Для родителей "Формирование ЗОЖ у ребенка". Родительские собрания 6-7 класс.
тест (6 класс)

Андреев Александр Борисович

Анкета для родителей "Формирование ЗОЖ у ребенка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анкета для родителей с целью выявления их роли в формировании здоровья детей и приобщении их к здоровому стилю жизни (автор И.В. Чупаха)

 

Вопросы

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

1.

Поддерживаете ли Вы интерес ребёнка в семье к здоровому образу жизни?

 

 

 

2.

Делает ли Ваш ребёнок зарядку?

 

 

 

3.

Участвуете ли Вы вместе со своими детьми в школьных мероприятиях (День здоровья, Веселые старты) ?

 

 

 

4.

Читаете ли Вы своим детям книги о валеологической грамотности?

 

 

 

5.

Занимается ли Ваш ребёнок закаливанием, спортом, посещает ли спортивные кружки, секции?

 

 

 



Предварительный просмотр:

Тема: ««Кто ты, подросток?» (Возрастные особенности 6-классника).

Класс: 6

Продолжительность  мероприятия: 40 мин.

Участники собрания: классный руководитель, родители обучающихся или лица, их заменяющие.

Тип мероприятия:  родительское собрание.

Форма проведения собрания: информационно-практическая беседа.

Цель:  содействовать процессу активного участия родителей в личностном развитии ребенка.

Задачи:

1.Уточнить и скорректировать представление родителей о понятии "подростковый возраст".

2.Расширить знания родителей об особенностях подросткового возраста.

3.Ознакомить с результатами диагностики и дать рекомендации родителям.

4.Способствовать формированию у родителей установок на сотрудничество со своими детьми.

Время проведения: 3 четверть.

Ожидаемые результаты: родительское собрание поможет родителям осознать значимость взаимного сотрудничества семьи и школы.

Ценности: знания, учёба, семья.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, результаты анкетирования и тестирования.

Подготовительная работа к собранию:

1. Изучение психолого-педагогической литературы по теме родительского собрания.

2. Тестирование и анкетирование детей.

Структура собрания.

  1. Организационная часть.
  2. Основная часть: 

3.1. Организационные вопросы

      3.2. Возрастные особенности

      - задание для родителей

      - лекция - презентация

      - советы психолога

4. Окончание

 

Содержание.

Учитель: Здравствуйте, уважаемые родители! Я благодарю вас за то, что вы откликнулись на моё приглашение и пришли на эту встречу. Я рад вновь видеть вас! Давайте забудем на некоторое время о своих заботах, проблемах, усталости и настроимся на совместную продуктивную работу.

Сегодня мы будем говорить о ваших детях, об их успехах и проблемах, о причинах и особенностях поведения. Но начнем с организационных вопросов. …..

                                                               

 Вот они главные истины эти:

Поздно заметили, поздно учли…

Нет, не рождаются трудными дети,

Просто им вовремя не помогли.

Мини-лекция о трудностях воспитания подростков.

 Наши дети так быстро растут и меняются. Так хочется, чтобы они еще немного побыли маленькими. Как нам за ними поспеть? Как сохранить авторитет и не испортить отношения?

О проблемах подросткового возраста известно, конечно всем. Подростковый возраст детей у всех родителей вызывает массу беспокойства и предчувствий. Благодаря тому, что сейчас на всех каналах телевизора и во всех газетах рассказывают о проблемах, с которыми сталкиваются родители при достижении их детьми переходного возраста, часто без особого повода появляется страх и настороженность.

Но что же делать родителям, чтобы предотвратить или смягчить особенности подросткового возраста для самого ребенка и всех, кто его окружает. Этим вопросом занимаются многие психологи, но до сих пор нет однозначного сценария поведения подростков и перечня мер, которые помогут преодолеть кризис взросления.

Родители начинают проявлять первое беспокойство, после того, как дома начинаются первые конфликты и ссоры, свойственные любой семье.

Для успешного преодоления сложного периода в жизни ребенка прежде всего родители должны понять, что они - люди с уже достаточно большим жизненным опытом, прошедшие через все проблемы подростков и часто уже забывшие, с чем сталкивались в подростковом возрасте. Поэтому именно родители должны научиться грамотно контролировать ситуацию и помогать подростку выбрать верное направление жизни. Часто возникает мнение, что конфликты переживают только родители, в то время как дети пропускают все мимо ушей и сердца. Исследования показали, что подростки переживают по этому поводу ничуть не меньше, просто они менее склонны проявлять свои эмоции дома, в кругу семьи, выплескивая их среди друзей, сталкивающихся с такими же проблемами.

  Сегодня мы попробуем разобраться в особенностях возраста и особенностях взаимоотношений родителей с ребенком-подростком, чтобы пережить этот этап с минимальными психологическими потерями.

Погружение в тему – упражнение «Портрет современного подростка».

Задание для родителей

Подумайте и скажите, какие перемены, изменения вы заметили в своих детях? Что - то необычное появилось в их действиях, характере, манерах? Все ли вас устраивает или что-то беспокоит, может быть удивляет? Перед вами листочки напишите, какие изменения вы заметили в своих детях.

(Через некоторое время можно помочь, предложив список, где перечислены индивидуальные особенности подростка. Участники групп совместно выбирают черты, дополняют этот список и, таким образом, составляют портрет современного подростка. Затем каждая подгруппа зачитывает составленную характеристику, после чего проводится общее обсуждение)

Родители зачитывают свои предположения.

Как вы видите, изменения есть и эти изменения не всегда положительные. Почему? В этом стоит разобраться

 (презентация)

Ребенок входит в пору своего физиологического взросления. Это вносит определенные изменения в его характер, взаимоотношения с окружающими, меняет взгляды ребенка на жизнь и его ценностные ориентиры.  

