О проблемах школьной адаптации
статья на тему

Свечкова Анна Николаевна

Чтобы не было мучительно больно

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

Заповеди разумного воспитании

1. Никогда не воспитывайте в плохом настроении.

2. Ясно определите, что вы хотите от ребенка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу.

3. Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг.

4. Не подсказывайте готовое решение, а подсказывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребенком его правильные и ложные пути к цели.

5. Не пропускайте момента, когда достигнут первый успех.

6. Укажите ребенку на допущенную им ошибку и постарайтесь, чтобы он осознал ее.

7. Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки не одно и то же.

8. Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность.

9. Воспитание - это последовательность целей. 10. Воспитатель должен быть твердым, но добрым.

Памятка для родителей

Заповеди разумного воспитании

1. Никогда не воспитывайте в плохом настроении.

2. Ясно определите, что вы хотите от ребенка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу.

3. Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг.

4. Не подсказывайте готовое решение, а подсказывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребенком его правильные и ложные пути к цели.

5. Не пропускайте момента, когда достигнут первый успех.

6. Укажите ребенку на допущенную им ошибку и постарайтесь, чтобы он осознал ее.

7. Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки не одно и то же.

8. Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность.

9. Воспитание - это последовательность целей. 10. Воспитатель должен быть твердым, но добрым.

Памятка для родителей

Заповеди разумного воспитании

1. Никогда не воспитывайте в плохом настроении.

2. Ясно определите, что вы хотите от ребенка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу.

3. Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг.

4. Не подсказывайте готовое решение, а подсказывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребенком его правильные и ложные пути к цели.

5. Не пропускайте момента, когда достигнут первый успех.

6. Укажите ребенку на допущенную им ошибку и постарайтесь, чтобы он осознал ее.

7. Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки не одно и то же.

8. Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность.

9. Воспитание - это последовательность целей. 10. Воспитатель должен быть твердым, но добрым.

Памятка для родителей

Заповеди разумного воспитании

1. Никогда не воспитывайте в плохом настроении.

2. Ясно определите, что вы хотите от ребенка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу.

3. Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг.

4. Не подсказывайте готовое решение, а подсказывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребенком его правильные и ложные пути к цели.

5. Не пропускайте момента, когда достигнут первый успех.

6. Укажите ребенку на допущенную им ошибку и постарайтесь, чтобы он осознал ее.

7. Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки не одно и то же.

8. Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность.

9. Воспитание - это последовательность целей. 10. Воспитатель должен быть твердым, но добрым.



Предварительный просмотр:

Обратите внимание на внимание

        Соломаха Любовь Владимировна

15.10.2013

 Почти каждый родитель, педагог встречались с невнимательностью ребенка. «Считает ворон», «не слышит», «летает где-то там», «отвлекается» и т.п., очень часто можно услышать именно такие слова про ребенка, у которого, слабо развито внимание.

Роль внимания в жизни человека

Почему важно быть внимательным? Чем отличается жизнь внимательного человека от невнимательного? Прежде всего, привычка быть внимательным сказывается практически во всех сферах жизни ребенка и даже взрослого человека. Вот только несколько сфер жизни, в которых внимание играет важную роль:

1. Учеба

Внимательность помогает ребенку успешно усваивать учебный материал, схватывать информацию на «лету», стать разносторонне развитым человеком.

2. Общение

Умение слушать один из показателей вежливости. Для того чтобы стать хорошим, интересным собеседником необходимо не только красиво говорить, слышать, но и слушать, о чем Вам говорят. Таким образом, чтобы иметь хорошие взаимоотношения с окружающими, ребенку нужно учиться быть внимательным и к самому себе и к людям.

3. Работа

Умение быть внимательным, также является обязательным условиям для хорошего выполнения своих обязанностей на рабочем месте. Любая работа требует от человека внимательности.

Как научить ребенка быть внимательным?

Как научиться управлять вниманием ребенка? Если для вас актуальна эта тема, то важно помнить, что придется очень потрудиться взрослому вместе с ребенком, т.е. это совместный труд как взрослого, так и ребенка.

Как заставить малыша с удовольствием уделять внимание тому, что взрослый (родитель, учитель) считает важным для его развития? В первую очередь, это интерес! Детьми движет исключительно интерес. Кстати, ребенок охотнее подключится к игре, если видит, что взрослому она не менее интересна.

Важна обстановка, в которой проходят занятия: необходимо спрятать все игрушки, которые могли бы отвлечь ребенка от выполнения задания, выключить телевизор и музыку.

