Игры с детьми для работы с лексикой
статья (5 класс)

Валова Анастасия Федоровна

Занятия с детьми часто требуют от нас слишком многого – энергии, позитива, активности. Не все и не всегда готовы фонтанировать энтузиазмом, чтобы увлечь маленького шалуна. Игровые технологии не подведут – продумайте несколько игр “на всякий случай” (ребенок устал, отвлекается, упрямится).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры для работы с лексикой онлайн

Занятия с детьми часто требуют от нас слишком многого – энергии, позитива, активности. Не все и не всегда готовы фонтанировать энтузиазмом, чтобы увлечь маленького шалуна. Игровые технологии не подведут – продумайте несколько игр “на всякий случай” (ребенок устал, отвлекается, упрямится).

ИИгры для введения новых слов

  • Называем картинки, изменяя голос (тихо, громко, басом, тонким голосом и т.д.), просим ребенка повторить.
  • Рассказываем историю, показывая новые слова картинками/реальными предметами/жестами.
  • Просим подобрать рифмующиеся слова в пропуски в стихотворении, даем возможность догадаться о значении слов по контексту.
  • Рисуем картину, называя элементы на ней (например, “дерево”, “цветок”, “машина”).
  • Предмет, название которого вводится, накрываем легкой тканью и показываем ребенку, называя его на английском, задача ученика – разгадать, что это.
  • Составляем ребус, чтобы ученик сам “расшифровал слово”.
  • Говорим ребенку количество букв в слове и просим называть буквы, предупредив, что в начале игры у него 100 долларов (за названые неправильно буквы штраф – 5-10 долларов). Победить можно, сохранив хотя бы часть “денег”.
  • Момент появления картинок можно обыграть, чтобы вызвать интерес и увлечь ученика. Вот возможные ситуации: картинки принесет игрушка или ваш помощник в костюме; они упадут “ниоткуда”; картинки пропадут, а потом вы найдете их за спинкой стула. Лучший вариант на онлайн уроке – интерактивные картинки (гифки, пазлы, анимированные персонажи).

ИИгры для этапа отработки лексики

  • показываем картинки в быстром темпе, ребенок называет предметы,
  • называем определение как загадку – ребенок дает отгадку,
  • показываем слово пантомимой, чтобы ребенок отгадал,
  • спрашиваем у игрушки название картинки (она ошибается или говорит верно), узнаем у ребенка правильный ответ,
  • показываем часть картинки и просим ее назвать,
  • напеваем слова, используя любой мотив/ритм или превращаем их в чант,
  • ребенок находит слова в цепочке слов,
  • ученик составляет из перепутанных букв слова,
  • загадываем слово, ученик старается его отгадать, задавая вопросы (затем участники меняются ролями),
  • ученик прослушивает описание картинки/маршрут и рисует его,
  • называем слова, когда звучит “запретное слово”, ученик хлопает в ладоши,
  • ученик поднимает руку/подпрыгивает, если слышит съедобные/желтые и др. продукты,
  • ученик выполняет команду только в том случае, если ей предшествуют слова “Simon says”,
  • просим придумать смешную историю с новыми словами,
  • по очереди выбираем с учеником флешкарточки из нескольких сложенных веером, стараясь отгадать, какой предмет там изображён (вы показываете, а ученик называет номер карты). Побеждает тот, кто отгадал большее количество карточек.

Интерактивные игры прекрасное дополнение к онлайн уроку. Используйте данную подборку на этапе отработки базовой лексики с дошкольниками и младшими школьниками (хотя они нравятся и взрослым ученикам).

Learning Chocolate

Big Muzzy на English4kids: Английский для детей

English-4kids

Hello-World

Cookie

ESL Games+

Vocabulary.co.il

BritishCouncil

Пусть все ваши уроки приносят радость и новые знания ученикам!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Щенниковская основная школа

Методическая разработка на Всероссийский конкурс

 методических  разработок уроков, посвященных семье и традиционным семейным ценностям,

Урока для родителей детей 9 классе

«Семейные ценности»

 «Помощь родителей в период подготовки к ОГЭ» «Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам. Как противостоять стрессам»

.

                                                               Автор разработки: учитель

 английского языка

                                                               МБОУ Щенниковской ОШ                        

                                            Валова Анастасия Федоровна

Село Щенники, 2017 г.

Воспитательная система класса

    Планирование воспитательной системы в классе основывается с учётом возрастных особенностей и опирается на воспитательную систему «Я – гражданин России», составленную на 2016-2017годы. Гражданственность включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин – государство», «человек – общество». Формируя гражданина, необходимо, прежде всего, видеть в нём человека.

  Целевая направленность системы - это формирование личности выпускника, обладающего единством духовно-нравственного и правового долга, способного к активной жизненной позиции в самореализации и самоопределении; ориентирование на общечеловеческие ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Земля, Творчество.

  Основными принципами системы являются:

  • Принцип гуманизма
  • Принцип самоактуализации
  • Принцип индивидуальности
  • Принцип субъектности
  • Принцип выбора
  • Принцип творчества и успеха
  • Принцип доверия и поддержки
  • Принцип системности

В результате у выпускника школы должны быть сформированы: нравственные нормы поведения, теоретическое сознание, готовность к труду и профессиональной деятельности, активная гражданская позиция, позитивное отношение к созданию и сохранению семьи, положительная мотивация к здоровому образу жизни, способность к сотрудничеству, рациональной организации деятельности и самоконтролю.

