Родительское собрание
учебно-методическое пособие (8 класс) на тему
"Нравственные приоритеты семьи"
Форма проведения: разговор по душам взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_nravstvennye_prioritety_semi.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственные приоритеты семьи
Нищете материальной нетрудно помочь, нищете души — невозможно. (Монтень)
Задачи: обратить внимание родителей учащихся-подростков на значимость проблемы нравственного воспитания детей в семье; формировать у родителей понимание необходимости воспитания нравственных качеств подростка, их приоритетности в жизни каждого человека.
Форма проведения: разговор по душам взрослых.
Вопросы для обсуждения: значимость нравственного воспитания детей, нравственные традиции и обычаи.
Подготовительная работа: анкетирование учащихся и родителей (см. приложение); полезная информация (см. приложение); сочинение-размышление учащихся «Черно-белый мир. Как я это понимаю»; классный час «Примеры нравственности в истории цивилизации»; подготовка альбома пословиц и поговорок о нравственности; выставка сочинений учащихся «Нравственные заповеди моей семьи»; разработка сценария родительского собрания; подготовка приглашений для родителей (см. приложение).
Ход собрания
I. Вступительное слово
Уважаемые родители!
Снова мы собрались все вместе, нас собрала актуальная и значительная тема разговора, разговора о нравственности. Что означает это магическое слово — нравственность? Давайте найдем в словаре это слово.
Учитель:
Нравственность — это правила поведения человека, которыми он руководствуется в своей жизни.
Этика – Мораль - Доброта
Правила эти во многом зависят от того, как человек живет, кто формирует образ его мыслей, какая среда влияет на его привычки, поступки, поведение.
Нравственность — термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики[1]. В более узком значении нравственность — это внутренняя установка человека действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению человека[2].
Не существует единства мнений по поводу соотношения нравственности и морали. Нередко нравственность трактуется, как синоним морали, но со времени Гегеля принято различать мораль и нравственность. Согласно разделению этих понятий, нравственность является внутренней установкой человека — в отличие от морали, которая (наряду с законом) является только внешним требованием к поведению человека.
Именно с нравственностью связано различение добра и зла при условии, что индивидуумом признаются эти категории. В отличие от пользы и вреда, добро и зло связаны с намеренностью некоторой свободной воли.
Нравственность и мораль изучается специальной философской дисциплиной — этикой.
Учитель: корни добра и нравственности зарождаются и произрастают в семье. Семья обладает огромным диапазоном воспитательного воздействия. У истоков стоят родители. Если общую культуру человека определить как отношение к человеку, к Миру, к труду, к природе, то именно в семье начинает формироваться культура поведения и культура общения. Эти мудрые слова по-своему отражены в народном творчестве. Я предлагаю вспомнить пословицы и поговорки о семье.
Примеры пословиц:
Счастлив тот, кто у себя дома.
Вся семья вместе, так и душа на месте
Не нужен и клад, коли в семье лад
При солнышке - тепло, при матери – добро
Согласную семью и горе не берет
2. Нравственные заповеди семьи
Учитель: Как мы понимаем пословицу:
«Для себя жить – тлеть, для семьи – гореть, а для народа – светить»?
Стихотворение: И. Анненский «Завещание»
Где б ты ни стал на корабле,
У мачты иль кормила,
Всегда служи своей земле:
Она тебя вскормила.
В волнах иль по ухабам,
Будь вынослив, отважен будь,
Но не кичись над слабым,
Быть добрым не забудь.
Не отступай, коль принял бой –
Платиться – так за дело,
А если петь – так птицей пой –
Свободно, звонко, смело.
Учитель: Такой наказ (духовное завещание) может дать отец сыну.
Обсуждение темы «Нравственные заповеди моей семьи».
Методика неоконченных предложений (отвечают родители)
Добро – это_________
Человечность – это________
Воспитанность – это________
Доброжелательность – это____
Порядочность – это_________
Зло- это__________________
Грубость – это_________
Хамство – это___________
Ложь – это_______
Я предлагаю родителям вспомнить и рассказать о «Нравственных традициях и обычаях вашего дома»
"Пусть вошедший в наш дом дивится нам, а не нашей посуде…." Сенека
Учитель: Какие семейные традиции существуют в вашей семье? ( фотографии, где запечатлены праздники в семье, какие-либо предметы, семейные реликвии, связанные с историей семьи и ее традициями).
