Семья – основа нравственного воспитания
презентация к уроку на тему

Гильфанова Регина Равиловна

Семья – основа нравственного воспитания -материал для педагогического чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya.docx19.93 КБ
Файл презентация к выступлению1.03 МБ

Предварительный просмотр:

Семья – основа нравственного воспитания

1.1. Нравственные категории и добродетели.

Что такое нравственность? Из чего она растёт? Как она проявляется? Насколько она обязательна для исполнения? И что бывает, когда люди пренебрегают нравственностью?

Понятие нравственности от нас настолько далеко, что подавляющее большинство людей, рассуждая о ней, вполне серьёзно допускают мысль, что чаще всего нравственность не нужна вообще, а общество создаёт свои правила поведения, усредняя представления всех людей, входящих в него.

Нравственность – один из важнейших факторов общественного развития. По Канту, нравственность есть «некоторая ощущаемая зависимость частной воли от общей». Это значит, что нравственность, присущая индивидууму, позволяет ему соотносить свои интересы и желания с интересами и желаниями общества, в котором индивид существует.[1]

Список нравственных категорий обширен, в него входят понятия, которые характеризуют а) нравственные нормы, б) нравственные ценности, в) нравственные качества, г) нравственные принципы, д) нравственные идеалы.

Нравственные категории бывают позитивными и негативными. Приведем некоторые из них:

Гуманизм, бескорыстие, патриотизм, чуткость, отзывчивость, трудолюбие, совесть, доброта, честность, доброжелательность, мужество, самоотверженность, взаимопомощь, честь, долг, ответственность, достоинство, справедливость, сознательность, принципиальность, добросовестность, целеустремленность, преданность делу, решительность, аккуратность, скромность, самоуважение, вежливость, бережливость, галантность, великодушие, равнодушие, безответственность, черствость, беспринципность, приспособленчество, злость, предательство, стяжательство, приобретательство, эгоизм, самоуверенность, высокомерие, зависть, трусость, неряшливость, беззастенчивость, грубость, лень, лицемерие, мелочность, снисходительность, недовольство, преданность, застенчивость, гордость, непримиримость, зло, добро, порядочность, верность, стыд, безверие и т.д.

В этическом смысле идеал предполагает некоторый универсальный, т.е. не изменяющийся в зависимости от обстоятельств, лиц, индивидуальных вкусов стандарт. Нравственный мир человека — это мир ценностей, которые выражаются моральными категориями.

Нравственность начинается с умения контролировать свои душевные порывы. Не все душевные порывы человеку надлежит усмирять. Если он в порыве чувств бросается спасать ребенка из огня, жертвует собой, делится с неимущим последней крошкой, то подобные желания, даже если они противоречат его рассудочной выгоде и самосохранению, обществом всегда приветствовались. Почему разум в подобных ситуациях молчит и допускает порывы чувств, которые угрожают жизни человека? Видимо, потому, что эти порывы давно уже оправданы индивидом, глубоко укоренились в нем, стали частью его мировоззрения. Он идет на это с полным осознанием последствий и риска. Напротив, слепые страсти, поднимающиеся из глубин подсознания, порывы, за которые человеку, быть может, придется краснеть, не поддерживаются разумом, противоречат его мировоззрению. Мало кто захочет прослыть рабом своих низменных страстей. Но когда о нас отзываются как о человеке слова, господине своих страстей, мы получаем дополнительный заряд эмоций и укрепляемся в правильности своих убеждений.

Разумное поведение только тогда является нравственным, когда оно руководствуется искренними чувствами. И наоборот. Чувственное поведение только тогда превращается в нравственное, когда им руководит разум.

Чувства и разум не могут жить врозь. Когда они действуют поодиночке, очень велика опасность скатиться в пропасть аморальности. Между ними должен быть крепкий союз.

Секрет нравственности состоит в том, что она формируется только изнутри — через самоконтроль, и только добровольно. Принуждением нельзя добиться возвышенных чувств и правильных поступков.

Воспитание – это целенаправленное формирование личности на основе формирования:

1)        определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира;

2)        мировоззрения;

3)        поведения.[2]

Духовный мир семьи – основа духовно-нравственного  воспитания детей.

        На фоне социально-общественных изменений, происходящих в нашей стране, оформилась цель, определённая как приоритетная в духовно-нравственном воспитании молодёжи.        Главной целью воспитательной деятельности обучающихся является формирование личности, а личность и культура неразрывны. Культурный человек-это человек, не только и не столько успешно обучающийся и образованный, сколько человек, способный сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечности, демонстрируя их в повседневной жизни своим поведением, общением. Хаотичное явления, происходящие сегодня в обществе, государстве, школе, понимание личной свободы как вседозволенности приводят к тому, что нравственные приоритеты теряют свою значимость и привлекательность. Мир взрослых сегодня диктует свои правила, порой жёсткие и злые, и в нём бывает непросто быть и остаться человеком. Нравственные ценности ребёнка формируются не столько в школе и обществе, сколько в семье.

