Почему у ребенка могут возникнуть проблемы с чтением и письмом.
статья на тему

Шабардина Юлия Николаевна

Советы для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

(Консультацию подготовила учитель-логопед Шабардина Ю.Н.)

 Давно известно, что нарушение легче предотвратить, чем потом исправлять. Родители старшего дошкольника могут существенно повлиять на успешность будущего обучения своего ребенка, если с вниманием отнесутся к качествам, которые необходимо развивать задолго до начала школьного обучения.

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. В чем же причина?

Известно, что человек обладает, по крайней мере, тремя видами слуха. Первый слух – физический, который позволяет нам различать шум листвы, писк комара и гул авиалайнера. Вторая разновидность – музыкальный слух, благодаря которому мы можем наслаждаться мелодией любимой песни. Наконец, третий вид – речевой слух. Последний помогает понимать речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного, отличать один звук от другого. Ребенок может обладать прекрасным физическим слухом и при этом неверно воспринимать звуки речи. При недостаточности речевого слуха не различаются схожие звучания, обращенная речь воспринимается искаженно.

Если у ребенка нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь? Овладение письмом проходит с трудом, возникают ошибки на письме (замена звонких звуков глухими, твердых - мягкими, шипящих – свистящими и т.д.). Наряду с речевым (фонематическим) слухом люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто хорошо видеть окружающий мир недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертание.

Таким образом, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, сохранный фонематический слух и зрительное восприятие. Не случайно психоневрологи и логопеды при знакомстве со слабоуспевающим школьником внимательно изучают содержание его тетрадей, особенности его речи. Нередко низкая успеваемость ребенка объясняется не состоянием интеллекта, а наличием специфических нарушений чтения (дислескии) и письма (дисграфии).

Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки и слоги, добавляют ненужные, искажают звучание слов, может наблюдаться побуквенное чтение, непонимание прочитанного и т.д.

При дисграфии могут наблюдаться такие нарушения: недописывание элементов буквы или приписывание лишних элементов, зеркальное письмо, смешение букв сходных по начертанию, по произношению, слитное написание предлогов и раздельное приставок. Если у ребенка дисграфией имеются дефекты звукопроизношения, то, скорее всего они отразятся и на письме.

Уважаемые родители! Помните, что вы – первые учителя родного языка своего малыша. Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок успешно обучался в школе – в первую очередь обращайте внимание на его речь. Необходимо вовремя распознать настораживающие факторы речевого недоразвития и начать их преодоление как можно раньше.

Конечно, для преодоления серьезных речевых нарушений необходима помощь специалиста  - логопеда. Однако очень многое могут сделать и сами родители. Специально подобранные игры и задания помогут ребенку в дальнейшем без особых трудностей овладеть сложными процессами чтения и письма.

Желаем успехов!