4. Примеры нравственности в истории цивилизации
В жизни по-разному можно жить
В горе можно, и в радости.
Во время есть, во время пить,
Во время делать гадости…
А можно и так:
На рассвете встать, и помышляя о чуде
Рукой обнаженною солнце достать,
И подарить его людям.
Кл. руководитель. Существуют ли идеалы нравственности, сложившиеся в веках? Приведите примеры из жизни известных людей (Лео Рошаль, Леонид Бокерия знаменитые врачи и хирурги, Патриарх Всея Руси Кирилл)
Существует мнение, что многие нравственные идеалы прошлого сегодня не актуальны, несовременны. Может ли нравственность быть современна или несовременна.
Учитель: Я хочу рассказать вам о супруге великого князя Сергея Александровича Романова, дяди последнего русского императора Николая II, великой княгине Елизавете Федоровне. Сергей Александрович погиб от бомбы террориста в 1905 году. В это время Елизавета Федоровна (ныне причисленная к лику святых великомучеников) находилась в Кремле. Узнав о случившемся, она тут же поехала на место злодеяния. Бомба террориста разорвала великого князя на части. Когда Елизавета Федоровна подъехала, убийца был уже схвачен, у места происшествия собралась толпа. Княгиня без крика и слез начала собирать останки Сергея Александровича и класть их на носилки. В течение еще нескольких дней после взрыва находили части тела великого князя, а его сердце обнаружили на крыше ближайшего здания. Москва была поражена совершенным злодейством. Террориста Каляева посадили в тюрьму. После такого потрясения можно было ожесточиться, возненавидеть этот несправедливый мир. Но в том, как повела себя княгиня, поистине отразилось величие ее души.
Во время взрыва пострадал кучер Ефим, которого сразу отправили в больницу. Елизавета Федоровна, спрятав глубоко в сердце свою личную трагедию, помогла смягчить трагедию другого. Вернувшись после отпевания мужа, совершенного в Чудовом монастыре в Кремле, она сменила траурное платье на голубое и поехала сразу в больницу. Она сделала это специально, чтобы слуга умер спокойно, уверенный в том, что великий князь спасся. В дальнейшем великая княгиня побеспокоилась и об обеспечении семьи погибшего.
Забота и милосердие проявились у нее и к убийце мужа. Елизавета Федоровна подала прошение царю о том, чтобы террориста оставили в живых. Она сама пришла к нему в тюрьму и просила его покаяться. Без злобы, без ненависти, а с чувством глубокого милосердия и добра она говорила: «Он не ведал, что творил». Это ли не доказательство любви к людям и даже к своим врагам? Это ли не пример для подражания?
После смерти мужа вдова, бывшая принцесса, продала все свои драгоценности и на полученные средства устроила Марфо-Мариинскую обитель. Вся ее дальнейшая жизнь превратилась в подвиг самопожертвования и любви к несчастным и нуждающимся.
Кл. руководитель:
Один человек живет так, что и через века его вспоминают с уважением и гордостью...
Этот человек жил на земле, он делал ее чище, добрее, рядом с ним было тепло людям, нуждающимся в тепле, было радостно нуждающимся в радости.
люди эти — пример нравственности, пример человеколюбия и человечности. Как хочется всем нам, чтобы наши дети стали такими, чтобы мир, такой хрупкий и бесценный, они сумели сохранить и приумножить.
В честь и в память о близких и далеких людях, несших в этот мир добро и свет, мы зажигаем свечу. Пусть она горит и напоминает нам о тех, чей нравственный подвиг не имеет цены.
Учитель: Старый доктор зябко повел плечами, отодвинул дневник, снял очки и растер пальцем переносицу. Закончился трудный день. Сегодня ему удалось раздобыть подгнившей картошки и накормить детей перед сном. В зимней оккупированной Варшаве 1942 года это было непросто, особенно, если голодных ртов у тебя не один, не два, а двести..,
В 1907 году доктор Януш Корчак организовал в Варшаве дом сирот, содержавшийся на пожертвования купцов и интеллигенции. Обездоленные дети обретали стараниями старого доктора нормальную жизнь и будущее. Он создал настоящую детскую республику, основой которой были любовь и уважение, к воспитанникам. Кто-то из мальчиков, покидая Дом сирот, сказал: «Если бы не этот дом, я бы не знал, что на свете есть честные люди, что можно говорить правду, что на свете есть правда».