И прежде чем наступит красивый и радостный период юношества, наши дети переживают сегодня период, который можно назвать периодом гадкого утенка, периодом неприязни себя, периодом отрицаний.

В это время происходит перестройка всего организма. Это период бурного и в то же время неравномерного физического развития: ускоренно растет тело и изменяются его пропорции, совершенствуется мускульный аппарат.  По-разному переживают дети этот период: кто-то бунтует, открыто протестует, кто-то страдает молча, уйдя в себя и тихонько глотая слезы, особенно тяжело потому, что им кажется, что так будет всегда. Однако и в одном, и в другом случае, детям нужна поддержка, внимание и забота.

Вдруг" ничего не случается! И это главное, что нужно понять. Становление подростка как личности проходит в несколько этапов. И, скорее всего, если поведение  сына или дочери вас сильно огорчает, следует пересмотреть стиль собственного воспитания. Вероятно, вы упустили какой-то важный момент. Не заметили, когда ваш авторитет, ласка, строгость или просто внимание остро требовались ребенку...

Просто будьте предельно внимательными в так называемые "пиковые" этапы взросления подростка.

По большому счету их всего два… Нас волнует первый , пока.

Этап первый «Оставьте меня в покое» 10-13 лет:

Он является критическим, так как связан с «трудностями роста», половым созреванием и «гормональными выбросами», ростом мышечной и костной ткани, диспропорциями в формировании анатомии, общей диспропорцией в физиологии и психике. Девочки растут быстрее мальчиков, поэтому в 5-8 классах девочки обычно выше мальчиков.

Ребенок в этот период переживает гормональную перестройку организма. Он быстро утомляется, ему часто хочется побыть одному. Но в это же время необходимо закрепить за собой авторитет, ведь от того, как он покажет себя, зависит его "статус" в среде сверстников. Значит необходимо бывать "на людях". И что же происходит? Желание одиночества и невозможность этого приводит к конфликту в душе подростка - он капризничает, становится раздражительным, может обронить резкое словцо.

В 10-13 лет подросток пытается определить свою роль и место в социуме. В общении на первое место выходит налаживание контактов со сверстниками. Свободное время он проводит не как раньше - с родителями, а в компании друзей. Самоощущение в среде одноклассников, товарищей по секции, кружку становится определяющим ( Авторитет какого-нибудь Коли становится важнее, чем мнение отца.).  

 Потребность в признании и самоутверждении тоже реализуется в среде сверстников. Подросток старается найти вне школы новую сферу для реализации своей потребности.

Типичная ошибка родителей: Многие мамы и папы, памятуя о том, как еще пару лет назад их медвежоночек был плюшевым и послушным, пытаются вернуть былую идиллию, сажая ослушника на "короткий поводок". Они заставляют его бросить компанию сверстников, навязывают свое общество и доказывают, что "Коля двоечник и хулиган", могут и накричать в порыве эмоций. Стоит ли удивляться, если "медвежоночка" после этого дома будет не сыскать, а убежденность в том, что "друг Коля" лучше папы (хотя бы потому, что во всем его понимает), только укрепится.

Что делать? Этот этап благополучно пройдет, если родители перестанут смотреть на подростка как на маленького ребенка и научатся уважать его мнение и прислушиваться к нему, перестанут делать выговоры и унижать его друзей. Неплохо в этой ситуации пригласить домой его приятелей. По крайней мере, вы сможете составить о них какое-то мнение.

Чувство взрослости является одним из новообразований подросткового возраста. Подросток уже не ребенок, вместе с тем, он еще не взрослый.  До реальной взрослости далеко – и физически, и психологически, и социально, но так хочется! Он объективно не может включиться во взрослую жизнь. Но стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить они пока ничего не могут, но внешне подражают взрослым.

На вопрос, чем подросток отличается от взрослого человека, наши дети ответили по-разному. Вот некоторые варианты ответов:

Подростки менее ответственны за свои поступки, они депрессивные, имеют свои вкусы, их не интересует мнение окружающих;

У подростка меньше обязанностей, они меньше знают;

Подросток легкомысленный, а взрослый обдумывает каждое свое решение;

У подростка меньше прав, чем у взрослого;

Подростку нельзя почти ничего;

Подросток еще не такой самостоятельный, в отличие от взрослого;

Подросток менее ответственный, несерьезный, менее вежливый;

Взрослые заняты больше, чем подростки;

Взрослые более мудрые и умные;

Подростки любят гулять, а взрослые занимаются работой;

Подросток может бегать, прыгать, есть и одеваться «нахаляву», а взрослый работает, покупает, платит за жилье;

Подросток не принимает важные решения сам, находиться под опекой и контролем родителей;

Подростки менее смелые, чем взрослые;

Подростки очень вредные;

Как видите наши дети, в общем -то понимают, что подростковый возраст – это трудный возраст, когда желания не всегда  совпадают с возможностями.

Чтобы самому стать взрослым, ребенку необходимо пройти сложный путь принятия решений, их реализации, набить свои синяки и шишки. Чтобы на основании собственного опыта обрести собственную жизненную мудрость. Это очень важно. И сложно. Потому что подросток, чаще всего не видит пространства, площадки, где бы он действительно мог бы действовать самостоятельно. В школе командуют парадом учителя. Дома – родители. Остаются друзья и мир увлечений, хобби(у кого он найден). Чем настойчивее на него посягают взрослые: родители, учителя: с тем не дружи, туда не ходи, этим не интересуйся, тем трепетней защищает подросток это небольшое пространство самостоятельности. Подросток учиться жить по собственнному разумению.

