"Папа в жизни девочки"
консультация

Ершова Лариса Петровна

Предварительный просмотр:

«Папа в жизни девочки»

Что значит отец в жизни девочки? Его большое значение отнюдь не преувеличено. Возможно, мать и дочь, имея одну общую природу, способны понять друг друга лучше, нежели девочка с отцом, и когда дочь вырастет, то чаще всего своими секретами она делится с мамой. Что тогда может дать ей отец, кроме ощущения безопасности, опоры и защиты?

Тема важности обоих родителей в жизни ребенка достаточно распространена в детской психологии. Когда у малыша есть мама и папа, он имеет больше шансов вырасти без психологических травм и серьезных эмоциональных стрессов. Но, к сожалению, бывает так, что в семье преобладают деструктивные отношения, отсутствует близость, а общение построено на манипуляциях и контроле. Дети в такой семье страдают сильнее, нежели там, где есть только один родитель, но присутствуют гармоничные отношения.

Папа в жизни девочки — важная фигура. Ее значимость не может быть уменьшена, даже если отец не принимает прямого воспитания в жизни ребенка. Дочь может тянуться к такому отцу, которого, по каким-то причинам в ее жизни очень «мало», скучать и переживать. Тогда это рискует «вылиться» в проблемные отношения с противоположным полом.

Становится понятным, что мужчине, который воспитывает дочь, мало просто быть в семье, иногда приходить ночевать или брать ребенка к себе в гости, если родители находятся в разводе. Для того чтобы девочка выросла и превратилась в полноценную женщину без невротических проявлений, отец, не меньше чем мать, должен привнести вклад в ее воспитание.

Отец формирует отношение к мужчинам

Первое и самое важное правило, которое нужно усвоить всем отцам, воспитывающим дочерей, это то, что девочки часто выбирают себе в мужья мужчин, похожих на них. На какие качества или их отсутствие выросшие дочери при этом опираются, зависит от индивидуальности каждого случая.

Например, если девочка с детства видит, как отец нарушает все психологические границы ее матери — не уважает, грубо относится, может позволить себе психологическое или физическое насилие, а женщина при этом не пресекает такое отношение к себе, называя его любовью — она, когда вырастет, с большой долей вероятности будет искать себе подобную «любовь». Это произойдет по той причине, что у девочки перед глазами не было другого примера. Для нее быть любимой — это ругаться, подавлять, контролировать, осуждать.

Занимаясь воспитанием дочери, всем отцам важно задуматься над своим отношением к жене и ответить на вопрос: хотели бы вы, чтобы с вашим ребенком обращались так же, как вы с ее матерью? Такие мысли могут «отрезвить» мужчину и стать толчком к тому, чтобы «исцелить» отношения с женой и прийти к решению проблем, которое, возможно, долго откладывалось.

То же самое можно сказать об отношении папы к девочке. Если он относится к ней неуважительно, может обидеть неосторожным словом, часто ругает и редко хвалит, не называет ласковыми словами, не поддерживает, воспитывает слишком строго, то именно такое отношение к себе она, когда вырастет, будет принимать за норму. Возможно, она влюбится в того, кто к ней равнодушен, не обращает внимания или проявляет грубость.

Как дочь чувствует любовь отца?

Какое отношение папы к дочери, будет открыто демонстрировать любовь к ней? Прежде всего, это ласковые слова. Девочка должна слышать их с самой колыбели, чувствуя искренность и теплоту. Не позволяйте себе грубость в общении с ребенком — это поможет ей привыкнуть к тому, что когда с ней разговаривают уважительно и ласково это норма и сумеет, в случае чего, защитить свои границы.

Папа должен быть авторитетом, защитником, опорой, той каменной стеной, за которой девочка будет чувствовать себя спокойно, знать, что пока она под «крылом» отца, все ее проблемы решаемы, и ей ничто не грозит.

Тогда повышаются шансы того, что дочь, когда вырастет, выберет себе в партнеры заботливого человека, проявляющего к ней искреннюю любовь и создающего безопасность.

Это не говорит о том, что дочь нужно воспитывать только на глубокой привязанности. Ей так же, как и сыну, иногда нужны строгость или запреты. Однако все это должны быть лишено грубости и агрессии. Учитывайте мнение ребенка, но придерживайтесь своего авторитета.

Девочка чувствует любовь отца через принятие своего мнения, общения и внимания — больше разговаривайте с ней о том, что ее интересует

Как отцу общаться с девочкой?

Уважение к женской природе — первое, что должен демонстрировать отец, как к дочери, так и к своей жене. Признание в девочки ценности уже потому, что она родилась — мощный вклад в ее развитие, психологическое здоровье и самооценку.

Чаще говорите ей о том, что она красивая. Балуйте ее подарками и сюрпризами. Вместе с тем, в девочке нужно развивать самостоятельность и умение позаботиться о себе самой, потому что папа не всегда будет рядом с ней. Это можно сделать через поддержку ее инициативы и стремлений, когда ей захочется выбирать хобби или профессию.

Для того чтобы дочь выросла счастливой и в то же время самостоятельной, не надо в детстве делать все за нее, вы можете помогать ей при необходимости, но право выбора и принятия решений оставляйте за ней.

Чаще шутите и делайте комплименты. Когда дочь станет подрастать, предлагайте помощь — так она будет видеть норму общения между мужчиной и женщиной, «примерять» ее на себя и шансы, что в спутники жизни она выберет того, кто будет ценить и уважать ее, возрастают.

Полезные привычки общения с дочерью

Стремитесь к уважению в общении, даже когда отношения с дочерью напряженные. Не игнорируйте и не отталкивайте ее, если она не права — это позволит избежать стресса и поверить в то, что, несмотря на ссору или непонимание она остается любимой своим отцом.