Формированию внимания будет способствовать вербализация всех действий. Нужно комментировать все свои действия и просить ребенка делать тоже самое. Если ребенку трудно будет сформулировать план своих действий, взрослый должен помочь ребенку наводящими вопросами: «Что ты делаешь?» «Что ты собираешься делать?» «Что еще можно сделать?», «Куда мы идем?», «С кем?», «Как?». Старайтесь избегать отвечать сами на свой же вопрос, это должен сделать ребенок!

Не заставляйте ребенка сидеть над заданиями, больше чем он может. Учитывайте индивидуальные особенности ребенка, помните, что ослабленные и впечатлительные дети чаще отвлекаются и уровень концентрации внимания у них ниже.

Не сравнивайте его с другими детьми!

Не используйте повелительные фразы: «Не вертись!», «Успокойся!», «Сиди ровно!», лучше попытайтесь уговорить ребенка доделать задание: «Посмотри, осталось совсем немного».

Используйте разнообразные игры, задания которые развивают внимание и усидчивость ребенка. Постоянно включайте их в деятельность ребенка.

Обязательно хвалите ребенка и объясняйте, почему он добился успеха.

Используйте принцип «здесь и сейчас» (это способность сосредотачиваться на настоящем моменте). Ребенок учится действовать и рассуждать продуктивно.

И основной принцип «Сделал дело - гуляй смело», это позволит ребенку все делать вовремя, учит его само организованности и ответственности.

Развивать внимание можно в любом возрасте. Но чем раньше вы начнете заниматься, тем скорее увидите результаты.

Вот, одни из немногих принципов, которые позволят Вам научится управлять вниманием ребенка, а Вашему ребенку научится быть внимательным!



Предварительный просмотр:

Школьные годы

Чтобы не было мучительно больно…

О проблемах школьной адаптации

Лобачева Екатерина

26.06.2013

Что происходит с нашими детьми? Почему каждый раз при переходе ребенка в новый статус - первоклассника, ученика средней школы и старшеклассника – у него появляется целый ворох проблем? Давайте разбираться, почему так происходит и что можно сделать, чтобы сгладить сложность переломных моментов и облегчить адаптацию.

Малыш, который с энтузиазмом пошел в первый класс, вдруг начинает бояться школы. Отличник на пятом году обучения «скатывается» на тройки. Активный 10-классник неожиданно отказывается общаться со сверстниками.

Что происходит с нашими детьми? Почему каждый раз при переходе ребенка в новый статус - первоклассника, ученика средней школы и старшеклассника – у него появляется целый ворох проблем? Давайте разбираться, почему так происходит и что можно сделать, чтобы сгладить сложность переломных моментов и облегчить адаптацию.

Первоклассник, у тебя сегодня праздник?

Сначала малыши очень гордятся своим званием школьника. Однако, когда они близко знакомятся с новыми обязанностями и порядками, радостное оживление сменяется растерянностью. От бывших дошколят требуется иной уровень ответственности, на смену беззаботным играм приходят ежедневные занятия. Конечно, чем больше подготовлен ребенок физически, психологически и интеллектуально, тем проще ему будет учиться. Но кроме этого, скорость адаптации первоклассника будет зависеть от ряда других факторов:

От возрастных особенностей. Большинство детей, которых отправляют в школу в 6-летнем возрасте, еще не готовы к таким нагрузкам.

От отношений с родителями. Чрезмерная опека ненаглядного чада так же вредна, как и полное равнодушие к своему ребенку. Первоклассник должен чувствовать себя самостоятельным и взрослым, но помощь близких людей ему просто необходима.

От отношений со сверстниками. Дети, которые не имеют опыта общения в коллективе, всегда сложнее проходят адаптацию. Они часто замыкаются или ведут себя агрессивно.

Как родители могут помочь первокласснику?

Уделяйте ребенку как можно больше внимания - в начальной школе ему очень нужна поддержка взрослых. От того, как сложатся его отношения с родителями и учителем, во многом зависит успешность адаптации. Выслушивайте все школьные новости, помогайте с домашним заданием, проводите вместе выходные.

Хвалите и поощряйте ребенка даже за небольшие достижения, стимулируйте развитие самостоятельности. При этом НИКОГДА не сравнивайте его с другими детьми. Не важно, что у кого-то оценки лучше или внешний вид опрятнее, подобное сравнение больно ударит по самолюбию, а у вашего ребенка сейчас и так непростой период.