Тематика бесед и классных часов:

 «Мы перед вами в долгу неоплаченном» (к дню пожилого человека)

«Что такое толерантность»

«Быть здоровым - здорово»

«Знаешь сам – помоги товарищу»

«Научись быть счастливым»

«Самовоспитание и проблема выбора»

«О мужестве, о доблести, о славе».

Тематика родительских собраний:

«Семейные традиции»

«Поговорим о воспитании ума»

«Вопросы, которые нас волнуют»

Родительское собрание в 9 классе

Тема:«Помощь родителей в период подготовки к ОГЭ».

Цель: формировать у детей представление о семье как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге; воспитывать любовь и уважение к членам семьи, заботливое отношение к близким людям и развитие семейных ценностей и традиций, популяризация семейного образа жизни.

                           Задачи: 

  • сформировать у родителей уважительное отношение к подготовке детей к экзаменам; помочь ребёнку преодолеть психологические трудности, связанные с предстоящими экзаменами.
  •  обсудить с родителями результаты успеваемости учащихся за год.
  • подготовить родителей учащихся к новой жизненной ситуации — сдаче их детьми экзаменов за курс базовой школы.
  • проанализировать подготовленность детей к предстоящим экзаменам;
  • дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в период подготовки к выпускным экзаменам.
  • дать методические советы выпускникам как готовиться к экзаменам;
  • дать психологические советы при подготовке и во время прохождения экзамена;
  • указать перечень применения необходимых продуктов питания помогающих сдать успешно экзамен.

Форма проведения собрания: беседа.

В таком собрании родители участвуют впервые. Сдача их детьми школьных экзаменов — ответственное дело, а хорошо организованное собрание позволит настроить и родителей, и детей на серьезное и ответственное отношение к первым в их жизни интеллектуальным и нравственным испытаниям.

Обстановка собрания должна быть доброжелательной и спокойной.

Учителя-предметники могут дать ценные советы родителям по подготовке к экзаменам по отдельным предметам:

~ какие темы курса повторить ученику дома;

~ какие задачи и диктанты стоит решать и написать дома под диктовку родителей;

~ какими справочными пособиями руководствоваться;

~ как повторять учебный материал в домашних условиях и в какой последовательности.

Подготовительная работа к собранию

1. Анализ успеваемости учащихся класса по четвертям.

2. Изучение мнения учителей-предметников.

3. Проведение классного часа «Поговорим перед экзаменами...»

4. Подготовка расписания экзаменов и консультаций.

5. Подготовка памяток для родителей по организации режима дня школьника перед экзаменами и в день экзаменов.

Подготовительная работа: подготовка дополнительных материалов.

Ход  собрания

(сначала урок проводится с детьми и с их родителями, на второй части урока только родители остаются на урок):

ЧАСТЬ 1.

I. Вступительное слово. Сегодня тема нашего урока посвящена семье и семейным ценностям.

- Как вы понимаете тему урока «семья, семейные ценности»? (ответы детей)

Как появилось слово семья? 
Когда-то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: Я.
Кто платье сошьет, постирает белье.
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопрос подруга моя..?
Я, я, я Ева молвила Я.
Сказала она знаменитых семь Я.
И так на земле появилась семья.

Учитель. По словарю Ожегова: «Семья – объединение людей, сплочённых общими интересами».

Семья для ребенка – это место его рождения и становления, это определенный морально-психологический климат, это школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.

Так, что же такое семья в вашем понимании?

 Ответы:

Семья - это, где тебя любят.

Семья – это души огонек.

Семья – это близкие люди.

Семья – это вера, надежда, любовь.

Семья – это любящие люди, поддерживающие друг друга в трудную минуту.

Семья – это те люди, которые поддержат и помогут, те, кто дарит тепло и заботу и ничего не требуют взамен.

Семья – это источник доброты и тепла, это место, куда хочется приходить , где тебя всегда поймут.

   Статус  семьи в мире достаточно высок. Подчеркивая важность семьи, люди даже учредили Международный день семьи, который отмечают 15 мая.

  Я вам расскажу  одну старинную притчу. В ней речь идет об удивительном доме, за порогом которого никогда не раздавались слова вражды и осуждения.

В давние времена жила одна большая семья -100 человек. И в ней царили мир, любовь и согласие. Молва о ней долетела да правителя страны, и он спросил у старейшего члена семьи: "Как вам удается жить и никогда не ссорится, не обижать друг друга?" Старец взял бумагу и стал писать. Затем передал бумагу правителю. Тот посмотрел и удивился. На листе было начертано сто раз одно и то же слово.

- Как вы думаете, какое? Это слово "понимание"

- Что оно означает? (высказывание учащихся)

 А понимание означает, что семья - это единый организм, который реагирует на все атмосфера, которая так необходима в жизни каждому человеку. Добрая и теплая атмосфера семьи способна творить чудеса.

Какие пословицы о семье вы знаете?

1.    В семье любовь да совет, так и нужды нет.

2.    В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

3.    Вся семья вместе, так и душа на месте.

4.    Дерево держится корнями, а человек семьёй.

5.    В семье согласно, так идёт дело прекрасно.

6.    В хорошей семье хорошие дети растут.

