"Учебная самостоятельность"
консультация на тему

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnaya_samostoyatelnost.docx20.06 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

«Центр социальной помощи семье и детям «Росток»

Стационарное отделение

Консультация для родителей на тему:

«Учебная самостоятельность»

                                Выполнила: Медведева А.В.

                                воспитатель стационарного

                                отделения

г.п. Игрим, 2014 г.

     Кажется, что связь между самостоятельностью ребенка в быту и учебной самостоятельностью самая прямая. Чем раньше ребенок научится обслуживать себя, устанавливать контакты со взрослыми и сверстниками, следовать определенным правилам, тем легче ему будет приспособиться к школьным требованиям. На деле это может оказаться совсем не так.

     Иной дошкольник вполне самостоятелен и дома, и в детском саду. Сам одевается-раздевается, легко заводит дружбу с незнакомыми детьми на детской площадке, помогает маме по дому, разбирается в папиным инструментах, может даже сходить в магазин…

     А в школе? Неожиданно для себя вы слышите от учителя, что ваш ребенок пассивен, на уроке его приходится постоянно побуждать к работе, он не может сам записать домашнее задание… Такое расхождение связано с тем, что самостоятельность житейская и самостоятельность учебная – понятия далеко не совпадающие. Что же такое учебная самостоятельность?

     Самостоятельность школьника – это «умение ставить перед собой различные учебные задачи и решать их вне опоры и побуждения извне («Делай вот это…», «Делай вот так…»). (Н.Ф. Виноградова). Оно связано с потребностью человека выполнять действия по собственному осознанному побуждению («Я хочу это сделать…», «Мне нужно это сделать…»). То есть на первый план выходят такие особенности ребенка, как познавательная активность, интерес, творчество, инициатива, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу. Помощь взрослого – заставить эти качества проявиться в полной мере, не подавлять их постоянной сверхопекой.

О чем стоит задуматься?

  • Не нужно контролировать каждый шаг растущего ребенка. К чему может привести тотальный контроль? Ребенок постепенно перестает отвечать за свои поступки; если что-то не получается, перекладывает вину на взрослого – мама не напомнила, бабушка не уследила… Лучше спросить своего ребенка: «Ты пришел из школы. Что будешь делать сначала, что потом?», «У тебя что-то не получается с домашними заданиями. Что будешь делать?», «У тебя завтра диктант по русскому. Что нужно повторить в первую очередь?». Не ждите, что ребенок сразу предложит конструктивный ход действий. Важно дать ему понять, что успех зависит прежде всего от его инициативы и самостоятельности, а вовсе не от маминых или папиных усилий.
  • Некоторые педагоги предлагают своим ученикам памятки по выполнению различных видов заданий. Например, как выполнять упражнение по русскому языку, как выучить новое правило, как решать незнакомую задачу, как заучивать новые слова, как делать работу над ошибками... если у вас нет готовых алгоритмов, попробуйте сами составить их вместе с ребенком. Предложите ему записать порядок действий (можно в виде схемы, рисунков), а затем повесьте этот лист над его рабочим столом.

  • Очень важно воспитывать у ребенка навык самоконтроля в учебной деятельности: как проверить правильность математических вычислений, как сверить по словарю написание отдельного слова, как узнать, хорошо ли запомнил содержание учебного параграфа… Схемы самопроверки тоже полезно иметь всегда под рукой – и дома и на уроке.
  • Хвалите своего школьника за любую инициативу, проявленную при выполнении учебных заданий: решил задачу необычным способом, сам нашел дополнительный материал при подготовке к уроку, открыл новый способ запоминания материала и пр.

Источник: Г.Е. Акимова «Как помочь своему ребенку?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов в обучении как средство формирования учебной самостоятельности обучающихся

Проектная деятельность как средство формирования самостоятельности обучающихся1.1.Развитие самостоятельности обучающихся                    1.2....

модель развития учебной самостоятельности на уроках начального курса географии

Представлены материалы, которые могут быть использованы на уроках географии. Самостоятельные работы для 6 класса....

Модель развития учебной самостоятельности

отчет по теме самообразования...

Развитие учебной самостоятельности при реализации практических работ

содержит модель реализации апрктических работ начального курса географии...

Формирование учебной самостоятельности школьников в процессе обучения английскому языку

Самостоятельная работа учащихся по иностранному языку – это вид учебной деятельности, при которой учащиеся самостоятельно под руководством учителя выполняют различные задания, проявляя навыки самоконт...

Роль воспитателяв становлении учебной самостоятельности и развитии ключевых компетенций воспитанника.

В настоящее время возрастает роль воспитателя-наставника в деле становления личности юношей 10-14 лет. Это возраст, когда у юношей меняются идеалы, они становятся более самостоятельными и важно в этот...