Информация для родителей
консультация по теме

Шарифуллина Эльза Анисовна

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей детского сада

Приобщение детей к традициям башкирского народа

В последние годы возросло внимание в системе образования и в общественном сознании к духовному богатству культурного наследия башкирского народа. В этом следует видеть стремление башкир к национальному возрождению. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной, этнокультурной традиции. 
В башкирской национальной культуре следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности компоненты: это устное народное творчество, музыкальное народное творчество, народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи. 
В нашем саду приобщение детей к культуре башкирского народа строится на основе бесед, занятий, игровой деятельности, во время которых дети знакомятся с устным народным творчеством (фольклором), играми, традициями и обычаями башкир.
Башкирский фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение. Он представляет собой большую художественную ценность. Приобщение детей к башкирскому фольклору воспитывает в детях любовь к своему родному краю, к своему народу, его культуре, помогает усваивать высокие нравственные принципы. Образный и живой язык народных загадок, пословиц, поговорок; четкость и законченность выражений приобщает детей к поэзии, расширяет их кругозор, развивает умственно, эстетически. Башкирский фольклор необычайно богат и разнообразен. Он представлен сказками, стихами, произведениями малых жанров (пословицы, поговорки, загадки).
В пословицах восхваляется трудолюбие, храбрость, честность, уважение к старшим и другие положительные свойства человеческого характера. В них заложена воспитательная значимость для нравственного воспитания детей.
Поговорка формирует речь, делает ее выразительнее. Вместе они украшают речь человека, делают ее образной и живой, поэтому включение ребенка в мир пословиц и поговорок является эффективным средством обогащения его речи.
Загадки - это своеобразные тексты на сообразительность. Они способствуют развитию памяти, образного мышления, быстроты умственных реакций, так как они загадываются всем детям, и каждый ребенок в отдельности старается первым дать правильный ответ. Загадка позволяет воспитателю, без тестов и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, умственного развития, а также уровень творческого мышления ребенка. 
Для знакомства детей с башкирскими народными пословицами, поговорками, загадками отбираем только те, которые доступны детям, смысл которых они смогут понять и усвоить. В повседневной жизни с детьми используем пословицы к месту и ко времени: на занятиях и прогулках, во время еды, трудовой и игровой деятельности детей находим подходящие пословицы и поговорки. До детского понимания стремимся донести такую мысль, что башкирский народ в каждую пословицу или поговорку заложил нравственный смысл, он одобряет или осуждает разные поступки людей.
Сказки, пожалуй, самое большое наслаждение детства. С какой огромной радостью и желанием воспринимаются они детьми. Башкирские сказки знакомят детей с историческим прошлым башкирского народа, особенностями его быта, обычаев, с красотой родной природы, разнообразием животного мира. 
Читая детям сказки башкирских поэтов: «Сказ о курае», «Лиса и волк», «Лиса-сирота», обращаем внимание на то, что они воспевают победу добра над злом, мир и дружбу. Забавляя, сказка несет ребенку идеи, необходимые для нравственного формирования его личности. Из сказок дети узнают о красивых традициях башкирского народа: глубокая почтительность и уважение детьми родителей, старших по возрасту, отзывчивость, сострадание ближнему. Знакомство со сказкой начинается со словарной работы, поясняются незнакомые слова, непереводимые, исконно национальные изречения. При чтении сказки всегда обращаем внимание детей на ее содержание, на отражение в ней быта, деятельности и обычаев, на особенности характера башкирского народа. Заостряем внимание на нравственных поступках героев сказки. Подчеркиваем, что доброта и нежность, заботливое, почтительное отношение к старшим –основная черта характера, которая присуща большинству башкир. Во время чтения рассматриваем с детьми иллюстрации к сказкам. По прочитанным сказкам проводим беседу с детьми.
Рассказываем о жизни и творчестве детских писателей и поэтов. Читаем стихи башкирских поэтов, дети заучивают их и затем с удовольствием рассказывают. Особый интерес дети проявили к башкирскому народному писателю Мустаю Кариму. Они узнают его на портрете, рассказывают о его жизни. Дети очень полюбили его произведения.
Произведения фольклора являются уникальными по своей всесторонности средствами формирования личности ребенка, когда открывается естественное взращивание в нем лучших черт: нравственного, чуткого отношения к людям, любви к своему народу; эстетических вкусов и разнообразных творческих способностей.
В свободное от занятий время проводятся башкирские народные игры. Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Главное достоинство игры – самостоятельный характер, что является положительной основой для проявления творчества, фантазии. По содержанию все народные игры выразительны и доступны ребенку; в них много юмора, шуток, соревновательного задора; они часто сопровождаются неожиданными моментами, считалками. Подвижные игры проводятся во время прогулки. Они используются с целью оказания влияния на воспитание характера, воли, развитие нравственных чувств, физического укрепления ребенка, создание определенного духовного настроя, интереса к народному творчеству. Это такие игры как «Медведь и пчёлы», «Займи место», «Юрта»,»Курай». Игры способствуют воспитанию ловкости, воспитывают силу, развивают выносливость организма, способствуют воспитанию гибкости тела. Они носят коллективный характер, в связи с чем приучают детей к деятельности в коллективе. Игры развивают у детей чувства товарищества, солидарности и ответственности за действия друг друга. В группе в свободное время дети играют национальные дидактические игры: «Составь узор», «Назови элемент», «Животный мир Башкортостана», «Растительный мир Башкортостана». 
С интересом дети рассматривают предметы башкирской национальной одежды, познакомились с башкирским орнаментом (тюльпан, рог, лист). Свои впечатления дети стараются отобразить на занятии по рисованию при раскрашивании моделей башкирской одежды.
В групповой комнате в доступном для детей месте имеется региональный уголок, где находятся книги башкирских писателей, их портреты, иллюстрации к сказкам, куклы в национальных костюмах, башкирские дидактические игры. Постоянно ведется работа с родителями. В родительском уголке помещаем задания для чтения и заучивания в семье (башкирские слова, стихи башкирских поэтов). 
Так, через беседы, чтение книг, рассматривание иллюстраций, игры дети знакомятся с богатством и разнообразием башкирской культуры. Интерес ребенка к национальной культуре – это одно из условий формирования его личности 