7.    На что клад, коли в семье лад.

8.    Согласье в семье - богатство.

9.    В гостях хорошо, а дома лучше.

10.    В дружной семье и в холод тепло.

11.    Дом согревает не печь, а любовь и согласие.

ПЕСНЯ Л. Лещенко "Родительский дом"

В каждой семье есть свои особенности, традиции, семейные ценности — это то, что важно, ценно, уважаемо всеми членами семьи, общее поле интересов.

Назовите семейные ценности?

Семейные ценности, предложенные психологами:        

  • здоровье; знание, образование;
  • трудолюбие; дружба;
  • свобода; творчество;
  • любовь; дом;
  • справедливость; равноправие;
  • уважение;
  • вера;
  • терпимость;
  • ответственность;
  • бережливость;
  • порядочность;
  • хорошие манеры;
  • интересы;- правдивость, честность

Учитель: Ребята как вы думаете, можно наш класс назвать семьёй?

Учитель: Верно, наш класс можно назвать семьёй. Мы видимся каждый день в школе и во дворе, вместе узнаём что-то новое, радуемся вместе победам и огорчаемся из-за неудач. И мне бы хотелось, чтобы наш класс стал ещё дружнее и остался такой дружной семьёй до окончания школы.

Я предлагаю вашему вниманию викторину «И в шутку  и в серьёз».               

1. Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам,

«33 родных сестрицы». Что это за семья? (алфавит)

2. Цветок – символ семьи (ромашка).

3. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приёмного родственника?   (мать-и-мачеха)

4. О какой русской игрушке эта цитата: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несёт в себе идею единства»?  (о матрёшке)

5. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери?   («Яблоко от яблони недалеко падает»).

6. Какую погоду не в силах предсказать синоптики?   (в доме)

7. На Руси, когда вся семья собиралась за новогодним столом, дети связывали ножки стола лыковой верёвкой. Что символизировал этот новогодний обычай?   (это означало, что семья в наступающем году будет крепкой и не должна разлучаться).

Учитель: В конце классного я прочитаю вам следующие заповеди !!!

- Свято храни честь своей семьи.

- Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи.

- Подари родителям радость.

- Умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи.

Жизнь – это дорога, полная испытаний,

будь готов с честью пройти их.

ЧАСТЬ 2

Уважаемые родители!

  Наступает один из самых важных и ответственных моментов в жизни вашего ребёнка. Пройдёт совсем немного времени, и он получит документ, в котором будет зафиксирован государственной комиссией результат его пребывания в школе за 9 лет!

    Наша с вами задача — помочь пройти ему этот путь с честью, показав все, чему он научился и в чем преуспел за эти годы.

Игра  с  заданиями  о  процедуре  и  правилах  ГИА,  отражающих  общую

структуру заданий (родителям раздаются бланки с заданиями):

Задание группы А:

Чем нельзя пользоваться на экзамене?

1.  Гелевой черной ручкой.

2.  Тестовым материалом (КИМ).

3.  Мобильным телефоном.

Задание группы В:

Найдите  правильное  предложение.  Напишите  номер  этого  предложения

цифрой.

1.  Во  время  экзамена  по  русскому  языку  разрешается  меняться

паспортами.

2.  Во время экзамена по географии разрешается пользоваться линейкой

(без записи в виде формул).

3.  Во время экзамена по математике разрешается пользоваться таблицей

умножения.

Задание группы С:

Опишите жизненную ситуацию обучающегося, получившего недостаточное

количество баллов для поступления в выбранный им среднеспециальное учебное

учреждение, техникум.

4.  Упражнение «Мозговой штурм»

Задание  родителям:  «Сейчас  в  течение  пяти  минут  вам  нужно  вспомнить,

придумать, записать как можно больше предложений и идей о том, как родители

могут  помочь  своим  детям  готовиться  к  экзаменам.  Не  оценивайте

реалистичность этих идей и не  критикуйте их. Ваша задача  –  просто «накидать»

их как можно больше».

Затем  проводится  обсуждение  итогов  «мозгового  штурма»  и  составляется

список наиболее реалистичных из предложенных способов

      Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребёнка в сдаче экзамена. Как же его поддержать?

     Поддерживать ребёнка – значит верить в него.  Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребёнку своё удовлетворение от его достижений или усилий.

 Другой путь – научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать».

Кл. рук. Жизнь – это вечный экзамен,

                   Да жаль, расписания нет.

                   И в жизни мы часто тянем

                   Невыученный билет.        

                   И вспоминаем старательно,

                   задумчиво в пол глядим,

                  Но некому подсказать нам:

                  Мы с жизнью один на один.

Экзамены – это ответственный период в жизни любого человека и от их результатов во многом зависит будущее. Давайте поговорим о проблемах и трудностях экзаменационного периода, попытаемся найти возможные пути их преодоления. Продумаем своё поведение и состояние перед экзаменом, ведь на экзамене происходит не только проверка знаний, но и  проверка сил личности, мобилизация умственных и душевных  сил.

Экзамен – сложная стрессовая ситуация и очень важно не теряться в экстремальной ситуации.

А теперь давайте «поиграем» (обращается к учащимся) Вам надо выбрать соответствие и описать ситуацию.           Экзамен – это…

1. Праздник

2. Смелый поступок

3. Тяжёлая работа

4. Борьба

5. Экстремальная ситуация

6. Ничего особенного

7. Будущая независимость

8. Предстоящая свобода (идёт обсуждение)

Экзамен! Успешность его сдачи? От чего же это зависит?