Не отказывайтесь от привычки целовать и обнимать ее, даже если она уже выросла.

Не стесняйтесь говорить с ней о мальчиках, отвечайте на вопросы, которые ее интересуют. Поверьте в то, что если она идет с этими вопросами к вам, то уровень ее доверия очень высок — сохраните его.

Когда отношения с папой близкие, доверительные и дружные, девочки растут не просто с чувством любви к отцу, а даже с неким обожанием. Здесь, главное, «не перегнуть палку» — не остаться для дочери единственно любимым мужчиной в жизни, а просто быть хорошим отцом, освобождая место для того, кто придет после вас и сделает ее счастливой.

Оценка ребенка в папиных глазах То же самое касается и оценки достижений дочери. Какому же отцу не хочется похвастаться перед друзьями, какую талантливую умницу он вырастил. Это в том числе и часть самооценки самого родителя, подтверждение его состоятельности как отца. Но как быть, когда хвастаться нечем? Не каждый ребенок блещет ускоренными темпами развития, реализованными талантами, замечательными поделками и олимпиадным уровнем обучения в школе. Здесь отец должен вспомнить о том, что он сам уже не ребенок, и главное теперь — не повод похвалиться перед друзьями, а душевное здоровье его дочери. Какими бы ни были ее успехи в любой области — ей важна поддержка и вера в успех, и в первую очередь она ждет их от отца. Даже роль матери бывает не так значительна для девочки, так как мама ассоциируется с самой собой, она тоже девочка. Но оценка отца — это признание со стороны, значит, самое настоящее. Любой ребенок обязательно должен его получать. Не нужно сравнивать девочку с другими детьми. Неважно, что многие одноклассники имеют гораздо лучшие оценки, а в танцевальном кружке девочке достался всего один танец из трех ввиду скромного уровня подготовленности. Отец должен замечать и отмечать достижения ребенка по сравнению с ним самим в прошлом, отмечать его личный прогресс. Так и не получается ездить на велосипеде без поддерживающих колесиков — зато с ними дочь проехала два круга вокруг стадиона, а раньше получался только один.



Предварительный просмотр:

Программа  «Школы родителя особого ребенка»

Пояснительная записка

Семья является той естественной средой, которая обеспечивает гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка.

Семьи, в которых воспитываются дети с расстройством аутистического спектра, сталкиваются со специфическими проблемами, и испытывают значительные затруднения в их разрешении: некомпетентность по вопросам воспитания и развития «особого» ребенка,  незнание элементарных психолого-педагогических знаний для коррекционного обучения и воспитания ребенка в домашних условиях в доступном для него формате; искажение контактов с окружающим социумом и, как следствие, отсутствие поддержки со стороны социума и т.д.

Современные исследования (Т. Н. Высотина (2011),   В.А. Карташов (2016), Н. О. Керре (2011) и др.) указывают на изменения в эмоциональной сфере, в психическом и соматическом состоянии родителей детей с РАС.

Первой, исторически сложившейся, формой работы специалистов (врачей, педагогов и психологов) с родителями «особых» детей  является образовательно-просветительское направление. Долгое время при работе с такой семьей внимание концентрировалось на самом ребенке, но не на функционировании семьи, не на её членах, оказавшихся в ситуации психологической травмы, семейного стресса и кризиса.

 Исследование  семей, воспитывающих ребенка с РАС, показало, что такие родители, при высокой готовности посвятить себя решению проблем ребенка, недопонимают (недооценивают) прямую взаимосвязь между состоянием ребенка и всей семьи с личностным состоянием родителя, значимость работы с личностными проблемами.

 То есть, многоаспектность проблем «особого» ребенка вынуждает родителей ощутить недостаточную родительскую компетентность в вопросах психолого-педагогического воздействия на ребенка, чем впоследствии, и определяется содержание их запросов к специалистам.

Программа  клуба «Школа родителя особого ребенка»  составлена   на основе авторской программы Ткачевой В.В. «Гармонизация отношений между матерью и ее ребенком» (Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии). (Ткачева В. В. Технология психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии. М: АСТ; 2007).

Данная программа, оставляя в приоритете вопросы педагогического просвещения, включает в себя и задачи развития психологической компетентности родителей в самопознании и познании ребенка, в умении оказать себе помощь в стрессовой ситуации.

Цель программы

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей с  расстройствами аутистического спектра посредством психолого-педагогического просвещения; привлечение родителей к сотрудничеству в плане единых подходов к воспитанию и обучению ребенка.

Задачи

  • формирование  у родителей позитивное восприятие личности ребенка с

 РАС;

  • расширение видения родителями своих воспитательных функций в

отношении «особого» ребенка;

  • знакомство родителей со специальными коррекционными и

методическими приемами, необходимыми для проведения занятий с «особым» ребенком в домашних условиях;

  • знакомство   родителей с эффективными методами детско-родительского взаимодействия, воспитательными приемами, необходимыми для коррекции личности ребенка с РАС;
  • формирование у родителей мотивации к взаимодействию со

специалистами учреждения, участию в создании единого воспитательного пространства "школа – семья";  

  • мотивация родителей на обращение за психологической помощью

лично для себя, на участие в психологических тренингах;

  • способствование расширению контактов с социумом, обеспечение

возможностей общения родителей, воспитывающих детей со схожими проблемами.

Программа рассчитана на родителей, дети с РАС

Срок реализации программы – 9 недель (затем, по необходимости, она может быть продолжена).

Занятия родительского клуба проводятся 1 раз в неделю.