        Что такое семья? Какую роль она играет в жизни каждого человека? Каково ёе значение для развития у детей духовного начала? Эти вопросы давно и неизменно волнуют всех людей на Земле. На каждый из таких вопросов люди, имеющие семью, отвечают в зависимости от того, какими идеалами и потребностями они руководствуются, в каких социальных условиях живёт их семья.

        Семья – вечная форма организации интимной и сокровенной человеческой жизни, взаимодействия, общения людей, развития их личности и что именно хорошая семья больше всего способствует воспитанию у ребёнка нравственных качеств, высокого стремления к идеалам. О семье рано или поздно приходится размышлять всем.

        Молодые супруги, пылающие страстью, убеждены, что эта страсть и есть любовь, именно она и является стержнем и главной опорой семьи. Но рано или поздно бурная страсть утихает, и если у супругов не завязываются глубокие духовные связи, наступает разочарование в семейной жизни. Очень важно обоим быть сдержанными, вежливыми, уступчивыми, уметь закрывать глаза на мелкие слабости друг друга, прощать их ради главного – мира и покоя в семье. Тогда всем хорошо и все довольны. А в счастливой семье и дети счастливы.

        Главное в вопросе о семье – это непрерывный физический и душевный труд супругов ради блага семьи. В этом труде и выражается их настоящая любовь друг к другу. Ведь только для общения с детьми сколько нужно душевных сил, выдержки и терпения. Семья в чём-то и радость, но прежде всего крест, который добровольно, с большим или меньшим достоинством, несёт каждый человек, имеющий семью. Хорошая семья-спасение от бездуховности, безнравственности, безделья.

        Удовлетворение страсти, достижение материального благополучия, жертвование собой во имя детей и близких – всё это есть форма жизни семьи, которая легко может разрушиться. Если ни страсть, ни жертвенное исполнение долга перед детьми, ни закон не способны обеспечить стабильное существование семьи, то, что же делает её устойчивым объединением людей. Главное, что объединяет супругов, делает их близкими – это духовное родство, духовные связи, возникающие между ними.

        Любовь – это высшее чувство, которое представляет собой сложное переплетение человеческих мыслей, психических состояний, эмоций. Любовь – одновременно страсть, уважение, забота, сострадание, милосердие, самопожертвование. Поэтому она и есть высшее выражение духовности.

        Любить – значит радоваться возможности сделать благо любимому и получить от этого ни с чем несравнимое нравственное удовлетворение. Такая любовь чаще всего рождается благодаря семье.

        Заботливость друг о друге, искренняя ласка, раскованность в интимных отношениях – всё это образует основу семейного счастья, нравственно-эстетическую гармонию семейных отношений.

        Отсюда, личный пример родителей – одно из сильнейших средств воспитательного воздействия на ребёнка. Чтобы быть примером для своих детей, а родители хотят этого, надо самим жить духовно богато и красиво.

        Поведение маленького ребёнка строится главным образом на подражании старшим. Если родители любят читать, увлекаются музыкой, театром, их интересы захватывают и детей. Если родители хотят воспитать у детей высокие моральные и волевые качества, они должны сами обладать ими.

        «Не думайте, - писал А. С. Макаренко, - что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь и печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и врагами, как вы смеётесь, читаете газету – всё это имеет для ребёнка большое значение» [1, с.25].

        Необходимо обратить внимание на то, что не может быть полноценного духовно-нравственного воспитания в семье без глубокой, самоотверженной любви к детям. В любви к детям очень важно соблюдать чувство меры.

        Разумная любовь к детям проявляется в нежности, не доходящей до заласкивания, в заботе, не ведущей к потачкам, в требовательности, которая всегда сочетается с уважением к личности ребёнка. Атмосферу любви и дружбы в семье создают общие духовные интересы, совместный труд и развлечения, задушевные беседы.

        И если школа даёт, прежде всего знания, готовит к выбору профессии, то семья отвечает за эмоциональное воспитание, закладывает духовно-нравственную основу личности. Только в результате совместной, взаимодополняющей воспитательной работы педагогов и родителей можно вырастить поколение полноправных граждан своей страны, ответственных за её будущее.


[1] Кравченко А.И. Обществознание(с 235)

[2]  Столяренко Л.Д. Педагогическая психология (с 349)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семья – основа нравственного воспитания

Слайд 2

Что такое нравственность?

Слайд 6

Нравственный мир человека — это мир ценностей, которые выражаются моральными категориями.

Слайд 7

Духовный мир семьи – основа духовно-нравственного воспитания детей.

Слайд 9

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в нравственном воспитании подрастающего поколения, в ориентировании его на ценности гражданского общества

Лекторий для родителей. Л.Н. Толстой:«из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».Но что означают нравс...

Доклад на тему: "Патриотическое воспитание детей и подростков как основа нравственного воспитания".

Патриотическое воспитание детей и подростков, как основа нравственного воспитания....

Социальная роль семьи-основа нравственного воспитания

Социальная роль семьи-основа нравственного воспитания...

Роль семьи в нравственном воспитании

Родительский авторитет...

Роль семьи в нравственном воспитании ребенка

Роль семьи в нравственном воспитании ребенка...