РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ПО ФИЗИКЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫПУСКНИКА
статья по физике по теме

Штатнова Людмила Евгеньевна

Собран материал о работе Ресурсного центра по физике на базе МБОУ "Верхнеуслонская гимназия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokladshtatnova.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ПО ФИЗИКЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫПУСКНИКА

Штатнова Людмила Евгеньевна (luda361361@mail.ru)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Верхнеуслонская гимназия»  Верхнеуслонского района  Республики Татарстан

(МБОУ «Верхнеуслонская гимназия»)

Аннотация

   Ресурсный  центр по подготовке учащихся к ЕГЭ по физике создан   в 2009 году на базе МБОУ «Верхнеуслонская гимназия» Верхнеуслонского района и является важным звеном в повышении качества подготовки учащихся к Единому государственному экзамену. Цель создания данного центра: подготовка выпускника обладающего определенными специальными знаниями, необходимыми для непрерывного образования в системе «ШКОЛА – СПО – ВУЗ», умениями пользоваться учебной и научной информацией и создать на практике модель выпускника конкурентно-способного, физически и нравственно здорового.

                                                        Статья

Перспективы развития любой системы образования определяются двумя группами факторов — потребностями общества в изменении системы образования и возможностями самой системы образования, её готовностью к изменениям. В современном, стремительно изменяющемся обществе, простое воспроизводящее образование перестало быть актуальным. Именно поэтому экспериментальные и инновационные процессы в современном образовании являются непременным условием его адекватного существования в обществе.

Понятие «ресурсный центр» появилось недавно, с внедрением в российскую науку и практику теории менеджмента, в том числе информационного менеджмента. Главным предназначением Ресурсного центра должно быть совместное решение тех важных проблем, которые не могут быть разрешены самостоятельно участниками партнерства, например, переподготовка кадров, проведение диагностики и экспертизы деятельности, осуществление консалтинга, ретрансляция инноваций в практику, организация прикладных исследований и др.  Таким образом, соблюдается принцип партнерства, то есть объединение ресурсов и совместное их использование.

Одним из направлений работы Ресурсных центров в образовательной системе образования является деятельность по распространению положительного педагогического опыта по подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА. Актуальность и необходимость данного направления не вызывает сомнений. Единый государственный экзамен – это не только независимая система оценки качества образования, но и одновременно механизм управления системой профессионального образования. С 2009 года  функционирует Ресурсный центр по физике в МБОУ «Верхнеуслонская  гимназия» и осуществляет  свою деятельность в соответствии с разработанным планом работы.

Главной целью работы Ресурсного центра по физике в  Верхнеуслонском районе является -  формирование профессиональных качеств учителя, создание единой базы образовательного пространства для обучающихся школ района и создание условий для развития духовно-нравственного, интеллектуального и творческого потенциала детей с повышенной познавательной мотивацией и интеллектуальными и творческими способностями.

В ходе своей деятельности Ресурсный центр решает следующие задачи:

- обобщение и распространение передового педагогического опыта в сфере подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ в соответствии с планом деятельности;

- повышение методического мастерства педагогических кадров в области подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ с целью повышения качества образования в целом.

В состав ресурсного центра входят все учителя физики нашего района и являются активными участниками  по организации  различных уровней деятельности данного и с  распределением основных обязанностей.

Руководителем РЦ является учитель физики первой квалификационной категории МБОУ «Верхнеуслонская гимназия» Штатнова Л.Е., в обязанности которой входит - планирование деятельности РЦ , подготовка аналитических материалов для планирования деятельности РЦ на учебный год и перспективу, обеспечение оборудованием для проведения массовых мероприятий, обобщение и распространение опыта работы РЦ по отдельным вопросам, проведение заседаний,        составление базы данных по учителям физики,        анализ деятельности РЦ.

 Третий год на базе Ресурсного центра работает ЦЕНТР «АБИТУРИЕНТ», где учителя проводят мастер-классы и организуют консультационную работу со всеми учащимися, сдающими ЕГЭ по физике;

Докладчики и руководители отдельных тематических занятий, заседаний, семинаров – учителя физики нашего  района, привлекаемые к работе РЦ в соответствии с планом.

    Анализ работы Ресурсного  центра показал, что в течение только прошлого  учебного года было проведено более 30 мероприятий (семинары, совещания, круглые столы, мастер – классы, экскурсии и др.) в целях распространения передового педагогического опыта по подготовке учащихся к ЕГЭ.

Важно отметить, что при организации работы Ресурсного центра участники ориентируются на положительную динамику полученных результатов при сдаче ЕГЭ.

Таблица 1 -  Результаты ЕГЭ 2012 года

Предмет

Кол-во сдававших

Количество учащихся, получивших >50 баллов и ≤ 80 баллов

> 80 баллов

max балл по району

min балл по району

Физика

33

6

1

86

48

Таблица 2 -  Продолжение образования выпускников школы, сдавших ЕГЭ по физике.

Год

Всего

В ВУЗы

ССУЗы

2010

35

33

2

2011

32

31

1

2012

35

33

2

Так, средний балл сдачи ЕГЭ по физике увеличился по сравнению с прошлым годом на 10,6 %, а количество учащихся, поступивших в ВУЗы на бюджет по направлению «физика», составил 94 % от общего числа учащихся, сдававших ЕГЭ по физике.