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/6177_78d0cfebb8deefd7715ba6febbc59755.jpg.jpg

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/6177_c9ac355f8383b3071ed4239b5769b5ed.jpg.jpg



Предварительный просмотр:

Компьютер: «за» и «против»

Наверное, большинство родителей сталкиваются сейчас с тем компьютерным бумом, которому подвержены почти все дети. Сегодня притягательность компьютера не сравнить ни с телевизором, ни с любым другим занятием. Магия компьютерных игр охватила сейчас почти все  юное поколение во всем мире. Родителей чаще всего беспокоит влияние компьютера на зрение и вред излучений, а также возможность получить в лице собственного ребенка будущего компьютерного фаната, погруженного в искусственный виртуальный мир, уводящий его от реальной жизни.

Какую картину мы наблюдаем почти во всех семьях, где есть компьютер? Ребенок, придя домой, бросается к компьютеру, вяло отбрыкиваясь от наших настойчивых попыток накормить свое современное чадо обедом. И бесконечные игры до вечера. Знакомо?

          Поверьте, вы не одиноки.

Многие родители, купив своему ребенку компьютер, вздыхают облегченно, т.к. этим в какой-то степени решаются проблемы свободного времени ребенка, его обучения (по обучающим программам) или развития (по развивающим программам), а также получения им заряда положительных эмоций от любимой игры и т.п.

Маленький ребенок – очень чувствительный организм, все физиологические системы которого, в том числе и необходимые для успешного взаимодействия с компьютером, развиваются в дошкольном и младшем школьном возрасте. Неограниченные занятия на компьютере на фоне постоянно увеличивающейся информационной нагрузки могут ускорить неблагоприятные изменения в самочувствии ребенка, повлиять на его психику. Советуем обратить внимание родителей на следующие моменты.

  • Покупайте для вашего ребенка компьютер и дисплей хорошего качества, не экономьте на здоровье детей.
  • Расположите компьютер на столе в углу комнаты, задней частью к стене, в хорошо освещенном месте, но так, чтобы на экране не было бликов.
  • Правильно организуйте рабочее место ребенка. Подберите мебель, соответствующую его росту.

         Для детей ростом 115 – 130 см рекомендуемая высота стола – 54 см, высота сидения стула (обязательно с твердой спинкой) – 32 см. Расстояние между ребенком и дисплеем не менее 50 – 70 см (чем дальше, тем лучше). Поза ребенка – прямая или слегка наклоненная вперед, с небольшим наклоном головы, посадка устойчивая. Пространство между корпусом тела и краем стола – не менее 5 см.