Старый доктор долго не мог понять, что есть' Бог, пока не решил, что его Бог — это глубочайшее уважение и любовь к детям. Старый доктор так и не завел семьи. Незадолго до смерти он скажет: «Сыном своим я выбрал служение детям».
Все я, Боже, получил сполна,
Где, в какой мне расписаться ведомости?
Об одном прошу — спаси от ненависти,
Мне не причитается она.
Наступило завтра - 5 августа 1942 года. Двести детей Дома сирот и четыре воспитателя построились в колонну по четверо. Они не плакали и не пытались бежать, они, как птенцы, жались к старому доктору. Он шел впереди, держа на руках маленькую девочку, ослабевшую после тяжелой болезни. Старый доктор давал детям последний урок — он учил их достойно умирать.
У вагона, отправлявшегося в Треблинку, эсэсовец спросил: «Кто этот человек?». Ему ответили, что это — господин Януш Корчак, автор книги «Как любить детей», старый доктор, возглавивший Дом сирот в Варшаве.
Эсэсовец вспомнил, что в детстве он читал знаменитую книгу Кор-чака «Банкротство маленького Джека» и предложил доктору остаться. Но Корчак ответил: «Дети — это главное», вошел в вагон и захлопнул дверь в газовую камеру, уйдя вместе со своими чужими детьми в бессмертие...
VI. Мысли вслух о воспитании нравственности (говорят родители)
- Дети отличаются от взрослых тем, что еще не умеют скрывать безграничную потребность быть любимыми.
- Ребенок – тот же человек, что и взрослый, только маленький.
- Маленький – значит, еще слабый, нуждающийся в нашей помощи, заботе и примере…
- Маленький – не низкорослый, к которому надо нагибаться, чтобы снисходительно выслушать, о чем он там плачет…
- Чтобы понять ребенка, дотянуться до его мудрости и глубинного понимания мира, взрослому приходится вставать на цыпочки.
Классный руководитель:
Я прошу вас стать на цыпочки и прислушаться к тому, что говорят нам наши дети.
И внешнему, и внутреннему нашему миру присуща двойственность:
Добро – зло, прекрасное – безобразное, истина – ложь, здоровье – болезнь и т. д.
Между этими противоположностями идет постоянная борьба. И мы должны быть всегда к этому готовы. Поэтому надо сориентировать себя на нахождение “золотой середины”: уметь не ожесточаясь, не унижая других, противостоять негативному, сохраняя при этом верность высоким идеалам.
Уважаемые родители!
«Самое простое правило нравственности состоит в том, чтобы заставлять служить себе как можно меньше и служить другим как можно лучше» (Л.Н. Толстой)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бланк протокола родительского собрания ,доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей...
В данной папке находятся: бланк протокола родительского собрания, доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей за безопасность своих дете...
Рекомендации по проведению родительских собраний. Протокол родительского собрания на тему: "Социализация и социальная адаптация учащихся с нарушениями слуха"
Этапы подготовки к родительскому собранию: 1. Выбор темы собрания. 2. Определение целей родительского собрания. 3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрани...
Разработка родительского собрания для Городского конкурса на лучшую разработку родительского собрания, посвященного вопросам толерантности и профилактики
Родительское собрание в 6 и 7 классе «Как воспитать толерантного человека?» ...
Сценарий родительского собрания Семья — моя радость (родительское собрание совместно с детьми)
Сценарий родительского собрания,проводимого совместно с детьми 7-я — моя радостьЦель: раскрытие важности семьи для становления человека;способствовать сближению и взаимопониманию между...
«Родительское собрание как одно из основных направлений в сотрудничестве с родителями (методика организации и формы проведения родительского собрания)»
Родительское собрание включает в себя шесть обязательных компонентов:Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатам...
Педагогический совет на тему: «Содержание и формы проведения родительских собраний. Технологии проведения родительских собраний»
Родительское собрание - это важный педагогический инструмент в руках учителя, это огромная ответственность: в этот день придётся рассказать каждой семье об их ...
Доклад на тему: " Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"
Доклад на тему: "Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"....