Возможости игр с песком для развития ребенка
консультация по теме

Коновалова Мария Игоревна

Стоит только взглянуть на малышей, с упоением играющих в песочнице, как становится понятно, насколько привлекателен для них этот природный материал. Да и взрослые порой не прочь погрузить руки в песок. Но не все знают, что песок – это не только развлечение и приятное времяпровождение, это еще и возможность справиться с психологическими проблемами и нарушениями развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesochnaya_terapiya.docx28.68 КБ

Предварительный просмотр:

Возможости игр с песком для развития ребенка  

Стоит только взглянуть на малышей, с упоением играющих в песочнице, как становится понятно, насколько привлекателен для них этот природный материал. Да и взрослые порой не прочь погрузить руки в песок. Но не все знают, что песок – это не только развлечение и приятное времяпровождение, это еще и возможность справиться с психологическими проблемами и нарушениями развития.

Немного истории

Пока ребенок еще маленький, он не может выразить словесно и объяснить родителям причины своего плохого настроения или внутреннего душевного дискомфорта. Даже взрослым порой сложно осознать источники своих тревог, страхов, что уж и говорить о малышах, которые беспокоятся и переживают не меньше, но еще не владеют ни речью, ни аналитическими способностями, ни рефлексией в должной мере, чтобы поведать о своих чувствах. Поэтому, состояние ребенка, как правило, выражается в его деятельности и поведении. Вот почему, анализируя психологическое здоровье малыша, особенно с ограниченными возможностями здоровья, большое значение придается наблюдению за его игрой, а также продуктам его деятельности: рисункам, поделкам, постройкам и т.д.  Песок, в этом смысле, представляет собой универсальный материал, позволяющий и рисовать, и лепить, и строить, что, конечно, не могло остаться незамеченным психологами и педагогами.

Песочная терапия, как игровой подход, возникла в конце 1920-х годов. Тогда английский психолог Маргарет Ловенфельд впервые предложила детям, с которыми она работала, перенести в песочницу миниатюрные фигурки. Маленькие пациенты быстро приняли этот метод и стали строить на песке то, что они называли «Мой мир». Позже эта техника «построения мира» приобрела известность и заинтересовала известного психолога и ученого К. Г. Юнга, который посоветовал своей ученице, Доре Кальфф, обратить внимание на терапевтические возможности  игр на песке. В конце 50-х годов ХХ века Дора Кальфф соединила опыт Ловенфельд с юнгинианским анализом и стала родоначальницей классической песочной терапии «Sandplay» (Сэндплэй).

В чем же заключается суть юнгинианской песочной терапии? К.Г. Юнг впервые открыл тот факт, что наше бессознательное общается с нами посредством символов, подсказок, сновидений, что нередко позволяет справиться с трудностями и решить какие-то сложные вопросы. Картины, созданные на песке, также являются отражением бессознательного. С их помощью выводятся наружу все внутренние конфликты, переживания, мучительные мысли и страхи. Песочная терапия может проводиться с людьми любого возраста, начиная с четырехлетних детей. Во время игры ребенок как бы переносится в свой вымышленный мир, где он фантазирует, выстраивает сюжет, в результате чего появляются образы и символы, которые рассказывают о том, что было в его подсознании. Но суть метода не столько в том, чтобы понять душу ребенка, сколько в том, чтобы помочь ему справиться с внутренними проблемами. Работая с песком, малыш переносит вовне то, что не может выразить словами и эмоциями, тем самым освобождая себя самого, приходя к гармонии.

В кабинете песочного терапевта

Песочная терапия для ребенка с умственной отсталостью – один из самых простых и доступных видов психологической помощи. С песком можно проводить множество манипуляций, в то же время, он не требует каких-то особых навыков, и ребенок не будет переживать, что у него что-то не получится.

В кабинете у песочного терапевта малыша будет ждать песочница размером 50 на 70 см, с бортиками высотой 8 см (поскольку такой размер соответствует оптимальному полю зрительного восприятия), заполненная особым, кварцевым песком, очень приятным, чистым и безопасным. Дно и бока деревянной песочницы окрашены в голубой цвет, что символизирует воду и небо. Рядом с песочницей ставится кувшин с водой, которую ребенок может использовать в игре, если захочет. Также ребенку будут предоставлены наборы миниатюрных фигурок, различных по цвету, фактуре и материалу: деревья и другие растения, фигурки людей и животных, монстров и сказочных персонажей, различные постройки, домашняя утварь и природные объекты (семена, камни, ракушки и т.д.). Психолог предлагает ребенку построить свой мир, такой, какой он хочет, используя песок, воду и фигурки, показывает, как можно это делать, и далее предоставляет полную свободу действия самому малышу. Сеанс песочной терапии длится около часа, и в это время психотерапевт не вмешивается в процесс игры: не советует, не руководит и не интерпретирует. Его задача – создать атмосферу безопасности, доверия и доброжелательности во время сеанса, быть внимательным наблюдателем. Также он может делать записи о значимых моментах и выборе  игрушек, фотографировать песочницу после каждого сеанса на протяжении всей терапии, сравнивая, какие изменения происходят в игре, и делая выводы.

