"Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении»
консультация ( класс) на тему

Нагорная Ирина Юрьевна

Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semya_v_v_professionalnom_samoopredelenii.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Школа для детей с ограниченными возможностями здоровья № 7»

 г. Курчатова

 «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении»

                                                                                      Подготовила:

 учитель производственного

                                                                                      обучения

                                                                                     первой  квалификационной

                                                                                      категории

                                                                                      Нагорная Ирина Юрьевна

г.Курчатов  2016 г.

Подготовила:

Нагорная Ирина Юрьевна

учитель производственного обучения

МКОУ «Школа для детей с ОВЗ№7»

г. Курчатова Курской области

«Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении»

Цель: мотивировать родителей на оказание поддержки в профессиональном определении детей.

Задачи: 

  • развивать интерес родителей к проблемам профессионального определения детей;
  • побудить родителей к размышлению об особенностях воспитания в семье.

Форма работы: беседа.

Здравствуйте уважаемые родители! Сегодня  я хочу затронуть такую тему, как «Роль семьи  в правильном профессиональном самоопределении»

        Удачный выбор профессии… Можно ли его осуществить, от кого это зависит и как заранее определить, что выбор сделан правильно? Многих родителей беспокоят эти вопросы. Вы прекрасно понимаете, что рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда и на данный момент от выпускника требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. На сегодняшний день актуальны такие вопросы, как безработица, невостребованность профессий, необходимость переподготовки кадров. А также изменились условия поступления в ВУЗы, ССУЗы, предъявляются все новые требования к образованию. Ежегодно меняется рынок труда, появляются новые профессии (например: логисты, специалисты в области нанотехнологий, специалисты в области программирования), многие профессии «умирают» или становятся невостребованными. На сегодняшний день человеку нужно стремиться к овладению не одной только профессией, а несколькими смежными.

Ошибочный выбор профессии сейчас слишком дорого стоит. Это и ощущение собственной неуспешности, и неудовлетворенность собственной жизнью, и упадок духа и сил, и потеря смысла жизни, и многое другое. Последствия могут быть слишком трагичными, поэтому мы не можем оставить без внимания вопрос выбора профессии, которое предполагает профильное обучение в старшей школе. И сегодня школьник должен сделать грамотный выбор будущей профессиональной деятельности.

 И основной вопрос, который мы обсудим, - как и чем  могут помочь родители, чтобы их ребенок не разочаровался в выборе жизненного пути.

Разумеется, задуматься над выбором пути в жизни никогда не поздно, но лучше это сделать вовремя.

Влияние родителей на выбор профессии их детьми безусловен.  Нет родителей, которые бы не желали детям добра. Они волнуются за будущее детей, искренне желают им счастья и хотят помочь в выборе профессии. Мы также хотим, чтобы они получили надежную и высокооплачиваемую профессию.

А теперь давайте посмотрим, какие искушения стоят перед подростком, когда он выбирает себе профессию, на что они могут ориентироваться.

1. мода и популярность профессии, которые пропагандируются, в основном СМИ.  Это временное преобладание каких-либо вкусов и мнений. Но не всегда то, что модно, оказывается наиболее подходящим. Учтите, что мода на профессии достаточно быстро меняется. И к тому времени, когда Ваш ребенок закончит профессиональное обучение, модными могут стать совершенно другие профессии. Ведь недаром слово «престижность» происходит от латинского и обозначает «иллюзия, обман чувств».

2. это приблизительное представление о содержании будущей профессиональной деятельности, о возможных перспективах и профессиональных ограничениях. Например, многие подростки утверждают, что хотят стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. У них отсутствуют знания о содержании профессиональной деятельности, о возможных условиях труда, об уровне зарплаты. Они также могут смешивать понятия «профессия» и «должность».

3. семейные традиции. «Хочу быть врачом как мама» или «шофером как папа». В этом случае подросток идет по инерции, не пытаясь понять, насколько профессия родителей действительно соответствует его собственным интересам и склонностям. Но ему известно какие качества он должен будет проявить, выбрав профессию родителей.

