ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТРАДИЦИОННОЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ
статья

Муравцова Марина Витальевна

     Обсуждается необходимость организации в ДОУ раннего психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии и дополнительной, специальной поддержки при воспитании и обучении детей, имеющих особенности в психофизическом развитии, выходящие за границы общепринятой нормы без статуса «ребёнок с ОВЗ» в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muravtsova_m._v._pedzhurnal.docx41.08 КБ

Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТРАДИЦИОННОЙ РАБОТЕ

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ

М. В. Муравцова, педагог-психолог,

МБДОУ «Детский сад № 19», г. Воронеж

Аннотация: Обсуждается необходимость организации в ДОУ раннего психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии и дополнительной, специальной поддержки при воспитании и обучении детей, имеющих особенности в психофизическом развитии, выходящие за границы общепринятой нормы без статуса «ребёнок с ОВЗ» в ДОУ

Ключевые слова: особые образовательные потребности, инновационные технологии, комплекс «РАЗВИТИЕ», коррекционно-развивающая работа

Актуальным направлением специальной педагогики в настоящее время как в России, так и во всем мире является ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии. Формирование новой философии отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья, имеющие особые образовательные потребности является центральным звеном проблемного поля различных отраслей научного знания [6].

Специалисты и педагоги, работающие в ДОУ, наблюдают у большинства современных воспитанников детского сада, как правило, нарушение темпа всего психофизического развития при наличии у них значительных потенциальных возможностей [3]. Следовательно, понятие «дети с особыми образовательными потребностями» (далее ООП) охватывает всех воспитанников, чьи возможности при освоении основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения имеют параметры, отличающиеся от общепринятой нормы. К характерным особенностям детей с ООП относятся следующие показатели. Им необходимо больше времени для приема и переработки сенсорной информации; наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное; они не ориентируются в схеме тела, путая право-лево; у них наблюдаются отклонения в речевом развитии; недостаточная продуктивность произвольной памяти; повышенная отвлекаемость, неустойчивое внимание; незрелая эмоционально-волевая сфера, они часто импульсивны, имеют низкую работоспособность из-за высокой истощаемости. Этиологическим фактором задержек, отклонений, нарушений в развитии детей часто является наличие у них пренатальной, интранатальной и постнатальной неврологической патологии [1]. В настоящее время, как подчёркивает О. Г. Приходько, физиологическая незрелость констатируется у 80% новорожденных детей, а перинатальная патология центральной нервной системы характерна более, чем 86% из них [5]. По статистическим данным эпидемиологических исследований в России, постановка диагноза «перинатальное поражение центральной нервной системы» на первом году жизни достигает частоты 715:1000.

Малая часть родителей (законных представителей) с пониманием относится к особенностям психомоторного развития своего ребёнка, принимают его таким какой он есть и выполняют рекомендации специалистов. После прохождения психолого-медико-педагогической комиссии ребёнок получает статус ОВЗ и, шествуя индивидуальным образовательным маршрутом, успешно осваивает адаптированную образовательную программу для данной категории детей с ОВЗ. Большая часть родителей исключает возможность получения ребёнком специального психолого-педагогического сопровождения по ряду причин: кто-то питает надежду, что их ребёнок «перерастёт»; другие «отрицают» наличие у ребёнка трудностей как один из видов психологической защиты; либо «особенный» ребёнок является «вторичной выгодой» для одного из родителей или безучастие, равнодушие как следствие ведёт к педагогической запущенности у ребёнка, кроме того возможны материальные и социальные затруднения в семье. Детство до школы – время в жизни ребенка, когда формируются высшие психические процессы и черты его личности: целеустремленность, социальная активность, поэтому очень важно помочь ему развиваться гармонично.  Родителями это золотое время упускается, но в начальной школе «все возвращается на круги своя» и «тайное становится явным».

На основании вышесказанного, я использую авторский комплекс «РАЗВИТИЕ», целью которого является осуществление связи теории с практикой по использованию инновационных технологий при выявлении и удовлетворении ООП у воспитанников при освоении ими основной образовательной программы ДОУ и их дальнейшую интеграцию в образовательном учреждении. Задачи, реализуемые пособиями комплекса «РАЗВИТИЕ», следующие: развитие мышления, восприятия, речи, памяти, внимания, воображения, воли; снятие эмоционального напряжения; расширение коммуникативных возможностей; повышение самооценки, развитие ощущения индивидуальности и значимости у ребёнка с ООП.

