Адаптация к школьному обучению
статья на тему

Садриева Светлана Васильевна

Конец дошкольного возраста знаменуется кризисом семи лет. Позитивным новообразованием кризиса семи лет: обобщение собственных переживаний; расширяется круг интересов и социальных контактов ребенка; общение со взрослыми и сверстниками становится произвольным, опосредованным определенным правилам. Ребенок стремится занять новуюсоциальную позиция. Это стремлениереализуется при поступлении его в школу.

Поступление ребенка в школу сопровождается адаптацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelkoe_obranie_1_kla_adaptatsiya.docx34.16 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в первых классах.

Адаптация к школьному обучению

 Конец дошкольного возраста знаменуется кризисом семи лет. Позитивным новообразованием кризиса семи лет: обобщение собственных переживаний; расширяется круг интересов и социальных контактов ребенка; общение со взрослыми и сверстниками становится произвольным, опосредованным определенным правилам. Ребенок стремится занять новую социальную позиция. Это стремление реализуется при поступлении его в школу.

Поступление ребенка в школу сопровождается адаптацией.

Адаптация - это процесс приспособления к новым условиям жизни, деятельности. По мнению М.Р. Битяновой, адаптация – это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.

Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.

Специалисты выделяют физиологический, социальный и психологический аспекты, влияющие на продолжительность адаптации. Давайте подробнее рассмотрим каждый из них.

  1. Физиологический аспект - организм ребенка подвергается серьезным нагрузкам. Поэтому возможны обострения хронических заболеваний, повышенная утомляемость. Вот почему необходимо отслеживать реакцию первоклассников на школьный режим и учебные нагрузки.
  2. Психологическая аспект - преобладают игровые мотивы, проблем, скорее всего, не избежать.
  3. Социальный аспект – посещали или не посещали ясли и садик. Именно в дошкольных учреждениях дети проходят первый этап социализации, приобретая коммуникативные навыки.

Социально-психологическая адаптация связана с возрастным кризисом, который приходится на 6 - 7 лет.

Этапы школьной адаптации

Процесс физиологической адаптации ребёнка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности и характеризуется различной степенью напряжения функциональных систем организма.

1 этап – это  ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически все системы организма. Эта «физиологическая буря» длится достаточно долго – 3 недели.

2 этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на эти воздействия. Продолжается данный период около 2 недели.

3 этап – это период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Какую бы работу ни выполнял школьник, будь то умственная работа по усвоению новых знаний, статическая нагрузка, которую испытывает организм при вынужденной «сидячей» позе, или психологическая нагрузка общения в большом и коллективе, организм, вернее, каждая из его систем, должен отреагировать своим напряжением, своей работой. Поэтому,  чем большее напряжение будет «выдавать» каждая система, тем больше ресурсов израсходует организм. А мы знаем, что возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним утомление и переутомление могут стоить организму ребёнка здоровья. Продолжительность данного этапа – 1 неделя.

Обычно период адаптации длится 1-2 месяца, наиболее сложными являются 1-4 недели. В это время одни дети отличаются повышенной шумливостью, носятся в перемены по коридорам, на уроках невнимательны, дерзят учителю; другие дети, напротив, зажаты, скованны, излишне робки, при малейшем испуге плачут. У первоклассника может возникнуть нарушение сна, аппетита, капризы, возрастает интерес к игрушкам для самых маленьких.

Но есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается. У некоторых полноценной адаптации к школе на 1 году обучения так и не происходит. Такие дети часто и подолгу болеют, причем болезни носят психосоматический характер, эти дети составляют группу риска с точки зрения возникновения школьного невроза. 

Уровни адаптации

В исследовании Г.М.Чуткиной выявлено три уровня адаптации детей к школе.

Высокий уровень адаптации – ученик положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно, учебный материал усваивает легко, прилежен, внимательно слушает объяснения и указания учителя, решает усложненные задачи, прилежен, внимателен, проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, выполняет поручения без внешнего контроля, занимает в классе благоприятное статусное положение.

Девочки и мальчики адаптируются к изменившимся условиям в течение двух (максимум трех) месяцев обучения. Они с легкостью приобретают приятелей, вливаются в детский коллектив. Эти первоклашки без особого напряжения выполняют требования педагога, который отмечает их спокойствие, доброжелательность и любознательность. И все же трудности в отношениях с педагогами и одноклассниками иногда встречаются, однако к концу октября ребенок, как правило, полностью осваивается в школе.

Средней уровень адаптации – ученик положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, , самостоятельно решает типовые задачи, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но только когда занят чем-то интересным для него, поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.

Период адаптации детей этой группы несколько затягивается. Новоиспеченные школьники еще не могут войти в роль полноценного ученика. На уроках они часто развлекаются, ссорятся с товарищами, а на справедливые замечания педагога реагируют капризами и слезами. Чаще всего такие ребята испытывают сложности и с усвоением учебной программы. Только к концу первого полугодия дети начинают адекватно реагировать на требования педагога.