Продолжительность и время проведения одного занятия 1,5 – 2 часа:

14.00-16.00

        Состав группы: 3-5 человек. Предполагается, что основной состав группы будет постоянным, что позволит родителям лучше осознать предлагаемый материал, а также  замотивировать их на практическое использование знаний в обучении и воспитании детей в домашних условиях.

Содержание и условия подачи информации имеют большое значение для формирования у родителей желания общаться со специалистами и вступать с ними в сотрудничество ради своего ребенка. Ниже представлен перечень приемов, которые в разном сочетании можно использовать в структуре занятия.

Содержание темы занятия может раскрываться с помощью разных приемов:

  • Мини-лекция – вводит в тематику занятия, сосредотачивает внимание на обсуждаемом вопросе, знакомит с новой информацией по проблеме. 
  • Притча – может быть эпиграфом или, наоборот, обобщением к теме; стимулом к возникновению дискуссии.
  • Дискуссия – обсуждение актуального вопроса; как правило, родители делятся личным опытом в решении проблем или обращаются за советом к группе.
  • Просмотр видеосюжета с целью подчеркивания значимости обсуждаемой темы.
  • Просмотр видеозаписей о детях с РАС, об использовании педагогических приемов в  работе с такими детьми, о  возможностях и достижениях  детей при грамотно организованном коррекционном процессе.
  • Психологическое упражнение, тренинговая игра – включаются в любой части занятия с определенной целью. Начало: для снятия напряжения, сближения участников группы, включения в тему разговора. По ходу занятия: для понимания обсуждаемой темы через осознание своих состояний, ощущений, эмоций; овладение приемами снятия стресса и гармонизации эмоционального состояния. В конце: обобщение темы или завершение занятия (например, ритуал прощания).
  • Практическое занятие  (практикум) – овладение практическими умениями, знакомство с коррекционными методами и приемами работы с детьми с РАС.
  • Детско-родительские практикумы – совместная продуктивная деятельность, позволяющая осознать  родителю свои позиции, способы взаимодействия и сотрудничества с ребенком, свое реагирование на ситуацию, когда ребенок не соответствует ожиданиям; практика поиска  методов и приемов привлечения ребенка к деятельности и пр.
  • Выставка учебных пособий – демонстрация учебного материала, доступного для использования в домашних условиях.
  • Фотовыставки по занятиям – информация о содержании прошедших  встреч, оживление опыта участия в клубных занятиях, в том числе, в детско-родительских; активизация положительных эмоций.
  • «Обратная связь» в начале занятия – рассказ о влиянии предыдущей встречи на изменения в знаниях, в системе убеждений и т.д.; своего рода, «самоотчет» об использовании знаний, полученных на предыдущем занятии, в практике общения со своим ребенком.
  • «Обратная связь» в конце занятия – возможность осмыслить, осознать и проговорить о значимости для себя обсуждаемой темы, готовности использовать информацию в общении с ребенком в домашних условиях
  • Опросники обратной связи – письменный вариант обратной связи; фиксация своей готовности взять на себя ответственность за применение на практике полученных знаний
  • Раздаточный материал (памятка, методическое пособие, и пр.) для домашней методической копилки – для закрепления материала, поддержания интереса к занятиям.

Предполагаемый ожидаемый результат

Возникновение у родителей интереса к процессу развития ребенка, желание и умение видеть маленькие, но важные для ребенка, достижения.

Участие родителей в коррекционно-образовательном процессе ребенка с пониманием значимости этого для их ребенка; развитие чувства удовлетворенности от успешного применения своих знаний в воспитании и развитии ребенка.

Повышение активности родителей в вопросах сотрудничества со специалистами учреждения; желание участвовать в психолого-педагогических мероприятиях (клубные занятия, психологические тренинги, консультации  т.д.).

Расширение круга общения среди родителей учреждения.

Программа представлена в виде перечня тематики клубных встреч родителей, с кратким описанием структуры занятия, перечнем методов и приемов для реализации тематики занятий, примерным планом содержания каждого занятия. В методических рекомендациях по реализации программы представлен практический материал: «Примерное содержание занятий» по всем темам, «Притчи», содержание и правила психологической игры «Дельфин»,  лекторий для родителей, примерные варианты анкет «Обратная связь».

Программа может корректироваться в зависимости от запросов и потребностей участников клубных встреч.

Список используемой литературы и используемых источников

  1. Высотина Т. Н. Личностные особенности родителей, воспитывающих детей со сложными нарушениями психического развития //Вестник СПБГУ/ Выпуск 1/ Сер. 12. 2011 г.
  2. Граматкина И. Р. Включение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в образовательное пространство //Справочно — информационные материалы/ Городской ресурсный центр ИПИО МГППУ  
  3. Гилберг К., Питерс К. Аутизм: медицинские и психологические аспекты//http://zvetka.ru
  4.  Злобина А. С. Проблема психосоциальной помощи детям с ранним детским аутизмом //Общественные науки № 2 (6), 2006 г.
  5. Керре Н. О. Проблемы внеучебного функционирования аутичного ребенка в семье//Аутизм и нарушения развития № 2 (37) 2012 г.        
  6. Керре Н. О. О специфике семей, имеющих детей с аутизмом//Аутизм и нарушения развития № 2 (33) 2011 г.        
  7.  Керре Н. О. Особенности социального окружения детей с аутизмом//Аутизм и нарушения развития № 4 (31) 2010 г.
  8. Куташов В. А., Квасова В. В. Родительско-детские отношения в семьях с детьми с расстройствами аутистического спектра // Молодой ученый. — 2016. — №3.
  9. Ткачева В. В. Технология психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии. М: АСТ; 2007 
  10. Хабарова Т.Ю. Применение арт-терапии в лечении депрессивных и

зависимых пациентов // Молодой ученый. — 2015. — № 4



Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Если ваш ребенок особый» 

Цель: повышение родительской компетентности по вопросам инклюзивного образования «особых» детей, способствовать формированию толерантных установок к детям с ОВЗ через опыт эмоционального и телесного проживания.

