфии, ее виды, даны рекомендации по её преодолению, представлены занимательные игры и упражнения для занятий с детьми.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое дисграфия и как с ней бороться ?

Слайд 2

Дисграфия - это нарушение письменной речи, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках.

Слайд 3

Виды дисграфии Артикуляторно-акустическая Акустическая Оптическая Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза Аграмматическая

Слайд 4

Группа риска Дети, которым невропатолог поставил диагноз ММД, ЗПР, СДВГ; Левши; Дети, посещавшие логопедические группы в детских садах; Дети с нарушением устной речи; Дети с нарушением слуха; Дети из семей с двуязычием;

Слайд 5

Работы детей

Слайд 7

Ошибки при дисграфии П ропуски букв и слогов П ерестановки букв и слогов З амены букв Н едописывание слов С литное написание слов Нет границ предложения Искажения окончаний слов

Слайд 8

Общие рекомендации Режим дня Контроль Не торопите ребенка Систематичность Избегайте отрицательных оценок Похвала Исправление звукопроизношения

Слайд 9

Это делать нельзя!!! Раздражаться и ругать за ошибки Стараться исправить всё разу Заставлять переписывать тексты и писать бесконечные диктанты Наказывать ребёнка чтением Устраивать проверки скорости чтения

Слайд 10

Списывание Прочитай слово Повтори слово Раздели на слоги Посчитай количество букв Прочитай ещё раз как написано Напиши слово проговаривая его вслух! Прочитай по буквам Проверь по учебнику

Слайд 11

Диктант Прочитать всё предложение Ребёнок считает сколько в нём слов Повторить правила о предложении Прочитать предложение второй раз Диктуем чётко по одному слову Ребенок повторяет слово, делит на слоги Запись слова с ПРОГОВАРИВАНИЕМ Ребёнок проверяет написанное слово Аналогично пишем и проверяем каждое слово Проверка всего предложения



Предварительный просмотр:

1 слайд    ТЕМА

Тема родительского собрания – «Что такое дисграфия и как с ней бороться?».

Это тема очень актуальна для родителей младших школьников, а особенно для родителей первоклассников. Дисграфия - настоящий бич современных школьников. Она родом из проблем дошкольного возраста и, как гриб, вырастает именно в начальных классах школы, когда на ребенка сваливается необходимость в условиях стресса много писать и читать. 

Важно знать и не пропустить симптомы (тревожные звоночки) этой серьёзной проблемы.

2 слайд    ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дисграфия– это специфическое  расстройство письменной речи, которое проявляется в многочисленных ошибках стойкого характера.

Письменная речь – процесс чрезвычайно сложный.

Давайте посмотрим, что должен сделать ребёнок, чтобы писать без ошибок?

  • Прослушать или прочитать слово
  • Затем вычленить нужный звук из слова.
  • Потом вспомнить, какой буквой этот звук обозначается.
  • Затем представить, как же эта буква выглядит, как её элементы располагаются в пространстве.
  • После этого мозг "даёт команду" руке, которая выполняет правильные движения ручкой.
  • Параллельно школьник должен вспомнить, какое же правило нужно в этот момент применить на письме.

Если на каком-то этапе возникает сбой, процесс прерывается,  ребёнок начинает писать с ошибками.

Дисграфия – это вторичное нарушение речи.

В начале сентября  по результатам обследования первоклассников в нашей школе выяснилось, что более 60% из них имеют нарушения в устной речи.

В обычных школах число детей с дисграфией составляет 37 %. Чаще дисграфией страдают мальчики.

3 слайд    ВИДЫ ДИСГРАФИИ

Какая бывает дисграфия?

1.Артикуляторно-акустическая

Ребёнок неправильно произносит звуки и значит неправильно записывает буквы  (пишет так как произносит)

2. Акустическая

 Ребёнок правильно произносит звуки, но путает их со схожими по звучанию (глухие –звонкие,  шипящие–свистящие, твёрдые - мягкие)

3.Оптическая

У ребёнка нарушено зрительное – пространственное восприятие и моторные координации (движения руки). Ребенок затрудняется в написании и различии букв: добавляет лишние элементы (палочки, черточки, кружочки), пропускает нужные, пишет зеркально в обратную сторону).