Низкий уровень адаптации – ученик отрицательно или индиферентно относится к школе, нередки жалобы на здоровье, доминирует подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины, объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно, самостоятельная работа затруднена, при выполнении самостоятельных заданий не проявляет интереса, к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей, сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха, для понимания нового решения задач по образцу требуется значительная помощь учителя и родителей, общественные поручения выполняются под контролем без особого желания, пассивен, близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

Социально-психологическая адаптация детей значительно затруднена. Они ведут себя конфликтно, порой отказываются выполнять задания, у них преобладают негативные эмоции: гнев, злость, агрессия. Трудности имеются и с усвоением школьной программы. Кстати, именно в эту группу часто попадают дети с СДВГ – попросту говоря, с гиперактивностью.

Условия благоприятной адаптации

Следует выделить условия, обуславливающие высокий уровень адаптации:

  • полная семья,
  • высокий уровень образования отца и матери,
  • правильные методы воспитания в семье,
  • отсутствие конфликтной ситуации из-за алкоголизма родителей,
  • положительный стиль отношения учителя к детям,
  • функциональная готовность к обучению в школе,
  • благоприятный статус ребенка до поступления в первый класс,
  • удовлетворенность в общении со взрослыми,
  • адекватное осознание своего положения в группе сверстников.

Рекомендации родителям

Как помочь ребенку адаптироваться к школе?

Итак, если вы являетесь счастливыми родителями первоклашки, предлагаем несколько простых советов, которые помогут пройти этот период без особых потерь.

  1. В данном случае можно рекомендовать родителям самим не демонстрировать перед ребенком свое волнение, потому что оно же передается.
  2. Не стоит проявлять гиперопеку, выдвигать требования к ребенку адекватные его возможностям.
  3. Организуйте разумный распорядок дня. Одна из главных рекомендаций специалистов – не отдавать первоклассника в первые месяцы на целый день в продленку. Следите за тем, как ребенок просыпается. Если он встает с неохотой, укладывайте спать на полчаса - час раньше.
  4. Старайтесь гулять после занятий, компенсируя длительную неподвижность и дыша свежим осенним воздухом. Домашние задания не стоит выполнять сразу же после возвращения домой, но и откладывать на поздний вечер также не стоит. Вначале необходимо помогать ребенку выполнять задания, постепенно приучая к самостоятельности.
  5. Ваша искренняя заинтересованность в школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможными трудностям помогут первокласснику почувствовать значимость его нового положения. Проявляйте сами интерес к занятиям, создавайте положительный эмоциональный фон.
  6. Ссоры между сверстниками неизбежны, поэтому важно прийти на помощь своему первоклашке и указать правильный выход из конфликтных ситуаций. Не следует стесняться обращений к педагогу или родителям одноклассников, если конфликты продолжаются. Помните, что доверие к вам, как к другу и наставнику, формируется именно в этот период.
  7. Не сравнивайте результаты ребенка с требованиями школьной программы, достижениями более успешных приятелей. Если же сравнений не избежать, пусть это будут его собственные успехи. Например, вчера он сделал четыре ошибки, а сегодня всего лишь две. Почему бы не отметить этот результат? Отмечайте его «рост», терпение, старание.
  8. Не следует запрещать играть в машинки или куклы. Можно даже поиграть вместе с ним. Даже полчаса, проведенные вместе, могут творить настоящие чудеса в деле развития детской личности. Ребенку жизненно необходимо чувствовать, что его любят и дорожат совместным времяпрепровождением.
  9. Стимулируйте участие ребенка в коллективных делах, играх.
  10. Если дети демонстративно нарушают правила в школе и дома, устраивают истерики, старайтесь игнорировать проступки и поощряйте хорошее поведение. Главная награда – доверительная беседа с ребенком, когда он спокоен и уравновешен.
  11. Приучайте ребенка признавать и адекватно выполнять правила, предложенные взрослым.
  12. Воодушевляйте ребенка на рассказ о своих школьных делах. Обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, Делах в классе, школьных предметах, педагогах.
  13. Взаимодействие родителя, педагога, специалистов.

Анкета для родителей первоклассников

Просим вас ответить на приведённые ниже вопросы.

  1. Охотно ли идёт ребёнок в школу?

А) неохотно ( ДА)

Б) без особой охоты (ВДА)

В) охотно, с радостью ( А)

Г) затрудняюсь ответить

2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает как должное новый распорядок?

А) пока нет (ДА)

Б) не совсем (ВДА)

В) в основном, да ( А)

Г) затрудняюсь ответить

3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?

А) скорее нет, чем да ( ДА)

Б) не вполне (ВДА)

В) в основном да ( А)

Г) затрудняюсь ответить

4.Часто ли ребёнок делится с Вами школьными впечатлениями?