Задачи:

  •  познакомить родителей с основными принципами реализации инклюзивного образования;
  •  сформировать у родителей первичные (общие) представления об инклюзивном образовании; 
  • способствовать повышению сензитивности к детям с ОВЗ, развитию способности сопереживать, оказывать поддержку детям с ОВЗ.

Структура родительского собрания представлена 2 блоками:

  1. Блок. Информационный направлен на повышение уровня информированности родителей об инклюзивном образовании, его принципах, содержании.
  2. Блок. Практический (опыт эмоциональногопроживания ситуаций) направлен на повышение сензитивности к детям с ОВЗ, развитие способности сопереживать, оказывать поддержку детям с ОВЗ).

 

Ведущий представляется, знакомит родителей с темой родительского собрания и сообщает, что родительское собрание будет проходить в интерактивной форме (с элементами тренинга). Информирует родителей о регламенте работы родительского собрания.

Ход собрания:

Вступительное слово ведущего:

Уважаемые родители! Разрешите открыть наше родительское собрание, посвященное инклюзивному образованию. Мы рады, что вы проявили интерес к этой теме. Чувствуйте себя свободно и активно включайтесь в работу.

Степень зрелости любого общества оценивается отношением к незащищенным слоям населения – это дети, старики, а также люди с ограниченными возможностями здоровья.

         В настоящее время, как никогда остро стала проблема социализации детей с ОВЗ, расширения области их жизненной компетенции, обеспечения детям с ОВЗ доступности качественного образования. Многие из них, конечно, посещают специальные школы учреждения, где хорошо разработана и налажена методика обучения и воспитания, но подлинное образование и эффективная социализация ребенка возможны только в контексте реальных взаимоотношений со сверстниками, социальных связей.

Зачастую дети с ОВЗ оторваны от общества своих сверстников, они не имеют возможности развиваться, дружить, играть как обычные дети. Как объяснить мальчишке, который проводит свое время с ровесниками во дворе, что он пойдет не в ту школу, что по соседству, не в ту, куда ходят все его друзья, а в специальную, отличную от других? Именно поэтому дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются не столько в особом обращении и поддержке, а в большей степени, в реализации своих способностей и достижении успехов, причем не в специализированном учреждении, а в обычном. Именно в этом и заключается задача инклюзивного образования (создание условий для детей с ОВЗ, адаптация образовательной среды под психофизические возможности ребенка).

Когда мы говорим об инклюзивном образовании, мы подразумеваем, что все дети разные, они могут быть любыми, они могут иметь разный рост, разный цвет волос и кожи, разные способности и возможности, но все дети могут развиваться и учиться.

Инклюзивное образование – процесс сложный, многогранный и он возможен только когда в нем взаимодействуют все участники образовательного процесса: это педагоги, психологи, логопеды, врачи, администрация образовательного учреждения и, конечно же, родители, при этом центральной фигурой всегда остается ребенок.

Упражнение на знакомство «Бокал»

Материалы для проведения: лист А4 в виде бокала (по числу участников).

Процедура проведения: участники должны «наполнить» свой бокал, ответив на следующие вопросы:

  1. Ф.И.О.
  2. Населенный пункт
  3. Мое любимое блюдо
  4. Мой любимый фильм (художественный или мультипликационный).
  5. Мой любимый кино- или литературный, или реальный герой и почему.
  6. Что меня удивило в жизни за последние 6 месяцев.
  7. Мои ожидания от родительского собрания.

Далее каждый участник знакомит остальных с содержимым своего бокала.

Ведущий совместно с участниками, на примере данного упражнения, подводит группу к выводу о том, что, несмотря на то, что все мы разные есть то, что объединяет людей (из любимых блюд можно устроить общую трапезу, где разнообразные блюда, но все приготовлены вкусно и с любовью; из любимых фильмов можно устроить совместный киносеанс).

А в заключение упражнения на знакомство ведущий вводит девиз родительского собрания, выразив его словами Толстого Л.Н. «Для того, чтобы легко жить с каждым человеком, помни, что объединяет тебя с ним, а не разъединяет».

Информационный блок

Упражнение «Принципы инклюзивного образования»

Цель: сформировать уважительное отношение к праву детей с ОВЗ на  «включенное» образование в среде нормативно развивающихся сверстников.

Материалы для проведения: карточки с принципами инклюзивного образования.

Процедура проведения: родители получают на карточках восемь основных принципов инклюзивного образования. Родители работают в малых группах. Каждой группе предлагается из 8 принципов выбрать наиболее близкий им, понятный, значимый и проработать его следующим образом:

  • раскрыть суть инклюзивного образования (как вы его понимаете);
  • представить ваше личное отношение к инклюзивному образованию детей с ОВЗ через принцип, начав со слов «Я согласен с этим принципом, потому что……. или я не согласен с данным принципом, потому что……» (позиция должна быть четкая и аргументированная). Нужно придумать не менее 2-3 позиций, которые будут раскрывать отношение к инклюзивному образованию.
  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
  3. Каждый человек имеет право на общение, и на то, чтобы быть услышанным.
  4. Люди нуждаются друг в друге.
  5. Подлинное образование может осуществляться только  в контексте реальных взаимоотношений.
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  7. Для всех обучающихся достижения процесса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

После выполнения упражнения каждая группа представляет в общий круг результаты своей работы (отрефлексированную позицию по отношению к инклюзивному образованию детей с ОВЗ).