Терапия может длиться долго, поэтому родителям не стоит рассчитывать на сиюминутный результат. С каждым сеансом песочная «картина мира» меняется, вместе с изменениями во внутреннем мире, в конечном счете, приводя к самоисцелению и гармонии. Но на протяжении этого длительного процесса ребенок проходит несколько стадий:

  1. Хаос. На этом этапе малыш может выбирать большое количество игрушек, иногда просто сваливая их в кучу и перемешивая с песком. Сюжет обычно отсутствует, а вся композиция похожа на свалку. Так ребенок переживает тревогу и смятение, и эта стадия может занять несколько занятий.
  2. Борьба. На этой стадии в песочнице появляются противоборствующие силы. Мир представляет собой войну, причем погибать могут сразу обе стороны. Так проявляются внутренние конфликты ребенка, его агрессия, обиды. Эта стадия может длиться довольно долго, но нельзя торопить малыша, предлагая ему решение. Важно, чтобы он в своем темпе проработал ситуацию и самостоятельно ввел героя или силы, побеждающие зло и восстанавливающие справедливость.
  3. Исход. На этой стадии песочная картина приобретает упорядоченность и гармонию, могут появиться простые геометрические фигуры, символизирующие цельность и завершенность (круг, квадрат, треугольник). Ребенок изображает мир и покой.

Сэндплэй и игра в песочнице на детской площадке: есть ли разница? 

С песком ребенку полезно играть и во дворе, и на берегу моря, везде песок несет свои успокаивающие и гармонизирующие свойства. Песок развивает тактильные ощущения, снимает напряжение и усталость, снижает агрессию и тревожность. Когда малыш погружает в песок свои маленькие ладошки, пересыпает его сквозь пальцы, оставляет следы на песке или копает ямки, он познает окружающий мир, развивает мышление, тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику. Именно в детской песочнице малыши впервые учатся налаживать отношения друг с другом, сотрудничать и решать первые конфликты.

Однако, если вы замечаете у своего ребенка эмоциональные проблемы, если вас беспокоят те или иные моменты его поведения и развития, или же вы чувствуете, что малыш переживает стресс или последствия психологической травмы, то лучше довериться исцеляющему воздействию песочной терапии под присмотром специалиста. Ведь песочная терапия для ребенка – это не просто игра, это глубокая психологическая работа, позволяющая решить множество проблем.

Главное, что достигается в кабинете психолога при песочной терапии – это создание условий, при которых ребенок может быть самим собой. Специалист, в отличие от родителей, не стремится изменить малыша, научить его чему-то, не вмешивается с преждевременной помощью, он лишь создает особую безоценочную и безопасную для психики ребенка атмосферу, позволяя ему творить и фантазировать, проявлять собственную активность. Во время сеанса ребенок может проявлять любые эмоции, как позитивные, так и откровенно негативные, и психолог не будет его останавливать, не испугается, а скорее обрадуется. Еще один момент, который отличает песочную терапию от игры в дворовой песочнице или на пляже заключается в том, что в специально оборудованном кабинете малыш найдет целую коллекцию разнообразных предметов и фигурок, которые в полной мере способны выразить его душевные переживания на символическом языке. Но самое главное, в отличие от родителей, наблюдающих за своим ребенком, психолог может интерпретировать картины маленького творца свободно от каких-либо установок по отношению к нему, что дает больше объективности. При необходимости, во время песочной терапии может задаваться определенная тема, вводиться дополнительные игры и задания, призванные решить ту или иную проблему.

Однако с целью психопрофилактики вполне можно обойтись и песочницей в домашних условиях. Главное – выделить для нее место, где не жалко пожертвовать порядком, смастерить ящик нужных размеров, покрасить его дно и бока в голубой цвет и засыпать его песком. Важно, чтобы песок был чистый, однородный, прокаленный и заменялся раз в год. А дальше – собирать коллекцию! Фигурки от киндер-сюрпризов, безделушки, старые украшения, пуговицы, бусины и перышки… В игре малыша все может пригодиться и обрести смысл. Играя с ребенком, вы можете ставить сказки и мифы в песочнице, передавать ему свой жизненный опыт.

