О духовном здоровье детей
консультация (10 класс) на тему

Лариса Леонидовна Телегина

Роль семьи в формировании здоровья детей.Влияние современной массовой культуры на здоровье детей.О влиянии компьютера и компьютерных игр на здоровье детей. О влиянии СМИ на духовное здоровье детей.Нравственные последствия современной молодежной моды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

О духовном здоровье детей

                                                «Испорченность души есть причина                                                         болезни телесной, важно, чтобы душа                                                         была госпожой, а тело – слугой, а не                                                         наоборот».

                                                                        Св. Иоанн Златоуст.

        Человек, согласно Священному Писанию, состоит из духа, души и тела. Какого здоровья желаем мы своим детям прежде всего – духовного, душевного или телесного? Часто  люди  не имеют представления о духовном здоровье, и это неудивительно:70 лет воинствующего атеизма в нашей стране напрочь искоренили веру в душах наших соотечественников. А ведь верующий  человек знает о том, что можно быть здоровым телесно, но духовно очень страдать, и, наоборот, можно быть здоровым  духовно, но немощным телом. От чего же  в наше время так высок процент больных детей? Только ли школьные перегрузки влияют на уровень утомляемости современных детей? По утверждению православных врачей, психологов  и  священников (К.В.Зорина, врача – терапевта и медицинского психолога, Т.А.Берсеневой, канд. педагогических наук, В.И.Абраменковой, доктора  пед. наук, детского психолога,  иеромонаха Анатолия Берестова, доктора медицинских наук, профессора, протоиерея Сергея Вогулкина, доктора медицинских наук, профессора  и мн.др.), в основе каждой болезни лежит духовная причина. Рассмотрим лишь некоторые из них.

        1.Роль семьи в формировании здоровья детей.

Учеными доказано, что  здоровье детей напрямую зависит от поведения родителей. «Моисеев закон специально разъясняет, когда дети отвечают за грехи родителей. Например, после второй заповеди («не сотвори себе кумира») буквально следующий стих гласит: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящий Меня, и творящий милость, до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20, 5-6) … Вседержитель не карает всех детей подряд, но лишь ненавидящих Его, и не за любые проступки родителей, но только за нарушение второй заповеди Своего закона. Милость же Божия обещана каждому поколению праведников в награду за исполнение всех заповедей, а не исключительно второй»1.Сегодня современные дети знакомы с Заповедями Божиими: на уроке обществознания они их заучивают наизусть. Хорошо бы, если бы они учились по ним жить, а пример благочестивой жизни показывали им их родители. Но чаще всего, в жизни происходит обратное. «Дети не расплачиваются  своим здоровьем за личные грехи родителей, но могут страдать в силу последствий родительских грехов. Не неся персональной ответственности за беззакония своего рода, потомки крепко связаны с предками генетически, психологически, социально, культурно и духовно. Поэтому оба поколения – и старшее, и младшее – неизбежно испытывают на себе позитивное и негативное влияние  друг друга. Это -  не карма, не слепое возмездие судьбы за проступки, якобы совершенное « в прошлых жизнях». Это – прямой результат телесного, душевного и духовного единства родителей и детей»2- утверждает  врач  Константин Зорин. Вот почему в практике своей работы, когда вижу проблемы в поведении детей, беседуя с их  родителями, пытаюсь выяснить обстановку жизни семьи, семейные взаимоотношения, даю практические советы о духовной стороне проблемы, считая, что в основе проблемы лежат духовные причины.

        2.Влияние современной массовой культуры на здоровье детей.

        «Ознакомься с духом времени, изучи его, чтобы по возможности избегнуть влияния его», - говорил святитель Игнатий Брянчанинов. Пристального внимания заслуживает вопрос о влиянии  современной музыки на духовное здоровье  детей, компьютерных игр, посещение игровых залов и ночных клубов, который своей целью ставит  «изучить дух времени».