Название комплекса «РАЗВИТИЕ» – акроним, аббревиатура слова, образованная из начальных букв основополагающих функций и качеств ребёнка, таких как: речь, активность, знание, воображение, интеллект, творчество, интерес, единство, которые развиваются, корректируются и абилитируются в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми раннего и дошкольного возраста в ДОУ. Комплекс «РАЗВИТИЕ» состоит из трёх пособий: «Времена года», «Тактильная доска «Волшебный мир предметов и букв», «Обучаюсь грамоте». Мастер-класс по работе с комплексом мной представлен на научно-практической конференции по ранней помощи в системе межведомственного взаимодействия в Московском городском педагогическом университете в Институте специального образования и комплексной реабилитации в апреле 2019 года.

Междисциплинарный подход при реализации коррекционно-развивающей работы с детьми с ООП выражается в опоре на единую научно-методическую концепцию в понимании нормативного и нарушенного развития ребенка [2]. Осуществляется она в соответствии с рекомендациями врачей (невролога, ортопеда, отоларинголога, др.) и реализуется в моей взаимодополняющей комплексной коррекционно-развивающей работе многопрофильного специалиста (педагога-психолога, учителя-логопеда, олигофренопедагога, массажиста) при активном использовании в работе элементов сенсорной интеграции и различных видов арт-терапии. Для построения коммуникативных мостиков, психологической разрядки, повышения градуса доверия ребёнка к специалисту мне помогают куклы. Эксклюзивность комплексу привносят коллекции разносоставных кубиков, которые формируют целостную картину мира, развивают элементарные математические представления, внимание, память и прежде всего связную речь у детей. Играя в домино по правилам, формируется и развивается самоконтроль, произвольность у детей. Уступая и помогая друг другу, они развивают свои коммуникативные навыки. Коллекция сказок и потешек обогащает лексико-грамматическую сторону речи, пополняет словарный запас, они являются прекрасной наглядной опорой при пересказе детей [7].  

Пособие «Времена года», помогает развивать пространственно-временные представления у детей при определении положения изображённых на них предметов относительно себя и по отношению к друг другу. Использование наглядных пособий, помогает детям преодолевать трудности познания времени, которые связаны с его специфическими особенностями: сменах и последовательности времен года, частей суток, дней недели. Отличительной чертой авторского дидактического пособия «Времена года» является самостоятельно изготовленные и включенные готовые изделия из ткани различной фактуры: скатерти, кухонные варежки, стёганые одеяла, подушки - части суток и полотенца-дни недели, также искусственные цветы, жестяные банки. Пособие «12 месяцев», представлено мини-стендами одинаковыми для каждого времени года с одной стороны и многочисленными карманами на обратной стороне с дидактическим материалом.

Эффективность пособия «Тактильная доска «Волшебный мир предметов и букв» достигается вследствие учёта типа канала восприятия у детей с ООП как визуального, аудиального, так и приоритетного – кинестетического восприятия информации, помогающего восполнять пустоты в зоне актуального развития ребёнка и увеличивать возможности его зоны ближайшего развития. Это пособие развивает кожно-кинестетическую чувствительность и способствует эффективному непроизвольному запоминанию букв русского алфавита у детей [4].

Пособие «Обучаюсь грамоте» многокомпонентное по своему составу. Оно включает в себя различные варианты исполнения азбуки, необходимые для создания ситуации новизны при знакомстве с основами грамоты у детей. Пособие «Звукобуквоград» является схематическим изображением основных понятий грамоты («буквы», «звука», «слова», «предложение»). Прописи и касса букв из ткани способствуют лучшему закреплению изучаемого материала, поскольку при вкладывании карточек и ощупывании ткани из разной фактуры у детей создаётся мощный поток дополнительных импульсов тактильных ощущений. Прописи и касса букв необходимы для конструирования слогов, слов и фраз, являясь вспомогательным средством, облегчающим ребёнку с ООП ориентировку на листе бумаги при письме. Пособие «Наши звуки» состоит из сорока шести пластмассовых коробочек из-под Киндер-сюрпризов. Для обозначения звонких согласных звуков внутрь коробочек насыпана фасоль, а для глухих – манка. Твёрдые согласные звуки в коробочках, оклеенных синей бумагой, а мягкие – зелёной и сбоку добавлены кусочки мягкого фетра. Гласные звуки – это коробочки красного цвета. Это пособие помогает детям увидеть, услышать, потрогать и легко запоминать согласные и гласные звуки русского языка. Запуску речи у неговорящих детей способствует коллекция резиновых игрушек, благодаря которой вводятся в речь звуки и звукоподражания на наглядной опоре.