Далее ведущий предлагает выполнить следующее упражнение под названием «Инклюзивное образование – это…»

Упражнение «Инклюзивное образование – это…»

Материалы для проведения: бумага, ручки

Процедура проведения: каждый участник должен не менее 5 раз записать окончание предложения «Инклюзивное образование – это…». Затем группа садится в круг, и участники по очереди высказываются, комментируя свой рассказ и отвечая на вопросы группы.

Далее участники делятся на 2 подгруппы: одна представляет преимущества инклюзивного образования, а другая – проблемы, трудности, противоречия.

         Важно, чтобы участники называли как положительные стороны инклюзии, так и проблемы (таким образом, формируется адекватная, критически обоснованная позиция). В заключении ведущий резюмирует высказывания родителей.

Упражнение-энергизатор «Виртуальный подарок»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения в группе

Процедура проведения: каждый участник придумывает подарок для своего соседа. Затем без слов, жестами вручает подарок так, чтобы все догадались, что это такое.

Практический блок (опыт эмоционального проживания ситуаций)

Игра «Стань на мое место»

Материалы для проведения: боксерские перчатки, ножницы, бумага, маркеры или фломастеры, повязка на глаза, детская азбука (буквы), беруши и стереонаушники.

Процедура проведения: ведущий предлагает членам  родительского собрания принять участие в игре под названием «Стань на мое место». Для участия в игре вызываются добровольцы, те, кто желает принять участие в игре.

1. Вызывается один участник, надевает боксерские перчатки и пробует что – нибудь нарисовать или написать на бумаге.

2. Второй участник должен вырезать квадрат из бумаги одной рукой. Вторая рука находится позади туловища и ее использовать нельзя.

3. Третий участник с завязанными глазами пытается на ощупь прочитать слово, выложенное из детской азбуки.

4. Четвертый участник с заткнутыми ушами пытается понять, о чем его просят.

После выполнения упражнения ведущий организует обсуждение в общем кругу. Каждый участник дает обратную связь по своему опыту, отвечая на вопросы:

  • Какие чувства вы испытывали при выполнении упражнения?
  • Что было самым трудным при выполнении упражнения?
  • Что помогало выполнять данное упражнение?
  • Что вы чувствуете сейчас, после выполнения задания?

 Упражнение «Эхо»

Цель: помочь участникам родительского собрания испытать состояние эмпатического слушания и сравнить в опыте отражение чувств и отражение содержания высказывания.

Ведущий вводит понятие «эмпатия» и «отражение чувств».

Эмпатия

Отражение чувств

Способность переживать те чувства, которые переживает партнер по общению в данный момент.

Процесс вербальной (с помощью слов) и невербальной (с помощью действий) обратной связи о тех чувствах, которые эмпатически испытывает человек, общаясь                    с партнером по общению.

 Ведущий задает вопрос группе: «Почему способность к эмпатии необходима при оказании поддержки детям с ОВЗ?» (участники высказывают свое мнение, делятся взглядами).

Процедура проведения: упражнение может быть проведено в 2 вариантах. Выбор варианта упражнения за ведущим, на его усмотрение.

Вариант№1. Упражнение выполняется в парах. Первый из пары искренне произносит какую-либо эмоционально окрашенную фразу, касающуюся инклюзивного обучения детей ОВЗ совместно со сверстниками. Второй участник последовательно выполняет 2 задания: сначала своими словами повторяет содержание того, что он услышал (отражение содержания), а затем пытается определить чувство, которое по его мнению, испытывает его партнер по общению (отражение чувств). Партнер оценивает точность обоих отражений.

После выполнения упражнения группа отвечает на вопросы:

  • Какие трудности были у вас во время выполнения упражнения?
  • Какие чувства вы испытали?
  • Что затрудняет или облегчает отражение чувств?

Вариант№2  Все участники родительского собрания в общем кругу слушают одного из участников, который говорит эмоционально окрашенную фразу, касающуюся инклюзивного обучения детей ОВЗ совместно со сверстниками. Каждый участник (или по желанию) последовательно выполняет 2 задания: сначала своими словами повторяет содержание того, что он услышал (отражение содержания), а затем пытается определить чувство, которое по его мнению, испытывает его партнер по общению (отражение чувств). Партнер оценивает точность обоих отражений.

По итогам упражнения ведущий, обращаясь к группе, задает вопрос: «Чему учит это упражнение? Для чего его выполняли? Что поняли, что приобрели для себя, выполняя упражнение?»

 

Упражнение «Нить Ариадны»

Материалы: повязка на глаза.

Процедура проведения: Упражнение выполняется в парах. Одному из участников в паре завязывают глаза, другой получает следующую инструкцию: «Представьте себе, что вы общаетесь с незрячим человеком. Вы имеете в течение 3-5 минут ознакомить его с окружающим миром через тактильные и слуховые ощущения.  Попробуйте сделать это, заново открыв мир. Упражнение выполняется молча». В паре оба выполняют и ту, и другую роли.

После выполнения упражнения ведущий организует обсуждение, где участники в общий круг делятся своими чувствами и переживаниями о ходе выполнения упражнения (по принципу «попкорна», т.е. высказываются не все пары, а по готовности, желанию).

 Примерные вопросы для обсуждения: на чем акцентировали внимание в первую очередь? Что старались передать? Что было необыкновенного в той или другой роли? Какие чувства испытывали в той или другой роли, что было трудного в упражнении? Что помогало выполнить упражнение?

