Роль семьи в нравственном воспитании
статья по теме

Родительский авторитет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sayt_rol_semi_v_nravstvennom_vospitanii_detey.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

                            РОЛЬ СЕМЬИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

             В семье закладываются генетические, биологические и социальные основы здоровья личности. Семья- это первая общественная ячейка, куда попадает родившийся ребенок. Семья намечает основные нравственно-этические контуры будущего человека и гражданина. Преимущество семейного воспитания заключается в том, что оно складывается по неформальному признаку, а новые черты характера и качества личности вырабатываются тогда, когда душа ребенка, по мысли Локка, подобна «чистой доске». Стереть что-либо, написанное на "доску" родившегося человека, почти невозможно. Оно будет давать о себе знать в течение всей жизни.

            Вкусы, материальные и нравственно-этические понятия становятся чаще всего такими, какими их прививает семья, даже профессия, выбираемая ребенком, порой намечается семьей. От устройства семьи зависит, какой человек будет выходить из нее: из авторитарной - зависимый и подчиненный, асоциальной - нарушитель общественного спокойствия. Если семья организована хорошо, то хорошим в нравственно-этическом плане будет и сам человек. 

            Семья для ребёнка – это не только место его рождения, но и основная среда его обитания и развития. Каким будет воспитание – позитивным или негативным зависит от семьи.

            Каковы же функции семьи? Психологи чаще всего приписывают семье следующие функции: рождение и воспитание детей, сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества, реализация социального воспитательного потенциала, удовлетворение потребности людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущение ценности и значимости собственного Я, эмоциональном тепле и любви, создание условий для развития всех членов семьи, удовлетворение сексуально-эротических потребностей, удовлетворение потребностей в совместном проведение досуга, организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь , удовлетворение потребности членов в общении с близкими людьми, удовлетворение индивидуальных потребностей в отцовстве или материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях, социальный контроль за поведением отдельных членов семьи, организации деятельности по финансовому обеспечению семьи, рекреативная функция – охрана здоровья членов семьи, организация их отдыха, снятие с людей стрессовых состояний.

              Семья всегда играет кардинальную роль в формировании личности ребёнка, обладая большими возможностями. Семья, родственные чувства, сплачивающие ее членов, не утрачивают своего огромного значения на протяжении всей жизни человека. Любовь и поддержка особенно нужны детям, так как дают им чувство уверенности, защищенности, что необходимо для их гармоничного развития. Семья оказывает определяющее влияние на становление личности в дошкольные и первые школьные годы жизни ребенка. Справедливо утверждение, что в этот период роль семьи в полноценном развитии детей незаменима.

               Семья является частью общества. В ней, словно в капле воды, отражаются все происходящие в нем процессы, как положительные, так и отрицательные. В то же время семья сама влияет на общество, поскольку в ней растет будущий гражданин. Поэтому в результатах семейного воспитания заинтересованы обе стороны.

               В Семейном кодексе Российской Федерации говорится о необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности всех ее членов. Закон не допускает произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечивает беспрепятственное осуществление членами семьи своих прав.

               Иногда родители полагают, что с приходом ребенка в школу снижается роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в стенах школы. Отметим, что влияние семьи не только не снижается, но и возрастает.  Семья берет на себя весомую долю заботы о всестороннем развитии ребенка. Родителям нужно хорошо понимать, какой вклад вносит семья в процесс влияния на школьника, каковы требования учебного заведения к уровню образованности, воспитанности ребенка. Это важно для того, чтобы не возникли ситуации, когда в школе требуют одно, а в семье — другое. Если у родителей появляются сомнения в правильности требований учителя и методике обучения, следует поговорить об этом с педагогом, а не пытаться дома переучить ребенка.

К сожалению, современный напряженный темп жизни, изменение условий быта повлияли на характер общения: оно становится редким, все более формальным не только между знакомыми и соседями, но и между родными внутри семьи. Беседы со школьниками подтверждают, что их потребность во внутрисемейном общении не уменьшается. Организация содержательного и достаточно продолжительного общения с детьми — необходимое условие их воспитания в любом возрасте.

Однако с течением времени изменяется содержание общения — то, что ищет в нем ребенок.

В каких ситуациях и в какие моменты больше всего общаются родители и дети школьного возраста? Чаще всего, когда родители помогают школьнику в приготовлении уроков, а также когда воспитывают его — наставляют, порицают, одобряют и т.д. В том и другом случае активным участником общения становится взрослый, а ребенку отводится пассивная роль. Но только общение-диалог позволяет детям высказать свое мнение, обсудить с родителями волнующие проблемы, проявить чувства. Во многих семьях длительность и содержание общения родителей и детей не удовлетворяют ни тех, ни других. Если родители не находят доступные ребенку формы его участия в жизни взрослых, не считают нужным или не умеют разделить детские интересы, между ними возникает внутренняя отдаленность, которая по мере взросления ребенка будет увеличиваться.  Как показывают беседы с подростками, только 7% из них делятся с родителями своими сокровенными мыслями и переживаниями.