Снижение интеллектуальной продуктивности, вызванная гормональной перестройкой, смена ведущего вида деятельности являются причинами снижения учебной мотивации в этот период. Снижается успеваемость, ребенка трудно усадить за уроки, появляются первые прогулы школьных занятий, все это не на шутку тревожит родителей.  Пытаясь вернуть прежние успехи, родители стараются ограничить детей в общении со сверстниками. Однако важно помнить, что именно общение со сверстниками является наиболее важной для подростка деятельностью  и оно необходимо для полноценного психического развития ребенка. Это еще одно важное новообразование этого возраста - смена ведущего вида деятельности. Именно в процессе общения со сверстниками происходит становление нового уровня самосознания ребенка, формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в то же время отстаивать свои права. Общение является очень важным информационным каналом для подростков. Очень важным является мнение о нем группы, к  которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную  уверенность в себе.

Не оберегайте ребёнка излишне от семейных проблем, как психологических(даже если произошло несчастье, чья-то болезнь или уход из жизни, - это закаляет душу и делает ее более чуткой), так и материальных(это учит находить выход). Подростку необходимы положительные и отрицательные эмоции. Для успешного развития ребенка полезно изредка отказывать ему в чем-то, ограничивать его желания, тем самым подготавливая к преодолению подобных ситуаций в будущем. Именно умение справляться с неприятностями помогает подростку сформироваться как личности. Огораживая ребенка от реального мира, пусть даже с самыми благими намерениями, родители лишают его возможности. Приобрести жизненный опыт, найти свой путь.

Как же наши дети отвечают на вопрос «Трудно ли быть подростком?» Предлагаю вашему вниманию некоторые варианты ответов:

  1. Да, потому что много учебы, нужно хорошо учиться . ты не можешь делать то,ю что тебе хочется, весь день занят и нет свободного времени.
  2. Не трудно, но и нелегко
  3. Да, хочется больше самостоятельности, меньше контроля
  4. Подростком быть трудно, потому что надо задумываться о будущем. Еще надо думать о других.
  5. Я считаю, что подростком быть трудно, потому что от учебы в школе зависит его дальнейшая жизнь.
  6. Почти нет, так как все идет само собой: учеба – твоя работа. Семейный бюджет – со временем и сам о нем подумаешь, гулять, играть, влюбляться – ну что ж, такой возраст.
  7. Мне кажется быть подростком трудно, это переходный возраст и появляются проблемы, ты становишься  более нервным, и тебя всё раздражает.
  8. Да, потому, что много учебы.  Хочется гулять, веселиться, но весь день занят.
  9. Да, все становится труднее.
  10. Да.  Дети очень загружены, нужно успевать все делать, не хватает времени на отдых.
  11. Нет, не трудно, просто у меня становится больше дел и ответственности.
  12. Подростком быть не трудно, потому что на тебе лежит немного забот и обязанностей, а когда ты взрослый, у тебя уже много обязанностей;
  13. Трудно, потому что иногда родители тебя не понимают.

Задание родителям (ситуации)

  • Ребенок отказывается делать ДЗ
  • Ребенок пришел домой позже обычного и не предупредил
  • Ситуация 1 Вам позвонили близкие друзья, которые хотят заглянуть к вам на часок. Вы лихорадочно начинаете убирать в квартире, что-то готовить: но явно не успеваете. Обращаетесь к своему взрослому сыну или дочери за помощью. В ответ — «это твои друзья, вот ты с ними и разбирайся» Как вы поступите в такой ситуации?
  • Ситуация 2 Вы возвращаетесь с работы домой и уже на лестнице слышите громкую музыку, веселье в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите веселящихся друзей вашего ребенка и его самого. В доме — полный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на вас и говорит: «Привет! Мы немного повеселимся! Не возражаешь?» Ваше решение в подобной ситуации?
  • Ситуация 4 После собрания родители приходят домой и в ярости требуют объяснений от ребенка. Они говорят о том, что с такими результатами никуда не возьмут после школы. Ученик спокойно отвечает: «Значит, пойду работать». Как поступить в такой ситуации?
  • Ситуация 5 Родители подарили деньги своему ребенку с определенной целью. Он их истратил не по назначению, купил то, что ему давно хотелось. Родители были возмущены, в свой адрес ребенок услышал много гневных слов. В конце концов он хлопнул дверью и ушел из дома. Как поступить в подобном конфликте?
  • Ситуация 6 Подросток не убирает на место свои вещи, они валяются по всей квартире, что очень раздражает мать. Ее неоднократные беседы не дали результата. Однажды, когда сына не было дома, мама сделала уборку в квартире, а затем ушла в магазин. Когда она вернулась, увидела, что сын пришел домой и вновь разбросал свои вещи. Тогда мама….

(Родители анализируют предложенную ситуацию и предлагают свои варианты решения проблемы. Идет обсуждение этих вариантов, в ходе обсуждения отвергаются неприемлемые варианты, обращается внимание родителей на наиболее оптимальные варианты решения проблемной ситуации)

- Ситуация 7 Ваша дочь стала молчаливой и замкнутой. Вам никак не удаётся вызвать её на разговор. Вы спрашиваете её: “Как дела? Не случилось ли чего?”. Она отвечает: “Всё нормально. Всё в порядке”. А вам кажется, что девочка что-то скрывает. Вы всё более взволнованно задаёте вопросы. Она отвечает всё неохотнее. Как поступить?

(He начинайте донимать её душевными разговорами, прекратите попытки что-либо выведать. Это только ухудшит положение. Найдите такое дело, которое вы будете делать вместе, тогда и возникнет общение.

Но не перестарайтесь. Не стремитесь проникнуть во всe уголки личной жизни ребёнка. Возможно, дочь и отдалилась от вас, чтобы почувствовать себя самостоятельно.