 

Упражнение «Разговор через стекло»

Материалы: не требуется

Процедура проведения: Упражнение выполняется в парах, невербально. Одному из участников в паре говорят, что он человек, лишенный возможности говорить (немой), другой получает следующую инструкцию: «Представьте себе, что вы общаетесь с человеком, лишенным возможности говорить (немым), да вдобавок между вами стекло. Вам нужно суметь договориться, например, о подарке на день рождения или совместном досуге (где и как вы проведете выходные).

После выполнения упражнения ведущий организует обсуждение, где участники в общий круг делятся своими чувствами и переживаниями о ходе выполнения.

 Примерные вопросы для обсуждения: на чем акцентировали внимание в первую очередь? Что старались передать? Что было необыкновенного в той или другой роли? Какие чувства испытывали в той или другой роли, что было трудного в упражнении? Что помогало выполнить упражнение?

Завершение родительского собрания. Подведение итогов работы (в кругу), получение обратной связи.

Анкетирование участников.

Домашнее задание. Участникам родительского собрания предлагается подумать над рядом вопросов для обсуждения на следующем родительском собрании:

  • я не уверен в том, что мой ребенок сможет принять ребенка-инвалида.
  • я боюсь конфликтов между обычными детьми и ребенком-инвалидом.
  • мне не понятно для чего соединять разных детей?
  • меня пугает, что я не смогу объяснить своему сыну, что такого ребенка нельзя обижать, я считаю, что неизбежны конфликты между родителями такого ребенка и мною, так как мой сын очень активный и часто бывает инициатором детских ссор.
  • теоретически я не против, если в нашем классе будет ребенок-инвалид, но мне не понятно, как будет осуществляться процесс обучения, не будет ли педагог больше занят этим ребенком, а наши дети останутся без должного внимания.
  • я считаю, что в нашем классе нет условий для пребывания и обучения такого ребенка, ведь согласитесь, для этих детей нужны особые условия. Но я согласна с тем, что эти дети должны общаться с обычными детьми, но для этого нужно менять условия, а кем это будет финансироваться?      

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание по теме: « Как помочь ребенку стать внимательным» Педагог-психолог Ершова Л.П.

Слайд 2

1 . Часто ли Ваш ребёнок отвлекается во время выполнения заданий? - Да. - 1 2 чел. - Трудно сказать - 1 чел. - Нет - 4 чел.

Слайд 3

2.Можно ли назвать Вашего ребёнка сосредоточенным, усидчивым? - Да - 6 чел. - Трудно сказать - 5 чел. - Нет - 6 чел.

Слайд 4

3.Хотелось бы Вам, чтобы Ваш ребёнок был внимательным? - Да 17 чел. - Трудно сказать - - Нет -

Слайд 5

4. Что Вы делаете для того, чтобы у Вашего ребёнка развивалось внимание? - Занимаемся 1 4 чел. - Затрудняюсь ответить 3 чел. - Не знаем - чел.

Слайд 6

5. Считаете ли Вы, что такие собрания необходимо посещать всей семьёй? - Да 8 чел. - Да, но не всегда получается 6 чел. - Необязательно 3 чел.

Слайд 7

Продолжите фразу «Внимательный ребёнок – это ……..»

Слайд 8

«Что такое внимание и каковы его свойства?»

Слайд 9

Внимание – это способность человека сосредоточиться на определённом объекте и явлениях. Основные свойства: концентрация, объём, устойчивость, распределение и переключение.

Слайд 10

« C лушаю» - не обязательно «слышу», «смотрю» - не обязательно «вижу». При получении соответствующего сигнала (в нашем случае это звучание фамилии) чувствительность возрастает (лучше слышу, лучше вижу, яснее мыслю).

Слайд 11

«Особенность внимания» : Внимание не существует самостоятельно, без восприятия, запоминания, мышления. То есть, чтобы быть внимательным, надо хорошо ощущать, хорошо запоминать, хорошо мыслить.

Слайд 12

Внимание может быть: Непроизвольным (не имеющим цели и волевого усилия). Произвольным (наличие цели и активное её поддержание посредством силы воли).

Слайд 13

Упражнения по развитию произвольного внимания .

Слайд 14

«Запоминай порядок»

Слайд 15

«Заметить всё»

Слайд 16

«Ищи безостановочно»

Слайд 17

Тест. Ключ к тесту : «А» - 3 очка «Б» - 2 очка «В» - 1 очко

Слайд 18

У внимания, как и у других психических процессов, есть свои свойства , которые нужно знать родителям.

Слайд 19

Объём внимания Он характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов.

Слайд 20

Устойчивость внимания - Это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте, одной и той же проблеме.

Слайд 21

Переключение внимания это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одного вида деятельности на другой в связи с постановкой новой задачи

Слайд 22

Распределение внимания это одновременное внимание к одному или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдений за ними.

Слайд 23

Концентрация внимания это умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу.

Слайд 24

Внимание – это не раз и навсегда данное качество! Внимание можно и нужно развивать! Самому ребёнку это сделать трудно. Ему необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главным помощниками ребёнку могут стать мама и папа, бабушка и дедушка. А теперь освоим еще несколько приемов развития внимания у детей.

Слайд 30

Индивидуальные особенности внимания: Устойчивое, но слабо переключаемое внимание: дети могут долго и старательно решать одну задачу, но с трудом переходят к следующей.

Слайд 31

Индивидуальные особенности внимания 2 . Легко переключаемое внимание в процессе работы, но так же и легко отвлекаемое на посторонние моменты.

Слайд 32

Индивидуальные особенности внимания 3. Хорошо организованное внимание сочетается с малым объёмом. 4. Легко отвлекаемое внимание.

Слайд 33

Индивидуальные особенности внимания 5. Устойчивое непроизвольное внимание: Дети сосредотачивают внимание на интересных особенностях изучаемого материала.

