Ученическое самоуправление как средство становления гражданской позиции.
статья на тему

Пурлушкина Светлана Владимировна

В статье рассматривается проблема гражданского воспитания  в современной школе.  Школьное самоуправление представлено как средство становления гражданской позиции обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_grazhdanskaya_pozitsiya.docx31.4 КБ

Предварительный просмотр:

Пурлушкина Светлана Владимировна, педагог-организатор МОУ «Строжевская сош»

О деятельности детского объединения.

Ученическое самоуправление, как средство становления гражданской позиции школьника.

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Некрасов Н.А. «Поэт и гражданин»

Проблемы гражданского воспитания в современной школе

Одной из важнейших проблем современной  России стала проблема гражданского воспитания детей и подростков.

Очевидно, что под «гражданским воспитанием» подразумевается процесс воспитания Гражданина.

Вот только - какого гражданина? Этот вопрос весьма актуален для многих учителей и родителей. При обсуждении данной проблемы встает вопрос, кого должна воспитывать школа: гражданина мира или гражданина России. Соглашаясь в принципе с тем, что необходимо воспитывать граждан России, мы задаемся вопросом: как это делать в условиях, когда опорочены и приобрели негативный оттенок в общественном мнении такие понятия, как «патриотизм», «демократия», «общественный интерес»; когда утеряно уважение к органам государственной власти.

Федеральный Закон об образовании от 29.12.2012 N 273-ФЗ определяет государственную политику в области образования, базирующуюся на принципах гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, как приоритетную.

К основным категориям гражданского воспитания относятся понятия: гражданственность, гражданская позиция.

Мы трактуем понятие «гражданская позиция» как свойство личности, проявляющееся в разнообразных видах деятельности, в том числе социальной, содействующее успешной ее социализации.

Общей целью  программы Духовно-нравственного развития является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Вопросы организации самоуправления обучающихся, детских объединении  находятся в центре внимания государства и общества.  

Россия сегодня остро нуждается:

в гражданах, осознающих свою ответственность за судьбу страны,

нуждается в компетентных людях, имеющих гражданскую позицию, принимающих самостоятельные решения и способных нести ответственность за свои поступки.

Значит, задача родителей, учителей, политиков, общественности заключается в том, чтобы воспитать таких граждан.

Школьные объединения, Школьное самоуправление выступает сегодня как фактор воспитания гражданственности.

Школа предоставляет  школьникам возможность получить демократический опыт управления школой через детское объединение, самоуправление.

В Строжевской школе объединение детей существует с 1998 года.

Главная цель детского общественного объединения - создание условий для всестороннего развития ребят в различных сферах жизни. Данная цель реализуется через включение членов организации в реальную социально-значимую многопрофильную деятельность.

Одной из первостепенных задач является   вовлечение детей и подростков в позитивную общественно полезную деятельность.

Задачи:

1.Формирование и развитие у учащихся умений управления малыми и средними коллективами и создание атмосферы в детской среде, обеспечивающей включение учащихся в решение  внутришкольных проблем.

2. Обучение детей основам демократических отношений в обществе.

3. Создание условий для реализации детьми и подростками своих интересов и потребностей.

4. Развитие взаимодействия с различными молодёжными объединениями и организациями района и республики.

5. Создание условий для самовыражения, самоутверждения и реализации каждой личности через предоставление различных направлений и видов деятельности.

6. Развитие творчества, инициативы, формирование активной преобразующей гражданской позиции школьников.

  7. Вовлечение наибольшего числа учащихся в процесс управления и организации жизни школы.

Смысл деятельности  заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.

Основные задачи  гражданского воспитания в школе:

- Повышение чувства ответственности за свои поступки, действия.

- Формирование устойчивой активной жизненной позиции гражданина - патриота своей Родины.

- Социализация личности.

Привитие общегражданских ценностей и гражданского правосознания учащимся через систему мероприятий  программы.

- Формирование неприятия антиобщественных норм поведения (правосознание).

- Формирование патриотических чувств и сознания учащихся, сохранение и развитие чувства гордости за свою Родину

- Формирование экологической культуры как залог сохранения окружающего мира.

- Формирование активной гражданской позиции через участие в школьном самоуправлении.

В школе   создается  обстановка, при которой учащийся ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящих перед педагогами и учащимися. Самоуправление помогает им почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.

Но, Ученическое самоуправление не может быть наделено функциями администрирования, т.е. оно не может подменять деятельности учителей, директора и его заместителей.

 Организация работы делает подростков активными участниками школьной жизни, и реально участвуя в выработке и принятии решений, подростки приобретают практические навыки, необходимые в их будущей «взрослой» жизни, самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях, у них вырабатывается активная жизненная и гражданская позиция.