Не нужно жить только её жизнью. Пусть у вас будет своя личная жизнь, свои радости и заботы. Тогда дочь будет охотнее делиться с вами.

И пусть дочь знает, что вы всегда рады её выслушать, с чем бы она ни пришла. А то ведь бывает, что у ребёнка неприятности в школе, а она боится, что вы рассердитесь, и скрывает их. У детей должна быть уверенность: что бы ни случилось, мама и папа будут искать выход вместе с ними, дадут разумный совет.

Дочери легче в следующий раз обращаться к вам, если она будет знать, что вы всегда готовы её слушать.

И не бойтесь, если опять почувствуете, что ребёнок отдаляется от вас, сказать: “Что-то мы с тобой стали меньше разговаривать о своих делах. Почему, как ты думаешь?”.

Ситуация 8  Что делать, если ваш обычно энергичный, доброжелательный ребёнок вдруг начинает дерзить дома, неохотно отправляется в школу, не хочет общаться с приятелями, всё делает через силу, а на ваши вопросы отвечает только: “Не хочется…”. И все это продолжается и день, и второй, и третий...

Прежде всего признать, что периоды плохого настроения, депрессии бывают не только у взрослых, а и у детей тоже. И хотя причины, их вызвавшие, могут показаться нам несерьёзными (это может быть и неудача в классе или на спортивной площадке, ссора с приятелем, резкое слово учителя), переносить такие состояния детям труднее, чем нам. Мы-то знаем, что плохое настроение рано или поздно пройдёт.

Да и выразить ему своё состояние нелегко. Вряд ли он скажет, как мы: “Ничего не радует”, “Свет не мил”, “Просто ни к чему душа не лежит”. А когда слов не подберёшь, ещё труднее.

Постарайтесь выяснить, что произошло. Можно посоветоваться с учителями, можно поговорить с друзьями вашего сына или дочери. Только делайте это тактично, чтобы у ребят не возникло впечатление, что вы выпытываете их секреты.

Пользуйтесь любой возможностью побыть с ребёнком в эти дни. Пусть не словами, а отношением дайте ему почувствовать, что вы рядом, что вы готовы выслушать, дать совет.

Покажите, что вы всерьёз относитесь к тому, что происходит с вашим ребенком. Всякие: “Да брось ты!”, “Чтоб у тебя больше горя не было!”, “Подумаешь, беда какая!” исключены.

Попробуйте вспомнить, как это у вас бывало в детстве, и расскажите сыну или дочери, как вам было трудно и что вам помогло.

Универсальные советы на каждый день.

- Самая главная ошибка родителей (и, к сожалению, самая типичная) - усматривать в "недопустимом" поведении повзрослевших чад исключительно злой умысел. Крайне вредное заблуждение! Знаете ли вы, что изменения во внутреннем мире подростка специалисты-психологи сравнивают... с процессами, происходившими в Европе начала XVIII - XIX веков? Тогда спокойное существование многих людей было уничтожено революциями и войнами, а место классической культуры занял и страстный романтизм. Так вот подростки, - те же романтики, только страсти кипят у них в душе. Но, в отличие от писателей и художников, они не умеют рассказать о том, что творится с ними. Вот почему они бывают такими раздражительными, хамоватыми, злыми, плаксивыми, наглыми и самонадеянными. И напрасно родители задают сакраментальные вопросы типа "почему" и "как ты мог" - подросток и сам не знает ответа. Часто все происходит помимо его собственной воли. И только родители, а не "друг Коля", способны удержать его от глупостей, не дать потеряться в этом мире.

- Для благополучного  решения всех задач и трудностей подросткового возраста очень важно соблюдать правильный распорядок жизни подростка, строгий режим его труда, сна. Отдыха и питания, регулярно заниматься физкультурой и спортом.

- Очень важна максимальная загрузка подростка хорошими делами (в том числе занятия в спортивных секциях, в различных кружках, в коллективных творческих делах и т.д.)

- Чрезвычайно важно переключение внимания подростка с негативных моментов на интересную и занимательную для него деятельность.

- Неоценимую помощь в преодолении  возникающих перед подростком трудностей может выполнить ведение личного дневника. Личный дневник – это как бы отчет перед самим собой, ежедневный, самокритичный и не всегда лицеприятный. Подросток должен быть уверен, что его записи никто не прочтет, иначе он перестанет доверять всем, замкнется, начнет лгать, изворачиваться, приспосабливаться. Это может привести к непредсказуемым последствиям.

- Помните, что дурные поступки не всегда являются отражением внутреннего мира подростка.

- Сопереживайте, не высмеивайте и не отталкивайте в минуты откровенности.

- Старайтесь проводить время вместе. Только не сидите молча у телевизора, а займитесь интересным ему делом. Например, сыграйте в баскетбол или спойте под гитару.

- Не вмешивайтесь в занятия, с которыми он справляется и без вас, не навязывайте свое мнение по любому вопросу, не критикуйте.

- Помогайте, когда он просит вас об этом.

- Поддерживайте даже самые ничтожные успехи во всем - в учебе, спорте и т.д.

- Делитесь своими чувствами.
- Разрешайте конфликты мирным путем. Не давайте волю слезам, крикам, угрозам.

- Чаще используйте приветливые фразы. Например: "Мне хорошо с тобой", "Я рада тебя видеть", "Мне нравится, как ты...", "Я по тебе соскучилась", "Давай (посидим, поделаем...) вместе", "Ты, конечно, справишься", "Как хорошо, что ты у нас есть"...

- Обнимайтесь! Не менее четырех, а лучше восьми раз в день. В проявлениях родительской ласки "взрослые" подростки нуждаются порой отчаяннее, чем крохотные карапузы.

Окончание.