Старайтесь компенсировать интеллектуальную нагрузку физической. Например, ходите на плаванье – и приятно, и полезно. Можно просто много гулять.

Очень важно заранее придерживаться распорядка дня, приближенного к школьному режиму. Старайтесь, чтобы образ жизни ребенка менялся постепенно.

Ох уж эти детки!

В 5 классе школьников словно подменяют – они становятся нервными, беспокойными, не могут справиться с элементарными заданиями, а в дневниках появляются замечания. Это неудивительно, довольно сложно приспособиться к условиям средней школы, когда в организме бушует гормональная буря. Ваш малыш больше не маленький ребенок, он теперь подросток со всеми вытекающими последствиями:

Резко падает успеваемость. Вместо одной учительницы, которая стала для ребенка близким человеком, появляется несколько незнакомых людей. Каждый преподаватель предъявляет свои требования, по-своему излагает материал – привыкнуть к этому очень сложно. К тому же, если в начальных классах учительница знала способности всех своих воспитанников, то теперь уроки даются без учета индивидуальных особенностей, а задавать вопросы или переспрашивать дети стесняются – боятся  показаться глупее других.

Получение новых знаний отходит на второй план. Взрослые больше не имеют на ребенка прежнего влияния, зато роль коллектива неимоверно возрастает. Новыми лидерами класса становятся коммуникабельные ребята или дети, которые могут позволить себе больше, чем другие. Достойное место в школьной иерархии с большей вероятностью обеспечит новый iPhone, а не отличные оценки. Поэтому не удивляйтесь, что внутриклассовые конфликты заботят ребенка больше, чем выученные уроки – никому не хочется стать изгоем.

Ухудшается дисциплина. Если в начальной школе прогулы - редкость, то в 5 классе дети начинают пользоваться своей свободой.  Строгого контроля постоянного учителя больше нет, а классный руководитель редко бывает рядом. Как следствие – постоянные нарушения школьных правил и высокий травматизм на переменах.

Зная основные проблемы адаптации к средней школе, можно подготовиться к ним заранее. И без помощи педагогов здесь не обойтись.

Подготовка к 5 классу должна начинаться задолго до начала учебного года:

Еще в 4 классе дети должны познакомиться со своим классным руководителем. Отлично, если есть возможность организовать совместное культурное или спортивное мероприятие, где будут присутствовать оба педагога – учитель начальной школы и будущий классный наставник. Подобные меры будут способствовать сплочению коллектива.

Заранее запишите ребенка в секцию дополнительного образования – на шахматы, футбол, танцы, театральный кружок… Главное, чтобы там были смешанные возрастные группы. Иметь старших товарищей в своей же школе не помешает – с ними адаптация пройдет намного легче, будет с кем обсудить преподавателей и у кого спросить совета.

Всегда выслушивайте ребенка, интересуйтесь, как идут у него дела. Не оставляйте подростка наедине со своими проблемами, постарайтесь понять его и поддержать.

Трудности воспитания

К концу средней школы для учеников наступает золотое время. Прекращаются конфликты, общение происходит небольшими группами, закладываются основы крепкой дружбы и первых романтических отношений. Не успевают родители вздохнуть спокойно, как в 10 классе ребята вдруг начинают тянуться к запретным вещам, попадают в дурные компании. Учеба становится не нужна, а ведь ЕГЭ уже близко...

Во многом это происходит по следующим причинам:

«Перетасовка» коллектива. В 10 классе появляется профилизация, одни ребята уходят в колледжи, другие меняют школу. Налаженные дружеские связи рвутся,  дети из-за этого сильно переживают, нередко забрасывают учебу. На эти страдания накладываются трудности адаптации в новом коллективе, где ребенку необходимо самоутвердиться. В этот период ребята очень нуждаются в старшем товарище, который будет для них примером, с которым можно поделиться проблемами. И как назло, в этот момент часто происходит смена классного руководителя.

Появление новых ориентиров. Именно сейчас в классе может появиться новый лидер, который будет автократично управлять своими товарищами. И это будет не самый умный ребенок, а самый взрослый и опытный, что в глазах родителей и педагогов является сомнительным достоинством.

Сплотить коллектив и дать возможность ребятам доучиться спокойно помогут слаженные действия педагогов и родителей:

Классный руководитель должен дать возможность всем ребятам почувствовать ситуацию успешности. В 10 классе это несложно сделать – кто-то рисует, кто-то танцует, кто-то победил в олимпиаде. Пусть в классе будет много «звезд», но ни одного диктатора.  Не надо забывать про внеклассную жизнь, совместные походы или экскурсии помогут новичкам влиться в коллектив.