        Популярная музыка исключительно  динамичное явление, «отовсюду доносятся до нас ее звуки и ритмы, которым мы доверчиво и порой безответственно открываем свое сердце»3 Ученые, врачи проводили опыты и выяснили, что после десятиминутного прослушивания громкой музыки семиклассники забывают на некоторое время даже таблицу умножения. А на вопросы японского журналиста в залах Токио  «как вас зовут, какой теперь год и где вы находитесь?» большинство из опрошенных на дискотеке не могли ответить. По мнению западногерманского профессора Б.Рауха, такая музыка вызывает выделение так называемых  стресс – гормонов, которые стирают  часть запечатленной  в мозгу информации, т.е. человек не просто забывает, он умственно деградирует4. Это необходимо знать прежде всего педагогам и родителям, ведь сегодня  наши дети слушают музыку не только в свободное от школы время, но и в школе, на переменах, они включают свои плееры, и в наушниках   электронные синтезаторы  создают эффект нереального, «космического» звучания, магически воздействуя на психику ребенка. Как переключится после такого воздействия  на объяснение учителя?  Отсюда и снижение успеваемости, и проблемы поведения, и инфантилизм современных подростков.

        Ночные дискотеки, которые так любит посещать современная молодежь, имеет также негативное влияние на ее  духовное здоровье. «Во – первых, нарушается гармония биоритмов человека – чередования часов отдыха и бодрствования. Во- вторых, движение, создающее определенное  эстетическое удовлетворение, присуще человеку – властителю своих внутренних сил и форм их телесного проявления. Рассматривая развитие танцев от первобытных священных до европейских фольклорных и классических, мы замечаем, что  занятия танцем требовали ритмически определенной  упорядоченности, изучения и полного овладения  целой системой телодвижений, основанных на каких – то  определенных символических  взаимоотношениях.  Чем больше танец превращается в  общественно – популярный, тем проще становятся его формы, и он превращается в средство развлечения»5, - подчеркнула в своем выступлении  на конференции «Сохранение духовно – нравственного наследия равноапостольных Кирилла и Мефодия» преподаватель Тюменского института культуры Е.В.Бакланова. Она привела точку зрения  выдающегося французского балетмейстера  Мориса Бежара о его отношении к дискотекам: «Вибрация плотно колышущейся толпы никакого отношения к искусству, тем более к искусству танца, не имеет. Это опыт сексуального контакта первого уровня». О душевном состоянии подростков, рожденном спазматическими движениями дискотечных танцев, приходится только догадываться. Духовно- нравственную оценку ночным дискотекам дает доктор медицинских наук, профессор, протоиерей Сергий Вогулкин: «… рабская зависимость от рок – музыки и световых эффектов, соблазн других, один из основных путей к  наркомании, переход в состояние  измененного сознания и    готовность принять чужое  влияние в словесной или другой форме (тексты «песен», реклама пива и курения и т.д.), переход в состояние агрессии, не различение добра и зла. Медицинские последствия – лишения ночного сна приводит к потере памяти, резкому снижению способности к обучению и получению образования, появлению постоянной тяги к спиртному, курению, развлечениям и т.д.»6. Думаю, что стоит    прислушаться к данной точке зрения и как можно дольше беречь своих детей от подобного рода развлечений…

        3. О влиянии компьютера и компьютерных игр на здоровье детей.         Об этом написано уже достаточно. Приведу лишь мнение японских и английских врачей, которые независимо друг от друга пришли к выводу, что «распространение органайзеров, всяких напоминающих устройств в компьютере привело к тому, что человеческая память бездействует и стремительно ухудшается»7. В сентябре 2005г., в «Новостях Югры» (статья Алексея Черенкова), был приведен интересный факт, который, думаю, заставит задуматься о последствиях влияния компьютера на здоровье детей: «В 2003г. в Архангельской области врачи провели исследования, целью которых было выяснить, как влияет компьютер на здоровье детей в возрасте до 17 лет. Было сформировано 2 группы: первая состояла из детей, которые регулярно проводили 3- 4 часа за компьютером; вторая – из детей, которые вообще не работали за компьютером. Результаты потрясли специалистов. У подростков, работающих на компьютере, появляются избыточная масса тела,  отставание в умственном  развитии, сонливость, быстрая утомляемость, расстройство нервной системы и другое. Поэтому врачи советуют работать на компьютере не более двух часов в сутки, по той причине, что чем больше ребенок проводит время в общении с «железным другом», тем быстрее он загубит свое здоровье»8. Как после этого воспринимать политику Министерства образования РФ о «всеобщей компьютеризации образования»? В той же региональной газете («Новости Югры», №46, 27.04.06 – 3.05.06) в статье «Даешь Интернет» речь шла именно об этом: «Около 1 000 компьютеров предполагается установить в школах Югры за два года реализации национального проекта в области образования…. Компьютеры – это только начало. Вскоре, вслед за компьютерами, в школах будут созданы библиотеки на CD - дисках, появится доступ к мультимедийным библиотекам»9. Плюс интерактивная доска - тот же самый компьютер…Хочется напомнить древний, проверенный временем, принцип: не навреди! Прежде всего – духовному, а потом уже и физическому здоровью наших детей! И здесь речь пойдет уже ни о «двух часах в сутки», как советуют врачи, а о «часах напролет» у компьютера. Выводы напрашиваются сами собой… «Технический и технологический прогресс представляет человеку огромное количество самых разнообразным машин, но машина не обладает духовностью. Служа машинам, человек теряет духовность. О бездуховности многих людей во всех сферах жизнедеятельности говорят зверства, которые мы наблюдаем в начале третьего тысячелетия.  Компьютер и мультимедийное программное обеспечение не могут обеспечить необходимой системы отношений, т.к. в данном случае не ведется никакой нравственной деятельности»10. Поэтому, важнейшим направлением в формировании личности ученика в современной школе должно являться усиление мотивации школьников в духовно – нравственном и культурном развитии, опирающемся на традиционные духовные ценности, знание основ православной культуры, веками одухотворяющей  наше Отечество.

