Роль пальчиковых игр в формировании речи
консультация на тему

Захарова Марина Валерьевна

Пальчиковые игры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль пальчиковых игр в развитии речи

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает – задерживается и развитие речи. Кисть руки – орган речи – такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга.

Развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Развитие пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи, но и на формирование психических процессов. Работа по тренировке тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка, а также способствует профилактике и преодолению нарушений речи у детей. Если даже речь ребенка развивается вроде бы нормально, все же нужно заботиться о развитии у него тонких движений пальцев рук; если же развитие речи ребенка отстает, то на тренировку его пальцев необходимо обратить особое внимание.

Практика показывает: чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики рук, тем больший положительный эффект оказывает она на формирование речи, на профилактику и коррекцию речевых нарушений.

Для развития мелкой моторики рук можно предложить детям:

  • Выкладывание букв из мозаики, семян, пуговиц, кусочков бумаги…..
  • Игры с пластилином. Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка.
  • Игры с бумагой(плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, самолетиков и других фигур).

Советы логопеда:

  • развивайте челюстные мышцы и мышцы языка ребенка. Приучайте детей эффективно пережёвывать грубую пищу, полоскать рот, надувать щёки, и т.д. /li>
  • разговаривайте с ребёнком только на правильном русском языке, ни в коем случае не используйте «детский язык».
  • каждый день читайте ребенку короткие стихи и сказки.
  • чаще разговаривайте с ним, терпеливо отвечайте на все его вопросы.
  • говорите чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами.
  • выполняйте несколько раз в день артикуляционную гимнастику. Её цель — заставить работать мышцы, участвующие в произнесении звуков, сделать их более послушными. Она включает упражнения для тренировки органов артикуляционного аппарата, отработки необходимых для правильного произнесения звуков положений губ, языка, мягкого неба. Первое время необходимо работать перед зеркалом.
  • не перегружайте ребёнка. Не рекомендуется проводить занятия более 15-20 минут.
  • используйте упражнения для развития мелкой моторики.


Речь ребёнка не возникает сама собой. Она развивается постепенно, иногда со значительными нарушениями. С момента рождения до поступления в школу ребёнку предстоит научиться правильно, произносить все звуки, накопить многотысячный запас слов, усвоить грамматический строй речи, овладеть связной речью. Ребёнок учится говорить на примере близких ему людей.

Уважаемые родители!
Будьте лучшими помощниками ваших детей.


Если ваш ребёнок посещает логопедический кабинет, знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно и даже за два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребёнка и его родителей.

Исправление звуков проводится поэтапно:
1-й этап – подготовительный (специальные упражнения для губ, языка, голоса, дыхания и др.);
2-й этап – постановка (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов);
3-й этап – автоматизация (закрепление звука в слогах, словах, предложениях);
4-й этап – дифференциация (в случаях замены одного звука другим).

Подготовительный этап и этап закрепления нового звука у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки. Чтобы добиться свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться.

Потренируйтесь, пожалуйста, дома!

Если звук ещё не произносится, выполняйте артикуляционную гимнастику. Если звук поставлен, закрепляйте его: называйте картинки, определяйте место звука в слове (начало, середина, конец предложения), составьте предложения с данными словами, выполняйте домашние задания и не забывайте тетради дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль театрализованной игры в формировании интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием.

В коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими такое тяжёлое нарушение речи как заикание, большое значение придаётся театрализованной деятельности. Театральные игры, игры-драмматизации представл...

Роль пальчиковых игр в развитии речи ребенка

Нагляная агитация для родителей (консультирование родителей по использованию пальчиковых игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста)...

Мастер-класс "Роль пальчиковых игр для развития связной речи детей 3-4 лет"

В группе 1мл возраста «Почемучки» воспитатель Липатова О.С. провела родительское собрание-мастер-класс для родителей «Роль пальчиковых игр для развития связной речи детей 3-4 л...

Консультация: "Использование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста."

ldquo;Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, аумелые руки снова способствуют развитию мозга”И. П. Павлов...