  • Делайте ежедневную влажную уборку в помещении, где используется компьютер. Проветривайте чаще комнату; для увеличения влажности воздуха установите аквариум или другие емкости с водой.
  • Протирайте экран чистой тряпочкой или специальной салфеткой до и после работы на компьютере.
  • Рядом с компьютером поставьте кактусы: эти растения поглощают его вредные излучения.
  • Особенно тщательно отбирайте для детей компьютерные программы: они должны соответствовать возрасту ребенка как по содержанию, так и по качеству оформления.
  • Помните: без ущерба для здоровья дошкольники могут работать за компьютером не более 15 минут, а дети близоруких родителей и дети с отклонениями в состоянии здоровья – только 10 минут в день, причем 3 раза в неделю, через день.
  • После каждого занятия проводите с ребенком упражнения для глаз и общеукрепляющие упражнения.



Предварительный просмотр:

ПДД для детей

В младшем дошкольном возрасте ребёнок должен усвоить:

  • кто является участником дорожного движения;
  • элементы дороги (дорога, проезжая часть, тротуар, обочина, пешеходный переход, перекрёсток);
  • транспортные средства (трамвай, автобус, троллейбус, легковой автомобиль, грузовой автомобиль, мотоцикл, велосипед);
  • средства регулирования дорожного движения;
  • красный, жёлтый и зелёный сигналы светофора;
  • правила движения по обочинам и тротуарам;
  • правила перехода проезжей части;
  • без взрослых выходить на дорогу нельзя;
  • правила посадки, поведения и высадки в общественном транспорте.

Методические приёмы обучения навыкам безопасного поведения ребёнка на дороге:

  • своими словами, систематически и ненавязчиво знакомить с правилами только в объёме, необходимом для усвоения;
  • для ознакомления использовать дорожные ситуации при прогулках во дворе, на дороге;
  • объяснять, что происходит на дороге, какие транспортные средства он видит;
  • когда и где можно переходить проезжую часть, когда и где нельзя;
  • указывать на нарушителей правил, как пешеходов, так и водителей;
  • закреплять зрительную память (где транспортное средство, элементы дороги, магазины, школы, детские сады, аптеки, пешеходные переходы, светофоры, пути безопасного и опасного движения в детский сад);
  • развивать пространственное представление (близко, далеко, слева, справа, по ходу движения, сзади);
  • развивать представление о скорости движения транспортных средств пешеходов (быстро едет, медленно, поворачивает);
  • не запугивать ребёнка улицей: страх перед транспортом не менее вреден, чем беспечность и невнимательность;
  • читать ребёнку стихи, загадки, детские книжки на тему безопасности движения.

Помните!

Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Особенно пример папы и мамы учит дисциплинированному поведению на дороге не только вашего ребёнка, но других родителей

Берегите ребёнка!

Оградите его от несчастных случаев.

В среднем дошкольном возрасте ребёнок должен усвоить:

  • кто является участником дорожного движения (пешеход, водитель, пассажир, регулировщик);
  • элементы дороги (дорога, проезжая часть, обочина, тротуар, перекрёсток, линия тротуаров и обочин, ограждение дороги, разделительная полоса, пешеходный переход);
  • транспортные средства (автомобиль, мотоцикл, велосипед, мопед, трактор, гужевая повозка, автобус, трамвай, троллейбус, специальное транспортное средство);
  • средства регулирования дорожного движения;
  • основные сигналы транспортного светофора (красный, красный одновременно с жёлтым, зелёный, зелёный мигающий, жёлтый мигающий);
  • пять мест, где разрешается ходить по дороге;
  • шесть мест, где разрешается переходить проезжую часть;
  • правила движения пешеходов в установленных местах;
  • правила посадки, движение при высадке в общественном транспорте;
  • без взрослых переходить проезжую часть и ходить по дороге нельзя;
  • обходить любой транспорт надо со стороны приближающихся других транспортных средств в местах с хорошей видимостью, чтобы пешеход видел транспорт, и водитель транспорта видел пешехода.