Оказывается можно выделить три фактора:

  • уровень знаний;
  • умение преодолевать трудности;
  • эмоциональная способность выдержать экзамен.

Умей преодолевать психологические трудности. Ещё Вольтер сказал: «Эмоции – это ветер, который надувает паруса.

Он может привести корабль в движение, а может и потопить его».

Закончите предложение (обращается к школьникам)

Откровенно говоря,

когда я думаю о предстоящих экзаменах, то….

Когда я волнуюсь, то…

Когда я не могу собраться с мыслями, то…

Когда я прихожу на консультацию…

Когда я готовлюсь к экзаменам…

Как подготовиться психологически:

  1. Не терять головы и не ставить перед собой сверхзадач.
  2. Начинать готовиться к экзаменам заранее.
  3. Сначала повторить то, что даётся легко, затем перейти к более сложному.
  4. Настроить себя на то, что экзамен – необходимость и сдавать его всё равно придётся.

Как поддержать работоспособность

Чередовать умственный и физический труд

Беречь от переутомления глаза, давать им отдых

Научиться быстро, переключаться с одного вида умственной работы на другой

  1. Минимум телевизионных передач
  2. Минимум работы на компьютере
  3. Знать свои слабые стороны и пытаться их искоренять  (нервозность, лень, и т.п.)
  4. Знать свои сильные стороны и умение их использовать на благо себе

( выносливость, навыки составления плана, зрительная память, слуховая)

  1. После каждого часа работы делать зарядку
  2. Организовать своё рабочее место  так, чтобы никто

 и ничто не отвлекало во время работы.  Каждому человеку присуще преобладание слуховой или зрительной памяти. Поэтому:

При хорошей зрительной памяти

1. Подчёркивать опорные (ключевые места)

2. Фиксировать их на маленьких карточках

3.Составить план

4.Составить опорную схему или таблицу

5. Закрыть глаза и мысленно воспроизвести то, что запоминалось

6. На карточки крупно, разными цветами выписать основные понятия или

формулы, развесить их по стенам, чтобы они всегда были перед глазами

память слуховая

Читайте вслух.

Начитайте трудный материал на аудиокассету и периодически прослушивайте.

При чтении и прослушивании чётко проговаривать слова с небольшими паузами.

Приучить себя пересказывать вслух, но не заучивайте наизусть.

Можно попытаться зарифмовать трудное в небольшие стихотворения или присказки.

Каковы же важные условия успеха в подготовки и сдачи экзаменов – это

  • Надежда на себя и уверенность в себе
  • Совет и поддержка товарищей
  • Совет и поддержка родителей

Важно обратить внимание на питание, влияющее на деятельность мозга.

Первая важная рекомендация

 Во время стресса происходит сильное обезвоживание организма. Недостаток воды резко снижает скорость нервных процессов. Следовательно, перед экзаменом или во время него целесообразно выпить несколько глотков воды.   В антистрессовых целях воду пьют за 20 минут до или через 30 минут после еды.

 Что происходит в мозге, особенно в момент наивысшего напряжения, каковым является экзамен? Там непрерывно работает свыше 100 миллиардов нервных клеток, причём каждая связана с ещё 10000 других. И каждую секунду они одновременно обмениваются информацией и падают миллионы сигналов. Для того, чтобы этот сложнейший механизм функционировал без сбоев, клеткам серого вещества необходимо большое количество энергии. Мозг ежедневно забирает 20% всей энергии, получаемой с пищей. Таким образом, то, что мы едим, решающим образом сказывается на работоспособности нашего мозга. Всегда, а во время экзаменов особенно, нужно хорошо питаться. С помощью пищи, причём, самой обычной, можно стимулировать деятельность мозга. Главное – знать, что есть и в каком наборе.

Поэтому рекомендуется во время экзаменов

  1. Четырёхразовое питание, богатое витаминами.
  2. Предпочтение молочным продуктам, овощам, фруктам.
  3. Включить в питание белок (мясо и рыбу).
  4. Не питаться всухомятку и на скорую руку.
  5. Улучшает память морковь с растительным маслом. Морковь особенно облегчает заучивание чего-либо наизусть за счёт того, что стимулирует обмен веществ в мозгу.  Поэтому совет- перед зубрёжкой съесть тарелку тёртой моркови с растительным маслом.
  6. Каждый день половинку репчатого лука. Лук улучшает снабжение мозга кислородом.
  7. Пить травяные чаи.
  8. Лимон освежает мысли за счёт витамина С. Лимон также облегчает восприятие информации за счёт ударной дозы витамина С. Перед занятиями, неплохо принять стаканчик лимонного сока, если нет противопоказаний.
  9. Капуста снимает нервозность. Так как снижает активность щитовидной железы. Чтобы прошёл «мандраж», съешьте салат из капусты перед экзаменами, и вы спокойно к ним подготовитесь.
  10. Ананас – кому необходимо удерживать в памяти большой объём текста и нуждается в витамине С. Витамин С достаточно содержится в этом фрукте. Кроме того, в ананасах очень мало калорий, в 100г. только 56г. Достаточно выпить 1 стакан ананасового сока в день.
  11. Авокадо – источник энергии для кратковременной памяти. За счёт высокого содержания жирных кислот. Достаточно половины плода.
  12. Черника – способствует кровообращению мозга. Лучше всего есть  свежие ягоды или варенье.
  13. Банан поддержит хорошее настроение.