        4.О влиянии СМИ на духовное здоровье детей.

        Наряду с научно – популярными и учебными, публицистическими и общественно – политическими программами на современного человека обрушился целый шквал негативной информации неконтролируемых СМИ.  Особенно незащищенными от влияния СМИ оказались дети. Масса иллюстрированных изданий для детей и подростков ставит своей целью сексуализацию детского сознания. Идет растление молодого поколения Россиян. О последствии сексуализации детского сознания пишет кандидат пед.наук Т.А.Берсенева: «Детям внушается отсутствие всяких различий между русским понятие «любовь» и чуждым нашей ментальности словом «секс» (вожделение, похоть, страсть), что способствует формированию установок на блуд и прелюбодеяние как норму жизни и идеал современности. На ребенка обрушивается поток грязной информации: о разврате и извращениях, добрачных половых связях… Повреждая детскую душу, такая информация влияет и на психическое, и на соматическое здоровье детей в настоящем и будущем, а также на сексуальную активность подростков. Постоянное воздействие при преодолении естественного чувства стыда способствует формированию «сексуальной доминанты», по А.А.Ухтомскому, т.е. очага сексуального возбуждения, вбирающего в свое русло все жизненные силы человека, особенно творческие. Сексуальная доминанта в психике подростков… является одним из видов «патологической зависимости» наряду с алкоголизмом и наркоманией, способствует душевной опустошенности, потере достойных жизненных ценностей и влечет за собой серьезное нарушение психического, физического и репродуктивного здоровья человека»11.

        Большое значение на духовное здоровье человека оказывает телевидение, особенно на неокрепшие детские души. «После вечерних просмотров телепередач нередко нарушается ночной сон, снятся кошмары, особенно страдают дети и подростки. Так формируются невротические расстройства, меняется поведение детей, появляются раздражительность, дерзость, грубость по отношению к окружающим, вплоть до неадекватной агрессивности»12,- пишет врач В.Невярович в книге «Терапия души». Ссылаясь на святоотеческое учение о душе, автор говорит о том, что «телевидение буквально гипнотизирует зрителя, программирует, ослабляет память, истощает нервную систему, приводит к болезненному пристрастию (телемании), уводит человека в мир иллюзии и лжи, втягивает во всевозможные ненужные сцены, развращает детей. Опасно облучение от самого телевизора. Телевидение ухудшает зрение, слух, подавляет духовность человека, отнимает у детей детство, приводит к малоподвижному образу жизни, отлучает от физического труда»13.  И как альтернатива телевидению, его отрицательного воздействия на здоровье, автор советует почаще находиться человеку в атмосфере тишины. Тишина – это священный дар; она «лечит, умиротворяет, духовно обогащает. Осознание необходимости привнесения тишины в нашу жизнь и борьбы с телеманией , смещение акцентов от политизации к нравственности и истинной духовности – реальные аспекты нашего возможного оздоровления: и душевного, и физического»14. Думается, что об этом выводе врача – терапевта стоит задуматься прежде всего родителям, а учителям провести беседы по данному вопросу с родителями на родительских собраниях.

        5. Нравственные последствия современной молодежной моды.

        Исследование по данному вопросу провел доктор медицинских наук, профессор, протоиерей Сергий (Вогулкин). Он останавливает внимание на таких элементах молодежной моды, как татуировка, пирсинг, эпиляция, игорный бизнес, постоянное жевание жевачки, курение в молодом возрасте, алкоголь, наркотики, ночные дискотеки. Все это – звенья в одной цепи, название которой – бездуховность. Отановим внимание на некоторых из них.

