Это сложный подростковый возраст
материал на тему

Кузнецова Елена Алексеевна

Подростковый возраст богат волнениями, переживаниями, трудностями. Это период потерь детского мироощущения, появление чувства тревожности и психологического дискомфорта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etot_slozhnyy_podrostkovyy_vozrast_pamyatka.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Этот сложный подростковый возраст

        Подростковый возраст богат волнениями, переживаниями, трудностями. Это период потерь детского мироощущения, появление чувства тревожности и психологического дискомфорта. Подростковый возраст это противоречие между стремлением казаться и неумением «быть взрослым». В этом возрасте увеличивается внимание к своим физическим особенностям; обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства. Физические недостатки преувеличиваются. Подростки отмечают также социальную реакцию на изменение их физического облика (одобрение, восхищение или насмешки, презрение) и включают ее в представление о себе. Отрицательные реакции формируют у подростка низкую самооценку, не уверенность в себе, скованность в общении и снижение чувства собственной значимости. Трудности подросткового возраста связаны с повышенной возбудимостью, с острой реакцией на обиду, с повышенной критичностью по отношению к старшим.

Если эти особенности не учитывать, то у подростков могут сформироваться устойчивые отклонения в нравственном развитии и поведении. И здесь немаловажно отношения между родителями и ребенком. Достигнутый уровень психического развития, вызывает у него потребность в самостоятельности, самоутверждении, признания со стороны взрослых его потенциальных возможностей, в том числе, участие в общественно значимых делах. Между тем, взрослые, подчеркивают, что подросток уже не маленький ребенок и предъявляя к нему повышенные требования, продолжают порой отказывать ему в праве на самостоятельность, возможностях на самоутверждение. Отсюда и возникают конфликтные ситуации, обиды и разнообразные формы протеста. Подросток испытывает особую потребность в дружеских отношениях, где возможна система реального равенства. Часто подростки занимают агрессивную позицию по отношению к тем людям, от которых исходит угроза: их престижу, самооценки. На самом деле, срабатывает механизм психической защиты и часто он выражается в агрессии. В действительности у таких подростков низкая самооценка, повышенная тревожность, неуверенность в себе. Состояние тревожности это следствие подросткового кризиса, который протекает, по-разному и дезорганизует личность подростка, влияет на все стороны его жизни. Эти кризисы могут стать причиной разных форм отклоняющегося поведения и личностных нарушений.

Чтобы существенно снизить уровень тревожности у подростка, необходимо обеспечить реальный успех в какой-либо деятельности. Подростка нужно меньше ругать, унижать, недооценивать его возможности, больше хвалить, никогда не сравнивать его с другими, оценивая только улучшение его собственных результатов (сегодня ты сделал это лучше, чем вчера). Ненужно на неудачах, в той области, в которой успехи подростка не велики, фокусировать внимание, а при улучшении обязательно хвалить. Необходимо больше доверять подростку, искренне интересоваться его делами, верить в его успех. Теплое эмоциональное отношение, доверительный контакт с взрослым тоже может способствовать снижению общей тревожности взрослеющего ребенка. При необходимости, следует обратиться за консультацией к психологу. Совместная работа родителей и психологов будет способствовать снижению у подростка уровня тревожности, создаст благоприятную почву для адаптации подростков в обычных жизненных условиях, а, следовательно, создаст условия для развития успешной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первые проблемы подросткового возраста.

Этот материал использовала на родительском собрании в 6 классе....

Психологическое просвещение педагогов "Возрастно – нормативная модель развития в подростковом периоде. Возрастные возможности подросткового возраста" (с презентацией)

Психологическое просвещение педагогов "Возрастно – нормативная  модель развития  в подростковом периоде. Возрастные возможности подросткового возраста" (с презентацией)Возрастно-нормативная ...

Особенности подросткового возраста, опасность подростковых комплексов

Особенности подросткового возраста,опасность подростковых комплексов (выступление на родительском собрании 6 классапедагога-психолога А.В.Чекановой) Подростковый возраст – один из наиболее т...

Подростковый возраст - трудный возраст. Так ли это?

Родительское собрание для 6 класса...

Нравственно-психологические особенности подросткового возраста. Взаимоотношения юношей и девушек в подростковом возрасте. Особенности проведения реабилитационной работы.

Материал для выступления на методическом объединении воспитателей социально-реабилитационного центра. Может быть полезен учителям-предметникам, классным руководителям, социальным педагогам и даже роди...

Родительское собрание на тему Подростковый возраст и его особенности. Возможные «кризисы» переходного возраста.

Цели занятияпознакомить родителей (лиц их заменяющих) с особенностями подросткового возрастаопределить понятие кризисанаметить пути преодоления кризисных состояний, дать подробные рекомендации по опти...