1.Следующие важные советы выпускникам:

 Как подготовиться к сдаче экзаменов?

Подготовка к экзамену

Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.

Можно ввести в интерьер комнаты жёлтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.

Составь план занятий. Для начала определи: кто ты - "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: "немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы.

Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который

тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.

Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ. Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала. · Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий. · Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на заданиях в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание). Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа. Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

Накануне экзамена

Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, "боевого" настроя. Ведь экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности. В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.

Несколько универсальных рецептов для более успешной тактики выполнения тестирования.

Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

Начни с легкого! Начни отвечать нате вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.

Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.

Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.

Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать очки. · Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном - двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее). · Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг").

Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки. Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность. Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

2. Психолог

Советы психолога

  • Перед экзаменом следует хорошо выспаться, собраться с мыслями
  • Будьте одеты и причёсаны соответственно случаю
  • Входите в аудиторию спокойно. Не паникуйте, будьте уверены, что у вас всё получится
  • Просмотрите вопросы и начните с тех, в ответах на которые вы не сомневаетесь
  • Когда приступаете к новому заданию, сосредоточьтесь на нём и временно забудьте о предыдущем
  • Обязательно оставьте время для проверки своей работы.  Если экзамен сдан успешно: похвалите себя за положительные действия и качества
  • Если вы «завалили» экзамен:

1. Задумайтесь, почему это произошло

2. Скажите себе: «Отрицательный результат – это тоже определённый опыт, из которого надо извлечь урок»

3. Хорошенько разозлитесь на себя и с удвоенной силой беритесь за изучение материала.

Желаем всем успешной сдачи экзаменов!

Итак, чтобы поддержать ребёнка, необходимо:

- опираться на сильные стороны ребёнка;

- избегать подчёркивания промахов ребёнка;

- проявлять веру в ребёнка, сочувствие к нему, уверенность в его силах;

- создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребёнку.

  • Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
  • Наблюдайте за самочувствием ребёнка. Никто, кроме вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребёнка, связанное с переутомлением.
  • Контролируйте режим подготовки ребёнка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
  • Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал во время подготовки к экзамену

Практическая работа №1

Предложить родителям выбрать продукты питания, способствующие лучшей сдаче экзаменов. ( чипсы, сухарики, орехи, курага, творог, рыба)

        Обратите особое внимание на питание ребёнка: в период интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага, стимулируют работу головного мозга. Витамины (свежие овощи и фрукты, зелень, соки). Поскольку в рационе современных детей витаминов, как правило, не хватает, имеет смысл пополнить его витаминизированными продуктами и витаминными комплексами.        

    Практическая работа № 2

Известно, что разные цвета по- разному воздействуют на организм человека. Какие вы выбрали цвета для повышения интеллектуальной активности?

( полоски цветной бумаги)

  • Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.
  •  Накануне экзамена обеспечьте ребёнку полноценный отдых, он должен хорошо выспаться и восстановить силы. Сон должен быть не менее 8 часов.      

        Чем и от чего его лечить?

  Некоторые заботливые родители, особенно мамы, набравшись ума-разума от «опытных» знакомых, пичкают своих выпускников лекарствами  «для головы»  или  «от нервов».  

Практическая работа № 3

Какие лекарственные препараты вы будете предлагать своим детям?

Пожалуй, единственным исключением, считают медики, может быть глицин. Этот препарат содержит аминокислоту, которая вырабатывается в нашем организме. Глицин улучшает обменные процессы в клетках головного мозга, чем положительно влияет на его функции, способствует уменьшению раздражительности, оказывает лёгкое успокаивающее действие, нормализует сон.

  • Если нарушения сна принимают стойкий характер, можно порекомендовать экстракт валерианы в таблетках. И все! Остальные назначения, если они необходимы вашему ребёнку, может сделать только врач, который его хорошо знает.

          Расслабление уменьшает внутреннее беспокойство, улучшает внимание и память. Для расслабления и снятия напряжения отлично подходят дыхательные упражнения и аутогенная тренировка. Для начала освойте эти упражнения сами (они вам тоже не помешают), а затем позанимайтесь с ребёнком.

Аутогенная тренировка (3–5 минут). Сядьте удобно, закройте глаза. Спина прямая, руки лежат на коленях. Сосредоточьтесь на формуле «Я спокоен». Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение, позвольте им проплывать подобно облакам в небе.

Экзаменационный стресс — это не капризы и не прихоть ребёнка, не особенность его характера. Это серьёзная психологическая проблема, от которой нельзя отмахиваться.

   Если ребёнок сильно нервничает по поводу предстоящих экзаменов — помогите ему. Не отделывайтесь фразой: «Если бы ты хорошо готовился, ты бы ничего не боялся».

Помогите ребёнку увидеть в экзамене положительные  моменты. Например:

— Экзамен даёт шанс понять и оценить себя, а это всегда интересно как проверка своих способностей и возможностей

— Воспринимай экзамен как один из важных жизненных рубежей.

— Ты приобретаешь опыт. А любой опыт, отрицательный или положительный, имеет огромное значение для становления личности человека.