Слайд 34

Если у детей не сформировано произвольное внимание, то - Они будут заменять буквы – гласные или согласные, близкие по акустическим признакам: дети –теди, дети – бети , з вуки – ж вуки.

Слайд 35

Если у детей недостаточно развита устойчивость внимания, то они будут: Пропускать буквы в словах – тава –трава, трва – трава; В примерах пропускают цифры и знаки: 12-6=5 1 -6=5 12- 6 5;

Слайд 36

Если ребёнок переставляет слоги в словах, то: - это связано с неустойчивостью внимания, например, стройка – сытыройка, проходили – прохолиди, собрались – собрасьли, трава - твара.

Слайд 37

Если ребёнок добавляет в слова гласные, то - это связано с неустойчивостью произвольного внимания, например, дрова –дорова, стройка – сытыройка.

Слайд 38

Рекомендации родителям: Помогите вашим детям стать внимательными. Приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания. В основе внимания лежит интерес. Играйте вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания. Научитесь играть в шахматы и шашки, ведь эти игры называют «Школой внимания». Не забывайте о спортивных и подвижных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание, воображение, быстроту мышления. Учите детей быть наблюдательными – умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое- в знакомом. Постоянно тренируйте внимание своего ребенка. Используйте для этого прогулки на свежем воздухе, походы, любую возможность. Стимулируйте интерес к развитию внимания собственными примерами и примерами из жизни других людей. В семейном кругу демонстрируйте достижения ребенка по развитию собственного внимания. Наберитесь терпения и не ждите немедленных, успешных результатов.

Слайд 39

С П А С И Б О ЗА ВНИМАНИЕ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблемы подросткового возраста Материалы для родительского собрания Ершова Л.П.

Слайд 2

Я не верю, что жизнь человека предопределены его детством. Я думаю. Что существует ещё очень важные периоды: отрочество, юность… Ж.-П. Сартр

Слайд 3

Подростковый возраст (11-15 лет) Перестройка организма ребенка – половое созревание Границы этого периода достаточно неопределенны Протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых Подростковый возраст называют затянувшимся кризисом

Слайд 4

§ 1. Пубертатный кризис Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме Интенсивное физическое и физиологическое развитие увеличиваются рост и вес Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими Появляются вторичные половые признаки – внешние признаки полового созревания Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса, которые вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.

Слайд 5

Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать «гормональную бурю». Подростки как будто все время находятся в состоянии стресса.

Слайд 6

Новый образ физического «Я» Резко повышается интерес к своей внешности: Ребенок остро переживает все изъяны внешности , действительные и мнимые Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба – все расстраивает , а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны проявить и понимание, и тактичность

Слайд 7

§ 2. Развитие психических функций В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление операции становятся формально-логическими (подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане) рассуждает гипотетико – дедуктивно (на основе общих посылок подросток строит гипотезы и проверяет их) ? !

Слайд 8

Подросток Умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи Способен на системный поиск решений Проверять логическую эффективность подходов к решению новой задачи Находить способы применения абстрактных правил для решения целого класса задач Развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение и др. Устойчиво проявляется рефлексивный характер мышления: подростки анализируют операции, которые они производят, способы решения задач.

Слайд 9

Особенности теоретического рефлексивного мышления позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях

Слайд 10

Подросток Рассуждает об идеалах, о будущем Иногда создает собственные теории Приобретает новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир С интеллектуальным развитием тесно связано начинающееся в этот период становлении основ мировоззрения. Приобретает взрослую логику мышления интеллектуализация восприятия и памяти развитие различных видов речи развитие воображения

Слайд 11

§ 3 Развитие самосознания В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания : чувство взрослости и « Я-концепция » Подростку еще далеко до истинной взрослости – и физически, и психологически, и социально, но он стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права.

Слайд 12

Подражание взрослым Внешний облик Манеры Развлечения (поездки за город, дискотеки) Романтические отношения (свидания, записки)

Слайд 13

Чувство взрослости - отношение подростка к себе как к взрослому и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком

Слайд 14

Как проявляется чувство взрослости подростка? В желании, чтобы все – и взрослые и сверстники – относились к нему не как к подростку, а как к взрослому В стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей Претендует на равноправие в отношениях со взрослыми и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию Вопросы внешности, отношений со сверстниками, иногда учебы

Слайд 15

Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками: взаимная поддержка, помощь в случае нужды, уверенность в друге и доверие к нему, защита друга в его отсутствие, принятие успехов друга, эмоциональный комфорт в общении. Так как подросток во многом непоследователен и противоречив, он часто отступает от этого свода правил, но от друзей ожидает их неукоснительного соблюдения Все нестабильно, взгляды могут измениться через неделю «Один за всех и все за одного»

Слайд 16

Внутренний мир Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты и поступки анализируются им пристрастно Подросток хочет понять, какой он на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть Личностная рефлексия, потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесниками, и дневники , которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой

Слайд 17

Образы «Я», которые создает в своем сознании подросток, разнообразны – они отражают все богатство его жизни «Я»-концепция Реальное «Я» Идеальное «Я» Познавательный компонент Оценочный компонент Поведенческий компонент

Слайд 18

Реальное «Я» Представления о собственной внешней привлекательности Представления о своем уме Представления о своих способностях в разных областях Представления о силе характера, общительности, доброте и других качествах Когнитивный (познавательный) компонент «Я-концепции» Познание себя Познание своих различных качеств Оценочный и поведенческий компонент «Я-концепции» Важно знать насколько значимы его индивидуальные особенности Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся главным образом благодаря влиянию семьи и сверстников Подросток – ещё не цельная зрелая личность. Неустойчивость, подвижность всей душевной жизни в начале и середине подросткового возраста приводит к изменчивости представлений о себе