4.Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза. 

Ребёнок затрудняется в сплошном потоке устной речи выделить отдельные слова и затем разделить эти слова на звуки. В итоге правильная запись слов и особенно фраз становится невозможной. Ребёнок может пропускать или повторять целые слова, перестанавливать слоги и буквы местами, писать слитно разные слова (путают приставки и предлоги у существительных — пишут слитно или раздельно, прикрепляют к одному слову часть следующего слова и т.п.)

5. Аграмматическая дисграфия. 

Выявляется у детей после 1-2 класса.  Проблема связана с тем, что ребенок не может правильно согласовывать слова в роде, числе и падеже ("хороший кошка", "красивый солнце" и т.п.). Особенно заметны эти ошибки в изложениях и сочинениях.

В практике чаще всего встречается смешанная форма с преобладанием того или иного вида дисграфии.

4 слайд   ГРУППА РИСКА

Причины дисграфии могут быть самыми разными: от родовых травм, инфекций, генетики, до педагогической запущенности.

Группу риска составляют:

Дети, у которых выявлена врачом-невропатологом задержка психического развития, задержка речевого развития, минимальная мозговая дисфункция, синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). У этих детей имеются проблемы с вниманием, памятью, мышлением.

Наибольшие трудности при овладении программой по русскому языку испытывают леворукие дети.У таких детей часто нарушены зрительно-моторные координаций, пространственного восприятия. У них повышенная утомляемость и сниженная работоспособность, тревожность и возбудимость. Это и вызывает целый ряд школьных трудностей.

У детей, которые посещали логопедическую группу в детском саду, в дошкольном возрасте было определено нарушение речи. Работа в детском саду проводилась, однако у многих детей при выпуске из логопедических групп, нормы речи нет или усложнение учебного материала в школе вызывает новые трудности, особенно с письменной речью.

Нарушения слуха у ребенка, даже самые незначительные и временные, негативно сказываются на развитии речи.

При нарушении слуха  ребёнокне может воспринимать правильную речь, воспроизводить их в своей речи и различать звуки на слух, контролировать свою речь.

5 слайд, 6 слайд     РАБОТЫ ДЕТЕЙ

Работы детей

7 слайд       ОШИБКИ ПРИ ДИСГРАФИИ

Ошибки при дисграфии специфические и носят стойкий характер.

Если у ребенка встречаются ошибки и Вам кажется, что они необычные («глупые»), но они редкие или единичные, то это, скорее всего, не дисграфия, а «физиологические»  ошибки т.е. встречающиеся, когда ребенок учится читать или писать, или результат того, что ребенок устал.

Почерк у детей, имеющих дисграфию,  часто (но не всегда!) бывает неразборчивым, неровным. При письме ребенок проявляет много усилий, но пишет очень медленно.

8 слайд      ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Нарушение письма – проблема серьезная, но вполне разрешимая.

Дисграфия поддаётся исправлению. Обращение к специалисту желательно, но, к сожалению, не у всех есть такая возможность. По опыту скажу, что индивидуальные занятия эффективнее. Или, в крайнем случае, занятия в малой группе. Лучше заниматься со специалистом не менее 3 раз в неделю.

Исправление нарушений письма это большой труд, прежде всего самого ребёнка, а также его родителей. Главное, чтобы было желание потратить 1 час вдень для занятий со своим ребёнком.

Общие рекомендации

  1. Неукоснительное соблюдение режима дня.Дети должны высыпаться и  достаточно времени  гулять на свежем воздухе. Строго ограничьте пребывание детей у компьютера. Продумайте режим секций, музыкальной, художественной школы.
  2. Всегда контролируйте выполнение письменных заданий Вашим ребенком. Но помните, что это задания его, а не Ваши.
  3. Не надо торопить ребенка при выполнении письменных работ. Ему нужно сосредоточиться.
  4. Важна систематичность работы по преодолению ошибок на письме. Не будет никакого толку, если ребенок часто пропускает логопедические занятия.  Важна дисциплина!
  5. Проверяя домашние задания Вашего ребенка, избегайте отрицательных оценок. Ребенок делает ошибки не специально. Ваш негатив отобьет желание учиться.
  6. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех. Даже за то, что сегодня он делал 10 ошибок вместо 15 вчерашних.
  7. Коррекция устной речи ребенка. Если ребенок не говорит какие-то звуки, заменяет их на другие, то надо начинать с устранения недостатков звукопроизношения.