— Ты узнал правила прохождения экзамена, познакомился с новыми людьми, новыми впечатлениями.

— В любом случае жизнь на этом не останавливается!

Помогите ребёнку настроиться на победу, успех.

Некоторые закономерности запоминания

  1. Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.
  2. При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.
  3. Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.
  4. Чем большую часть времени тратим на повторение по памяти, а не простое многократное чтение, тем эффективнее.
  5. Из двух материалов, большего и меньшего, разумно начинать с большего.
  6. Во сне человек не запоминает, но и не забывает.

Условия поддержки работоспособности

  1. Чередование умственного и физического труда.
  2. Предпочтение следует отдавать гимнастическим упражнениям (кувырок, свеча, стойка на голове), т.к. усиливается приток крови к клеткам мозга.
  3. Беречь глаза, делать перерыв каждые 20—30 минут (взгляд вдаль, оторвать глаза от книги).
  4. Минимум телевизионных передач!

Приемы психологической защиты

  1. Переключение. Начинайте думать о чем-нибудь для вас актуальном, полезном, приятном. Через некоторое время неприятное переживание ослабнет.
  2. Сравнение. Сравните свое состояние с состоянием и положением других людей и вы найдете, что у многих оно тяжелее, чем у вас. Это ослабит ваше переживание.
  3. Накопление радости.  Вспоминайте события, вызвавшие у вас даже маленькую радость.
  4. Мобилизация юмора.  Смех — противодействие стрессу.
  5. Интеллектуальная переработка. «Нет худа без добра»
  6. Разрядка (физическая работа, игра, любимые занятия)
  7. Быстрое общее мышечное расслабление (релаксация)

Принимается решение родительского собрания:

1. Сделать все возможное для создания благоприятной обстановки в период подготовки учащихся к экзаменам.

2. Обеспечить должный контроль за выполнением режима дня и режима питания.

3. Следовать рекомендациям, изложенным в памятках.

4. Верить в силы детей, самим не поддаваться волнениям и панике.

        

Памятка для детей

Аутогенная тренировка (3–5 минут). Сядьте удобно, закройте глаза. Спина прямая, руки лежат на коленях. Сосредоточьтесь на формуле «Я спокоен». Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение, позвольте им проплывать подобно облакам в небе.

Экзаменационный стресс — это не капризы и не прихоть ребёнка, не особенность его характера. Это серьёзная психологическая проблема, от которой нельзя отмахиваться.

   Если ребёнок сильно нервничает по поводу предстоящих экзаменов — помогите ему. Не отделывайтесь фразой: «Если бы ты хорошо готовился, ты бы ничего не боялся».

Помогите ребёнку увидеть в экзамене положительные  моменты. Например:

— Экзамен даёт шанс понять и оценить себя, а это всегда интересно как проверка своих способностей и возможностей

— Воспринимай экзамен как один из важных жизненных рубежей.

— Ты приобретаешь опыт. А любой опыт, отрицательный или положительный, имеет огромное значение для становления личности человека.

— Ты узнал правила прохождения экзамена, познакомился с новыми людьми, новыми впечатлениями.

— В любом случае жизнь на этом не останавливается!

Помогите ребёнку настроиться на победу, успех.

Некоторые закономерности запоминания

  1. Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.
  2. При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.
  3. Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.
  4. Чем большую часть времени тратим на повторение по памяти, а не простое многократное чтение, тем эффективнее.
  5. Из двух материалов, большего и меньшего, разумно начинать с большего.
  6. Во сне человек не запоминает, но и не забывает.

Условия поддержки работоспособности

  1. Чередование умственного и физического труда.
  2. Предпочтение следует отдавать гимнастическим упражнениям (кувырок, свеча, стойка на голове), т.к. усиливается приток крови к клеткам мозга.
  3. Беречь глаза, делать перерыв каждые 20—30 минут (взгляд вдаль, оторвать глаза от книги).
  4. Минимум телевизионных передач!

Приемы психологической защиты

  1. Переключение. Начинайте думать о чем-нибудь для вас актуальном, полезном, приятном. Через некоторое время неприятное переживание ослабнет.
  2. Сравнение. Сравните свое состояние с состоянием и положением других людей и вы найдете, что у многих оно тяжелее, чем у вас. Это ослабит ваше переживание.
  3. Накопление радости.  Вспоминайте события, вызвавшие у вас даже маленькую радость.
  4. Мобилизация юмора.  Смех — противодействие стрессу.
  5. Интеллектуальная переработка. «Нет худа без добра»
  6. Разрядка (физическая работа, игра, любимые занятия)
  7. Быстрое общее мышечное расслабление (релаксация)

Памятка для родителей

Уважаемые папы и мамы!

Итак, чтобы поддержать ребёнка, необходимо:

- опираться на сильные стороны ребёнка;

- избегать подчёркивания промахов ребёнка;

- проявлять веру в ребёнка, сочувствие к нему, уверенность в его силах;

- создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребёнку.

  • Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
  • Наблюдайте за самочувствием ребёнка. Никто, кроме вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребёнка, связанное с переутомлением.
  • Контролируйте режим подготовки ребёнка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
  • Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал во время подготовки к экзамену

Для вас и ваших детей наступила ответственная и волнующая пора— пора сдачи первых государственных экзаменов. От того, насколько серьезно вы к ним отнесетесь, во многом зависит итог участия вашего ребенка в экзаменационном марафоне.

