Изучение конфликтных ситуаций на материале мультфильма «Возвращение блудного попугая».
статья (7, 8, 9 класс) на тему

Братухина Ольга Джеммовна

Рассматривается конфликтная ситуация "ребёнок - родитель". Целевая группа:

*  учителя и педагоги социально - психологической службы ( семинар ),

*  учащиеся (разговор о причинах и последствиях конфликтов с родителями), 

* родители ( размышления о причинах и следствиях конфликтов с  подростками).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_metodcheskiy_sbornik.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение конфликтных ситуаций на материале мультфильма

«Возвращение блудного попугая».

Авторы: социальный педагог Чувичилова Наталья Леонидовна, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №3 Тракторозаводского района Волгограда»  (МОУ СШ № 3)

Социальный педагог Братухина Ольга Джеммовна, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 13 Тракторозаводского района Волгограда»   (МОУ Гимназия № 13)

          Основная педагогическая  цель образовательного пространства  -  воспитание,  социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина многонационального государства.  

     Воспитание и гармонизация межнациональных отношений учащихся в образовательном пространстве - одна из наиболее острых проблем педагогики, ставшая особенно актуальной в современных условиях. Мы считаем, что воспитывать молодёжь в плане межнациональностного воспитания необходимо через умение решать любой конфликт, а именно он лежит в основе межнациональных конфликтов.

Конфликты — неотъемлемая часть нашей жизни независимо от национальных и религиозных предпочтений.  Для того чтобы конфликт не зашел в тупик, не превратился в мину замедленного действия, а мог разрешиться с максимальной пользой для его участников, необходимо учиться находить причину и повод  возникновения конфликтных ситуаций, определять шаги, которые  привели к усугублению или разрешению проблемы, понимать влияние конфликта  на дальнейшие отношения между его сторонами.

         Необходимо также учиться выбирать и комбинировать стратегии поведения в зависимости от стадии конфликта, от целей его участников и их индивидуальных психоэмоциональных и национальных  особенностей.        Для научения эффективному поведению в конфликтной ситуации  родителей и детей, следует не просто получить теоретические знания в области конфликтологии, но и наработать практический опыт анализа конфликтов на примерах из собственной жизни, из книг, фильмов, мультфильмов.

В своей  работе мы используем  материал мультфильма «Возвращение блудного попугая» (от одной серии до всего цикла) для  формирования бесконфликтного поведения через анализ конфликтных ситуаций.

         Похождения Кеши из мультфильма — богатый и разнообразный наглядный материал, позволяющий проиллюстрировать теоретические знания яркими, иногда шаржированными примерами Анализ мультфильмов позволяет выработать практические навыки на отстраненном, свободном от личностных наслоений материале, сделать выводы и обобщения и уже потом личностно осмысливать изученные ситуации.

Преимущества предлагаемой формы работы: наглядность, доступность сюжета, нейтральность образов, юмор, небольшая продолжительность серий (один выпуск без титров — около 9 минут), возможность разработки цикла занятий на материале этого мультсериала, возможность остановить просмотр, посмотреть какой-то эпизод еще раз.

Цель: психолого-педагогическое просвещение в области конфликтологии и профилактика конфликтогенного поведения с использованием интерактивных форм работы.

Задачи:

• познакомить с понятием «конфликт», его основными характеристиками (типы конфликтов, стороны конфликта, стадии конфликта, стратегии поведения в конфликтной ситуации, препятствия на пути разрешения конфликтной ситуации);

• показать схему анализа конфликтной ситуации на примере сюжета мультфильма;

• продемонстрировать эффективность анализа конфликтных ситуаций из мультфильмов в качестве способа саморегуляции в целях профилактики конфликтогенного поведения.

     Целевая аудитория: учащиеся, родители, педагоги. При выборе формы работы рекомендуется учитывать возрастные, профессиональные, социальные и другие особенности аудитории.

Средства обучения: носители видеоинформации (диски, кассеты), воспроизводящее оборудование, распечатанные памятки по анализу конфликтной ситуации, при необходимости театрализованного конструирования ситуаций — элементы костюмов персонажей, декораций.

