Домашние обязанности
консультация на тему

Коновалова Мария Игоревна

Всем родителям хочется, чтобы у их ребенка было счастливое и беззаботное детство, которое одновременно подготовит его к будущей самостоятельности и ответственности во взрослой жизни. Однако на практике, когда дело доходит до домашних обязанностей, часто эти желания противостоят друг другу, вместо того, чтобы сочетаться в едином воспитательном процессе. Особенно сложно встает вопрос с домашними обязанностями в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domashnie_obyazannosti.docx28.04 КБ

Предварительный просмотр:

Домашние обязанности

Всем родителям хочется, чтобы у их ребенка было счастливое и беззаботное детство, которое одновременно подготовит его к будущей самостоятельности и ответственности во взрослой жизни. Однако на практике, когда дело доходит до домашних обязанностей, часто эти желания противостоят друг другу, вместо того, чтобы сочетаться в едином воспитательном процессе. Особенно сложно встает вопрос с домашними обязанностями в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ.

Два взгляда на счастливое детство

Домашние обязанности – неотъемлемая часть жизни взрослого человека. Но вот нужно ли обременять ребенка, которому и так многое дается с трудом, хлопотами по дому – вопрос для многих родителей уже не такой однозначный. С одной стороны, ребенок должен чувствовать себя в семье и в обществе полноправным членом, с другой стороны, современная тенденция к увеличению продолжительности детства вносит некоторые коррективы в привлечение ребенка к домашним обязанностям. Помощь ребенка по дому нередко рассматривается как эксплуатация детского труда, что-то бессмысленное и ненужное для родителей и мешающее полноценному течению детства. «Зачем ему мыть посуду? Вырастет - намоется», «Его задача – расти и развиваться, а для остального есть родители».

Конечно, взрослым порой намного проще сделать все необходимые в хозяйстве дела самостоятельно, когда ребенок «не лезет под руку». Однако делает ли такой подход в воспитании положительный результат для развития ребенка и действительно ли «беззаботное» детство является для него счастливым? К сожалению, отнюдь не всегда. Скорее, можно наблюдать обратную тенденцию. Чрезмерная опека родителей, намеренное ограждение ребенка от участия в решении семейных проблем и принятия на себя домашних хлопот приводит к еще большей задержке его социального и личностного развития. Такие дети, вырастая, чаще страдают от повышенного эгоцентризма (который в норме присущ малышам раннего возраста), неадекватной самооценки и неудовлетворения качеством своей жизни. Ведь, не узнав в детстве значимость труда и помощи, не поняв цены усилиям, прилагаемым в самых простых бытовых делах, ребенок не может адекватно оценить условия, созданные для него в семье, и не осознает «счастья» своего детства. Более того, став взрослым, он часто оказывается неадаптированным во взрослой жизни, не подготовленным к элементарным бытовым вопросам.

Многие родители имеют довольно абстрактное представление о том, какие обязанности по дому может взять на себя маленький ребенок, поэтому ограничиваются формированием у него навыков самообслуживания: убрать свои игрушки, застелить постель за собой, сложить свою одежду в шкаф и т.д. Однако семья – дело общее, и каждый, даже самый маленький, может вносить свой вклад, когда его дела вписываются в общий контекст домашних дел семьи и направлены на помощь остальным ее членам. Разумеется, в этом вопросе лучше обходиться без крайностей, и не перегружать ребенка обязанностями, не соответствующими его возрасту и противоречащими его интересам. А для этого, взрослым необходимо четко понимать, какие обязанности и в каком количестве можно делегировать ребенку в том или ином возрасте, а главное – для чего это нужно самому ребенку?

Зачем ребенку домашние обязанности?

Включение ребенка, даже с тяжелыми нарушениями развития, в круг семейных обязанностей, его посильный вклад в хозяйственные дела – это не только довольно ощутимая помощь маме и папе, но и весьма позитивное направление в его развитии. Исследования показывают, что дети, выполняющие те или иные домашние обязанности, чувствуют себя необходимыми и значимыми в семье, поэтому обладают адекватно-высокой самооценкой, не боятся трудностей и готовы к сотрудничеству, что является немаловажным фактором, способствующим и их успешному обучению. По мере того, как ребенок начинает понимать преимущества совместного вклада в семейное благополучие, он начинает воспринимать себя как помощника, способного быть полезным другим. Это ощущение нужности своим близким очень важно, поэтому дети стремятся всеми силами внести свою лепту в жизнедеятельность семьи (если не встречают противодействия со стороны взрослых).