Методические приёмы обучения ребёнка навыкам безопасного поведения на дороге:

  • своими словами систематически и ненавязчиво знакомить с правилами только в объёме, необходимом для усвоения;
  • использовать дорожную обстановку для пояснения необходимости быть внимательным и бдительным на дороге;
  • объяснять, когда и где можно переходить проезжую часть, а когда и где нельзя.

Помните!

Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых.

Берегите ребёнка!

Оградите его от несчастных случаев.

В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен усвоить:

  • кто является участником дорожного движения, и его обязанности;
  • основные термины и понятия правил (велосипед, дорога, дорожное движение, железнодорожный переезд, маршрутное транспортное средство, мопед, мотоцикл, перекрёсток, пешеходный переход), линия тротуаров, проезжая часть, разделительная полоса, регулировщик, транспортное средство, уступите дорогу);
  • обязанности пешеходов;
  • обязанности пассажиров;
  • регулирование дорожного движения;
  • сигналы светофора и регулировщика;
  • предупредительные сигналы;
  • движение через железнодорожные пути;
  • движение в жилых зонах;
  • перевозка людей;
  • особенности движения на велосипеде.

Своими словами, систематически и ненавязчиво знакомьте с правилами, которые должен знать ребёнок.

Методические приёмы обучения ребёнка навыкам безопасного поведения на дороге:

  • в дорожной обстановке обучайте ориентироваться и оценивать дорожную ситуацию;
  • разъясняйте необходимость быть внимательным, осторожным и осмотрительным на дороге;
  • воспитывайте у ребёнка потребность быть дисциплинированным, вырабатывайте у него положительные привычки в безопасном поведении на дороге;
  • разъясняйте необходимость быть постоянно бдительным, на дороге, ноне запугивайте транспортной ситуацией;
  • указывайте на ошибки пешеходов и водителей;
  • разъясняйте, что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП) и причины их;
  • закрепляйте знания безопасного поведения с помощью игр, диафильмов, читайте книги, стихи, загадки с использованием дорожно-транспортных ситуаций;
  • используйте прогулки для закрепления и объяснения правил работы светофоров, показывайте дорожные знаки и дорожную разметку, а если регулировщик будет регулировать движение, то поясните его сигналы, чаще обращайтесь к ребёнку с вопросами по дорожной обстановке.

Родители должны помнить, что именно они являются для своего ребенка главным примером правильного и безопасного поведения на улице. Необходимо своевременно обучать детей ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывать у ребенка потребность быть дисциплинированным и внимательным, осторожным и осмотрительным.

Помните! Нарушая правила дорожного движения, вы как бы негласно разрешаете нарушать их своим детям!

Учите ребенка не спешить при переходе улицы, переходить проезжую часть только тогда, когда обзору никто и ничто не мешает, прежде чем перейти, дождитесь, чтобы транспорт отъехал от остановки. Оказавшись рядом со стоящим автобусом, предложите ребенку остановиться, внимательно осмотреться, не приближается ли машина.

По статистике, каждый пятый малыш, пострадавший в ДТП, впоследствии становится пациентом психоневрологического диспансера, так как в первую очередь при авариях травмируется головной мозг, отвечающий за развитие ребенка.

В детском возрасте отсутствует навык безопасного поведения на улицах и дорогах, умение наблюдать: осматривать свой путь, замечать автомобиль, оценивать его скорость, направление движения, возможность внезапного появления автомобиля из-за стоящего транспорта, из-за кустов, киосков, заборов.

Дорога от дома в детский сад и обратно идеально подходит для того, что бы дать ребенку знания, формировать у него навыки безопасного поведения на улице. У ребенка целая гамма привычек формируется с самого раннего детства. Именно поэтому, начиная с 1, 5-2 лет необходимо формировать у него комплект «транспортных» привычек.

Сопровождая ребенка, родители должны соблюдать следующие требования:

• Из дома выходить заблаговременно, чтобы ребенок привыкал идти не спеша.

• Перед переходом проезжей части обязательно остановитесь. Переходите дорогу размеренным шагом.

• Приучайте детей переходить проезжую часть только на пешеходных переходах.

• Никогда не выходите на проезжую часть из-за стоящего транспорта и других предметов, закрывающих обзор.

• Увидев трамвай, троллейбус, автобус, стоящей на противоположной стороне не спешите, не бегите.

• Выходя на проезжую часть, прекращайте посторонние разговоры с ребенком, он должен привыкнуть к необходимости сосредотачивать внимание на дороге.

