Режим дня
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Лучко Светлана Анатольевна

       В школьные годы надо научиться беречь время. Для этого каждый школьник может попробовать «сфотографи­ровать» свой день: на листке бумаги слева записать каждое пусть даже самое маленькое дело, а справа — проставить потраченное на него время. Вечером необходимо просмотреть записи и определить, где и когда было потрачено время зря. Тут же следует прикинуть, как лучше спланировать завтрашний день, чтобы потерь времени не было. Такая «фотография» помо­гает научиться дорожить временем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Режим дня40 КБ

Предварительный просмотр:

Режим дня

 «Здоровье – это ещё не всё, но всё без здоровья – ничто», - гласит известный афоризм. Проблема сохранения здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления в современном обществе.

          Система знаний о здоровье необходима человеку, потому что насколько он будет владеть культурой питания, соблюдать правильный режим дня, заниматься профилактикой заболеваний, гигиеной, закаливанием, знать о пагубном действии на организм курения, алкоголя, наркотиков, настолько здоров человек будет. Одним из важнейших факторов сохранения здоровья является всем известный режим дня. Об этом мы с вами сегодня и поговорим.

          Итак, первого сентября школы открывают двери своим воспитанникам. Процесс обучения в современной школе очень насыщенный. У родителей возникает много вопросов и даже требований. Забота о здоровье ребёнка не должна перекладываться на плечи педагогов. Помощником в нелёгком 11-летнем марафоне может и должен быть правильно организованный режим дня ребёнка.

         Режим дня - это распределение времени на все виды суточной деятельности и отдыха с учетом возраста, состояния здоровья и особенностей личности.

Основными элементами режима дня школьника являются следующие

        Содержание и длительность каждого из этих компонентов меняются в зависимости от возраста. Как видно из таблицы, с возрастом увеличивается учебная нагрузка в школе, больше времени отводится для выполнения домашних заданий.

        В каждой семье режим организуется по-своему. Но основа плана режима дня для ребенка должна оставаться постоянной. Рациональный режим дня должен чередовать различные виды деятельности ребенка, обеспечить двигательный режим, в том числе и на открытом воздухе, полноценный отдых, достаточный про продолжительности сон.

           Начать день необходимо с утренней зарядки, которая облегчит переход от сна к бодрствованию, позволит организму активно включиться в работу. Помимо зарядки очень полезны игры на свежем воздухе, так как они дают хороший оздоровительный эффект. Особенно важно пребывание ребёнка на улице вечером перед сном.  В течение дня необходимо наличие 3-4 прогулок общей продолжительностью 2,5-3,5 часа: чем младше ребёнок, тем больше времени он должен проводить на улице. Наказание лишением прогулки недопустимо.

            После утренней зарядки ребёнка ждут водные процедуры. Ничто так не прогоняет сон, как утреннее умывание холодной водой. Завтрак обязательно должен быть горячим и довольно плотным. Прием пищи должен проходить в тихой, спокойной и доброжелательной обстановке. Второй завтрак ребёнок получит в школе. Обед около 13-14 часов, ужин не позднее 19.30. Приверженность к режиму в еде обеспечит семейный приём пищи, достаточное разнообразие блюд и отсутствие перекусов.

           Вернувшись из школы, ребёнок должен пообедать и обязательно отдохнуть. Оптимальным временем для приготовления уроков служит период 15-16-ть часов, соответствующий физиологическому ритму наилучшего усвоения информации. Начинать выполнение домашнего задания рекомендуется с легких предметов, переходя к более сложным. Максимальная продолжительность периода работоспособности составляет 30-40 минут, после чего следует проводить 15 минутные перерывы с физкультминуткой под музыку.

Для занятий у ребенка должно быть свое рабочее место. Во время подготовки уроков не должно быть отвлекающих моментов (телевизор, радио, разговоры).

Полтора-два часа свободного времени ребенок может использовать для занятий по интересам.  Весьма полезны занятия в кружках и секциях. Ребенок может заниматься не более чем в двух кружках или секциях.

          Родители должны прививать ребенку навыки по самообслуживанию. Это касается как девочек, так и мальчиков. Ответственность ребёнка за вынос мусора, мытьё посуды правильно понимаемая им, станет важнейшим режимным моментом и поддержит психику ребёнка, как полноправного члена семьи.