Да, подросшие дети - не подарки. Очень сложно порой вести себя с ними сдержанно и спокойно. Но важно помнить мудрые слова: "И это пройдет". Возьмите за правило, ложась спать, анализировать прожитый день. Мысленно отмечайте ошибки в общении с подростком, старайтесь спрогнозировать его поведение. Такая предсказуемость поможет спокойному и доброжелательному общению. Тогда, став действительно взрослым человеком, он не потеряет уверенности в том, что лучшие друзья - это родители. Ведь именно они в трудную минуту поддержали, смогли понять и принять.

Хотелось бы прочесть советы, которые дают подростки вам, своим родителям.  Ребята убедительно просили, чтобы все их советы прозвучали. Конечно, по некоторым так называемым советам, вы поймете, что вашим детям еще расти и расти до взрослой жизни, но в некоторых советах слышится  крик о помощи. Прислушайтесь, пожалуйста, и сделайте соответствующие для себя выводы.

Советы от ребят:

С подростком надо говорить, что его беспокоит, и что волнует.

Будьте заботливыми и внимательными, не кричите и ни в коем случае не поднимайте руку на ребенка.

Обращайтесь с нами как с самостоятельными людьми, пусть у нас будут обязанности.

Не ругайтесь, имейте хорошее отношение со своим ребенком.

Помогайте решать проблемы

Уделяйте больше времени своим детям

Больше любви, относитесь к нам с пониманием.

Доверяйте ребенку, поддерживайте его интересы.

Помогайте детям в трудных ситуациях

Не кричать, а спокойно обсудить проблему.

Больше говорите о делах, которые вы планируете

Не будьте слишком строгими.

Не ругайтесь, когда мы сделали что-то плохое, просто объясните, где не получилось.

Следите, чтобы ребенок хорошо учился

Не обижайтесь на нас.

Дайте больше самостоятельности.

Пожалуйста, сильно не ругайте.

Будьте строже.

Больше говорите о будущем .

Следите за здоровьем и питанием.

Давайте своим родителям больше свободы, не приставайте с вопросами, если дети не хотят на них отвечать. Будьте внимательны, помогайте им.

Больше следите за своим ребенком, не слишком много позволяйте.

Мне хочется чтобы родители давали побольше поиграть в компьютер , и чтобы поменьше ругали за оплошности.

Помогайте, понимайте и не сильно ругайте.

Давайте мне самому делать уроки и не смотрите у меня в контакте.

Не будьте слишком жестокими.

Надо помогать нам.

(В заключение можно попросить родителей обсудить, что им дал сегодняшний разговор)

Решения родительского собрания. 

1. Учитывать при общении с подростком психологические особенности его

возраста.

2.     При разрешении конфликтных ситуаций использовать советы психологов и

рекомендации, выработанные на собрании.

Хочется пожелать нам терпения, житейской мудрости и понимания между вами и вашими детьми.  Всегда помните, вы родители – первые воспитатели для своего ребенка и останетесь ими на всю жизнь.

Надеюсь, что наша совместная работа сегодня поможет вам в будущем лучше ладить со своими детьми, решать проблемные ситуации конструктивно и оперативно. Спасибо за внимание. Всего вам доброго.



Предварительный просмотр:

Тема: «"Интернет: да или нет?" 

Класс: 7

Продолжительность  мероприятия: 40 мин.

Участники собрания: классный руководитель, родители обучающихся или лица, их заменяющие.

Тип мероприятия:  родительское собрание.

Форма проведения собрания: информационная беседа.

Цель:  содействовать процессу участия родителей в интернет безопасности и  ребенка.

Задачи:

1.Расширить знания родителей о виртуальном пространстве.

2. Дать рекомендации родителям о пребывании детей в сети интернет.

3.Способствовать формированию у родителей установок на сотрудничество со своими детьми.

Время проведения: 1 четверть.

Ожидаемые результаты: родительское собрание поможет родителям осознать значимость взаимного сотрудничества семьи и школы.

Ценности: знания, учёба, семья.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация

Вступление: (Слайд №1)

  Здравствуйте, уважаемые родители. Наверное, каждый из вас не раз задавал себе вопросы: “Не слишком ли часто мой ребенок сидит у компьютера? Как нормировать время, проведенное у компьютера? Не научит ли интернет плохому моего ребенка? С другой стороны – интернет часть нашей жизни и нельзя же его игнорировать и запретить…” Эти вопросы актуальны, так как стремительное развитие информационных технологий привело к тому, что чаще дети лучше ориентируются в технических новинках, нежели взрослые.

 Сегодня мы поговорим с вами о том, для чего интернет подростку, запрещать или разрешать им пользоваться, о достоинствах, недостатках, опасностях интернета и, конечно, о воспитании…

Часть 1: Достоинства интернета. (Слайд №2)

Мы, конечно, представляем себе, в чем заключаются достоинства интернета, вы можете и сами их назвать (если родители не вступают в диалог) например:

- информация: поиск информации в образовательных целях;

- коммуникация: общение с иногородними родственниками, друзьями;

- развлечения: музыка, видео, игры и т.д.

- услуги: оплата коммунальных платежей, бронирование билетов и т.д.

- электронная торговля: различные интернет-магазины. [5]

Все перечисленное – это взгляд на интернет глазами взрослого, а теперь я предлагаю вам посмотреть на интернет глазами подростка. Почему он так важен и притягателен для них? Вот, что на этот счет пишет американский психолог Д. Сулер: (Слайд №3)

Личностные эксперименты и исследования - подростки сталкиваются с вопросом, кем они являются. На самом деле все мы - это постоянный процесс - но для подростков это особенно острая проблема. Какой я человек? Что я хочу делать в жизни? Каких отношений я хочу? Это вопросы очень важны... и некоторые ответы на них можно найти в киберпространстве.[3]

Интимность и принадлежность - в подростковом возрасте, люди интенсивно экспериментируют с новыми интимными отношениями. Они ищут товарищей и новые группы, где они могут испытывать чувство принадлежности. Все эти отношения в большинстве случаев имеют целью изучение своей собственной личности.