• Переходите улицу строго под прямым углом.

• Переходите проезжую часть только на зеленый сигнал светофора, предварительно обязательно убедитесь в безопасности перехода.

• При переходе и на остановках общественного транспорта крепко держите ребенка за руку.

• Из транспорта выходите впереди ребенка, чтобы малыш не упал.

• Привлекайте ребенка к участию в наблюдении за обстановкой на дороге.

• Покажите безопасный путь в детский сад, школу, магазин.

• Никогда в присутствии ребенка не нарушайте ПДД.

К моменту поступления ребенка в школу он должен усвоить и соблюдать следующие правила поведения на улице и в транспорте:

• Играй только в стороне от дороги.

• Переходи улицу там, где обозначены указатели перехода, на перекрестках по линии тротуара.

• Переходи улицу только шагом, не беги.

• Следи за сигналом светофора, когда переходишь улицу.

• Посмотри при переходе улицы сначала налево, потом направо.

• Не пересекай путь приближающемуся транспорту

• Трамваи всегда обходи спереди.

• Входи в любой вид транспорта и выходи из него только тогда, когда он стоит.

• Не высовывайся из окна движущегося транспорта.

• Выходи из машины только с правой стороны, когда она подъехала к тротуару или обочине дороги.

• Не выезжай на велосипеде на проезжую часть.

• Если ты потерялся на улице-не плач. Попроси взрослого прохожего или полицейского помочь.

Все понятия ребенок усвоит прочно, если его знакомят с правилами дорожного движения систематически, ненавязчиво. Используя для этого соответствующие ситуации на улице, во дворе, на дороге. Находясь с малышом на улице, полезно объяснять ему все, что происходит на дороге с транспортом, пешеходами. Обратите внимание на нарушителей, отметив, что, нарушая правила, они рискуют попасть в беду.

Не пугайте ребенка улицей – панический страх перед транспортом не менее вреден, чем безопасность и невнимательность!

Помните!

Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых.

Не жалейте времени на обучение детей поведению на дороге.

Берегите ребёнка!



Предварительный просмотр:

Памятка родителям от ребенка

(Прислушаемся к советам своих детей!)

  1. Не боитесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
  2. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» н «нытиком».
  3. Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги
  4. Не требуйте от меня немедленных объяснений, зачем я сделал то или иное. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.
  5. Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
  6. Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
  7. Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить — это поколеблет мою веру в вас.
  8. Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
  9. Не пытайтесь читать мне наставления н нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
  10. Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.
  11. Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я не имею буквально это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
  12. Если вы мне говорите, что любите меня, а потом просите что-то сделать для вас, я думаю, что нахожусь на рынке. Но тогда я с вами буду торговаться н, поверьте — я окажусь с прибылью.
  13. Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки — смертный грех. Я имею право делать ошибки, исправлять их, извлекать из них уроки. Но если вы будете меня убеждать, что я ни на что не годен, то в будущем я, вообще, буду бояться что-то делать, даже зная, что это правильно.
  14. Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я, как н вы, учусь на собственном опыте.
  15. Не забывайте, я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
  16. Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется на это время, а мое желание сотрудничать с вами становится намного слабее. Будет нормально, если вы предпримете определенные шаги, но поговорите со мной об этом несколько позже.
  17. Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо большее внимание на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
  18. Я хочу быть уверенным, что родился от вашей любви друг к другу, а не только от сексуального удовольствия. Ссоры между вами подтверждают мои самые страшные опасения.
  19. Если я вижу, что вы любите больше брата или сестру, я вам не буду жаловаться. Я буду просто нападать на того, кому вы больше уделяете внимания и любви. В этом я вижу справедливость.
  20. Мне уже сейчас интересен противоположный пол. Если вы это будете игнорировать и не объясните, как мне поступать, н что мне делать со своими чувствами, то мне об этом расскажут мои сверстники и старшие ребята. Будет ли вам от этого спокойно?
  21. Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, я, вообще, перестану задавать их вам и буду искать информацию где-то на стороне.
  22. Я чувствую, когда вам трудно и тяжело. Не прячьтесь от меня. Данте мне возможность пережить это вместе с вами. Когда вы доверяете мне — я буду доверять вам.
  23. Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Для меня важнее то, как мы его проводим.
  24. Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.
  25. Будьте внимательны, когда в моей жизни наступает время боль шей ориентации на сверстников и старших ребят, В это время их мнение для меня может быть важнее вашего, В этот период я отношусь к вам более критически и сравниваю ваши слова с вашими поступками.
  26. Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я стану вашим другом. Запомните, что я учусь, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике.