Родителям важно задать школьнику правильный вектор для дальнейшего развития. Недостаток уверенности в завтрашнем дне порождает огромное количество проблем, потому учите ребенка воспринимать свое будущее позитивно. Школьник должен осознать, что дальнейшая жизнь зависит от того, какую профессию он выберет, в какой ВУЗ поступит… Если подросший ребенок не хочет прислушиваться к вашим словам, попробуйте наладить контакт с помощью социальных сетей.

Будет ли ваш ребенок вспоминать школьные годы с ностальгией или они станут для него настоящим кошмаром, зависит от того,  насколько успешно пройдут адаптационные периоды.

Самое главное, чтобы ваш школьник понимал, с  какими бы сложностями он не столкнулся – ему есть на кого положиться. Любящее родительское сердце всегда подскажет, как помочь своему ребенку справиться с проблемами.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Адаптация школьников при переходе из начальной школы в основную.

Слайд 2

формирование умения учиться в средней школе ; формирование представления о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития ; развитие учебной мотивации , интересов ; развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других ; формирование умения добиваться успеха правильно и относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе; Основные задачи развития в этот период:

Слайд 3

Формирование общеучебных умений и навыков

Слайд 4

Развитие логической памяти и произвольного внимания школьника

Слайд 5

На занятиях с пятиклассниками важно использовать юмор

Слайд 6

Переход от одного основного учителя к системе «классный руководитель – учителя-предметники»

Слайд 7

Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы взрослые были довольны, « не огорчались и не переживали», « радовались», « чтобы мама, когда посмотрит дневник, не наказывала и не плакала»

Слайд 8

Возросшая нагрузкой на психику подростка ощущение одиночества

Слайд 9

В центр сознательной деятельности выдвигается мышление. Психологические новообразования, которые станут фундаментом для развития на следующем возрастном этапе.

Слайд 10

В этот период качественно изменяется способность к произвольной регуляции поведения

Слайд 11

Переход к предметному обучению

Слайд 12

Новый тип отношений с окружающими людьми

Слайд 13

Психологические причины школьной дезадаптации учащихся 5-х классов -- неумение приспособиться к новому темпу школьной жизни.

Слайд 14

Характерные признаки: хронические опоздания школу длительное приготовление домашних заданий астенические явления к концу учебного дня, учебной недели

Слайд 15

В иды школьной дезадаптации пятиклассников: Интеллектуальная -- низкий уровень развития мышления, несформированность познавательной мотивации, несформированность учебных умений и навыков . 2. Поведенческая -- несоответствие поведения ребенка правовым, и моральным нормам (конфликтность, агрессивность, недисциплинированность асоциалъность ). 3. Коммуникативная -- затруднения в общении со сверстниками и взрослыми (тревожность замкнутость, чрезмерная зависимость ). 4. Эмоциональная -- тревога и переживание по поводу проблем в школе, страх перед учителем нежелание посещать школу.

Слайд 16

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. А. Дистервег

Слайд 17

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первый раз в пятый класс или проблемы школьной адаптации.

При переходе же в 5 класс ребенок сталкивается с проблемой множественности: стало МНОГО учителей-предметников, каждый предмет изучается в своем кабинете, и таких кабинетов - МНОГО. Часто на этом этапе...

Проблемы школьной адаптации

Выступление на родительском собрании в 5 классе с заявленной темой...

Опыт работы воспитателя интерната Няч О.А. "Проблемы социальной адаптации детей младшего школьного возроста в условиях школы - интерната"

В данной работе описанны проблемы адаптации к условиям проживания в школе - интернате детей из числа кочевых семей...

Программа сопровождения детей начального и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации

Программа направлена на оказание помощи педагогам образовательных организаций в увеличении адаптивности и доступности школьной образовательной среды, в предотвращении нарушений школьной дезадаптации у...

Совместное родительское собрание в 8-9 классах Тема:«Актуальные проблемы сохранения здоровья подрастающего поколения. Проблема школьной тревожности: виды, причины, приёмы снижения»

Цели:Информационное обеспечение родителей по подготовке учащихся к экзаменационному периоду; развитие педагогической культуры родителей.Принятие совместных мер по эффективной подготовке выпускников к ...