По своим характеристикам комплекс «РАЗВИТИЕ» содержательно насыщен, доступен, нагляден, трансформируем, полифункционален, вариативен, безопасен. Он развивает самостоятельность, служит удовлетворению потребностей и интересов детей с ООП и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции.  

На современном этапе развития образования каждый педагог заинтересован во внедрении инновационных технологий в свою профессиональную деятельность. Моя практика показывает, что схематизация, наглядное моделирование, игровая форма работы с использованием комплекса «РАЗВИТИЕ» при создании ситуации успеха у детей и эмоциональном заражении специалиста – творят чудеса. Материал становится понятен, доступен детям с ООП, активизируется их познавательная и речевая деятельность, способствуя тому, что слабые стороны психофизического развития максимально приближаются к их нормативным показателям.

Annotation: The article is about the need for the organization of early psychological and pedagogical support of children with developmental disabilities AND additional, special support in the education and training of children with features in psychophysical development that go beyond the boundaries of the generally accepted norm without the status of "child with disabilities" in the DOE

Keywords: special educational needs, innovative technologies, complex "DEVELOPMENT", correctional and developmental work.

Литература:

  1.  Браткова М. В. Коррекционное обучение и развитие детей раннего возраста в играх со взрослым. Практическое пособие [Текст]/М. В. Браткова, А.В. ЗакрепинаЛ. В. Пронина; под. редакцией Братковой М.В. – Москва : Парадигма, 2013. – 128с.
  2. Гаркуша Ю.Ф. Конспекты логопедических занятий с детьми 2–3 лет [Текст]: Пособие для логопедов, педагогов дополнительного образования, воспитателей и родителей / Ю. Ф. Гаркуша. - Электрон. дан. – Москва : Парадигма, 2013. – 160 с.
  3. Константинова И.С. Музыкальные занятия с особым ребенком. Взгляд нейропсихолога [Текст] / И.С. Константинова. – Теревинф, 2018. – 392 с.
  4. Лынская М. И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий [Текст]: [пособие для учителя-дефектолога] /М.И. Лынская. – Москва : ПАРАДИГМА, 2015. –128 с.
  5. Разенкова Ю.А., Одинокова Г.Ю. Эй, ладошка! Игры с пальчиками. – М.: Карапуз, 2004.
  6. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 192 с.
  7. Шереметьева Е.В. Коррекционно-предупредительное воздействие в раннем возрасте: Cистема занятий с детьми и их родителями/ Е.В. Шереметьева – М.: Национальный книжный центр, 2017. –176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Использование инновационных технологий в работе педагога-психолога»

Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы образования. Инновационная деятельность – процесс, который позволяет учреждению ...

Ассоциативные метафорические карты и сказкотерапевтические технологии в работе педагога-психолога и педагога дополнительного образования

Сегодня все больше внимания уделяется развитию творческих способностей, «креативности» ребенка и взрослого. Эрих Фромм сформулировал понятие креативности как «способность ребенка, взрослого удивляться...

Инновационные интерактивные методы и формы работы педагога-психолога с обучающимися общеобразовательных школ

Презентация к выступлению на РМО педагогов-психологов. Посвящена иннновационным интерактивным методам и формам работы с обучающимися общеобразовательных школ....

Инновационные образовательные технологии в работе педагога - психолога

В статье даны описания инновационных технологий, которые использует педагог-психолог в своей работе....

Презентация для педагогов-психологов МБОУ СОШ на тему: "Система работы педагога-психолога с детьми "группы риска".

Особенностью «детей группы риска» является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или нет. Вследствие этого этой категории детей...