4. материальная сторона. Зачастую ребята не учитывают, что зарплата зависит от стажа работы, опыта, квалификации. И наличие диплома  никак не может гарантировать сразу высокий статус и материальное вознаграждение.

5. влияние сверстников. Буду выбирать тот профиль или то учебное заведение, который выбрал мой друг. Мы вместе столько продружили, что я не представляю как мы будем отдельно друг от друга.

6. ориентация на мнение случайных людей. Есть вероятность того, что  хорошее мнение о человеке переносится на саму профессию, так этот человек является для него авторитетом.

7. внешнее впечатление о профессии без учета того, что реально предстоит выполнять большую часть времени (например, стюардесса, геолог …)

8. выбор вопреки или назло кому-нибудь. Например. Говорят родители или друзья, что медведь на ухо наступил – ну ничего, когда увидят меня на эстраде, что тогда скажут.

9. недостаточный учет собственных способностей.

10. игнорирование медицинских противопоказаний. Повышенные требования к здоровью в целом или к отдельным его аспектам предъявляют многие профессии.

11. отсутствие запасных вариантов выбора. Подростки не всегда задумываются о возможной неудаче, а запасные варианты могут его подстраховать.

И вы, родители должны понимать, что все перечисленные особенности выбора могут повлиять на выбор профессии подростком. И это есть выбор, ориентированный на внешние формы. Все, в чем ошибается подросток, или не учитывает при выборе, должен взять во внимание и тактично объяснить и направить на верный путь родители.

Тогда закономерно встает вопрос: Какова роль родителей и что они должны учесть?

Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. и у каждого из взрослых есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не ведая передаем ребенку.

Но и здесь, советуя своим детям, родители также могут ошибаться. И эти ошибки порой весьма неприятно сказываются на судьбах детей.  

Памятка для учащихся и их родителей по выбору профессии 

Уважаемые папы и мамы!

Выбор профессии - важное и ответственное дело! Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы.

1. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.
2. Обсуждайте вместе с ним возможные "за" и "против" выбранной им профессии.
3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.
6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими  конфликтами.
7. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
8. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
9. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т. д.
10. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!

Задача взрослого – помочь подростку взрослеть рядом с ним, быть нужным своему ребенку, а это значит, быть всегда настроенным “на его волну”, не уходить от трудных вопросов, чутко улавливая малейшие, но такие важные перепады его эмоций. И взрослым и детям нужно всегда помнить, что человек “состоит” из души, тела и дела, которое его кормит, одевает, согревает. Выбирает он не профессию в чистом виде, а нечто большее – приемлемые условия и безопасность труда, его доход, среду и “климат” общения, то есть уровень и образ жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль профильного образования в профессиональном самоопределении выпускников школ

Профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать как  средство индивидуализации и повышения личностного смысла образования. Чтобы выбор выпус...

Роль педагога-психолога в профессиональном самоопределении школьника (в условиях ФГОС)

      В современной школе требуется создать такие условия обучения, при которых дети могли бы раскрыть свои потенциальные возможности, подготовиться к жизни в условиях повышенной...

Роль классного руководителя в профессиональном самоопределении учащихся

Выбор будущей профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии зависит будущая судьба,  место в жизни.  Ведущую роль в формировании и...

Роль педагога-психолога в профессиональном самоопределении выпускников.

Обобщение опыта по роли педагога-психолога в профессиональном самоопределении выпускников.Работа представлена в двух файлах: 1. обоснование проблемы преподавания курса по профориентации в на...

«Роль уроков технологии в профессиональном самоопределении личности»

Уроки  технологии играют значимую роль в самоопределении и социальной адаптации учащихся и являются основой в их профессиональной ориентации....

Роль классного руководителя в профессиональном самоопределении учащихся

Мир профессий очень велик. Выбор будущей профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека, от которого зависит будущая судьба,  место в жизни. Профориентация учащихся начина...

Презентация на тему "Роль классного руководителя в профессиональном самоопределении учащихся."

Мир профессий очень велик. Выбор будущей профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека, от которого зависит будущая судьба,  место в жизни....