Десять заповедей для родителей

  1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.
  3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо, что посеешь, то и взойдет.
  4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть н больше, поскольку у него нет опыта.
  5. Не унижай!
  6. Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
  7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь — но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
  8. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
  9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
  10. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.



Предварительный просмотр:

Развитие речи. Тесное общение родителей с ребёнком –

основа его развития умственно и психически

Тесное общение родителей с ребёнком – основа его развития умственно и психически

Цель: формирование навыков использования интонации в активной речи, привлечь внимание родителей к проблеме речевого развития детей
***
Важное значение в усвоении и в правильном произношении звуков и слов отводится состоянию и сформированности фонематического восприятия.
Ребёнок способен отличать одни звуки (фонемы) от других, различать близкие по звучанию слова: например, ком-дом, мял-мал.
Также, в своей работе, стараюсь и сама, и убеждаю родителей в том, что нельзя чрезмерно нагружать детей сложным речевым материалом, заставлять заучивать сложные по содержанию и объёму стихотворения, читать
художественные произведения, не соответствующие их возрастным особенностям. Все эти перегрузки могут привести к заиканию и т.д.
Неоднократно мне приходится напоминать родителям, чтобы они следили за своей речью при разговоре с сыном или дочкой.
Говорить самим следует не торопясь, чётко произносить все звуки и слова.
Этого же добиваться от своих детей.
Не следует родителям «подделываться» под детскую речь: («Где ляля?» и т.д.), часто употреблять слова с уменьшительными или ласкательными суффиксами. Обращаю внимание родителей на то, чтобы они больше и чаще
хвалили своих детей за правильно произнесённое слово, не смеялись открыто над их неудачами. Нельзя ругать за плохую речь ребёнка, требовать повторить трудное для него слово. Это приводит к тому, что ребёнок замыкается в себе, порой отказывается говорить. В работе должна присутствовать только доброжелательность, осторожность, тактичность; личный пример грамотной речи. Большую роль в развитии речи может сыграть игра. Так, одна мама поделилась опытом, как смогла при помощи игры в «Телефон» научить дочку правильно употреблять ударение в слове -звонЯт.
Правильно поступают родители, которые просят своих детей пересказать прочитанную ими сказку, рассказ. Важно, не перебивая, выслушать до конца своё чадо, а потом уже указать на их ошибки, дать образец.
Иногда родители жалуются мне, что дети часто пристают к ним со своими вопросами. Я советую родителям – обязательно говорите больше со своими детьми, слушайте их, не перебивая. Отвечайте на их вопросы, если не можете ответить сразу, подготовьтесь, и вернитесь к нему позже. Тесное общение с ребёнком обогащает его словарный запас, учит правильно и чётко произносить звуки и слова, учит верно, строить предложения. Овладевая
речью, ребёнок развивается умственно и психически.
Ведь недаром А.А. Люблинская говорила: «Развитие речи у ребёнка есть процесс овладения родным языком, умением пользоваться языком как средством познания окружающего, усвоения опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя…как могучим средством общения и взаимодействия людей».



Предварительный просмотр:

О ЧЕМ ГОВОРИТ ДЕТСКИЙ РИСУНОК?

Вглядевшись внимательнее в любой детский рисунок, можно увидеть все, что творится в душе малыша, и чего он не сумеет объяснить взрослым, даже в самой доверительной беседе.

Малыш провел над листом бумаги с карандашами в руках несколько минут – картинка готова. Как много важного для него самого и для родителей скрыто в этом рисунке! Вот ребенок изобразил себя, но поза неустойчива, и нет лица. Он вооружен до зубов. Ему требуется защита. Может быть, кто-то обидел его? Вот малыш в кроватке – прилег отдохнуть. Он устал? А может быть, болен?

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА

Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. До трех лет – это только черточки, линии, круги. Малыш «пробует» карандаш или кисть, экспериментирует. К четырем годам у картинок появляется замысел. Маленького художника «вдохновляет» главным образом человек – мама, папа, сам малыш. Люди на рисунках чаще всего выглядят как «головоноги»: существа, тело и голова которых представляют собой единый «пузырь» с ножками.

