Родительское собрание для родителей первоклассников по теме «Повышение механизмов адаптации к школьному обучению»
консультация

Бабич Марина Борисовна

В целом период адаптации ребенка может длится от 2-3 недель до полугода. 

Как она пройдет зависит от уровня подготовленности ребенка к школе, его индивидуальных особенностей, характера взаимоотношений с окружающими. Что же включает в себя психологическая готовность к школе можно прочитать в статье

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_pervoklassnikov.docx25.13 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание для родителей первоклассников по теме

«Повышение механизмов адаптации к школьному обучению»

Педагог-психолог: Бабич М.Б.

        

В целом период адаптации ребенка может длится от 2-3 недель до полугода.  

Как она пройдет зависит от уровня подготовленности ребенка к школе, его индивидуальных особенностей, характера взаимоотношений с окружающими.

Мне бы еще раз хотелось заострить Ваше внимание на готовности ребенка к школьному обучению. Готовность к школе включает:

1. личностную готовность ребёнка к школе – самостоятельность, способность к самоорганизации, желание осваивать знания, интерес к учёбе.

2. волевую готовность к школе (произвольность поведения) – заключается в способности ребёнка напряжённо трудиться, делая то, что от него требует учитель, соблюдать режим школьной жизни, управлять своим поведением.

Снижение произвольности в школе проявляется в том, что ребёнок не способен:

  • слушать учителя на уроках, выполнять задания;
  • работать по правилу;
  • работать по образцу;
  • соблюдать дисциплину.

3. интеллектуальную готовность к школе – речь идёт о сформированности основных психических функций – внимания, памяти, мышления.

На пороге школы ребёнок должен уметь:

Внимание.

  • Выполнять задание до конца, не отвлекаясь;
  • Находить до 10 отличий между двумя картинками;
  • Удерживать в поле зрения 8-10 предметов;
  • Находить одинаковые предметы из ряда подобных;
  • Находить фрагменты картинок;
  • Проходить взглядом лабиринты из линий;
  • Выполнять самостоятельно, быстро и правильно задание по предложенному образцу;
  • Копировать в точности узор или движение.

Память:

  • Запоминать до 8-10 картинок в течение 30 секунд;
  • Запоминать и повторять ряд из 5-6 слов из 10 предложенных;
  • Запоминать и повторять по памяти фразы, произнесённые 1-2 раза;
  • Повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений;
  • Запоминать ряд из 5-6 цифр;
  • Запоминать картинку, а затем отвечать на вопросы по ней;
  • Рассказывать по памяти литературные произведения, стихи, содержание картин.

Мышление

  • Подбирать логические пары предметов (гнездо – птица, молоток – гвоздь);
  • Подбирать недостающий фрагмент картинки, объясняя свой выбор;
  • Находить закономерности в логических цепочках;
  • Определять последовательность событий;
  • Складывать картинку из 8-10 частей;
  • Находить и объяснять несоответствия на рисунках;
  • Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями;
  • Находить среди предложенных предметов лишний и объяснять свой выбор.

Математика

  • Называть числа в прямом и обратном порядке;
  • Соотносить цифру и число предметов;
  • Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
  • Пользоваться арифметическими знаками действия;
  • Измерять длину предметов с помощью условной меры;
  • Ориентироваться на листе бумаги;
  • Определять время по часам.

Развитие речи

  • Правильно произносить все звуки;
  • Определять место звука в слове;
  • Использовать в речи сложные предложения разных видов;
  • Составлять рассказы по сюжетной картине или серии картинок, из личного опыта, не менее чем из 6-7 предложений;
  • Составлять предложения из 5-6 слов, членить простые предложения на слова;
  • Делить слова на слоги.  

Развитие мелкой моторики

  • Свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования;
  • Изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием;
  • Штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контур;
  • Ориентироваться в тетради в клетку или в линию;
  • Передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей;

Общая осведомленность

Должен знать:

  • Свое полное имя и фамилию;
  • Возраст (количество лет);
  • Дату рождения;
  • Фамилию, имя, отчество родителей;
  • Место работы и должность родителей;
  • Есть ли брат или сестра, сколько им лет, старше они или младше;
  • Домашний адрес;
  • Город в котором живет;
  • Страну;
  • Цвета;
  • Геометрические фигуры;
  • Времена года и их последовательность;
  • Месяцы по временам года;
  • Время суток;
  • Дни недели и их последовательность.
  • Отличать хищных животных от травоядных;
  • Отличать перелетных птиц от зимующих;
  • Отличать садовые цветы от полевых;
  • Отличать деревья от кустарников;
  • Называть все природные явления.