     Этапы работы:

  • погружение в тему  через  анкету по теме «Конфликт» для всех участников образовательного процесса;

  • первичный просмотр;

  • комментированный анализ ситуации  и обсуждение увиденного;

  • рефлексия с тактильными упражнениями  (работа по принципу «Я и все, все, все» - театр прикосновений).

    Ожидаемый результат: понимание  способов саморегуляции учащимися для бесконфликтного общения; осознание ценности человечка  независимо  его национальности.

ПРАКТИКУМ:Изучение конфликтных ситуаций на материале мультфильма«Возвращение блудного попугая»Анализ ситуации после просмотра 1выпуск.

ВАРИАНТ 1. Для взрослых – круглый стол. В данной аудитории более уместен анализ ситуации в соответствии с предлагаемой памяткой. Для построения аргументированного рассуждения можно предложить следующие задания:

• Докажите, что в эпизоде присутствует конфликтная ситуация.

• Определите тип увиденного конфликта в соответствии с предлагаемыми в памятке классификациями.

• Проиллюстрируйте каждый из этапов конфликта.

• Определите стратегии, которые используют участники конфликта…

• Проанализируйте, насколько они эффективны.

• Определите, что мешает участникам конфликта прийти к примирению.

• Опишите, как участники конфликта переживают разрыв отношений.

• Предположите, какие уроки из конфликтной ситуации извлекли для себя ее участники.

ВАРИАНТ 2. Для учащихся младших и средних классов – интерактивная работа (обсуждение) в группах в форме инсценировки.

Обсуждение с детьми можно выстроить по вопросам:

• Что стало причиной ссоры Вовки и Кеши?

• В каких отношениях находились герои мультфильма до конфликта?

• Почему Кеша не выполнил просьбу друга?

• Что делает Вовка для того, чтобы уладить конфликт? А что для этого делает Кеша?

• Как складывается жизнь героев после расставания?

• С кем теперь общается Кеша? Каким образом он завоевал внимание дворовых птиц и кота?

• Как Кеша возвращается к Вовке?

• Как происходит их примирение?

Изменилось ли поведение Кеши после возвращения к Вовке?

ВАРИАНТ 3. Для старшеклассников – диспут, обсуждение

При работе с учащимися старших классов можно комбинировать элементы обоих предложенных вариантов анализа:

• Подготовка резюме в форме устного или письменного высказывания (в научно-популярном, художественном стиле).

• Моделирование возможных вариантов течения и исхода конфликта (например, при изменении стратегии поведения героев, вмешательстве третьих лиц — родителей Вовки, Кешиной компании) в форме устного или письменного высказывания, инсценировки.

Предлагаемые методические разработки могут быть включены в систему занятий по изучению конфликта на факультативах, родительских собраниях, классных часах в качестве доступного для восприятия иллюстративного материала.

Список использованной литературы:

ДикН.Ф., Сгибнева Е.П. Отдыхая  - обучаемся,  познавая –развиваемся: книга для классных руководителей – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 320с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественная культура XYII века. Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына».

Тема: Художественная культура XYII века. Реалистическая живопись Голландии.Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына». На этом уроке учащиеся знакомятся с творчеством голландского художн...

Сочинение по картине Рембранта "Возвращение блудного сына"

Данный урок связн с изучением Библии и на уроках литературы. Это интегрированный урок , в котором прослеживаеся взаимоствясь литературы и искусства, а также поднимаются вопросы морали....

Материалы для практического занятия: "Переговоры, разрешение конфликтных ситуаций" (Negotiations. Managing Conflicts) ОУД.03.Иностранный язык

Практическое занятие по теме: "Переговоры, разрешение конфликтных ситуаций" (Negotiations. Managing Conflicts). Конструкция it takes me … to do something...

Мастер - класс для учащихся-волонтеров 7 класса Учимся на примерах из мультфильмов разбирать конфликтные ситуации и отрабатывать позиции медиатора

Мастер - класс для  учащихся-волонтеров  7 классаУчимся на примерах из мультфильмов разбирать конфликтные ситуации и отрабатывать позиции медиатора Цель: формирование позиции медиатора ...