1. Создайте в своем доме уютную теплую рабочую атмосферу.

2. Составьте расписание рабочего времени своего ребенка на период экзаменов.

3. Учтите в расписании 15 — 20-минутные перерывы после часа работы.

4. Соблюдайте режим питания в это ответственное время. Не забывайте, что мозгу нужна витаминная пища.

5. Исключите повышенный тон, нервозность в общении со своим ребенком.

6. Чутко реагируйте на его просьбы, если он обращается к вам за помощью или советом.

7. Учтите, что в период подготовки к экзаменам нельзя сидеть взаперти, необходимы ежедневные прогулки на свежем воздухе.

8. Не позволяйте своему ребенку впустую тратить время. В день сдачи учеником экзаменов не забудьте:

~ вовремя его разбудить;

~ приготовить одежду, соответствующую торжественности случая;

~ положить необходимые учебные принадлежности;

~ пожелать ему удачи и успехов.

Приложение к родительскому собранию

Анкета

  1. Как ты считаешь, подвержен ли ты стрессам?
  2. Какие ощущения испытываешь в связи с предстоящими экзаменами?
  3. Как ты оцениваешь свою подготовленность к предстоящим экзаменам на сегодняшний день?
  4. Есть ли у тебя свои испытанные методы для успешного запоминания учебного материала? Какие?
  5. Какой режим работы при подготовке к экзаменом ты считаешь наилучшим?
  6. Как ты считаешь, какие продукты питания активизируют умственную деятельность?

Тестирование девятиклассников по «Стресс-тесту». Учащимся предлагается прочитать включенные в тест утверждения и выразить степень своего согласия с ними, используя следующую шкалу:

1 — почти никогда;    

2 — редко;            

3 — часто;

4 — почти всегда.

  1. Меня редко раздражают мелочи.          
  2. Я нервничаю, когда приходится кого-то ждать.
  3. Когда я попадаю в неловкое положение, то краснею.
  4. Когда я сержусь, то могу кого-нибудь обидеть.
  5. Не переношу критики, выхожу из себя.
  6. Если в транспорте меня толкнут, то отвечаю тем же или  говорю что-нибудь грубое.
  7. Все свое свободное время чем-нибудь занят.
  8. На встречу всегда прихожу заранее или опаздываю.
  9. Не умею выслушивать, вставляю реплики.
  10. Страдаю отсутствием аппетита
  11. Беспричинно бываю беспокоен.
  12. По утрам чувствую себя плохо.
  13. Чувствую себя уставшим, плохо сплю, не могу отключиться.
  14. И после продолжительного сна не чувствую себя нормально
  15.  Думаю, что сердце у меня не в порядке.
  16. У меня бывают боли в спине и шее.
  17. Я барабаню пальцами по столу, а когда сижу, покачиваю ногой.
  18. Мечтаю о признании, хочу, чтобы меня хвалили за то, что я делаю
  19. Думаю, что лучше многих.
  20. Не соблюдаю диету, все постоянно колеблется.

Шкала оценки:

30 баллов и меньше.— Вы живете спокойно и разумно, успеваете справиться с проблемами, которые возникают. Вы не страдаете ни ложным честолюбием, ни чрезмерной скромностью. Эти люди часто видят себя в розовом свете.

31 - 45 баллов. — Ваша жизнь наполнена деятельностью и напряжением, страдаете от стресса как в положительном смысле этого слова (т.е. у вас есть стремление чего-нибудь достигать), так и в отрицательном. По всей видимости, вы не измените образа жизни, но оставьте немного времени и для себя.

46—60 баллов. — Ваша жизнь — беспрестанная борьба. Вы честолюбивы и мечтаете о карьере. Для вас важно мнение других, и это держит вас в состоянии стресса. Если будете продолжать в  том же духе, то многого добьетесь, но вряд ли это доставит вам 'радость. Избегайте лишних споров, усмиряйте свой гнев, вызванный мелочами. Не пытайтесь добиваться всегда максимального результата. Время от времени давайте себе полную передышку.

61 балл и больше. — Вы живете, как водитель машины, который одновременно жмет на газ и на тормоз Поменяйте образ  жизни.  Стресс, которому вы подвержены, угрожает и здоровью, и вашему будущему.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

📋 Антон Макаренко – один из величайших воспитателей не только СССР, но и всего мира. ЮНЕСКО, в частности, назвала его и Марию Монтессори педагогами, которые заложили основы современного представления о воспитании.

📚 Для своего времени Макаренко был новатором и открывал такие вещи, которые сегодня нам уже кажутся очевидными. Например, он не раз с горечью говорил, что педагоги всего мира игнорируют любовь и считают её лишней в деле воспитания. Макаренко был уверен, что вырастить счастливого человека без любви невозможно

1. Ваше собственное поведение – самое главное в воспитании.

Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.

2. Воспитание детей требует самого серьёзного тона, самого простого и искреннего.

В этих трёх качествах должна заключаться предельная правда вашей жизни. И серьёзность вовсе не значит, что вы должны быть всегда надуты, напыщенны. Будьте просто искренни, пусть ваше настроение соответствует моменту и сущности происходящего в вашей семье.

