Роль педагога-психолога в профессиональном самоопределении выпускников.
статья по психологии (9 класс) на тему

Борисова Светлана Анатольевна

Обобщение опыта по роли педагога-психолога в профессиональном самоопределении выпускников.

Работа представлена в двух файлах: 

1. обоснование проблемы преподавания курса по профориентации в нашей школе;

2. презентация иллюстрирующая проделанную работу в общеобразовательном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prof_psihologicheskaya_podderzhka.doc155.5 КБ
Office presentation icon proforientatsiya.ppt1.61 МБ

Предварительный просмотр:

Роль педагога-психолога в профессиональном самоопределении выпускников.(СЛ1)

(СЛ2)Для того чтобы никто не ошибался в выборе профессии, которая больше всего подходит к его природному дарованию, государю следовало бы выделить уполномоченных людей великого ума и знания, которые открыли бы у каждого его дарование.
Хуан Уарте,
испанский ученый (1575)

Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются учащиеся, - это выбор будущей профессии, проблема профессионального самоопределения. Вопрос "Кем стать?" задает себе каждый выпускник школы. Важным выступает то, что учащийся, не обладая необходимым опытом, должен сделать правильный выбор, соответствующий его интересам, способностям, возможностям и требованиям профессии к личности кандидата. Осознанный выбор профессии влияет на дальнейшую жизнь, определяет успешность самореализации, социализации, карьерного и профессионального роста. На мой взгляд, актуальной эту проблему делает необходимость организации в школе эффективной профессиональной ориентации, направленной на помощь подростку в осознанном выборе профессии, отвечающей общественным и личностным требованиям.

В данном направлении большая роль возложена на школьного психолога. Психологическое сопровождение профориентационного выбора учащихся, независимо от желания психолога, становиться неотъемлемой частью его работы, так как готовность учащихся к профессиональному самоопределению происходит в ходе эмоционального, социального и психического становления личности в ходе всего обучения в школе.

(СЛАЙД3) Перед тем как приступить к организации профориентационной работы в школе, мною было проведено анкетирование. По результатам большинство школьников не имели четкого представления о том, какую профессию они хотят приобрести в будущем: 63% - девятиклассники, 40% - десятиклассники, 55% составили одиннадцатиклассники. (СЛАЙД4) Статистика показывает, что в большинстве случаев все тестируемые школьники не уверены в осуществлении своих дальнейших планов: 58% - девятиклассники, 71% - десятиклассники, 61% - одиннадцатиклассники.

Изменение приоритетов в образовании, переход к личностно-ориентированной модели обучения1   требуют от педагогов и психологов новых подходов к решению задач профессионального самоопределения школьников.

Цель профессионального ориентирования состоит в том, чтобы сформировать у учащихся готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы профессионального, жизненного и личностного развития.

Можно сформулировать три основных принципа выбора профессии школьником:

1. Знание и учет собственных возможностей и  способностей.

2. Знание требований профессии к человеку.

3. Умение соотносить свои возможности с профессиональными требованиями и требованиями рынка труда.

(Сл5)При составлении программы курса по выбору по профориентации учитывались следующие ключевые моменты:

• В блоке диагностических методик акценты делаются не на оценку актуального уровня способностей, а на выявление индивидуально-психологических особенностей и мотивации учащихся.

• В подростковом возрасте некоторые профессионально важные качества находятся в скрытом состоянии, так как нет условий для их проявления.

• Для подростка характерен недостаточный уровень самосознания, неустойчивость эмоционального состояния, неадекватная самооценка.

• Недостаток жизненного опыта (поверхностные знания о мире профессий и рынке труда, правилах и ошибках в выборе профессии).

Программа курса для предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса рассчитана на 17 часов. Она написана на основе изучения известных программ по профориентационной работе («Человек — труд — профессия», «Твоя профессиональная карьера» С.Н. Чистяковой; «Выбор профессии» Е.А. Климова и С.Н. Чистяковой; факультативного учебного курса по профессиональному самоопределению подростков «Я и моя профессия» Г.В. Резапкиной).

Предполагается использование на занятиях индивидуальных карт учащихся (Составитель - Тимин А.П., кандидат психологических наук, доцент) В нее включены основные задания, бланки для ответов, тестовый и стимульный материал, а также памятки для учащихся. Тесты и задания в программе подобраны с учетом возрастных особенностей восприятия подростков.

На занятиях курса учащиеся получают необходимую информационную нагрузку. Программа не претендует на глубокий самоанализ. В результате занятий подросток познает себя, для него актуализируется процесс профессионального и личностного самоопределения, повышается самооценка, происходит коррекция эмоционального состояния, совершенствуются навыки самопрезентации.

(СЛ6) Информационная поддержка учащихся во время изучения курса осуществляется по схеме:

Если конечной целью профориентационной работы школы является готовность учащегося к самоопределению, то роль психолога состоит в том, чтобы активизировать позицию самоопределяющегося школьника.

(СЛ7) Схема активизации позиции самоопределения подростка

Таким образом, суть активизации заключается в том, чтобы вооружить выпускника школы средствами для решения своих проблем. В полной мере курс по выбору проводимый в нашей школе отвечает данному требованию.

(СЛ8) Целью курса является осознание учащимися своих личностных особенностей и соотнесение их с требованиями будущей профессии.

