Доклад на тему: «Дети и деньги».
консультация на тему

Одной из наиболее сложных проблем семейной педагогики является проблема воспитания в детях правильного отношения к деньгам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_i_dengi.docx17.49 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Дети и деньги».

Одной из наиболее сложных проблем семейной педагогики является проблема воспитания в детях правильного отношения к деньгам. У родителей нередко возникают сомнения: можно ли использовать деньги как средство поощрения или как средство наказания? Можно ли создать воспитывающую ситуацию на основе взаимоотношений, связанных с деньгами?

Вопросы, связанные с деньгами, представляют широкое поле для формирования таких качеств, как честность, доброта, благородство, скромность, деликатность, обязательность. За последние годы заметно выросло материальное благосостояние народа, и это поставило перед нами новые, подчас достаточно трудные вопросы воспитания.

Сегодня родителей очень волнует вопрос: что должна и что может сделать семья для того, чтобы предотвратить появление своекорыстия, собственничества, «вещизма»; что должна и что может сделать семья для того, чтобы дети, которые растут в материальном достатке, в окружении множества добротных и красивых вещей, не оказались у них в плену?

Воспитание правильного взгляда на роль денег состоит в том, чтобы                            дать понять детям истинное значение денег, показать их место в ряду    основных жизненных ценностей- познания, творческого труда, духовного  и   интеллектуального общения.

Некоторые родители выдвигают такие аргументы: «Пока учатся в школе – ни копейки карманных денег! Карманные деньги считаются лишними – первый шаг транжирству». Думается , здесь сказывается односторонность взгляда. Все зависит от разумного подхода, от чувства меры. Для некоторых родителей все ясно. «Никаких денежек!» Но что это дает ребенку? Наверное, прежде всего беспомощность в практической жизни. И оказывается, в некоторых семьях такая максимальная несамостоятельность детей и «безденежье», возведенное в принцип, продолжаются чуть ли не до совершеннолетия.

Да, многих, и не без оснований, волнует вопрос: на деньги подросток может купить не только школьно-письменные принадлежности, не только мороженое. Дети и деньги. Как быть?

Вот достаточно полная картина, обрисованная в нескольких строчках анкеты: «Сыну 15 лет. Были и есть трудности и конфликты. Теперь категорически изолировали его от денег...» Не приходится объяснять, какая беспомощная отчаянность заключена в этих «решительных мерах» и как мало они будут действенны, насколько чреваты последствиями.

Надо понять и признать, что в семейном воспитании «экономические рычаги» имеют всего лишь вспомогательное значение.

Если ребенок лишен духовных устремлений, если неправильно

формируются его нравственные принципы, если потребности его убоги и низменны, мы не поправим дела той или другой системой регулирования мелких расходов. И поэтому надо заботиться прежде всего о нравственном, интеллектуальном и эмоциональном воспитании ребенка.

У детей, занимающихся коллекционированием, есть постоянная статья расходов. Естественно, что родители, если соглашаются с таким увлечением ребенка, должны иметь в виду эти расходы.

Разумеется, не каждую просьбу ребенка о деньгах следует немедленно удовлетворять, однако же, коль скоро мы считаем возможным ее удовлетворить, надо обращать внимание на то, как мы это делаем. Важно, чтобы деньги выдавались только в доброжелательной форме . Иной раз лучше отказать, чем удовлетворить просьбу ребенка, сопровождая это сетованиями и ворчанием: «На тебя не напасёшься!», «У меня не монетный двор»… Право же, горечь и унижение , какие испытывает ребенок , слыша все это , отнюдь не укрепляют в нем уважение к нам и не помогают ему оценить наши жертвы. Это только отчуждает от нас ребенка , отравляет его душу почти мстительным

желанием иметь «свои».

Есть еще один вопрос, связанный с карманными деньгами, который требует внимания. Начнем с высказывания одного родителя: «Дети должны получать деньги на карманные расходы за помощь по дому, а не просто как подарок». Впрочем, иногда взрослые спешат оплатить «наличными» услуги, оказанные им детьми, руководствуясь каким-то искаженным чувством благодарности и деликатности. Ведь родители ничего плохого не хотят. Не подумали только, что в следующий раз ребенок, может, уже не просто так поможет, а на деньги будет рассчитывать. Так делать не надо. Не мешайте детям делать для вас добро «просто так», не глядя в руки и принимая от сердца «спасибо» как самую дорогую плату.

В иных семьях на отметки установлен прямо-таки прейскурант. На пятерку цена, естественно, самая высокая, тройка идет «по дешевке»...

По-видимому, в определённой мере материальное поощрение для ребенка совсем не вредно. Разумеется, не в виде оплаты за отметку или услугу. Но как оценка его усилий, как заслуженная награда за неделю, четверть, полугодие или целый год добросовестного, напряженного труда.

Когда слышишь разговоры о злой силе денег, то ощущаешь какое-то рабское преклонение перед деньгами, какую-то невольную боязнь искушения. Нет, деньги сами по себе не зло, которое нам будто бы приходится скрепя сердце терпеть. А. С. Макаренко в своей «Книге для родителей» писал по поводу одной хорошей семьи: «Меня всегда радовала эта веселая семья и ее строгий денежный порядок. Здесь деньги не пахли ни благостным богом, ни коварным дьяволом. Это было то обычное удобство жизни, которое не требует никаких моральных напряжений. Пыжовы смотрели на деньги как на будничную и полезную деталь».

Однако, для того чтобы выработать в детях такой естественный взгляд на деньги, родителям требуется подойти к делу серьезно, сознательно и ответственно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: " Дети и деньги"

Дети и деньги - не простой вопрос, на который нет однозначного ответа. Давать ли детям деньги и если давать - то, как и сколько? Эти вопросы во все времена вызывали всегда бурные дискуссии. Имен...

Беседа с родителями на тему "Дети и деньги"

Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родителями быть не учат ни в одном учебном заведении. Наверное поэтому так много ошибок допускаем мы при общении со своими детьми. И если учителю на ...

Родительское собрание на тему: "Дети и деньги"

Презентация для родительского собрания на тему: "Дети и деньги".Воспитать у ребенка правильное отношение к деньгам и материальным ценностям так же важно, как научить его вести себя за столом. Дет...

ДОКЛАД по теме: «Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях учреждений интернатного типа»

Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вто...

Доклад на тему: "Музыкально-слуховые данные детей и способы их выявления перед началом обучения игре на фортепиано", Доклад на тему: «Работа над аккомпанементом в классе фортепиано»

Музыкально-слуховые данные детей и способы их выявления перед началом обучения игре на фортепиано.  Учебный предмет "Концертмейстерский класс" направлен на воспитание разносторонне...

вебинар "Мои финансы", тема " Дети и деньги: какие задачи семейного бюджета доверить ребенку"

8б, 8к, 10 классы МБОУ "Ново-Идинская СОШ" участвуют во всероссийской просветительской эстафете "Мои финансы"...