Анализировать рисунок можно начинать с 4-5 лет. Человечек на рисунке уже состоит из двух овалов с ручками и ножками – палочками. Появляется интерес к различным занятиям, предметам, окружению главного героя. К семи годам «живописцы» уже не упускают из виду такие детали человеческого образа, как шея, волосы (или шапка), одежда (хотя бы в схематическом виде), а руки и ноги изображают двойными линиями. Это указывает на гармоничное развитие ребенка.

СТРУКТУРА РИСУНКА

Предложите ребенку нарисовать его семью. Причем, так, чтобы все были заняты каким-нибудь делом. Пусть у него будет выбор цветных карандашей и достаточно бумаги – обычный альбомный лист (формат А4) вполне подойдет. Не стоит торопить малыша или комментировать его рисунок в процессе рисования. А когда он закончит семейный портрет, самое время обратиться с вопросами: кого именно он нарисовал и чем заняты все эти персонажи.

Для верного прочтения детского рисунка необходимо довериться своим впечатлениям. Какие эмоции он вызывает? Чтобы точнее определить это, для описания рисунка используйте понятия: «светлый» – «темный», «яркий» – «тусклый», «спокойный» – «тревожный», «агрессивный» – «доброжелательный», «богатый» – «бедный» и так далее. Например, грустный – на котором члены семьи разобщены, находятся в разных частях листа, лица у них безрадостны или вовсе отсутствуют. Агрессивный – с угрожающей мимикой, позами, возможно, с оружием.

Если самим вам сложновато, то можно найти таких же заинтересованных родителей и обменяться с ними творениями малышей. А затем поделиться друг с другом ощущениями от рисунков в качестве «независимых экспертов». Все слова, которыми можно описать рисунок, имеют отношение к тому, как сейчас чувствует себя ребенок.

Если негативных оценок слишком много, то это может говорить о психологическом неблагополучии ребенка. Однако не стоит делать поспешных выводов по одному-единственному рисунку. Возможно, ребенок просто обижен.

Совпадает ли количество членов семьи на бумаге реальному? Первым и самым крупным, как правило, изображается наиболее значимый в понимании ребенка член семьи. Себя дети обычно рисуют рядом с теми, к кому испытывают наибольшую привязанность. А дальше всех на рисунке располагается самый несимпатичный малышу родственник. Изображение в профиль или спиной также свидетельствует о негативе, отмечает журнал «Мама и малыш».

Не забывайте, однако, что дети живут сиюминутными переживаниями. К примеру, малыш не рисует отца, который уделяет ему мало внимания и бывает груб. А его отсутствие на рисунке объясняет тем, что «папа уехал в командировку». А младшей сестренки на рисунке нет, потому что она «спит в другой комнате». Ребенок не может примириться с тем, что мама из-за сестры не уделяет ему столько же внимания, как прежде. Подобные «коррективы» в состав семьи вносят дети, неудовлетворенные своим эмоциональным положением. Им требуется больше доброжелательного внимания взрослых, а лучше – игр в компании таких же малышей.

ВАЖНЫЕ ДЕТАЛИ

  • Члены семьи объединены каким-то общим делом – знак хорошей «погоды в доме».
  • Ребенок нарисовал себя отдельно от остальных - «сигнал» о своей изолированности в семье. Родные отделены друг от друга перегородками – возможный признак проблемах в общении.
  • Младшего по возрасту брата или сестру малыш рисует крупнее себя – он «занимает много места в их жизни».
  • На рисунке нет самого маленького художника – «мне нет места» в отношениях между близкими. Проверить это можно, задав малышу вопрос: «Может быть, ты забыл кого-то нарисовать?» Но бывает, что даже прямое указание: «ты забыл изобразить себя» ребенок игнорирует или объясняет: «не осталось места», «потом дорисую». Такая ситуация является серьезным поводом задуматься о семейных взаимоотношениях.