Без организации конкретного участия школьника в общественной жизни школы, села, города, страны всякие разговоры о гражданском воспитании превращаются в пустую, бесполезную,  формальность.

От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем. Самоуправление развивается успешно, если учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия.

Совет школы - Актив - это те ребята, которые первыми приходят тогда, когда задумывается новое дело, сами выступают с новыми предложениями, являются главными помощниками руководителя. Они влияют на окружающих, наиболее полно понимают и представляют их интересы, приходят на помощь в трудную минуту, создают определенный психологический климат в коллективе, формируют нравственные ценности. От того, кто выступает в роли актива, насколько хороша их подготовка зависит успешность деятельности всей организации.

Взаимодействие с социумом. У нас есть возможность сравнивать себя с какой-либо другой организацией, обмениваться опытом работы, чувствовать себя причастными  к общему делу.

С 2007 года мы являемся членами Ассоциации ДОО РК, которая в свою очередь  входит в состав СПО ФДО.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.

1 уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

2 уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

3 уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком (П.В. Степанов, Д.В. Григорьев).

Опираясь на классификацию уровней ФГОС  «знаю» - «понимаю» - «делаю», можно определить классификацию уровней при развитии  детского объединения

1. Уровень воздействия (личность получает удовлетворение от совместной деятельности, формируются активные группы).

2. Уровень взаимодействия (пробуждение интересов личности к управленческой деятельности, создание ученического и школьного соуправления).

3. Уровень соразвития (ориентация на личность, создание целостной социально-интегративной модели соуправления).

Таким образом, можно построить следующую линию: «воздействуем» «взаимодействуем» «развиваемся». 

Заключение

Только любовь, осмысление своей истории, уважение к предкам, искреннее сопереживание достижениям и недостаткам всех реформ государства могут выявить в человеке те душевные качества, которые и определяют его как личность, как гражданина.

Если ребенок с детства принимает активное участие в жизни школы, района, то у него закладываются основы правовой грамотности, понимание гражданской активности

Создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка, их совершенствование, формирование гражданской позиции – в это миссия объединения.

Библиография:

  1. Беспятова Н.К., Яковлев Д.Е. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков.- М.: Айрис-пресс, 2006.
  2. Васильева Л.М. Изучение социализации подростков 14-16 лет: Методики, параметры и критерии оценки качества обучения – Сб.научн.трудов. – М., 2004.
  3. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Образование личности.- М.: Интер-пракс, 1994.
  4. Макаренко А.С. Собрание сочинений в 4-х томах. – М.: Правда, 1987. – 573с.
  5. Мы - сограждане. Т.1.- М.: Бонфи, 2002.
  6. Нечаев М.П. Вожатый детского коллектива. Методика воспитательной работы. Учебно-методическое пособие для студентов и педагогов. – М., 2011.
  7. Нечаев М.П. Методика создания и развития школьного самоуправления. М.: АПК и ППРО, 2006. - №4.
  8. Никитин А. Социальное пространство личности// Проблемы политико-правовой социализации школьников.- М, 1997.
  9. Проблемы правового образования в общеобразовательных учреждениях.- М.: «Университет», 2001.
  10. Федеральный закон об образовании от 29.12.2012 N 273-ФЗ. URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html. Дата обращения: 11.04.2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в процессе становления гражданской позиции через изучение социокультурного пространства города и музейную педагогику.

Данная публикация является иллюстрацией презентации, с которой я выступала на городском семинаре...

Роль классного руководителя в процессе становления гражданской позиции через изучение социокультурного пространства города и музейную педагогику.

Данная публикация является иллюстрацией презентации, с которой я выступала на городском семинаре...

Статья "Игровые технологии-как средство развития гражданской позиции у подростков "

В статье описывается опыт работы педагогов Дворца творчества детей и молодежи по организации и проведению мероприятий, способствующих формированию у подростков гражданской позиции и чувства патриотизм...

Роль ученического самоуправления в формировании активной гражданской позиции школьника

Список использованной литературы:1.                Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Издательство Смысл, издате...

Из опыта работы учителя английского языка: Краеведение на уроках английского языка как средство воспитания гражданской позиции и формирования межкультурной компетенции

Статья может быть интересна учителям иностранных языков, истории, начальных классов, занимающимся организацией урочной, внеклассной, исследовательской деятельности. Краеведение помогает не только прив...

Методическая разработка: "Патриотическое воспитание и становление гражданской позиции подростка"

Новизна заключается в создании системы гражданско-патриотического воспитания, способствующей повышению уровня сформированности личности, как патриота и гражданина, обладающего чувством гордости и...