А) затрудняюсь ответить

Б) иногда (ВДА)

В) довольно часто ( А)

5.Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?

А) в основном отрицательные впечатления( ДА)

Б) положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА)

В) в основном положительные впечатления( А)

6. Сколько времени в среднем тратит ребёнок на выполнение домашних заданий?

(Укажите конкретную цифру)

7.Нуждается ли ваш ребёнок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий?

А) довольно часто (ДА)

Б) иногда (ВДА)

В) не нуждается в помощи (А)

Г) затрудняюсь ответить

8. Как ребёнок преодолевает трудности в работе?

А) перед трудностями сразу пасует( ДА)

Б) обращается за помощью (ВДА)

В) настойчив в преодолении трудностей( А)

Г) старается преодолевать сам, но может отступить (ВДА)

Д) затрудняюсь ответить

9.Способен ли ребёнок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?

А) сам этого сделать не может ( ДА)

Б) иногда может (ВДА)

В) может, если его побудить к этому ( А)

Г) как правило, может ( А)

Д) затрудняюсь ответить

10. Часто ли ребёнок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?

А) довольно часто ( ДА)

Б) бывает, но редко (ВДА)

В) такого практически не бывает ( А)

Г) затрудняюсь ответить

11. Справляется ли ребёнок с учебной нагрузкой без перенапряжения?

А) нет ( ДА)

Б) скорее нет, чем да (ВДА)

В) скорее да, чем нет ( А)

Г) затрудняюсь ответить

       А -   адаптация (больше В),     ВДА -   возможна дезадаптация (больше Б),      

ДА -   дезадаптация (больше А)

Родители на общем собрании заполняют анкету для родителей первоклассников. При этом также важно соблюдать общее условие: все диагностические процедуры проводятся в школе в присутствии психолога или другого лица, занимающегося сбором данных. Анкеты и тесты домой раздаются только для ознакомления (в данном случае — педагогам). Ниже мы переходим к описанию конкретных методик и рекомендациям по их проведению.

Анкета состоит из 11 вопросов закрытого типа, касающихся различных аспектов домашнего поведения ребенка, непосредственно связанных с учебной деятельностью и школьной ситуацией общения (см. Приложение 1).

Вопросы

1-5 и 10 касаются мотивационной сферы, эмоциональных переживаний ребёнка;

7-9 — учебной деятельности;

11 — общего психофизического состояния ребенка.        

При обработке родительских ответов непосредственно на бланке отмечаются пункты, свидетельствующие о проявлениях дезадаптации. Полученная информация является важным дополнением к тем данным, которые получаются при опросе педагогов и обследовании ребенка, так как она позволяет соотнести поведение ребенка дома с его школьными проявлениями.

Как воспользоваться информацией данного опросника? Главное — соотнести имеющуюся в нем информацию с теми или иными параметрами статуса первоклассника. Сделать это можно по следующей схеме:        

Параметры

психолого-педагогического статуса

Номера вопросов

опросника для родителей

1.1 (Произвольность психических процессов)

7 – 9

1.6 (Умственная работоспособность и темп учебной деятельности)

11

3.1 (Наличие и характер учебной мотивации)

1 – 5, 10

3.2 (Устойчивое эмоциональное состояние (уровень тревожности))

4,5,10

4.1 (Отношения со сверстниками)

10

4.3 (Отношение к значимой деятельности)

3

В тексте методики, данной в приложении, в скобках указано, с какой качественной оценкой соотносится каждый ответ родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ (подпрограмма к Образовательной программе школы) ВВЕДЕНИЕ Адаптация - естественное состояние человека, проявляюще...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения адаптации учащихся 1х классов к школьному обучению

Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 1х классов разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования и направлена на коррекцию недостатков психического развития детей ...

Методическая программа “Психолого-педагогическое сопровождение талантливых и одаренных детей, помощь в адаптации к школьному обучению, развитие у учащихся стремления к самореализации и раскрытию потенциала”

Цель сопровождения: выявление, поддержка и развитие талантливых и одаренных детей, психолого-педагогическая помощь в адаптации учащихся к учебно-воспитательному процессу, психолого-педагогическа...

Родительское собрание "Взаимоотношения с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению в среднем звене"

Цель родительского собрания: ознакомление  родителей с психологическими особенностями периода адаптации учащихся при переходе к обучению в среднем звене.Задачи:  1.Проанализировать психологи...

Памятка для родителей "Как помочь своему ребенку в адаптации к школьному обучению"

В памятке расписаны рекомендации, которые помогут и подскажут родителям, как облегчить период адаптации первоклассников к школьному обучению....

Родительское собрание для родителей первоклассников по теме «Повышение механизмов адаптации к школьному обучению»

В целом период адаптации ребенка может длится от 2-3 недель до полугода. Как она пройдет зависит от уровня подготовленности ребенка к школе, его индивидуальных особенностей, характера взаимоотнош...