Дисграфия
презентация к уроку на тему

Гаврилова Наталья Александровна

Презентация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл disgrafiya.pptx1.43 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дисграфия Подготовила: учитель-логопед МОУ СОШ №1 г. Р тищево Саратовской области Гаврилова Н. А.

Слайд 2

Дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

Слайд 3

Формы дисграфии Артикуляторно-акустическая ребенок заменяет буквы, соответствующие фонетически близким звукам ( звонкие-глухие , свистящие-шипящие , аффрикаты и компоненты, входящие в их состав), а также неправильно обозначает мягкость согласных на письме (« лУбит » вместо « лЮбит », « пиСмо » вместо « пиСЬмо »).

Слайд 4

На основе нарушения фонемного распознавания (акустическая ) Этот вид дисграфии проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки, в нарушении обозначения мягкости согласных на письме. Чаще на письме смешиваются буквы, обозначающие свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч – ть , ч-щ , ц-т , ц-с , с-ш , з-ж , б-п , д-т , г-к и т.д.), а также гласные о-у , е-и . Чаще всего механизм этого вида дисграфии связан с неточностью слуховой дифференциации звуков, при этом произношение звуков является нормальным (необходима более тонкая слуховая дифференциация, чем для устной речи). В других случаях у детей с этой формой дисграфии имеется неточность кинестетических образов звуков, которая препятствует правильному выбору фонемы и ее соотнесению с буквой.

Слайд 5

На почве нарушения языкового анализа и синтеза - пропуски согласных при их стечении (дожи-дожди, деки-деньки); - пропуски гласных ( девчки-девочки , пошл-пошли , тчка-точка ); - перестановки букв ( кулка-кукла , пакельки-капельки ); - добавление букв ( весная-весна ); - пропуски, добавления, перестановки слогов ( весипед-велосипед ).

Слайд 6

Аграмматическая - неправильное употребление падежных окончаний; - неверное употребление числа имен существительных (вместо единственного числа в письме часто встречаются употребления множественного и наоборот); - трудности при согласовании имен существительных с прилагательными (наблюдаются ошибки согласования в роде, падеже, числе); - в письменных работах распространены ошибки, вызывающие нарушения связей в словосочетаниях (ошибки управления , согласования); - трудности грамматического выражения отношений между предметами и процессами окружающей действительности : пропуски и замены предлогов вызывают нарушение связей в словосочетаниях и влекут за собой ошибки морфологического характера.

Слайд 7

Оптическая - искаженные воспроизведения букв на письме (неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы ); - замены и смешения графически сходных букв.

Слайд 8

На что нужно обратить особое внимание: 1. Если Ваш ребенок левша. 2. Если он - переученный правша. 3. Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу. 4. Если в семье говорят на двух или более языках. 5. Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии .) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению. 6. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием. 7. Смешение букв по оптическому сходству: б-п , т-п , а-о , е-з , д-у . 8. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба). 9. При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у , ё-ю , согласные р-л , й-ль , парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц , ч, щ . Например: тыня (дыня), клёква (клюква). 10. Пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый).

Слайд 10

Пути коррекции Коррекция звукопроизношения; Развитие зрительного и слухового внимания; Развитие фонематического слуха; Развитие звукового анализа и синтеза слов; Развитие лексико-грамматического строя речи.

Слайд 11

Упражнения, которые помогут в преодолении дисграфии "Корректурная правка ". Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным шрифтом . Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек.

Слайд 12

"Пишем вслух". Всё , что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей. То есть, " Ещ-Ё О-дин ч-рЕз-вы-ча-Й-нО важ-ны-Й прИ-Ём " (ведь на самом деле мы произносим что-то вроде "ИЩО АДИН ЧРИЗВЫЧАИНА ВАЖНЫй ПРЕЙОМ"). Пример проще: "НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком " (на стале стаял куфшин с малаком ).