Формы и варианты работы с песком

Помимо классической игры в юнгинианской песочнице, сегодня существует несколько форм песочной терапии для детей разного возраста, которые могут проводиться как индивидуально, так и с группой детей.

  • Игровые методы. Их применяют для самых маленьких, а также для детей с интеллектуальными нарушениями. В зависимости от потребностей и уровня развития ребенка, ему предлагается серия игр, направленных на развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики рук, творческой фантазии, на познание внешнего и своего внутреннего мира. Во время таких игр ребенок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что развивает его речь, произвольное внимание и память, умение понимать себя и других.
  • Рисование песком (Песочная арт-терапия). Заниматься рисованием песком могут даже самые маленькие дети: само рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, избавлению от негативных эмоций, раскрепощению, развивает оба полушария головного мозга (т.к. рисование происходит двумя руками). Песочные картины позволяют выразить свои эмоции и чувства без слов.
  • Логопедические игры на песке. Развитие мелкой моторики рук тесно связано с развитием речи, к тому же, использование многочисленных фигурок и предметов дает массу возможностей для постановки звуков, отработки произношения и фонематического слуха и решения многих других логопедических задач в игровой форме. К тому же, песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка, снимает возбуждение.

А поможет ли?

Песочную терапию хорошо использовать для профилактики возникновения тех или иных проблем, но она активно применяется и для решения уже существующих трудностей. Кому же стоит попробовать?

  • Детям с задержкой развития (психической, речевой) и детям с ограниченными возможностями здоровья. Песочная терапия для таких малышей носит не только развивающих характер, но и помогает скорректировать их эмоциональное состояние, поведение со сверстниками и взрослыми, помогает преодолеть трудности в адаптации и социализации.
  • Детям, страдающим от страхов, неврозов. Прохождение всех стадий песочной терапии дает ребенку возможность осознать и преодолеть свои страхи и внутренние конфликты, найти решение и самоисцелиться.
  • Детям, ограниченным в проявлении своих чувств. Заниженная самооценка, высокая тревожность и застенчивость часто не позволяют малышам никак выражать свои эмоции, однако в песочнице они переключают свое внимание на фигурки и наделяют их своими переживаниями, освобождаясь от них.
  • Детям с неустойчивым вниманием. Для таких малышей песок дает богатые тактильные ощущения, он привлекателен, поэтому такие дети при занятиях с песком более работоспособны.
  • Агрессивным, легко возбудимым  детям. Манипуляции с песком помогают успокоиться, расслабиться, а игра с фигурками, олицетворяющими «агрессора» и «жертву»  - снять напряжение.
  • Детям, пережившим психологическую травму или стресс. Игра в песочнице может помочь ребенку заново пережить травмирующее событие и избавиться от связанных с ним негативных переживаний.  

Наряду с высокой эффективностью метода, песочная терапия имеет и ряд противопоказаний. Ее не стоит использовать, если:

  • У ребенка есть кожные заболевания и порезы на руках.
  • Ребенок страдает легочными заболеваниями.
  • У малыша есть аллергия и астма на пыль и мелкие частицы.
  • Ребенок страдает эпилепсией, шизофренией.

В песочной терапии нет никаких правил, подсказок или схем, как и в нашем внутреннем мире. С помощью песка малыш может заявить о своих самых разных переживаниях, перенести в действительность те неосознанные элементы, которые влияют на психику и поведение. Песочная терапия помогает разрешить внутренние конфликты, развить мелкую моторику, речь, воображение. А для родителей игра с песком предлагает информацию о том, как их ребенок воспринимает окружающий мир, чего боится, чему радуется, что его по-настоящему волнует.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Освоение и внедрение опыта использования песка для развития мелкой моторики и творческих способностей у детей».

В материалах презентаци показана технология работы с песком: виды песка, способы использования песка в работе с "особыми детьми"....

Игры с песком для развития речи

Игры с песком очень полезны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений. Все это напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности, воображения, памя...

Возможности игры с кинетическим песком в развитии речевой деятельности школьников с нарушением интеллекта

В статье описаны упражнения, направленные на развитие речевой деятельности у школьников с нарушениями интеллектуального развития....

"Жестокое обращение с ребенком и его последствия для развития ребенка"

Виды насилия и их влияние на развитие ребенка...

Возможности игры с кинетическим песком в развитии речевой деятельности школьников с нарушением интеллекта

Рассматриваются различне игры с песком, направленные на стимуляцию речевого развития у ребенка, имеющими интеллектуальные нарушения....