        «Татуировка. Духовно – нравственная оценка – готовность принять на тело клеймо (печать), чаще всего с агрессивной (дьявольской) символикой.  Медицинские последствия: гепатит, аллергия, ВИЧ – инфекция, сифилис, гнойничковые заболевания кожи, ослабление иммунитета и обострение хронических болезней.

        Пирсинг. Духовно – нравственная оценка – готовность к соблазнению других, свидетельство о больших духовных и психологических проблемах.  Медицинские последствия: постоянное раздражающее действие на активные точки и самые чувствительные места – уши, губы, пупок и т.д., что оказывает общее возбуждающее действие, истощение нервной системы, серьезные гормональные сдвиги в организме.

        Эпиляция. Духовно – нравственная оценка – соблазнение мужчин.  Медицинские последствия: удаление волосков кожи образует большую раневую поверхность с возможным развитием гнойничковых заболеваний, ослаблением защитных сил организма, нарушением кровообращения в коже, теряются многие виды чувствительности кожи. При постоянном использовании эпиляции волосы становятся грубыми, воспалительный процесс приводит к огрублению кожи, кожа перестает выполнять свою функцию.

        Постоянное жевание жвачки. Духовно – нравственная оценка – уподобление жвачным животным, нарушение норм приличия. Медицинские последствия: постоянное выделение слюны и активного желудочного сока ведет к воспалительным процессам в желудке, нарушению функции желудочно – кишечного тракта, нарушению обмена веществ»15.

        Так что же предложить детям взамен массовой посткультуре, молодежной моде, негативно влияющей на их  духовное здоровье?  В настоящее время разработаны целые комплексные программы по духовно – нравственному и  социокультурному воспитанию  подрастающего поколения (см., например, Т.Кириллова, М.Проворова, Е.Смирнова, Н.Тихомирова «Животворящие святыни», - в журнале «Духовно – нравственное воспитание», №3,4, 2005г., М.В.Фомина, С.В.Антипина «Уроки нравственной жизни», Тюмень, 2003г., интегрированный учебный курс «Духовно – нравственные традиции русского народа», ставящий своей целью восстановить «связь времен», связь поколений и культур, поднять общекультурный уровень школьников, развить их творческую и познавательную активность, Н.И.Заболотская, Н.В.Скурская «Светочи и святыни России», В.А.Гребеньков, В.М.Меньшиков «Основы православной культуры» и др.). В своей работе с учащимися среднего и старшего звена я использую собственную программу «Духовно – нравственное воспитание школьников на уроках литературы», целью которой является воспитание духовно-нравственных ценностей, влияющих на формирование личности учащихся, возрождение традиций православия через изучение русской классической литературы, воспитание бережного отношения к природе, к душе человека, к историческому прошлому своего Отечества. Направленность программы определяется потребностью современного общества в  нравственной, духовно богатой личности, ориентированной на ценности Добра, Истины, Красоты. Программа находится в работе, и уже имеется определенная социо – культурная результативность. Рефлексия представлена в отзывах, сочинениях учащихся, результатах анкетирования.         На уроках литературы знакомлю учащихся с Библейскими сюжетами, лежащими в основе многих произведений русской классической литературы.

