Речевое развитие ребёнка от года до трёх лет.
консультация на тему

Баранова Евгения Петровна

Краткое описание речи малыша от года до трёх лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Речь ребёнка от года до трёх лет.17.55 КБ

Предварительный просмотр:

Появление малыша - это радостное событие для родителей. С каждым месяцем он растет, прибавляет в весе, овладевает все новыми навыками. Родителям важно знать, что должен уметь ребенок в том или ином возрасте. Это даст им возможность сделать вывод, благополучно ли он развивается, здоров ли, не нужна ли дополнительная помощь в овладении каким-либо умением.

Развитие малыша с рождения до 3 лет

К 1 месяцу.

Ребенок радостно реагирует на появление мамы. Быстро двигает ручками и ножками, улыбается. Это состояние называют «комплексом оживления». Зрительное  и слуховое сосредоточение, первая осознанная улыбка появляется к концу первого месяца, если вы подолгу общаетесь с малышом, поете ему песенки, откликаетесь на проявления недовольства. Если же ухаживая за ребенком вы молчите, ждите этих счастливых мгновений к концу второго месяца.

К 2 месяцам.

Быстро отвечает улыбкой на обращенный разговор. Длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым. Прислушивается к голосу взрослого, отдельным звукам (реагирует на погремушку). Лежа на животе поднимает и непродолжительно удерживает голову. Произносит отдельные звуки (гуканье).

К 3 месяцам.

В ответ на эмоциональное общение оживленно двигает руками и ногами, улыбается, издает звуки. Сосредотачивает взгляд на лице говорящего с ним взрослого, на игрушке. Наталкивается руками на игрушки, висящие над грудью на высоте 10-15 см.  лежит на животе, высоко подняв голову. При поддержке под мышки крепко опирается о твердую опору ногами (ноги могут быть слегка согнуты). Длительно удерживает голову в вертикальном положении. Начинает «гулить» - подолгу певуче произносить звуки типа «га», «гу»,. «агу».

К 4 месяцам.

Громко смеется в ответ на общение с ним. Поворачивает голову в сторону источника звука и находит его глазами. Узнает мать или другого близкого человека. Рассматривает, ощупывает и захватывает висящие над грудью игрушки.

К 5 месяцам.

Узнает голос матери или другого близкого человека. Различает строгую или ласковую интонацию обращенной к нему речи. По-разному реагирует на лицо знакомого и не знакомого человека. Четко берет игрушку из рук взрослого и удерживает ее. Долго лежит на животе, высоко подняв голову и опираясь на ладони выпрямленных рук. Переворачивается со спины на живот. Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки. В хорошем настроении гулит «для себя любимого». Ест с ложки.

К 6 месяцам.

Начинает реагировать на свое имя. Свободно берет игрушку из разных положений (лежа на спине, на животе, из рук взрослого) и подолгу занимается ею. Переворачивается с живота на спину. Немного передвигается, начинает ползать. Начинает лепетать (произносит отдельные слоги). Мимика становится разнообразной: малыш выражает удивление, интерес, испуг. Хорошо ест с ложки.

К 7 месяцам.

Разнообразно и долго занимается игрушкой (стучит, размахивает, перекладывает, бросает). Хорошо ползает. На вопрос «где?» находит взглядом предмет. Подолгу лепечет, произносит одни и те же слоги. Пьет из чашки, которую держит взрослый.

К 8 месяцам.

Игрушками занимается долго и разнообразно действует (вынимает, катает, подражая действиям взрослого). Встает, держась за барьер, стоит и опускается. Сам садится, сидит и ложится. Переступает, держась за опору. На вопрос «где?» находит несколько предметов, расположенных в определенных местах. Выполняет разученные действия: «ладушки», «дай ручку», «до свидания» и др. Подражает речи взрослого слогами, имеющимися в лепете. Сам держит и ест корочку хлеба, пьет из чашки, которую держит взрослый.

К 9 месяцам.

Повторяет за взрослым простые слоги – «ба», «да», «па», «ма». Передвигается, слегка придерживаясь руками за предмет. С предметами производит различные манипуляции.  На вопрос «где?» находит знакомые предметы. Знает свое имя. Пьет из чашки, слегка придерживая ее руками. Спокойно относится к высаживанию на горшок.

К 10 месяцам.

Длительно занимается игрушками. Самостоятельно и по просьбе выполняет разученные действия с предметами и игрушками. Держась за опору, поднимается на невысокую поверхность и сходит с нее. По просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы. Подражая взрослому произносит новые слоги, которых не было в лепете.

К 11 месяцам.

Овладевает новыми разученными действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого: накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца и т.д. делает первые самостоятельные шаги. Стоит без поддержки. По просьбе взрослого приносит определенную игрушку, отыскивает ее среди других. Произносит первые слова: «мама», «дай»,  «папа», «баба», «на»,  и т.д.

К 12 месяцам.

Самостоятельно выполняет разученные действия с предметами: водит куклу, катает и т.д. переносит разученные действия с одного предмета на другой. Ходит самостоятельно, без опоры. Понимает названия предметов, игрушек, имена некоторых взрослых, детей, названия действий и движений. Понимает слово «можно», «нельзя». Выполняет поручения: принеси, найди и.т.д. легко подражает новым слогам. Произносит 5-10 облегченных лепетных слов. Начинает складывать пирамидку, матрешку. Самостоятельно пьет из чашки.

К 1 году 3 месяцам – 1 году 4 месяцам

Запас понимаемых слов быстро растет. Сопровождает свои действия лепетом, эмоциональными возгласами, жестами. Воспроизводит в игре действия ранее разученные. Самостоятельно ходит, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится). Самостоятельно ест густую пищу.    