В интернете есть почти безграничное количество людей и групп для взаимодействия - все виды людей и групп со всеми видами личностей, традиций, ценностей и интересов.[3]

Отделение от родителей и семьи - поиск для подростков их собственного пути, отношения с противоположным полом и группирование идет рука об руку с отделением их от родителей. Они хотят быть независимыми. Это захватывающий процесс, и киберпространство – это захватывающее место для удовлетворения этих потребностей первопроходца, интернет сопутствует духу приключений - особенно, когда родители почти ничего не знают об интернете! С другой стороны они также чувствуют немного тревоги по поводу процесса разделения. В конце концов, в опоре на маму и папу есть некоторые преимущества. Увлекательная вещь интернет – можно и то, и другое: “Хотите познакомиться с новыми людьми, делать интересные вещи, исследовать мир? Хотите при этом не покидать дома? – Пожалуйста! Это одна из причин, почему это столь заманчиво для некоторых подростков. [3]

Избавление от разочарований - безусловно, подростковый период может быть трудным и полным разочарований периодом жизни. Ожидания от школы, семьи и друзей могут не оправдываться. Что же делать со всеми этими разочарованиями, в том числе сексуального и агрессивного характера? Нужно сбросить его где-нибудь.... Добро пожаловать на анонимный, легко доступный мир киберпространства! [3]

Приобретение новых навыков - нравится нам это или нет, компьютеры являются частью современной жизни. Все подростки должны чувствовать себя комфортно с компьютерами для того чтобы выжить в новом тысячелетии. Тот факт, что киберпространство является столь привлекательным для подростков можно описать с помощью известной пословицы “Не было бы счастья, да несчастье помогло”. Типичный подросток хочет исследовать и уметь больше. Они не хотят просто общаться: они хотят создавать свои собственные веб-страницы, менять виртуальную реальность. Это положительно сказывается на их самооценке. Повышает их статус среди сверстников. Чтобы подняться по социальной лестнице в интернете, подросткам необходимо все больше и больше узнавать о компьютерах. Им нравится чувство мастерства и достижения. Им нравится научить других детей, что укрепляет свои собственные знания и самоуважение.[3]

Для того чтобы общаться в интернете необходимо много писать. Как это не огорчительно для учителей русского языка, но киберпространство может сильнее мотивировать подростков писать, чем любое произведение наших классиков.

С другой стороны, те же педагоги, возможно, испугались бы того, как казалось бы мутировало правописание и грамматика по электронной почте, в чате или блоге. Для неподготовленных глаз этот текст может в действительности быть нераспознаваемыми. Дело в том, что этот сленг - чрезвычайно сокращенная форма языка - является новым языком, который делает беседу эффективной и дает подростку почувствовать себя членом уникальной группы с уникальным языком, а это в свою очередь повышает его авторитет в собственных глазах.[3]

Получение мирской мудрости - киберпространство дает возможность для подростков познакомиться с людьми из разных стран мира. Многие чаты, группы новостей являются международными по составу. Общение онлайн с другом из другой страны, говорящего о местном стихийном бедствии может оказать гораздо больше влияние на подростка, чем просмотр вечерних новостей на ту же тему.[3]

Поиск информации - один из способов для подростков раскрыть свою индивидуальность – это процесс познания новой информации, которая включает в себя навыки, а также приобретение мировоззрения. Одной из привлекательных особенностей интернета для подростков является тот факт, что многие области киберпространства минимально контролируется правительством, школой, родителями и взрослыми в целом. Другие дети публикуют почти все, что они хотят в интернете. Изучение этой информации для них очень важно, так как им необходимо чувствовать себя отдельно от родителей. интернет является обширной библиотекой, охватывающей любую тему, которую только можно вообразить. В некоторых отношениях для подростка он лучше чем большинство библиотек. Как много информации вы можете найти в публичной библиотеке о рок-группе или о ваших любимых телевизионных звездах? [3]

Вы скажете, что подростки еще не готовы принимать самостоятельно решение о том какая информация полезна и какая вредна, и в некоторых случаях вы правы. Однако многие подростки могут ответить на этот вызов. Они должны стать подкованными потребителями информации в этот новый век информационных технологий. Они должны научиться искать информацию, которая им нужна. Чтобы пользоваться веб-поиском, они должны овладеть определенной логикой мышления и знать нюансы ключевого слова. Это заставляет их думать о теме, прежде чем они найдут информацию. [3]

Вы можете возразить, что значительная часть информации в интернете является нежелательной. Конечно, мусор для одного человека является драгоценностью для другого. Важно помнить о том, что подростки оказываются в положении самостоятельного принятия решения для себя, что это хорошая информация, а эта - нет.

Прежде, чем мы перейдем ко второй части нашего родительского собрания, я попрошу вас ответить на ряд вопросов, касающихся поведения вашего ребенка за компьютером. (Слайд №4)

Прошу внимание на экран, вам предстоит ответить на 11 вопросов, варианты ответов следующие: “никогда”, “редко, “часто”, “очень часто, им соответствуют баллы от 1 до 4. На листах фиксируйте номер вопроса и балл, соответствующий вашему ответу.

(Слайды № 5, 6)

Ответив на все вопросы, суммируйте баллы. Значение полученных баллов перед вами. Задайте ваши вопросы. (Слайд №6)

Итак, мы подошли ко второй части нашей беседы:

Часть 2: Недостатки интернета. (Слайд №7)

Ведущий: Только что вы ответили на вопросы скрининговой диагностики Юрьевой Л.Н. Больбот Т.Ю. на интернет-зависимость[2]. Родители, обеспокоенные получившимися результатами могут получить консультацию после родительского собрания.