Важно, чтобы ребенок чувствовал доброжелательное, уважительное отношение к нему взрослого      независимо от того, как тот в данной конкретной ситуации оценивает действия и умения ребенка.

             Особо значимой для ребенка является оценка его теми взрослыми, которые относятся к нему с доверием и уважением. Он боится обмануть их доверие, потерять уважение, стремится оправдать их хорошее мнение о себе.

Нередко случается, что взрослые даже вежливости пытаются учить детей грубостью. Сын неуважительно отреагировал на замечание отца, который возмутился: «Как ты, молокосос, с отцом разговариваешь?! Я научу тебя, паршивец, уважению к родителям!» Возможно, сын и впредь не посмеет так ответить на замечание отца, но, конечно, не потому, что стал больше его уважать.

           Попробуйте, проанализировать, что и как вы говорите детям в течение хоты бы одного дня. Такой анализ нередко показывает, что в общении с детьми преобладают приказной тон, замечания, порицания, отрицательные характеристики и т.п.

             Гораздо реже имеют место совет, пожелание, просьба, сделанные в доброжелательной форме, и крайне редко используются шутка, юмор, вызывающие у ребенка улыбку, смех по поводу собственного поступка, заставляющие его посмотреть на себя со стороны и увидеть свои недостатки в смешном свете. Родители могут возразить: ребенок подчас такое делает, что тут уж не до смеха! Безусловно, бывают ситуации, когда необходимо категорически, резко, немедленно пресечь непозволительное поведение ребенка. Но такое случается не часто. Однако родители ведут себя так, словно поставили перед собой задачу, не давая передышки ни себе, ни ребенку, наставлять, сдерживать, преодолевать, подавлять и т.п. — и все это повышенным тоном, с раздражением. Но ведь мы это делаем ради блага ребенка, любя его, скажут родители.

С утверждением, что ребенок — это личность, не всегда согласны родители, потому что под понятием «личность» они имеют в виду человека с цельным и сильным характером, самостоятельного, уверенного в себе, своих возможностях. Именно таким и хотели бы видеть многие родители своих детей. Но такая личность — уже построенное здание. А его строительство всегда начинается с фундамента. Основы личности начинают закладываться с рождения ребенка под влиянием взрослых. Так, недостаток внимания, проявления родительской любви, общения с малышом отрицательно сказывается на его эмоциональном и нравственном развитии, на его мировосприятии.

               Родителям следует воспитать в ребенке нормы культурного поведения, ибо умение вести себя в обществе — обязательное требование, жизненно необходимое для нормальных контактов с окружающими людьми.

              Трудности воспитания детей обусловлены тем, что многие источники влияния находятся вне поля зрения родителей, даже если они стараются следить за ребенком, его отношениями с другими людьми, сверстниками, знают его интересы, привязанности. Общение со сверстниками, улица могут оказывать на него отрицательное влияние: он усваивает язык улицы — сленг, нецензурные выражения, грубые манеры. Дома это, возможно, не проявляется до поры до времени. Семья как бы вступает в спор с улицей, и порой очень трудный спор. Если у ребенка нет доверительных отношений с родителями, побеждает улица.

              Приучая детей к нравственным нормам поведения, часто приходится противопоставлять добро и зло. При этом нужно помнить, что младшие школьники далеко не все и не всегда способны с нравственной позиции оценить тот или иной поступок. Не пренебрегайте любой возможностью обсудить со своим ребенком, что хорошо, что плохо. При этом не нужно «читать мораль», лучше задать ему вопрос, что он думает по тому или иному поводу, попросить обосновать свои суждения, высказать свое мнение. В более старшем возрасте, став подростками, дети «стесняются», как они сами говорят, проявлять вежливость, использовать вежливые слова. Поэтому все следует делать своевременно.

              Только уверенность ребенка в том, что он любим, принят родителями таким, какой есть, помогает ему добиться успеха.

Замечательно сказал об этом детский поэт В. Берестов:

Любили тебя без особых причин

За то, что ты — внук,

За то, что ты — сын,

За то, что — малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в нравственном воспитании подрастающего поколения, в ориентировании его на ценности гражданского общества

Лекторий для родителей. Л.Н. Толстой:«из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».Но что означают нравс...

Презентация родительского собрания "Роль родителей в нравственном воспитании своих детей"

познакомить родителей с их ролью в нравственном воспитании своих детей...

Социальная роль семьи-основа нравственного воспитания

Социальная роль семьи-основа нравственного воспитания...

Доклад на педагогическом совете на тему «Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании дошкольника»

В докладе мною освещена актуальность нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Также в докладе представлены формы взаимодействия с семьями воспитанников в рамках указанной тем...

Роль семьи в нравственном воспитании ребенка

Роль семьи в нравственном воспитании ребенка...

Материалы к родительскому собранию "Роль семьи в нравственном воспитании и правовом просвещении детей"

Материалы к родительскому собранию "Роль семьи в нравственном воспитании и правовом просвещении детей"...

Родительское собрание "Роль семьи в нравственном воспитании ребёнка"

Тема: «Воспитание нравственных качеств личности» Цель: вовлечь родителей в осмысление нравственных ценностей. Применять полученные знания в процессе воспитания детей, во взаимоот...