 Когда родители обучают своего ребенка ответственности за домашние дела с раннего возраста, они развивают его социальный интерес и готовят к тому, чтобы он не боялся ответственности и вне дома. Дети, которые помогают родителям и имеют круг своих обязанностей дома, чаще лучше учатся в школе, поскольку умеют взаимодействовать с учителями, планировать, ставить перед собой цели и предпринимать какие-то действия, чтобы достигать эти цели. Домашняя работа учит ребенка самодисциплине, ведь, выполняя домашние дела, ему приходится самоорганизовываться, создавать себе рабочее настроение. Кроме того, обязанности учат ребенка рассчитывать свои силы. Сначала эту функцию выполняет взрослый, последовательно давая ребенку посильные задачи, а затем и он сам учится разделять большую и сложную задачу, стоящую перед ним, на маленькие, но вполне выполнимые дела, распределяя их во времени. Ребенок, воспринимающий домашние обязанности как неотъемлемую часть своей жизни, приходит к школьному возрасту подготовленным к необходимости не только получать что-то от других, но и прилагать собственные усилия для достижения результата.

Нужны ли ребенку домашние обязанности? Безусловно, да, и как можно раньше, при условии, что сами родители понимают их ценность и значимость в повседневной жизни, а не выполняют просто потому, что «нужно», не получая от своей работы ни удовлетворения, ни радости совместного труда. Ограничивая самостоятельность малыша в раннем возрасте, стараясь избежать его царапин, испорченных вещей, потери времени, родители совершают большую стратегическую ошибку, потому что подросшему ребенку, не обладающему ни подходящими навыками, ни желанием, очень сложно привить любовь к труду и понимание необходимости взаимопомощи в жизни. Все маленькие достижения ребенка с ОВЗ (самостоятельно завязанные шнурки, почищенная картошка, вымытая тарелка) необходимы ему как воздух, чтобы доказать себе и окружающим, что он на что-то способен. Такая позитивная самореализация может уберечь ребенка в дальнейшем от стремления реализовать себя в чем-то негативном, например, разрушении и порчи вещей.

Еще одна немаловажная положительная роль домашних обязанностей заключается в том, что они способны объединять родителей с детьми, поэтому грамотное распределение домашних обязанностей между всеми членами семьи – отличная возможность скрепить всех вместе и наладить общение.  

Распределение обязанностей: когда и как?

На самом деле, только сами родители, опираясь на жизненный опыт, индивидуальные особенности ребенка и условия жизни семьи, лучше всего смогут придумать разнообразные дела, которые их сын или дочка будет выполнять с пользой и удовольствием, но для того, чтобы направить взрослых, в этом вопросе существуют некоторые стандарты и подсказки.

Уже к двум-трем годам детей можно знакомить с первыми поручениями. Во-первых, это обязанности по самообслуживанию: умыться, почистить зубы, вытереться, расчесаться, раздеться и одеться (хотя бы в общих чертах), убрать одежду на свою полку и т.д. Во-вторых, наведение порядка в разумных рамках: убрать свои игрушки на место, положить книги и журналы на соответствующую полку, убрать крошки или вытереть капли за столом. Ну а в-третьих, для трехлетнего ребенка важно принимать участие в любых домашних делах, которыми заняты его родители. Он может помогать накрывать на стол, катать за вами пылесос по комнате, подавать инструменты… Главное, чтобы его труд был замечен и не оставлен без внимания. А чтобы повысить интерес маленького ребенка к тем или иным необходимым хлопотам по дому, увлечь его, маме можно попробовать применить роль вдохновителя-затейника, т.е. в любое дело привнести элемент игры. Например, разложить по местам игрушки поможет подъемный кран из детских ручек, а во время вечернего умывания в гости заглянет фея-чистюля. В самом начале приобщения малыша к труду важно помнить правило: не делай за ребенка то, что он может сделать сам, если он не просит о помощи.

Дальше обязанности ребенка расширяются, к школьному возрасту многим детям с умственной отсталостью по силам справиться уже с настоящими делами: помогать набирать продуктовую корзину в супермаркете, загружать стиральную машину, развешивать и снимать белье с сушилки, складывать вещи, готовить простую еду (хлопья, напитки) и накрывать на стол, протирать пыль и застилать постель и многое другое. Конечно, малыш еще слишком отвлекаем и вполне может забыть о своих обязанностях, или начинает пробовать сознательно избегать работы, но мудрые родители будут спокойно пробовать новые подходы и хитрости в воспитании трудолюбия. Быть может, ему наскучила его работа? Дети любят пробовать новое, и может оказаться полезным предложить ребенку поменяться обязанностями на день. Или можно согласиться убрать за него носочки и трусики, но сделать это так, чтобы он не смог их найти на положенном месте. Тогда в следующий раз ему будет удобнее сложить все самому. Постарайтесь всегда преподносить домашние дела как нечто привилегированное, очень важное и Другой момент, на который стоит обратить внимание, чтобы ребенок не отказывался от своих дел, - это личный пример и одинаковые правила для всех членов в семье

Ошибки родителей

К сожалению, довольно часто возникает ситуация, когда родители вроде бы и готовы поручить своему чаду выполнение каких-либо обязанностей, а ребенок не горит желанием помогать и всячески игнорирует просьбы взрослых. Но даже в такой ситуации причины поведения ребенка в большей степени зависят от самих родителей, поэтому их стоит вовремя осознать.

