Главные вкладки

    Роль профильного образования в профессиональном самоопределении выпускников школ
    статья на тему

    Филонова Лариса Ивановна

    Профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать как  средство индивидуализации и повышения личностного смысла образования. Чтобы выбор выпускником профессионального пути был зрелым и осознанным, важно, чтобы уже в школе обучающиеся могли осознать свои притязания и  возможности дальнейшего профессионального пути.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rol_profilnogo_obrazovaniya.doc40 КБ

    Предварительный просмотр:

    Непрерывное образование – механизм сетевого взаимодействия «школ-колледжей-ВУЗов-работодателей

    Роль профильного образования в профессиональном самоопределении выпускников школ

    Филонова Лариса Ивановна, заместитель директора по УВР

    муниципального общеобразовательного учреждения Платоновской средней общеобразовательной  школы  Рассказовского района

    Профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать как  средство индивидуализации и повышения личностного смысла образования. Чтобы выбор выпускником профессионального пути был зрелым и осознанным, важно, чтобы уже в школе обучающиеся могли осознать свои притязания и  возможности дальнейшего профессионального пути. Однако, как показывает практика, профессиональное самоопределение -  достаточно сложный процесс, а, следовательно, образовательное учреждение должно выстроить особую педагогическую систему, направленную на решение этой задачи.

    Следуя обозначенной идее, на протяжении трёх лет, до 2009 года, муниципальное общеобразовательное учреждение Платоновская средняя общеобразовательная  школа Рассказовского района реализовывала профильное обучение по модели внутришкольной профилизации с внутриклассной дифференциацией. Реализация профильной подготовки по двум направлениям – естественнонаучному и социально-гуманитарному, в той или иной мере удовлетворяла запросы обучающихся и их родителей. На протяжении всего времени обучения на старшей ступени образования учащимся  предоставлялась возможность, если это необходимо, изменить профиль образования, и этой возможностью старшеклассники пользовались. Отслеживание направлений продолжения образования выпускниками школы показывало, что порядка семидесяти процентов поступлений в высшие и  средние профессиональные учебные заведения осуществлялось по направлениям школьной профилизации. Это подтверждало тот факт, что старшеклассниками сделан такой выбор, который не расходится с их ценностными ориентациями и позволяет реализовать собственные намерения. Результаты функционирования профильных классов свидетельствовали и о  повышении качества образования, высоком уровне поступлений в высшие учебные заведения.  

    Между тем, более глубокий анализ заставлял задумываться организаторов профильного обучения о том, что мы действительно хотим получить от введения профильного обучения? С одной стороны, существующий на тот момент подход к организации профильного обучения  больше походил на систему углубленного  обучения для интеллектуально развитых в том или ином направлении учащихся. Об этом говорили и результаты анкетирования. На вопрос «Повлияла ли профильная подготовка на ваши профессиональные взгляды» большинство выпускников (65%) отвечало отрицательно. С другой стороны, у обучающихся сельской школы с численностью в параллели 25-35 человек не было альтернативы получения профильного образования, соответствующего их потребностям и возможностям.  Такой альтернативой послужила представившаяся  в  2009 году возможность взаимодействия с учреждениями профессионального образования.  

    С сентября 2009 года школа обратилась к реализации модели профильного параллельного образования на основе договора о сотрудничестве с учреждением среднего профессионального образования - ФГОУ СПО Тамбовский бизнес-колледж. На основе анализа диагностических материалов о востребованности профиля образования самым востребованным направлением профилизации стало информационно-технологическое (41%), поэтому, отвечая запросам обучающихся, их родителей ФГОУ  СПО Тамбовский бизнес-колледж предложил  осуществлять обучение специальности «Автоматизированные системы обработки информации и управления».  

    В этом учебном году школа продолжает сотрудничество с колледжем, реализуя программу социально-экономического профиля (специальность «Экономика и бухгалтерский учет»).  Таким образом, практика формирования профильных классов, предметом которой является совместная деятельность школы и колледжа, направленная на самоопределение личности выпускника, совершенствование профориентационной работы с обучающимися, подготовку будущих студентов, осуществляется в школе на протяжении двух лет.