Слайд 13

"Пропущенные буквы". Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма. Например: К __неч__о , н__ м__гл__ бы__ь и __е__и о т__м , ч__о__ы Лариосик __к__зал__я п__ед__те__е__ . Ни в к__ем __л__ч__е н__ м__ж__т б__т__ н__ ст__ро__е Петлюры ин__ел__иг__н__н__й ч__л__ве__ в__об__е , а д__ен__льм__н , п__д__и__ав__ий ве__сел__й на с__мь__ес__т п__ть ты__я__ и п__сы__а__щи__ __ел__г__а__мы в __есть__ес__т тр__ с__ов__ , в ч__ст__о__ти ... М__ши__ным ма__ло__ и к__ро__и__ом на__лу__ш__м об__аз__м б__ли

Слайд 14

Лабиринты . Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.

Слайд 15

Чего нельзя делать? Дети с дисграфией , как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Текст с ошибками лишний раз показывает ребенку, что ошибки возможны, даже, пожалуй, полезны.

Слайд 16

Дизорфография это специфическое нарушение орфографического навыка письма. Для детей с дизорфографией основную трудность вызывает решение орфографической задачи: им трудно увидеть "опасное место" в слове, сложно подобрать проверочное слово, хорошо выучив правило, ребёнок не может применить его на письме. Решение орфографических задач может быть затруднено по различным причинам: проблемы речевого развития (общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи); снижение слухоречевой памяти; невозможность следовать цепочке последовательных действий в результате различной патологии беременности и родов.

Слайд 17

Примеры упражнений для коррекции подобрать прилагательные к существительному (птица домашняя, яркая, серая, быстрая, пугливая; море синее, спокойное, тёплое, солёное, бескрайнее); подобрать существительные к глаголу (падает снег, листья, ваза, камень, мяч) и наоборот (созрел лимон, созрело яблоко, созрела слива, созрели фрукты); найти все однокоренные слова на картинке (лес-лесник, лесовоз, лесополоса, лесной); отгадать картинку и объяснить угаданное выражение («клевать носом»); собрать предметы в пары, подобрать к ним обобщающее слово, задать вопрос (слон-зебра животные жарких стран, вопрос кто?); объединить слова в словосочетания; назвать предмет, зная его части, задать вопрос (клюв, лапки, крылья – (кто ?); назвать нужное существительное по аналогии (дядя и … тётя, сын и … дочь); назвать место работы (повар — кухня, врач — больница) или необходимый инструмент (ножницы — парикмахер, кисть — маляр); написать как можно больше слов с одинаковыми гласными, например, «О» (ворона, золото, хороший и др.); разложить картинки под символами рода (кот — мужской род, корова — женский, солнце — средний); образовать из существительного прилагательное (кольцо из золота – золотое, но не золотистое, варенье из сливы - сливовое, а не сливное или сливочное).

Слайд 18

Советы родителям Главное , что могут сделать для своего ребёнка родители — создать для него благоприятный психологический климат на время коррекционной работы. Поэтому важно проявлять терпение и снисходительность для благополучного разрешения ситуации.

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложная форма дисграфии (Аграмматическая дисграфия) 4 класс.

В тематическом планировании даны темы логопедических уроков для учеников четвертых классов массовой школы....

«Ошибки на письме» Дисграфия. Мероприятия по профилактике дисграфии.

Чаще всего причиной дисграфии называют недоразвитие высших психических функций и устной речи. Некоторые авторы (И.Н. Садовникова, А.Н. Корнев, М.М. Безруких) говорят в этой связи о несформированности ...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Коррекция сложной дисграфии (дисграфии на почве языкового анализа и синтеза, осложненного оптическим и акустическим недоразвитием) для обучающихся 6 класса

В ходе углубленной диагностики речевого развития у группы обучающихся шестого класса выявлен сложный вид дисграфии, обусловленный недоразвитием языкового анализа и синтеза, оптико – пространстве...

Логопедический ликбез для родителей «Дисграфия. Симптоматика дисграфии»

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предм...

Консультация для учителей начальных классов и родителей: «Нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия). Классификация дисграфий.

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии....