«Роль самооценки в формировании личности»
материал ( класс) на тему

Крупина Эльмира Фаваризовна

Самооценка. Что это?

     В психологическом словаре самооценка толкуется как «оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей».

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samootsenka.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль самооценки в формировании личности»

ЗАДАЧИ:

  • ознакомить родителей с причинами формирования как высокой, так и низкой самооценки ребёнка;
  • обратить внимание родителей на последствия низкой самооценки;
  • рассказать о приёмах, помогающих повысить самооценку ребёнка.

ХОД СОБРАНИЯ

1.Вступительное слово.

       Тема нашего с вами родительского собрания: «Роль самооценки в формировании личности». Наверное, возникает естественный вопрос: чем обусловлен выбор темы и насколько ли актуальна эта проблема в начальной школе.

       Хочется, надеется, что каждый из вас сможет ответить на этот вопрос, прослушав информацию по этой теме.

2.Самооценка. Что это?

     В психологическом словаре самооценка толкуется как «оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей».

    От самооценки зависит взаимоотношения ребёнка с окружающими, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности ребёнка и на дальнейшее развитие его личности. Недаром великий знаток детской души и семейной жизни В.Сатир ставила самооценку на первое место среди факторов, определяющих успехи и неудачи в воспитании детей и развитии личности.

     Как и почему у детей формируется та или иная самооценка?

     В детстве круг общения ребёнка предельно сужен, и в основном родители влияют на самооценку ребёнка.

     Если родители любят ребёнка, уважают, ценят его успехи, то у него, естественно, формируется позитивная самооценка.

     Если ребёнок в семье сталкивается с пренебрежением, с неприязнью, если находится в зависимости, в подчинённом положении, то в будущем он не избежит неприятностей, связанных с негативной самооценкой.

    В семьях, где у детей формируется высокая самооценка, ясные взаимоотношения, чётко определены авторитеты, распределена ответственность. Ребёнок учится успешно решать встающие перед ним в повседневной жизни задач, т.к. чувствует уверенность в своих силах. Его всё время поддерживают и одобряют. В таких семьях все относятся друг к другу дружелюбно и искренне.

    Родители заведомо снижают самооценку ребёнка, когда пытаются поставить его в зависимое положение. В такой семье требуют от ребёнка послушания, учат его подстраиваться, не конфликтовать с окружающими. Родители боятся положиться на ребёнка, недооценивают его возможности, защищают его от трудностей, контролируют его действия. В результате ребёнок становится неуравновешенным, не доверяет окружающим, не верит в свои силы, ему не хватает ощущения, что он значим, ценен.

    Родителям необходимо знать о далеко идущих последствиях низкой самооценки:  

  • Чувство неполноценности, возникающее у детей с заниженной самооценкой, снижает эффективность учёбы. Не нужно доказывать тот факт, что отметки и качество работы напрямую зависят от того насколько уверенно или неуверенно ребёнок себя чувствует.
  • Низкая самооценка не только искажает представления ребёнка о себе, но и снижает способность любить и понимать других. Современные учёные пришли к выводу, что человек не может любить другого, если не обладает здоровым чувством любви к себе. Если ребёнок сомневается в собственной значимости, может ли он уважать других?
  • Если ощущение неполноценности терзает ребёнка, он начинает подсознательно придумывать прикрытия, которые  помогают спрятаться от мира. Прикрытиями могут стать сарказм и грубая речь, высокомерие. Прикрытием может служить и уход от реальности. Ребёнок создаёт свой особый вымышленный мир, в котором нет проблем, и, следовательно, не нужно искать пути их решения.

3.Определение уровня самооценки ребёнка.

     Мы подошли к моменту, когда полезно и даже необходимо выяснить самооценку вашего ребёнка.

    Для того чтобы определить уровень самооценки, совсем необязательно обращаться к специалисту. Вот один из способов.

    Нарисуйте на чистом листе бумаги лесенку из 10 ступенек. Дайте ребёнку такую инструкцию: «Представь себе, что на верхней ступеньке этой лесенки находятся самые лучшие дети на свете: самые красивые, самые умные; у них всё получается быстро, хорошо, легко; их любят родители, их хвалят учителя, у них много друзей.

    А на самой нижней  ступеньке -  те, кто прогуливает школу, плохо учится, не слушает родителей, с кем никто не хочет дружить, кого часто ругают родители, а мама и папа не очень любят.

    Все остальные дети находятся на других ступеньках: одни выше, другие ниже. Подумай, где твоё место на этой лесенке в данный момент, и нарисуй себя на ступеньке».

   Если ребёнок поместил себя на одной из трёх нижних ступенек – это тревожный симптом.  Уважаемые родители, значит, настало время спросить себя: « Когда и за что я  последний раз говорил(а) своему ребёнку «ты у меня молодец!». Вероятно, необходимо что-то пересмотреть в отношениях с ребёнком, а быть может, и в отношениях в семье. Очень важно не спешить уверять ребёнка в том, что он самый лучший на свете, самый умный, самый добрый, самый красивый. Ребёнок вряд ли поверит в это с первого слова – ведь он укрепился в собственной никчёмности. В  такой ситуации вы должны быть тонкими психологами.