 Ежегодно  наш Ресурсный центр разрабатывает план деятельности на учебный год. В плане в обязательном порядке указываются наименования, формы, сроки проведения мероприятий, ответственные лица за проведение мероприятий, а также предполагаемый продукт участникам данного мероприятия (раздаточные материалы, пособия, рекомендации, разработки уроков, при необходимости – нормативная база, памятки, диагностические материалы, списки литературы или электронных пособий, ссылки на Интернет – ресурсы и т. п.). Важно отметить, что формы организации мероприятий на базе Ресурсного центра могут быть самыми разнообразными, включая возможности виртуального взаимодействия. 

Продуктами  деятельности Ресурсного центра являются:

  1. Банк презентаций – обобщения опыта работы  учителей физики  по проблеме подготовки учащихся к ЕГЭ на электронном носителе;
  2. Методические разработки уроков учителей района на электронном носителе;
  3. Рекомендации по использованию новых программных мультимедийных продуктов по физике (диски, Интернет - ресурсы);
  4. Публикация в СМИ , на Интернет –ресурсах;
  5. Мастер – классы учителей  физики по формированию физической компетентности;
  6. Консультации, дистанционные уроки учителей физики  по вопросам подготовки учащихся к ЕГЭ. 

Основные формы деятельности Ресурсного центра по подготовке учащихся к ЕГЭ по физике:

1. Консультирование педагогов по проблемам подготовки учащихся к ЕГЭ в различном формате (групповые, индивидуальные, сетевые, скайп – консультирование и т. д.)

2. Семинары (обучающие, проблемные, практические и т. д.),мастер – классы, практикумы, конференции, круглые столы, тренинги, выпуск бюллетеней, индивидуальное наставничество, деловые игры .

Примерные темы заседаний Ресурсного центра

В подготовке учащихся к ЕГЭ по физике мы выделяем три основных направления: информационная, предметная и психологическая готовность.

  1. Информационная подготовка

- Анализ результатов ЕГЭ и ГИА. Изучение методических писем по итогам государственной аттестации в форме ЕГЭ;

- Анализ учебно-методического сопровождения подготовки к ЕГЭ;

- Обзор методической литературы и пособий, рекомендованных для подготовки к ЕГЭ и ГИА;

- Интернет-ресурсы как средство развития предметной компетентности учащихся при подготовке к ЕГЭ;

- Тестирование как одна из форм текущего и итогового контроля знаний учащихся;

- Изучение комплекта организационных документов: кодификатор, спецификация, демонстрационный вариант;

- Нормативно-правовая база ЕГЭ. Структура заданий и анализ результатов ЕГЭ для планирования работы учителя по подготовке учащихся;

- Документальная и инструментально-методическая база ЕГЭ;

- Анализ типичных ошибок заполнения бланков ЕГЭ и ГИА;

- Анализ типичных ошибок в оформлении заданий уровня С.

2. Предметная подготовка

- Задания с развернутым ответом уровня сложности С. Критерии проверки и оценки решений, работа с источниками разных типов подготовки к ЕГЭ;

- Использование кейс-технологии на уроках, как инновационный путь подготовки старшеклассников к ЕГЭ;

- Использование современных образовательных технологий при подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА;

- Нестандартные уроки и : создание обучающей среды для повышения качества образования и подготовки к ЕГЭ;

- Методы решения задач повышенного уровня (задания С).

3. Психологическая подготовка

- Рекомендации учителям по психологической подготовке к ЕГЭ выпускников и их родителей

- Память и приемы запоминания

- Профилактика экзаменационного стресса

- Модель психологического сопровождения учащихся при подготовке к ЕГЭ.

    Данная работа Ресурсного центра по целенаправленной подготовке профессионального образовательного пространства поможет выпускникам школы успешно сдать единый государственный экзамен и определиться с выбором будущей профессии.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности профессионального самоопределения выпускников школ III-IV вида

Особенности профессионального самоопределения выпускников школ III-IV вида...

Особенности профессионального самоопределения выпускников школ III-IV вида (таблица)

Особенности профессионального самоопределения выпускников школ III-IV вида (таблица)...

Проектная деятельность как фактор профессионального самоопределения выпускников.

В жизни каждого человека наступает момент, когда приходиться решать, где продолжить образование или куда пойти работать, а это значит выбрать профессию и свой жизненный путь. Необходимо помочь выпускн...

Роль профильного образования в профессиональном самоопределении выпускников школ

Профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать как  средство индивидуализации и повышения личностного смысла образования. Чтобы выбор выпус...

Социально-психологические проблемы трудоустройства выпускников Психологическое сопровождение профессионального самоопределения выпускников школ

Профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать как  средство индивидуализации и повышения личностного смысла образования. В выпускном класс...

Создание психолого-педагогических условий для профессионального самоопределения выпускников в условиях агрошколы

    В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, ...

Роль педагога-психолога в профессиональном самоопределении выпускников.

Обобщение опыта по роли педагога-психолога в профессиональном самоопределении выпускников.Работа представлена в двух файлах: 1. обоснование проблемы преподавания курса по профориентации в на...