Статья "Когда дом не крепость"
статья

Тригуб Владимир Анатольевич
Мой дом – моя крепость. Хорошо знакомая  всем пословица. Но бывает, что  крепость эта ребенка не защищает, а, наоборот, препятствует полноценному развитию, формирует  неправильные формы поведения, способствует развитию различных комплексов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kogda_dom-ne_krepost.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Когда дом-не крепость….

      Мой дом – моя крепость. Хорошо знакомая  всем пословица. Но бывает, что  крепость эта ребенка не защищает, а, наоборот, препятствует полноценному развитию, формирует  неправильные формы поведения, способствует развитию различных комплексов.

      Принято считать, что самое безопасное место для ребенка — это его собственный дом,  семья, где он окружен родительской лаской и заботой.

Но в реальной жизни оказывается, что это далеко не всегда  так. Педагогам нередко приходится сталкиваться с проявлениями агрессивного, жестокого поведения у детей и подростков. Анализируя причины подобных проблем у разных учащихся, достаточно часто можно выявить связь между стилем воспитания в семьях и детской жестокостью. Например, отец «держит сына в ежовых рукавицах», применяет жёсткие методы воспитания ребёнка, не пренебрегает физическими наказаниями, ограничивает интересы ребёнка, требует безоговорочного  подчинения сына, воспитывает в нём «настоящего» мужчину. А на самом деле «передает эстафету зла»,  сын начинает «копировать»  поведение своего отца, самоутверждается, демонстрируя неправильное, деструктивное поведение.

       На самом деле отец проявляет по отношению к сыну   физическое, психологическое насилие.

       Безопасность детей в семьях страдает по вине родителей. Дети подвергаются различным видам насилия:

-физическому насилию (нанесение телесных повреждений, увечий);

- психологическому насилию (угрозы, унижения, оскорбления, чрезмерные требования, чрезмерная критика);

- сексуальному насилию (принуждение к половым актам, различного рода сексуальным действиям);

-пренебрежению основными потребностями ребёнка (невнимание к основным нуждам ребёнка в пище, одежде, присмотре, медицинском обслуживании).

          Последствия применения различных видов насилия в семье трудно переоценить. Нередко они определяют дальнейшее развитие ребёнка, определяют его судьбу. К каким же личностным изменениям приводит отсутствие безопасности в семье, применения насилия к ребёнку со стороны родителей? Это подозрительность и недоверие, депрессия и суицидальные проявления, импульсивность, агрессия, нарушение общения, неустойчивая  самооценка, снижение адаптивных способностей. Всё это значительно осложняет процесс социализации ребёнка, формирование у него позитивной жизненной перспективы.

               Что может быть сделано для того, чтобы предотвратить насилие по отношению к детям?  Вот некоторые направления деятельности в рамках решения данной проблемы:

  -профилактическая, просветительская  работа с родителями в образовательном учреждении, раскрывающая последствия  различных видов насилия по отношению к детям.

-обучение родителей тому, как сдерживать у себя порывы жестокости и как справляться со своими детьми.

-изменение позиции родителей в отношении вопроса жестокого обращения с детьми,  пересмотр позиции по отношению к телесным наказаниям и правам ребенка, т.к. грань между допустимым наказанием и жестоким обращением легко стирается.

Несколько полезных советов родителям:

1.Запомните: у уверенных в себе родителей уверенные, спокойные дети. Для ребенка очень важно, как родители оценивают его в присутствии посторонних взрослых. Дети считывают наше к ним отношение и интуитивно принимают его. Так что сформулируйте для себя: за что вы уважаете своего ребенка? И уверенно подчеркивайте его достоинства при общении с окружающими. Да и наедине не забывайте хвалить за все хорошее, что в нем есть.

2. Дети, выросшие в одном доме с братьями «меньшими», становятся добрыми и отзывчивыми, заведите домашних животных, комнатные цветы, пусть ребенок за ними ухаживает.

3. Если ваш ребенок – агрессор, задумайтесь: ничто не берется ниоткуда. Постарайтесь честно ответить себе: приняты ли в вашей семье ссоры в качестве способа разрешения конфликтов? А рукоприкладство? Равнодушие к вашим старикам? Обычно поведение ребенка зеркально отражает манеру общения, принятую в семье. Еще один момент: родители, воспитывающие мальчиков, часто считают драку нормальным для них способом общения и специально поощряют: «Всегда давай сдачи!» Постарайтесь заменить эту разрушающую установку на мирное решение конфликтов и недопустимость провокаций. Учите детей, что нельзя срывать злость на других людях, для этого можно выразить ее иначе – порвать бумагу, умыться, нарисовать злую картинку, порвать ее, глубоко подышать, посчитать до десяти.

4. Специалисты рекомендуют тем родителям, кто испытывает желание встряхнуть или ударить плачущего ребенка, постараться проделать следующее:

 - выйти из комнаты и позвонить приятелю.

 -включить какую-нибудь успокаивающую музыку.

 - сделать 10 глубоких вздохов и успокоиться; затем сделать еще 10 вздохов.

 - пойти в другую комнату и выполнить какие-нибудь упражнения

 -принять душ

 -сесть, закрыть глаза и живо представить себе, что находитесь в каком-нибудь приятном месте

 Если ни одна из предложенных стратегий не помогает, обращайтесь за психологической помощью.

Несколько полезных советов педагогам:

1.Будьте внимательны к ребёнку, изучайте его индивидуально-психологические особенности, психологическую атмосферу в семье.

2.Наблюдайте за поведением ребёнка, отмечайте малейшие изменения в обычном рисунке поведения ребёнка, своевременно обращайтесь к            Безопасность ребёнка в семье важна для его успешной реализации в будущем, для формирования собственных семейных отношений, нравственных ориентиров, для адекватной профессиональной направленности, социальной адаптации в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мой дом – моя крепость

Урок обществознания в 7 классе. Тип урока – комбинированный. Урок позволяет использовать разнообразные технологии: проектные, поисковые и др. За несколько дней до урока учащиеся получают творческие за...

"Семейная гостиная "Мой дом - моя крепость"

Семейная гостиная "Мой дом - моя крепость - это праздник для детей, живущих в школе-интернате. Для них самое главное- чувствовать, что рядом с ними  близкие им люди. На празднике дети рисуют семе...

Брестская крепость-крепость герой! Литературно-музыкальная композиция

Сценарий этой литературно-музыкальной композиции был разработан полсе прочтения книги Смирнова "Брестская крепость" и просмотра фильма А. Котта  с аналогичным названием. После постановки данного ...

Падение Белогорской крепости. Встреча с Пугачевым.

Урок литературы по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка" в 8 классе....

"Моя семья - моя крепость"

Сочинение, посвященное к году благополучного детства и укрепления семейных ценностей ....

Брестская крепость

Компьютерная презентация, посвященная Великой Отечественной войне. Она рассказывает о героической обороне Брестской крепости....

Классный час "Моя семья - моя крепость"

Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью, сплочение классного коллектива...