Слайд 19

Идеальное «Я» Идеальное «Я» может сильно отличаться от реального При высоком уровне притязаний При недостаточном осознании своих возможностей Разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе , что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию Подростки не только мечтают о том, какими они будут, но и стремятся развивать в себе желательные качества У подростка развивается саморегуляция

Слайд 20

§ 4 Подростковые реакции Подростковая самостоятельность Стремление к эмансипации от взрослых Освобождение от опеки взрослых, контроля Разнообразные увлечения – неучебные занятия Увлечения Подростковый возраст без увлечения подобен детству без игр Выбирая себе занятие по душе, подросток удовлетворяет Потребность в самостоятельности Познавательные потребности и др. Интеллектуально-эстетические, эгоцентрические, лидерские, телесно-мануальные, накопительские, информативно-коммуникативные

Слайд 21

Общение со сверстниками Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на неучебные занятия, и на отношения с родителями Ведущая деятельность в этот период – интимно-личностное общение Подростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление «Счастье – это когда тебя понимают» Близкие друзья – ровесники одного и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же среде Неформальные группы Взаимная симпатия Общие интересы, занятия Способы развлечений, место проведения свободного времени

Слайд 22

Общение со взрослыми Влияние родителей уже ограничено Ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей Для подростков характерно стремление к эмансипации от близких взрослых: нуждаясь в родителях, их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит главным образом от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего ребенка.

Слайд 23

Родительский контроль Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. Контроль может быть принципиально различным Крайние, самые неблагоприятные для развития подростка случаи – жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля , когда подросток оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным Родители регулярно указывают детям, что им делать Подросток может высказать свое мнение, но родители, принимая решение, к его голосу не прислушиваются Подросток может принимать отдельные решения сам, но должен получить одобрение родителей Родители и подросток имеют почти равные права, принимая решение Подросток сам решает, подчиняться ему родительским решениям или нет

Слайд 24

Стили семейного воспитания Демократичный – родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплинированность, предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях его жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей Авторитарный – родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов; они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать не вполне корректно «Воспитание по типу Золушки» - высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным , отвергающим отношением к подростку Гипоопека – сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля Гиперопека – излишняя забота о подростке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте,- приводит пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками Противоречивое воспитание – отношение родителей к подростку как к маленькому ребенку и непоследовательность требований, когда от него ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность Отношения с окружающими – наиболее важная сторона жизни подростков

Слайд 25

§ 5 Личностная нестабильность и подростковые проблемы Личностная нестабильность – одна из ярких особенностей подросткового возраста. Проявляется прежде всего в частых сменах настроения, аффективной «взрывчатости», связанной с процессом полового созревания, физиологическими перестройками в организме Нравственная неустойчивость – у ребенка ещё нет истинной нравственности т нормы морали остаются для него чем-то внешним. Этим нормам, правилам поведения большинство подростков следуют для того, чтобы оправдать ожидания значимых для них людей, сохранить с ними хорошие отношения, получить их одобрение Неустойчивая самооценка – самосознание подростка во многом зависит от внешних влияний. Подросток со своей мятущейся душой пытается понять себя и открывает в себе все новые т новые черты Противоречивость характера и устремлений – подросток хочет быть таким же, как все, и пытается выделиться, отличаться любой ценой; борется с авторитетами, общепринятыми правилами и идеалами и обожествляет случайных кумиров

Слайд 26

Подростковые проблемы Ранняя алкоголизация, токсикомания и наркомания Противоправное поведение Самоубийства К социальным проблемам приводят обычно особые обстоятельства : Изолированность Отсутствие понимания в семье и школе Встреча с асоциальной группой или сверстником, имеющим соответствующий жизненный опыт Причины подростковых проблем разнообразны Неудовлетворенность отношениями со взрослыми и сверстниками Недостаточная загруженность реальными делами и скука Желание утвердиться и выделиться Протест против существующих в обществе норм и правил Протест против «серой безликой толпы», для которой «ты ничего не значишь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Знакомство с техникой папье- маше, изготовление яиц в технике папье - маше"

Это занятие проводится в сооответствии с рабочей программой "Природа и фантазия", 2 год обучения. Дети знакомятся с новой техникой - папье - маше, учатся использовать бросовый материал, узнают историю...

праздник, посвященный 23 февраля "Папы для нас очень важны, папы нам наши очень нужны"

В моем классе одни мальчики. Мне захотелось как-то их поздравить. Я провела мероприятие с приглашением их пап. Образовала команды из сына и папы и провела соревнования. Мамы были болельщиками. Было оч...

Праздник, посвящённый дню папы "Папа может!"

21 июня в нашем детском саду прошёл праздник, посвящённый дню папы. В гости мы пригласили пап. Было очень весело и задорно. Дети читали стихотворения, пели песни, наигрались со своими папами. Папы же ...

Родительское собрание «Роль общения в жизни подростка. Взаимоотношения мальчиков и девочек в младшем подростковом возрасте»

Родительское собрание«Роль общения в жизни подростка. Взаимоотношения мальчиков и девочек в младшем подростковом возрасте» Цель: создание у участников родительского собрания эмоционального настро...

Воспитательное мероприятие «Папа может», посвященное Дню папы

Сценарий воспитательного мероприятия ко Дню папы. Направлено на психологическое сближение детей и родителей. Участвуют папы, обучающиеся и педагог...

Сценарий спортивного развлечения с папами «Папа и я - спортивные друзья» в старшей группе «Подсолнушки»

Цель: укрепление взаимоотношений между ребенком и папой посредствам физической культуры....