Как вы поняли, одним из недостатков интернета является то, что от него можно попасть в зависимостьСлайд №8

Все ли подростки подвержены зависимости от интернета? Конечно, нет. Некоторые всегда будут случайными пользователями, некоторые могут просто пройти через этапы интенсивного интереса к интернету. У тех, кто станет жертвой сети, скорее всего, существуют проблемы в их реальной жизни. Киберпространство – это место для бегства, где взывают о помощи.

Вы уже ознакомились с опасными сигналами чрезмерного пользования интернета (они приведены в вопросах на которые вы отвечали.

Мы еще вернемся к теме интернет-зависимости в ходе нашего собрания, а сейчас давайте поговорим о других недостатках глобальной сети.

Злоумышленники в сети - одна из дилемм жизни в сети в том, что вы никогда не можете быть уверены, что другие люди, действительно, являются теми, кем представляются. Эта кокетливая 17-летняя девушка может оказаться 47-летним мужчиной. Злоумышленники могут представлять себя как благоприятное, симпатизирующие доверенное лицо, которое поощряет подростков обсудить свои проблемы. Особенно уязвимыми являются неблагополучные подростки, которые чувствуют себя одиноко и отчужденно от родителей.

Открытость негативной информации - к сожалению, в русскоязычном секторе глобальной сети в открытом доступе находятся информация о наркотиках, насилии и порнографического содержания. Ни один родитель не хочет, чтобы их ребенок научиться сексу, узнал о наркотиках или как собрать бомбу.

Анонимность общения – общение происходит не лицом к лицу, а опосредованно. Часто подростки не видят реального человека за типичными выражениями и аватарами (рисунок вместо фотографии), они (вероятно бессознательно) ведут себя так, как если бы их собеседник был своего рода роботом или мишенью компьютерных игр. Они начинают ругаться, делать неуместные сексуальные замечания. Анонимность общения упрощает эти словесные злоупотребления. Это обеспечивает простой, безопасный способ для излития разочарования их реальной жизни.

Часть 3: Что делать? Слайд №9

Возможно, теперь интернет вам кажется сосредоточением зла, однако, мы здесь с вами именно для того, чтобы ответить на вопрос “Что делать?”. Запрещать? Разрешать? Как контролировать?

Давайте по порядку: Слайд №10

интернет-зависимость – в своей книге, доктор Кимберли Янг описывает некоторые стратегии для родителей, которые должны помочь их детям, которые чрезмерно используют интернет:

- не пытайтесь отнять компьютер или запретить подростку пользоваться им. Помните: “Каждое действие имеет противодействие”;

- проявляйте внимание к ребенку, общайтесь с ним;

- контролируйте время пребывания в сети, договоритесь, что в день он будет посещать интернет не более 2 часов (если случай тяжелый 3 часов) для этого существуют специальные программы, о которых мы будем говорить далее;

- не принимать оправдания подростка, когда он из-за интернета пропускает школу или его успеваемость падает;

- терпеть их эмоциональные вспышки при вашей попытке вмешаться;

- если вам необходимо, обратитесь за помощью профессионального консультанта - в идеале, или того, кто знает что-нибудь о сети интернет, более грамотный пользователь, чем вы[4];

Если вы столкнулись с зависимым поведением, помните, что прежде нужно разрешить психологическую проблему, а интернет-зависимость лишь следствие. Обратитесь к психологу за помощью.

Слайд №11

Злоумышленники в сети – Для того, чтобы обезопасить детей от злоумышленников, необходимо обучать детей правилам, которые применяются и в реальном мире при встрече с сомнительными взрослыми:

- не разглашать личную информацию с незнакомыми людьми. Не говорить свой номер телефона или адрес;

- выйти из интернета или закрыть сайт, если кто-то доставляет им неудобство или просит их сделать что-то, что их настораживает. Записать имя пользователя этого лица, и, связаться с администратором сайта, рассказать об этом вам;

- не принимать подарки от посторонних или вызвать кого-то, даже если они приглашают вас называть сбор;

- никогда не встречаться тет-а-тет, без присмотра членов семьи, с людьми, которых они знают только по сети. [3]

Слайд №12

Воспитание и интернет – мы много говорили о том, что интернет может быть одним из способов отделения подростков от семьи. Попытка осознать себя как отдельного, уникального человека, который имеет свой собственный социальный мир, но! это не означает, что родители не должны быть вовлечены.

Родители должны быть, по крайней мере, наблюдателями, быть в курсе, чтобы избежать неприятностей. Некоторые родители попадают в ловушку неведения. "Мои дети должны быть умелыми пользователями компьютера. Они должны идти в ногу с другими детьми. Если они сидят за компьютером, это хорошо... так что я просто оставлю их в покое".

Однако, участие не просто означает контроль за детьми для того, чтобы избежать неприятностей. Мир компьютеров также может стать отличным способом для родителей и подростков веселиться вместе, чтобы узнать друг друга лучше.

Что же вам необходимо сделать?