    Организован и осуществляется процесс обучения в профильных классах в рамках следующей модели:  при сохранении в полном объеме государственного образовательного стандарта (26 недельных часов инвариантной части),  профильное обучение реализуется за счет школьного компонента (10 недельных  часов вариативной части учебного плана). Главной отличительной особенностью профильного образования в сотрудничестве с колледжем явилось то, что школа не могла реализовать собственными силами: расширить возможности учебного плана не за счет углубления предметов инвариантной части, а за счет введения новых курсов профильной направленности. Теперь в учебном плане появились такие предметы как  «Основы алгоритмизации и программирования», «Архитектура ЭВМ и вычислительных систем», «Дискретная математика», «Операционные системы и среды» (информационно-технологический профиль); «Экономическая теория», «Экономика организаций (предприятий)», «Документационное обеспечение управления», «Менеджмент», «Маркетинг», «Теория бухгалтерского учета» и др. (социально-экономический профиль). Большую часть профильных  предметов  ведут преподаватели колледжа,  имеющие многолетний опыт работы со студентами.  В рамках профориентационной работы организуется выступление преподавателей колледжа перед учащимися, родителями, осуществляется знакомство со специальностями. Большую роль в профориентационной работе играют Дни открытых дверей, во время которых обучающимся предоставляется  возможность  не только посетить учебное заведение, но и провести в его стенах учебный день.

    Анализ анкет старшеклассников является свидетельством того, что профильная подготовка, осуществляемая преподавателями-специалистами, способными увлечь школьников своими профессиональными взглядами,  в большей мере способствует реализации идей профильного обучения. В анкетах обучающихся отмечается также, что  предоставляемые услуги позволяют не только расширить кругозор учащихся, но и сориентировать в выборе профессии (77% от числа опрашиваемых). Такой подход к организации профильного обучения позволяет обеспечить высокое качество  образовательной подготовки, улучшить стартовые возможности выпускников по направлениям профилизации, повышая тем самым доступность и, что немаловажно, адаптацию послешкольного образования. Существенным для старшеклассников и их родителей (68%) является и тот факт, что выпускники школы после обучения в колледж-классе имеют возможность (при положительных результатах) быть зачисленными на второй курс учебного заведения ФГОУ СПО «Тамбовский бизнес-колледж».

    Такая форма организации школьной профориентационной подготовки обеспечивает главное – престиж школы в образовательном пространстве района, выполнение социального заказа учащихся и их родителей.

    Надеемся, что в будущем наши выпускники смогут ориентироваться в вопросах теории и практики социально-экономических знаний, в вопросах информационных технологий.  А те учащиеся, которые продолжат обучение в ВУЗах, будут лучше адаптированы к методам преподавания в них. И, что самое главное, полученные знания пригодятся выпускникам в жизни.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ПО ФИЗИКЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫПУСКНИКА

    Собран материал о работе Ресурсного центра по физике на базе МБОУ "Верхнеуслонская гимназия"...

    Особенности профессионального самоопределения выпускников школ III-IV вида

    Особенности профессионального самоопределения выпускников школ III-IV вида...

    Особенности профессионального самоопределения выпускников школ III-IV вида (таблица)

    Особенности профессионального самоопределения выпускников школ III-IV вида (таблица)...

    Проектная деятельность как фактор профессионального самоопределения выпускников.

    В жизни каждого человека наступает момент, когда приходиться решать, где продолжить образование или куда пойти работать, а это значит выбрать профессию и свой жизненный путь. Необходимо помочь выпускн...

    Социально-психологические проблемы трудоустройства выпускников Психологическое сопровождение профессионального самоопределения выпускников школ

    Профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать как  средство индивидуализации и повышения личностного смысла образования. В выпускном класс...

    Конференция "Проблемы предпрофильного и профильного обучения". "Дневник профессионального самоопределения как траектория дальнейшего образования"

    Дневник профессионального самоопределения              Дневник содержит задания, содействующие профессиональному самоопределению с...

    Роль педагога-психолога в профессиональном самоопределении выпускников.

    Обобщение опыта по роли педагога-психолога в профессиональном самоопределении выпускников.Работа представлена в двух файлах: 1. обоснование проблемы преподавания курса по профориентации в на...