МАНЕРА ПИСЬМА

  • Частые самоисправления – первый признак повышенной тревожности.
  • Рисунок состоит из отдельных мелких штрихов – малыш как бы опасается провести решительную линию – также признак опаски.
  • Преувеличенно большие глаза с густо заштрихованными зрачками – возможно, малыш чего-то боится.
  • Многочисленные украшения, множество деталей в костюме – желание быть замеченным, тяга к внешним эффектам.
  • Слабый нажим на карандаш, не по возрасту слабая детальность рисунка – ребенок склонен к быстрому утомлению, эмоционально чувствителен, психологически неустойчив.
  • Линии не доводятся до конца, рисунок размашистый, небрежный – его автор импульсивен. Стоит обратить внимание на сильный нажим и грубые нарушения симметрии. Иногда рисунок «не помещается» на листе – признак энергии, бьющей через край, даже агрессии.
  • Все фигуры изображены очень мелко, композиция смещена к краю – малыш не верит в свои силы. Возможно, кто-то из родных слишком строг с ним или требования, предъявляемые ребенку, не соответствуют его реальным возможностям.
  • Символы агрессии – большие акцентированные кулаки, оружие, устрашающая поза, четко прорисованные ногти и зубы. Взрослым следует разобраться, зачем ребенку понадобилась такая демонстрация своей силы.

ПАЛИТРА – ЗЕРКАЛО ДУШИ

Обычно в рисунке дети используют 5-6 цветов. Более широкая палитра открывает натуру чувствительную, богатую эмоциями. Более скудная говорит о негативных эмоциях в данный момент.

  • Темно-синий – сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое, самоанализ;
  • зеленый – уравновешенность, независимость, упрямство, стремление к безопасности;
  • красный – сила воли, эксцентричность, агрессия, возбудимость;
  • желтый – положительные эмоции, любознательность, оптимизм;
  • фиолетовый – фантазия, интуиция;
  • коричневый – медлительность, физический дискомфорт, часто – отрицательные эмоции;
  • черный – подавленность, протест, настоятельная потребность в изменениях;
  • серый – безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 «Пластилинография, как средство развития мелкой моторики»

Описание: предлагаю статью на тему: "Консультация для родителей «Пластилинография, как средство развития мелкой моторики»", материал может быть полезен воспитателям детских садов, родителям. 
Проблема развития мелкой моторики рук дошкольников является одной из актуальных проблем в дошкольной педагогике. Существует большое количество средств и способов развития мелкой моторики. Одним из таких средств является пластилинография. 
Пластилинография – новый вид декоративно-прикладного искусства, представляющий собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал – пластилин. 


Для работы понадобится: пластилин, основа (картон, стекло); бусины, бисер, ракушки, крупы, которыми можно украсить готовое изделие. В качестве основы можно использовать раскраски или контур, нарисованный собственноручно. 
Рекомендации:
Начинайте с простых работ (небольшая по объёму работа с 2-3 цветами пластилина). 
Следите за настроением ребёнка во время работы! Если он устал или не в настроении - лучше отложить работу на следующий день. Ведь любое занятие, хобби должно приносить радость, удовлетворение, желание создать что-то прекрасное своими руками. 
Помогайте ребёнку в его работе или даже лучше выполняйте её вместе, ведь совместный труд сближает, доставляет радость общения, сплачивает семью. 
Обязательно завершите работу! Пусть это будет не так скоро, как хотелось бы. Ведь ребёнок должен видеть результат своей работы. 
Завершённую работу оформите в рамку, которую также можно украсить пластилином, бусинами, бисером, ракушками, крупами. Работу можно повесить на стену или подарить бабушке.
Не забудьте похвалить ребёнка за его труд и результат этого труда. Добрые слова и восхищение, высказанные вами, воодушевят вашего ребёнка на создание очередного шедевра. 
Пластилинография, как синтез рисования, лепки и аппликации, не только является эффективным средством развития мелкой моторики рук. Она способствует развитию творческих способностей, воображения, развивает усидчивость, терпение, прилежание, аккуратность, внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация для родителей "Травматизм на уроках физкультуры"

Информация для родителей "Травматизм на уроках физкультуры"...

Важная информация для родителей.

Текущие оценки на момент окончания первой четверти для родителей 10 класса....

информация для родителей

Информация для родителей....

информация для родителей "Режим дня школьника"

Установление для школьника определенного режима, т. е. рационального распределения обязанностей на протяжении дня, правильного чередования занятий и отдыха, обеспечивает здоровье и нормальное развитие...

У РЕБЁНКА ЗПР: БЕЗ ПАНИКИ! ( Наш особый ребенок, информация для родителей)

Предупрежден –  значит, вооружен Задержка психического развития —  это частичное недоразвитие высших психических функций, которое носит временный характер и может  компенсироваться...