9 слайд     ЭТОГО ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ

  1. Раздражаться и  ругать ребенка за его ошибки бессмысленно. Поругать можно за безделье, лень.
  2. Не стремитесь устранить все недостатки письма сразу. Если Вы поставили цель научить писать ребенка без ошибок, то не обращайте внимания на некрасивый почерк. Ребенок на первых порах должен сосредоточиться на чем-то одном.
  3. Наказание чтением отобьет желание читать и узнавать из книг что-то интересное. Не стоит также постоянно проверять скорость чтения.
  4. Увлекаться бесконечными диктантами. Лучше написать одно предложение (понятное ребенку) в день, проработать каждое слово, написать его правильно с проговариванием и внимательно проверить. Но делать это каждый день.

10слайд    СПИСЫВАНИЕ

Частые виды проверочных работ в начальной школе это списывание и диктант. В домашних работах тоже часто они встречаются.

Рекомендации при списывании:

Прочитай слово

Повтори слово

Раздели на слоги

Посчитай количество букв

Прочитай ещё раз как написано

Напиши слово проговаривая его вслух!

Прочитай по буквам

Проверь по учебнику

11 слайд    ДИКТАНТ

Рекомендации при диктанте:

  • Прочитать всё предложение ребенку
  • Ребёнок считает сколько в нём слов
  • Повторить правила о предложении (первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка)
  • Прочитать предложение второй раз
  • Диктуем чётко по одному слову
  • Ребенок повторяет слово, делит на слоги
  • Запись слова с ПРОГОВАРИВАНИЕМ
  • Ребёнок проверяет написанное слово
  • Аналогично пишем и проверяем каждое слово
  • Проверка всего предложения

Важность проговаривания при письме

ОЧЕНЬ важно приучить ребенка проговаривать слово при его написании!

Ребенку нужно понять и запомнить как расположены звуки в слове. При проговаривании в разы сокращается количество ошибок! Но важно проговаривать особо фиксируя внимание на гласных. Диктовать себе так: «Ру с гласной У».  Ведь именно гласные чаще всего и пропускают дети. Важно также постоянно напоминать ребенку (и даже требовать), чтобы он себе проговаривал вслух. Сейчас дети должны проговаривать себе вслух, а не шепотом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое дисграфия?

Статья для родителей, у которых дети страдают нарушениями письма и чтения....

Презентация на тему: "Что такое дисграфия?"

В данной презентации дается понятие дисграфии, описываются её виды, а также приводятся примеры характерных ошибок....

Консультация для родителей на тему: "Что такое дисграфия?"

Что это такое?Дисграфия и часто сопровождающая ее дислексия – это неспособность овладеть в должной мере письмом и чтением, несмотря на сохранный интеллект, физический слух и зрение. Распознают дисграф...

Что такое дисграфия?

В презентации говорится о том, что такое дисграфия? Какая наиболее чаще встречаемая форма дисграфии? Способы её коррекции и профилактики на примерах методических разработок. Личный опыт коррекции дисг...

Что такое дисграфия? Как помочь ребенку?

Раскрытие видов дисграфий и методов их коррекции....

«Что такое дисграфия? Как помочь ребёнку с дисграфией?»

 С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения при овладении письменной речью. Ребята испытывают затруднения при изучении русского языка, хотя бывает, что х...

Консультация для родителей "Что такое дисграфия и как помочь ребёнку с дисграфией?"

Дисграфия — это нарушение письма, когда ребенок систематически совершает ошибки. Искажает слоги, заменяет буквы.  Нужно четко разграничивать простые орфографические ошибки, когда ребен...