  1. Получить знания: для того, чтобы ваш надзор за деятельностью подростка в киберпространстве был наиболее эффективным, вы должны кое-что о нем знать. Вам не придется стать хакером, но чтение по этой теме. Обсудите его с другими родителями. Еще лучше самим изучить киберпространство.
  2. Поговорите с ребенком о виртуальном пространстве. Старое предупреждение "Знаете ли вы, где находятся ваши дети?" относится к киберпространству, также как в реальном мире. Спросите об их использовании интернета. Какие веб-сайты и блоги они посещают? Кто в сети сегодня вечером? Избегая обвинительной тон, спросите их, что им нравится в интернете и почему. Сидите с ними у компьютера и пусть они общаются в интернет-тусовках. Быть любопытным, но конгениальным способом. Случайно выяснять с кем они дружат в интернете, о чем они говорят, что они делают в сети интернет. Избегайте допроса. Вместо этого покажите им, что вам интересно узнать больше об их кибердрузьях.
  3. Присоединитесь к некоторым видам их онлайн деятельности. Например: круиз веб-сайтов вместе. Создание веб-страницы для вашей семьи. Воспользуйтесь веб-поиском, чтобы найти информацию интересную и вам, и вашему ребенку. Возможно, даже зарегистрироваться на сайте, в чате, где и ваш ребенок и попробовать пообщаться с ним и его друзьями он-лайн (не долго и если ваш ребенок не против!) Существует множество возможностей.
  4. Признайте хорошее и плохое: не черните киберпространство - это только отдалит подростка. Скажите и всех “за” и “против” интернета, обсудите некоторые опасности и какие шаги они должны предпринять, если они сталкиваются с неприятной ситуацией или людьми.
  5. Не ставьте компьютер в спальне подростка, лучше выберите для этого зал. Это упрощает ваше наблюдение и вам легче быть в курсе. По крайней мере, избегайте ситуации, когда подросток в интернете с закрытой дверью, пусть дверь будет открыта и экран будет виден из коридора. Возможно, при вашем появлении, подросток резко закроет “окно”, однако это не всегда плохо, может ему необходимо немного личной жизни, вы должны проявлять чуткость, поговорить с ним об этом.
  6. Установите разумные правила: на самом деле детям нужны правила, так они чувствуют, что родителям не все равно, что родители их любят. Установите ограничения, например: можно пользоваться сетью после того, как выполнил домашнее задание и сколько времени находиться за компьютером. Создайте правила о том, что именно они могут делать в интернете.
  7. Поощряйте подростка оставаться в реальном мире: то, что им действительно нравится в интернете, найдите способ реализовать в жизни. Игры гораздо полезнее на свежем воздухе, нежели у монитора компьютера. Возможно, вам придется затратить время и использовать всю свою изобретательность, чтобы организовать досуг вашему ребенку и его друзьям на природе, но это ваш ребенок и он стоит того!
  8. Наказание за плохое поведение в виртуальной реальности: если вы обнаружили, что ваш ребенок притесняет кого-либо в сети, агрессивен, груб, вы должны наказать его так же, как если бы он проявил это в реальности. Не следует думать, что виртуальные оскорбления - это не так уж страшно. Это плохо и в первую очередь для вашего ребенка.
  9. Контролируйте посещение интернета с помощью программ. Сегодня вы получите некоторые знания о том, как контролировать, какие именно веб-сайты посещает ваш ребенок, и способ ограничения времени проводимого за компьютером. Кроме того, каждый из вас получит брошюру где кратко изложена необходимая информация, так что вы можете освежить информацию в памяти при необходимости или показать более опытному человеку, который поможет вам ее освоить.
  1. Информационные источники
  2. Руководство по аддиктологии/ под.ред. проф. Менделевича. СПб.: Речь, 2007. – 768 с.
  3. Юрьева Л.Н., Больбот Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: Монография. – Днепропетровск: Пороги, 2006. – 196 с.
  4. Suler J. Adolescents in Cyberspace: The Good, the Bad, and the Ugly, 2005. Режим доступа: http://users.rider.edu/~suler/psycyber/adoles.html
  5. Young K. S. Internet addiction: The emergence of a new clinical disorder // CyberPsychology and Behavior. V. 1. 1998.
  6. http://www.chieftec-ru.com/internet/preimushhestva-i-nedostatki-seti-internet/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 5 классе.Тема: «Отношение родителей к школьным отметкам ребенка»

Мой 24-летний опыт работы в школе высветил проблему отношения родителей к школьным отметкам ребенка. Неоднократно убеждалась в необходимости разговора с родителями на эту тему. В первую очередь такой ...

Родительское собрание в 5 классе «Поощрение и наказание в воспитании ребенка»

Уважаемые родители, нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родите­лями — это радостный, но также и напряженный труд. И, выполняя эту работу, вы не один р...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ВО 2В КЛАССЕ «ТЕЛЕВИЗОР В ЖИЗНИ РЕБЕНКА»

ЦЕЛЬ: создание условий для осмысления родителями пользы и вреда телевизора в жизни младшего школьника.ЗАДАЧИ: обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребёнка с телевизором;пока...

Родительское собрание в 7 классе. Тема. Семья и школа - партнеры в воспитании и развитии ребенка.

Сценарий открытого родительского собрания в форме семейной гостиной. Работа учащихся и родителей в группах (Мастерских) позволяет им  выдвигать идею,обдумывать ее, обсуждать и развивать. Это веде...

Родительское собрание в 5 классе "Как сохранить здоровье ребенка?"

Первостепенная задача классного руководителя - показать родителям огромное значение занятий физкультурой и спортом при переходе ребенка на среднюю ступень обучения; формировать у родителей потребность...

Родительское собрание в 7 классе "Положительные эмоции и их значение в жизни ребенка"

Родительское собрание в 7 классе "Положительные эмоции и их значение в жизни ребенка" ориентировано на гармонизацию детско-родительских отношений и профилактику  семейного неблагополучия....

Выступление на родительском собрании в 1 классе "Речевая готовность ребенка к школьному обучению"

В выступлении учителя-логопеда описаны основные показатели речи ребенка, готового к школьному обучению. Рассказано о нарушениях устной речи, выявленных при логопедическом обследовании. Показаны специф...