Занятия курса проводятся 1 раз в неделю. Программа курса не предусматривает систему отметок. Эффективность усвоения содержания курса следует оценивать по сформированности у учащихся способности к осознанному выбору профессии. 

По итогам изучения психологической части курса проводится родительское собрание на котором мы знакомим  родителей с общими результатами выбора профессии девятиклассниками. При желании родителей — возможно дополнительное проведение индивидуальной консультации по вопросам профориентации.

Далее я хотела бы познакомить вас с тем какой выбор делают наши уч-ся по окончании 9 классов(Слайды 9-12)

(Слайд 13) - Но все ли выпускники осознанно относятся к планированию своей будущей профессиональной деятельности?  

Согласно статистике, 30% студентов бросают учебу, не окончив вуза, 60% выпускников вузов и 70% окончивших профессиональные учебные заведения не работают по специальности.

(Слайд 14) «Необходимость поднятия престижа рабочих специальностей в современном обществе» - является одной из первостепенных проблем стоящих перед нашим обществом на современном этапе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ СОШ №2 г. Починка Роль педагога-психолога в профессиональном самоопределении выпускников.

Слайд 2

МБОУ СОШ №2 г. Починка Для того чтобы никто не ошибался в выборе профессии, которая больше всего подходит к его природному дарованию, государю следовало бы выделить уполномоченных людей великого ума и знания, которые открыли бы у каждого его дарование. Хуан Уарте, испанский ученый (1575)

Слайд 3

МБОУ СОШ №2 г. Починка Результаты анкетирования :

Слайд 4

МБОУ СОШ №2 г. Починка

Слайд 5

МБОУ СОШ №2 г. Починка Методики профдиагностики учащихся. 1. Методика «Мотивы выбора профессии». 2. Тест Д. Голланда по определению типа личности. 3. Дифференциально –диагностический опросник «Я предпочту». 4. Опросник профессиональных предпочтений. 5. Полигон профессиональных предпочтений оптанта. 6. Карта интересов. 7. Методика изучения способностей учащихся. 8. Определение свойств нервной системы по психомоторным показателям. (Теппинг-тест) 9. Методика экспресс- диагностики характерологических особенностей личности. (Опросник Айзенка) 10. Тест механической понятливости. (тест Беннета) 11 Опросник «Автономность – зависимость». 12. Ориентировочная анкета. 13. Методика «Потребность в достижениях». 14. Тест «Выбор профессии». (Я. Холланда) и другие.

Слайд 6

МБОУ СОШ №2 г. Починка Информационная поддержка учащихся во время изучения курса осуществляется по схеме:

Слайд 7

МБОУ СОШ №2 г. Починка Схема активизации позиции самоопределения подростка

Слайд 8

МБОУ СОШ №2 г. Починка

Слайд 9

МБОУ СОШ №2 г. Починка

Слайд 10

МБОУ СОШ №2 г. Починка

Слайд 11

МБОУ СОШ №2 г. Починка

Слайд 12

МБОУ СОШ №2 г. Починка

Слайд 13

МБОУ СОШ №2 г. Починка Но все ли выпускники осознанно относятся к планированию своей будущей профессиональной деятельности? Согласно статистике, 30% студентов бросают учебу, не окончив вуза, 60% выпускников вузов и 70% окончивших профессиональные учебные заведения не работают по специальности.

Слайд 14

Top40 самых ценных и востребованных профессий в России № Профессия Количество вакансий 1 Программисты, разработчики 2 335 2 Юрист/Юрисконсульт 518 3 Водитель персональный/офисный 322 4 Web-программист 301 5 Аудитор 289 6 Менеджер по закупкам 282 7 Врач стоматолог 281 8 Менеджер по продукту 254 9 Инженер-проектировщик 241 10 Повар, кондитер 219 МБОУ СОШ №2 г. Починка

Слайд 15

МБОУ СОШ №2 г. Починка «Необходимость поднятия престижа рабочих специальностей в современном обществе» - является одной из первостепенных проблем стоящих перед нашим обществом на современном этапе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ПО ФИЗИКЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫПУСКНИКА

Собран материал о работе Ресурсного центра по физике на базе МБОУ "Верхнеуслонская гимназия"...

Особенности профессионального самоопределения выпускников школ III-IV вида

Особенности профессионального самоопределения выпускников школ III-IV вида...

Особенности профессионального самоопределения выпускников школ III-IV вида (таблица)

Особенности профессионального самоопределения выпускников школ III-IV вида (таблица)...

Проектная деятельность как фактор профессионального самоопределения выпускников.

В жизни каждого человека наступает момент, когда приходиться решать, где продолжить образование или куда пойти работать, а это значит выбрать профессию и свой жизненный путь. Необходимо помочь выпускн...

Роль профильного образования в профессиональном самоопределении выпускников школ

Профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать как  средство индивидуализации и повышения личностного смысла образования. Чтобы выбор выпус...

Социально-психологические проблемы трудоустройства выпускников Психологическое сопровождение профессионального самоопределения выпускников школ

Профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать как  средство индивидуализации и повышения личностного смысла образования. В выпускном класс...

Роль педагога-психолога в профессиональном самоопределении школьника (в условиях ФГОС)

      В современной школе требуется создать такие условия обучения, при которых дети могли бы раскрыть свои потенциальные возможности, подготовиться к жизни в условиях повышенной...