  • Похвалите его за искренний ответ. Ведь ребёнок продемонстрировал высокую критичность, честность.
  • Скажите своему ребёнку, что вы принимаете его таким, какой он есть, со всеми успехами и неудачами, со всеми странностями.
  • Принимая мнение ребёнка о себе, попытайтесь сосредоточить его внимание на том хорошем, что в нём есть, на тех успехах, которые были. Необходимо быть искренними в беседе с ребёнком. В беседе попытайтесь задать ненавязчивые вопросы, ответы на которые подведут ребёнка к мысли, что он не так уж ничтожен, как ему кажется. Вопросы могут быть такого типа: Все учителя тебя ругают? А может, кто-то совсем не ругает? А может, кто-то хвалит? За что? Постарайтесь узнать о каком-то достижении ребёнка, о неожиданном качестве, акцентируя на этом его внимание, подчёркивая его значимость.
  • Отмечайте его достижения, проявите заинтересованность к его делам, с уважением относитесь к его мнению. Если ребёнок невысокого мнения о себе, он склонен считать, что и другим неинтересны его мысли и занятия. Ведь ребёнок очень чутко улавливает малейшие знаки невнимания или пренебрежения. Вы зевнули, когда ребёнок рассказывал что-то, с его точки зрения, важное, перебили его или сменили тему – и ребёнок безошибочно угадал, интересен он или нет.
  • Вы должны быть готовы к тому, что ребёнок будет совершать ошибки, принимать неверные решения, претерпевать неудачи. Ваша задача – научить ребёнка делать выводы из ошибок.
  • Сравнивайте успехи ребёнка только с его собственными успехами, а не с результатами других детей. Возможно, стать отличником должна завоёвываться в соревновании с самим с собой. Нужно донести до ребёнка, что гораздо важнее получать удовольствие от процесса учёбы, а не от заработанной оценки.

Что делать, если ребёнок себя видит на одной из верхних ступенек?

   Задайте уточняющие вопросы, прежде чем бить тревогу, например: что позволяет тебе «претендовать» на верхней ступени? В каких областях ты добился высоких результатов? Есть ли одноклассники, которые лучше тебя? Есть ли у тебя недостатки?

    Можно задать множество вопросов, позволяющих выяснить, искренне ли ребё1нок верит в то, что его достижения дают право занимать высокую позицию, при этом критично оценивая себя, или же его уверенность в собственной исключительности субъективна.

    Если ребёнок с  уважением относится к своим сверстникам, если его достижения объективны, то нет причин для волнений.

    Но если вам кажется, что ребёнок преувеличивает свои заслуги, если ставит себя выше своих одноклассников, то следует задуматься и пересмотреть отношения, но при этом тоже не стоит поддаваться импульсам.

    Участнику спортивных состязаний без уверенности в своих силах и победе не обойтись. И чтобы ребёнок не возгордился, необходимо повторять: ты молодец, ты лучше всех, но только на беговой дорожке. И даже если твои соперники бегут медленнее тебя, это совсем не значит, что лучше их во всем, и они меньше тебя заслуживают уважения.

     Лучше всего будет дать возможность ребёнку убедиться на собственном опыте, что поставленная им оценка несколько завышена.

     Признав исключительность ребёнка, предоставьте возможность самостоятельно действовать в тех ситуациях, где такая исключительность необходима для достижения успеха. Синяки и шишки, в которых придётся винить только себя – лучшее лекарство от излишней самоуверенности и заносчивости.

4.Подведение итогов.

   Оценки взрослых, укореняясь в сознании ребёнка, становятся их собственными оценками. Похвала, поощрение, одобрение, раскрытие возможностей ребёнка повышают его самооценку. И наоборот, постоянные упрёки, указания на ошибки и недочёты, выражение неудовольствия, негативная критика ведут к снижению уровня самооценки ребёнка. Поэтому общая рекомендация такова: принимайте своего ребёнка таким, какой он есть, со всеми его недостатками, странностями, отмечайте его достижения, подчёркивайте его положительные качества, проявляйте глубокую заинтересованность к его делам, его успехам – и вы почувствуете его уверенность в себе, в своих силах.    

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание"Роль самооценки в формировании личности ребёнка"

·  Цель родительского собрания - поговорить с родителями о формировании понимания значимости данной проблемы для становления характера ребенка, его взглядов, для успешности учебной деятельн...

Роль самооценки в формировании личности

Материал будет полезен для проведения родительского собрания в 8-10 классах....

«РОЛЬ САМООЦЕНКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»

laquo;РОЛЬ САМООЦЕНКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА» «РОЛЬ САМООЦЕНКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»...

Родительское собрание на тему "Роль самооценки в формировании личности ребенка"

Родительское собрание на тему "Роль самооценки в формировании личности ребенка"...

Родительское собрание. Тема: «Роль самооценки в формировании личности»

Расширить представления родителей о причинах формирования как высокой, так и низкой самооценки учащихся; рассказать о возможных последствиях формирования различных уровней самооценки; дать рекомендаци...