  • У ребенка не сформировалась привычка помогать в раннем возрасте. Бывает, что родители стараются оттянуть период самостоятельности ребенка, стремятся создать для него все условия, чтобы он ни в чем не нуждался, не испытывал дискомфорта, забывая, что беззаботная жизнь быстро переносит все устремления с деятельности на отдых. Необходимые для выполнения домашних обязанностей навыки не формируются, а желание научиться чему-либо теряется за потребностью получать удовольствия.
  • Нет позитивной реакции на старания ребенка. Первые попытки малыша оказать помощь маме и папе часто неумелы и приводят к еще большим хлопотам, поэтому родители нередко отмахиваются от его усилий или укоряют за неосторожность и полученные от «помощи» последствия. Потом же, у ребенка теряется желание предлагать свою помощь или браться за что-либо, ведь вместо одобрения он боится вновь получить отрицательные возгласы.
  • Нет бытовых условий для самостоятельной деятельности ребенка. Вряд ли у малыша сохранится желание и инициатива в оказании помощи по дому, если для выполнения тех или иных действий ему физически требуется вмешательство взрослого. Например, веник и совок слишком тяжелые и большие, и хранятся в недоступном месте, отсутствуют подставки или табуреты, игрушки лежат на верхних полках стеллажа. Иногда достаточно сделать дом удобным для ребенка, чтобы он почувствовал себя в нем хозяином и проявил ответственность за порядок.
  • Отсутствие постоянных обязанностей. Постоянство необходимо детям с нарушением развития, это основа их безопасности и комфорта. Поэтому, если родители нерегулярно и неожиданно для ребенка вспоминают о том, что ему нужно убрать игрушки или отнести грязную посуду в раковину, малыш будет сопротивляться этим требованиям.
  • Неправильное восприятие трудовых обязанностей. Очень часто труд, особенно домашний, бытовой, преподносится взрослыми с отрицательной стороны, как нечто вынужденное, утомительное и неинтересное. Поэтому у ребенка формируется представление о домашних обязанностях скорее как о наказании, нежели почетной привилегии. Родителям нужно самим полюбить домашние хлопоты, чтобы малыш с радостью к ним подключился.
  • Отсутствие взаимопомощи и совместной деятельности в семье. Когда ребенок изо дня в день видит, что папа оставляет свои вещи разбросанными, несмотря на просьбы мамы, когда в семье не принято что-то делать вместе (например, генеральную уборку, ремонт или воскресный ужин), у него тоже не формируется потребность участия в домашних делах.
  • Чувство вины у родителей. Случается, что родители чувствуют себя виноватыми перед ребенком, поэтому внутренне не уверены, что имеют моральное право нагружать его делами по дому. Ребенок же с младенчества – прекрасный манипулятор, тонко чувствующий «слабые места» родителей, и умело пользующийся ими в сознательном возрасте. Поэтому взрослым необходимо сначала самим обрести уверенность в правильности и полезности своих требований, чтобы малыш смог их адекватно воспринять.

Желание родителей создать для своего ребенка счастливое детство вполне естественно и правильно, только стоит разделять понятия «счастливое» и «беззаботное» детство. Самое лучшее, что могут сделать родители для своего малыша – увидеть в нем личность, полноценную и самостоятельную, быть рядом, чтобы разделить его достижения и маленькие победы, создать условия, чтобы он почувствовал себя нужным и значимым. А для этого стоит впустить ребенка в свою жизнь, полную всевозможных забот и обязанностей, трудных вопросов и непростых решений, но всегда оставаться помощником для малыша и опорой в его первых попытках самостоятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как развить в ребенке положительное отношение к его домашним обязанностям

Самая трудная вещь - это требование к себе. (А.С Макарекно)1. С раннего детства поручите своему ребенку быть ответственным за что-либо. Например, чтобы входная дверь перед сном была закрыта на ключ.2....

план-конспект урока "Домашние обязанности"

УМК  "Английский с удовольствием" М.З. Биболетова - 4 класс...

Классный час на тему «Мои домашние обязанности» 5 класс

Классный час на тему «Мои домашние обязанности»...

Домашние обязанности. Урок английского языка в 4 классе.

Урок  английского языка по теме: « Домашние обязанности».Учебник : М.З. Биболетова,  О.Ю. Денисенко, Н.Н. Трубанева «Английский с удовольствием»  для 4 класса....