«Важнейшее в нашей отечественной словесности – её православное миропонимание, религиозный характер отображения реальности,… в особом способе воззрения на мир»,- пишет профессор МДА М.Дунаев. На материале русской классической литературы, которая, в основном, была православной и отражала мировоззрение православно мыслящих писателей, объясняю такие нравственные понятия, как свобода выбора, покаяния, совесть, искупление вины, духовная красота человека, любовь, милосердие, сострадание. Через знакомство с Библейскими сюжетами, лежащими в основе многих произведений русской литературы, идет развитие понятий «Святая Русь», «русский национальный характер», что способствует формированию патриотических чувств современных школьников. Ведь молодое поколение гибнет, не имея ценностных ориентиров, не зная, где свет, где тьма, не умея отличить добро от зла. «Внутренний мир человека так  устроен, что пустым он быть не может. Если он не заполнен подлинной духовностью, то взамен в него приходят суррогаты, часто весьма страшные»16. Поэтому, считаю, нужно смелее вводить в школах предмет «Основы православной культуры». Для этого существует нормативно – правовая база, существуют программы и учебники. По заявлению родителей и учащихся можно на факультативной основе вести данный предмет в школах, где дети будут знакомиться с подлинной культурой своего Отечества, на примере жизни великих святых, таких, как преподобный Сергий Радонежский, св. Благоверный князь Димитрий Донской, Александр Невский, преподобный Серафим Саровский, св.Петр и Феврония Муромские, Федор Ушаков и др. будут учиться любить свою Родину, помогать ближнему, учиться милосердию, состраданию, послушанию родителям и учителям. Дети узнают на живых примерах истории, что «испокон веков на Руси ценилась нравственность, являющаяся стержнем личности. Отказавшись в свое время от прошлого, мы отвернулись от тысячелетней культуры, от вечных ценностей, предали забвению духовную жизнь человека. Отцы церкви говорили, что если не восходить постоянно в гору духовности, то неизбежно происходит деградация человека, внутренний вакуум заполняется миражами. Душа мечется, не находя покоя, и тогда любые жизненные блага и успехи не приносят удовлетворения, радости, счастья»17. Именно это мы сегодня и наблюдаем в современной жизни, в жизни современных детей и подростков. И нет задачи более важной на данном этапе, чем возрождение духовности среди подрастающего поколения. Вернуть духовное здоровье нашим детям – главная задача родителей, педагогов, общества в целом.                                              

                      Список используемой литературы:

  1. К.В.Зорин. Грехи родителей и болезни детей. – М., Русский Хронограф, 2002г., с.11
  2. К.В.Зорин. Там же, с.15
  3. Священник Александр Балыбердин. Школьная дискотека: христианское осмысление. – В жур. «Духовно – нравственное воспитание», 2002г., №4, с.69
  4. Е.В.Бакланова. О влиянии ночных клубов на их посетителей. – Сибирская православная газета, 2005г., №6, с.7
  5. Е.В.Бакланова. Там же, с.7
  6. Протоиерей Сергий Вогулкин. Медицинские и нравственные последствия современной молодежной моды. – Православная газета, 2005г., №44(365), с.12
  7. А.Черенков. Вредоносный компьютер. – Новости Югры, 2005г., №100, с.11
  8. А.Черенков. Там же, с.11
  9. Н.Логачева. Даешь Интернет! – Новости Югры, 2006г., №46, с.29
  10. Е.М.Юргина. Компьютеризация высшего гуманитарного образования – эффективная технология обучения или воспитание бездуховности? – Духовная судьба России цивилизация XXI века (V Рождественские образовательные чтения). – Тюмень, 2006г., с.526
  11. Т.А.Берсенева. Последствия сексуализации детского сознания. – М., «Жизнь», 2005г., с.2
  12. В.Невярович. Терапия души. – М., 2000г., с.256
  13. В.Невярович. Там же, с.257
  14. В.Невярович. Там же, с.258
  15. Протоиерей Сергий Вогулкин. Медицинские и нравственные последствия современной молодежной моды. – Православная газета, 2005г., №44(365), с.12
  16. В.М.Мальцева. Заметки православного педагога. – Педагогика, 1995г., №4, с.56
  17. В.М.Мальцева. Там же, с.57.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию: "Семья как фактор укрепления духовно -нравственного и социального здоровья детей".

Презентация подготовлена к родительскому собранию в5-6 классах. В ней  выделены  некоторые виды родительской любви, которые по мнению специалистов только портят детей. Отмечены  ош...

Родительское собрание "Семья как фактор укрепления духовно-нравственного и социального здоровья детей"

На данном родительском собрании ставится очень актуальный вопрос о семье. Собрание построено таким образом, что должно помочь родителям не только определить проблему взаомоотношений с ребёнком, но и р...

Родительское собрание "Семья как фактор укрепления духовно-нравственного и социального здоровья детей"

На данном родительском собрании ставится очень актуальный вопрос о семье. Собрание построено таким образом, что в результате должно помочь родителям не только определить проблеему взаимоотношений со с...

Самоанализ родительского собрания "Семья как фактор укрепления духовно-нравственного и социального здоровья детей"

Мною дан примерный самоанализ родительского собрания "Семья как фактор укрепления духовно-нравственного и социального здоровья детей"....

Классное родительское собрание «Семья как фактор укрепления духовно-нравственного и социального здоровья детей»

Пословицы о семье «Не нужен клад, когда в семье лад», «Согласную семью и горе не берёт»: «Семья вся вместе - душа на месте»"Наши дети – это наша старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, эт...