К 1 году 6 месяцам.

Понимает смысл простых предложений (обращенную речь). Понимает изображения предметов и действий. Находит два однородный предмета, внешне различных (два разных мячика, 2 куклы и т.п.) Различает: две контрастные формы (шар, куб); две контрастные величины (например, большая и маленькая матрешка). В игре отображает часто наблюдаемые действия (причесывает куклу, моет ее).  Перешагивает через невысокое препятствие приставным шагом. Самостоятельно ест любую пищу (густую и жидкую).    

К 1 году 8 месяцам – 1 году 9 месяцам

Понимает несложный сюжет по картинке, отвечает на вопросы «Кто это?», «Что это?». Легко повторяет слова и фразы. Во время игры обозначает свои действия словами, употребляя при этом предложения из 2-3 слов. Частично раздевается (снимает ботинки, штанишки, шапку).

К 2 годам.

Словарный запас в этом возрасте увеличивается до 50-100. Речь становится средством общения со взрослыми, ребенок использует предложения из 3-4 слов. Подбирает по образцу предметы: по форме (шар, кирпичик, куб), по цвету (красный, синий, зеленый, желтый), по величине (большой, маленький, очень маленький).  Контролирует свои физиологические отправления. Ест довольно аккуратно. Частично одевается.

К 2,5 годам. 

Ребенок строит сложные предложения, используя около 200-300 слов, правильно произносит практически все буквы, кроме «л», «р» и шипящих, задает вопросы «где?», «куда?». Ребёнок знает своё имя, различает родных, изображает подражательно голоса основных животных и птиц. В речи появляются прилагательные – большой, высокий, красивый, горячий и т.д. Подбирает к образцу разнообразные предметы 4 основных цветов (красный, синий, зеленый, желтый). Игра носит сюжетный характер. Полностью одевается, но не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки.

К 3 годам

Начинает употреблять сложные предложения, объединенные по смыслу, также  употреблять правильно все местоимения, активно использовать в речи прилагательные и наречия (далеко, рано, горячо и т.д.). Речь ребёнка в 3 года должна изменяться по родам, числам. То есть, если на вопрос «хочешь конфетку?» ребёнок отвечает «хочешь» вместо «хочу» - это уже отклонение в развитии.

Появляются элементы ролевой игры. Называет 4 основных цвета. Одевается самостоятельно, начинает застегивать пуговицы. Пользуется салфеткой по мере надобности.

Уровень развития детей определяется близко к дате их рождения: на втором году жизни +/- 15 дней, на 3 году жизни +/- 30 дней

Если вы отмечаете, что у вашего ребенка наблюдается отставание в овладении теми или иными навыками, обратитесь за помощью к специалистам.

В г. Тюмень на базе образовательных учреждений работают консультативные пункты. Здесь вы можете получить бесплатную консультацию психолога, дефектолога, логопеда.

- МАДОУ детский сад № 133, ул. Спорта, 2в, тел.470471;

- МАДОУ  детский сад № 87, ул. Геологоразведчиков, 45, тел.321317; 321755;

- МАДОУ детский сад № 96, к.2, ул.50 лет Октября, 51-а, тел. 205537;

- МАДОУ детский сад № 89, ул. Республики, 173а, тел.32300;

- МАДОУ детский сад № 110, ул. Садовая, 123-а, 433684; 436285;

- МАДОУ детский сад № 111, ул. Олимпийская, 36, корпус 1, тел. 355809, 356803;

- МАДОУ детский сад № 146, ул. Моторостроителей, 3, тел.374358;

- МАДОУ детский сад № 177, ул. Мельникайте, 131, корпус 1, тел. 359364, 369344;

- МБС(К)ОУ № 2, ул. Красных зорь, 39, тел. 62-16-83;

- МБС(К)ОУ  С(К)НШ-ДС № 76, ул. Парфенова, 30, 323225;

- МС(К)ОУ № 77, ул. Геологоразведчиков,8, тел. 205479;

- МБС(К)ОУ  С(К)НШ-ДС № 82, ул. Республики, 177, тел. 323200, 320594;

- МБС(К)ОУ  С(К)НШ-ДС № 86, ул. Геологоразведчиков, 11, тел. 202386, 202425;

- МАОУ школа-интернат «Горизонт»,  ул. Игримская, 32, тел.458235, 460939;

- ПМПК г. Тюмень, Республики, 17 т. 444-007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта речевого развития ребёнка с множественными нарушениями

Определение уровня речевого развития детей с умственной отсталостью и сочетанными нарушениями, проживающих в детских домах-интернатах. Один из разделов карты индивидуального сопровождения ребёнка....

Влияние заучивания стихотворений на интеллектуальное и речевое развитие ребёнка

Заучивание стихов – это своеобразная, и очень  интенсивная, полезная гимнастика для мозга, развивающая память, внимание. Заучивание стихотворений активизирует и стимулирует сразу несколько важны...

речевое развитие ребёнка 4 лет

Уважаемые родители, если Вы хотите узнать соответствует ли речевое развитие вашего ребёнка возрастной норме, ...

Речевое развитие ребёнка в норме

Учитель-логопед Весельева Л.Н. Речевое развитие ребёнка в норме  Для нормального формирования речи необходима определенная зрелость коры головного мозга и органов чувств ребенка (слуха, зрен...

Советы родителям, которые заботятся о речевом развитии ребёнка

Даны конкретные рекомендации  родителям "неговорящих" или плохо говорящих детей("каша во рту")....

Влияние взрослых на речевое развитие ребёнка.

Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убежд...