         Очень важным фактором в режиме дня школьника является сон. Во время сна снижается деятельность физиологических систем организма, и только мозг, сохраняя активность, продолжает перерабатывать полученную в течение дня информацию. Гигиенически полноценным считается сон, имеющий достаточную для данного возраста продолжительность и глубину (табл Очень важно, чтобы ребенок всегда ложился и вставал в одно и то же время, тогда будет обеспечено и быстрое засыпание, и легкое пробуждение. Перед сном обязательно следует умыться, почистить зубы, помыть ноги и хорошо проветрить комнату. Выспавшийся ребенок хорошо воспринимает объяснения учителей на уроке, весел и жизнерадостен в свободное время, лучше и быстрее готовит домашние учебные задания. 

        Недосыпание – это одна из важных проблем, с которой сталкивается ваш ребенок. Систематическое недосыпание нарушает работоспособность нервной системы, ухудшает функциональное состояние коры головного мозга, является основой для формирования неврозов, снижает умственную и физическую работоспособность, отрицательно влияет в целом на организм.  Особенно этот негативный эффект проявляется у ослабленных детей. Часто недосыпание ведет к нервно-психическим заболеваниям. Однако эти нарушения вначале носят обратимый характер и исчезают при установлении правильного режима сна.

       Рационально построенный режим (табл. 3) способствует оптимальной работоспособности, предупреждает утомление, укрепляет здоровье, положительно влияет на самочувствие, настроение ребенка.

       В школьные годы надо научиться беречь время. Для этого каждый школьник может попробовать «сфотографировать» свой день: на листке бумаги слева записать каждое пусть даже самое маленькое дело, а справа — проставить потраченное на него время. Вечером необходимо просмотреть записи и определить, где и когда было потрачено время зря. Тут же следует прикинуть, как лучше спланировать завтрашний день, чтобы потерь времени не было. Такая «фотография» помогает научиться дорожить временем.

      В процессе нашего разговора могло сложиться впечатление о невыполнимости предлагаемых рекомендаций, но это не так.

  • режим - понятие из взрослой жизни и знакомить с ним ребёнка необходимо как можно раньше. Нет лучше помощника в зарядке, чем рядом занимающийся папа. Невозможно оставить ребёнку обед и надеяться, что тот сам скушает его в срок. Каждый шаг рядом с ребёнком должен вначале совершаться кем-то из взрослых.
  • все правила распорядка должны соблюдаться вместе взятые. Невозможно поднять ребёнка на зарядку, если вечером он лёг поздно, после просмотра фильма.
  • ничто так ни нарушает распорядок, как время, когда нечем заняться.

           Выдающийся русский физиолог Николай Евгеньевич Введенский говорил: «Устают и изнемогают не столько от того, что много работают, а от того, что не умеют организовать свою работу».

          До определённого возраста любящие родители, ложась спать, должны думать, всё ли они сделали для ребёнка сегодня и как организовать его день завтра. Если эта тема вызвала у вас интерес, а вы не знаете, как правильно организовать режим дня вашего ребенка, я предлагаю вам памятки - рекомендации по организации режима дня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пища человека и режим питания"

План -коспект урока технологии в 5 классе....

Примерный режим дня для учащихся 5 класса

Соблюдение режима дня очень важно для правильного развития и роста детского организма. Примерный режим дня включает основные моменты распорядка дня, которые необходимо организовать для...

Режим работы школы

Вашему вниманию предлагается режим работы МБОУ Алферьевской ООШ. Расписание уроков в соответствии с ФГОС и классами комплектами (1-3, 2-4) в малокомплектной сельской школе....

Открытый урок по теме "Режим дня" в 6 классе к учебнику "Английский в фокусе"

Данный материал представляет собой разработку урока английского языка по теме "Режим дня". Урок составлен с применением интерактивной доски. На уроке отрабатывается известная лексика по изучаемой теме...

Урок-практикум по обществознанию на тему: "Политический режим и проблема свободы личности" (11 кл.)

цель урока:Раскрыть:1). Сущность политических режимов;2). Права и свободы личности в различных политических режимах....

Политический режим.

Презентация к уроку  по теме "Политическая сфера общества"  для 11 класса....

"Единый орфографический режим"

Презентация к выступлению на семинаре (школьном)  для учителей начальной школы, русского языка, литературы и английского языка...