В ЧЕМ ПРОБЛЕМА?

Сначала определимся, какие трудности подстерегают школьников в начале учебного года?

- Прежде всего, изменение режима, часто довольно резкое.

- Напряженный график работы, острый дефицит времени.

- Большое количество обязанностей: уроки, кружки и др.

- Необходимость высокой концентрации внимания, сосредоточенности.

- А еще необходимость общаться с большим количеством людей.

- Переносить поездки на транспорте (автобусы).

И половины из перечисленного достаточно, чтобы вызвать у ребенка сильнейший стресс.

ЧТО МЫ ВИДИМ?

У ребенка порой проявляется чрезмерное возбуждение, он становится плаксивым, может проявлять агрессию. Или наоборот — может наблюдаться заторможенность, повышенная тревожность, нарушение сна.

В результате  — равнодушие к учебе и нежелание идти в школу в лучшем случае, а в худшем — различные заболевания (как обострение прежних, так и приобретение новых).

Что же делать, что бы помочь ребенку успешнее адаптироваться к новым условиям?

- Немаловажным фактором является и поддержка взрослых - мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок пройдет адаптация.

- В трудный момент необходимо поддержать ребенка, не критиковать излишне за медлительность, а так же не сравнивать с другими детьми. Все дети разные.

- Очень важно на первых порах вселить в школьника уверенность в успех, не давать ему поддаваться унынию.

- Необходимо находить время, чтобы обстоятельно, в эмоционально благоприятной обстановке, беседовать с ребенком, для того чтобы выяснить, что его тревожит, в чем необходима помощь. Главное — ребенок должен усвоить: родители всегда готовы прийти на помощь и любить его, вне зависимости от школьных успехов и неудач; любые трудности преодолимы и даже полезны как средство выработки характера.

- Важная тема семейных разговоров — настрой на работу. Только не обязательно все время повторять, что ученье — свет. Поговорите с ребенком о его жизненных целях, интересах, желаниях. Поговорите об увлечениях: спорте, музыке, рисовании… Это даст ему перспективу, прибавит оптимизма.

- Особая забота — соблюдение режима дня.

- Важно следить, чтобы ребенок высыпался. И обращать внимание не только на время сна, но и на его качество (тишина, свежий воздух…).

- В первые недели обучения постарайтесь не быть слишком требовательны к школьнику, не ждите от него невероятных успехов — только того, что ему точно по силам. Даже если нет особых побед на учебном фронте, как можно чаще создавайте ребенку ситуацию успеха (это вселяет уверенность, повышает самооценку).

Я считаю, что эти не сложные рекомендации позволят Вашим детям стать более успешными и не только в период адаптации, но  в дальнейшем. И они будут удовлетворены обучением в школе, будут с удовольствием её посещать, без особого труда справятся с учебной программой, будут расти самостоятельными и прибегать к Вашей помощи только в случаях необходимости, будут удовлетворены межличностными взаимоотношениями с одноклассниками и учителем.

 

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 5-х классах ««Возрастные особенности и адаптация пятиклассников к обучению в среднем звене»

Методическая разработка данного родительского собрания раскрывает тему кризисного этапа в школьной жизни ребенка – переход в среднее звено. На собрании дается физиологическое и психологическое обоснов...

Родительское собрание (с родителями и учащимися): Завершение адаптации на средней ступени обучения

Описание разработки.1.     Родительское собрание на тему «Подводим итоги адаптации учащихся 5В класса на средней ступени обучения ». Занятие провел классный руководитель совместно ...

ДОКЛАД К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ (для родителей начальной школы) ТЕМА: «СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ. РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ»

Государство заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к труду и защите Родины. Для решения этой задачи необходимо повысить эффективность...

Родительское собрание "Взаимоотношения с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению в среднем звене"

Цель родительского собрания: ознакомление  родителей с психологическими особенностями периода адаптации учащихся при переходе к обучению в среднем звене.Задачи:  1.Проанализировать психологи...

Памятка для родителей "Как помочь своему ребенку в адаптации к школьному обучению"

В памятке расписаны рекомендации, которые помогут и подскажут родителям, как облегчить период адаптации первоклассников к школьному обучению....