3. Каждые отец и мать должны хорошо представлять, что они хотят воспитать в своём ребёнке.

Надо отдавать себе ясный отчёт относительно своих собственных родительских желаний. Подумайте хорошо над этим вопросом, и вы сразу увидите и много сделанных вами ошибок, и много правильных путей впереди.

4. Вы должны хорошо знать, что делает, где находится и кем окружён ваш ребёнок.

Но вы должны предоставить ему необходимую свободу, чтобы он находился не только под вашим личным влиянием, а под многими разнообразными влияниями жизни. Вы должны выработать у ребёнка умение разбираться с чуждыми и вредными людьми и обстоятельствами, бороться с ними, узнавать их своевременно. В парниковом воспитании, в изолированном высиживании нельзя этого выработать.

5. Воспитательная работа есть прежде всего работа организатора.

В этом деле нет мелочей. В воспитательной работе нет пустяков. Хорошая организация в том и заключается, что она не выпускает из виду мельчайших подробностей и случаев. Мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежечасно, из них и складывается жизнь.

6. Не навязывайте свою помощь, но всегда будьте готовы помочь.

Родительская помощь не должна быть навязчива, надоедлива, утомительна. В некоторых случаях совершенно необходимо предоставить ребёнку самому выбраться из затруднения, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия и разрешать более сложные вопросы.

Но нужно всегда видеть, как ребёнок совершает какуюлибо операцию, нельзя допускать, чтобы он запутался и пришёл в отчаяние. Иногда даже нужно, чтобы ребёнок видел вашу настороженность, внимание и доверие к его силам.

7. Не платите и не наказывайте за результаты труда.

Я решительно не рекомендую применять в области труда какиелибо поощрения или наказания. Трудовая задача и её решение должны сами по себе доставлять ребёнку такое удовлетворение, чтобы он испытывал радость. Признание его работы хорошей работой должно быть лучшей наградой за его труд. Такой же наградой будет для него ваше одобрение его изобретательности, его находчивости, его способов работы.

Но даже с таким словесным одобрением никогда не нужно злоупотреблять, в особенности не следует хвалить ребёнка за произведенную работу в присутствии ваших знакомых и друзей. Тем более не нужно его наказывать за плохую работу или за работу несделанную. Самое важное в этом случае – добиться того, чтобы она была всё-таки выполнена.

8. Научить ребёнка любить невозможно без воспитания человеческого достоинства.

Научить любить, научить узнавать любовь, научить быть счастливым – это значит научить уважать самого себя, научить человеческому достоинству.

9. Никогда не приносите себя в жертву ребёнку.

Обычно говорят: «Мы, мать и отец, всё отдаём ребёнку, жертвуем ему всем, в том числе и собственным счастьем». Это самый ужасный подарок, какой могут сделать родители ребёнку.

10. Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.



Предварительный просмотр:

Роль школы и родителей в жизни ребенка: взгляды на воспитание

Должна ли школа воспитывать, или её призвание – исключительно обучать? Обсуждение этого вопроса длится на протяжении многих лет и даже веков. Учителя зачастую считают, что воспитание должно идти из семьи, родители – что школа является подходящей для воспитания средой, ведь ребёнок проводит в школе бо́льшую часть дня на протяжении как минимум девяти месяцев в году. Давайте попробуем разобраться, чем должны заниматься родители, а чем – школа, и какие существуют точки зрения на этот счёт.

Воспитание – довольно широкий термин, предполагающий формирование морально-нравственных ценностей человека. Основы воспитания должны быть заложены ещё в детстве. Однако, родители порой целиком перекладывают ответственность за воспитание своего ребёнка на школу – в частности, классного руководителя и учителей-предметников. Опрос, проведённый лабораторией мониторинговых исследований МГППУ в 2014 году, показал: большинство родителей убеждены, что именно школа должна воспитывать детей.

Статья 44 Федерального закона «Об образовании» гласит: родители или законные представители «имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами». То есть бо́льшую роль в воспитании ребёнка должны играть всё-таки родители. Знаменитый чешский педагог Ян Амос Коменский ещё в XVI веке считал, что воспитывать ребёнка в семье необходимо, аргументируя это тем, что «невозможно уже выросшее кривое дерево сделать прямым, и лес, повсюду усеянный терновыми кустами, превратить в огород». Эту метафору можно интерпретировать так: ребёнка, которого изначально не воспитывали в семье, будет сложно впоследствии исправить. Но возможно ли? Школа может способствовать возникновению тех или иных нравственных основ у ребёнка, но варианты воспитания в школе различаются и могут не совпадать с родительскими взглядами на вопрос воспитания.

В каком формате школа может воспитывать ребёнка? Обратимся к опыту СССР, когда воспитание играло ключевую роль в образовании. В 1984 году была предпринята реформа общеобразовательной школы. Власти видели смысл в политическом, трудовом и нравственном воспитании молодёжи. Советскую школу отличает акцент на общественном. Та же реформа гласит: «Школа должна растить, обучать и воспитывать молодые поколения с максимальным учетом тех общественных условий, в которых они будут жить и работать». При этом воспитание в семье имело не меньшее значение, а то и большее: за ним следили трудовые коллективы, которые имели право вмешиваться в родительское воспитание и даже критиковать его.

В актуальном «Законе об образовании» такое вмешательство, конечно, невозможно. Но уже во второй статье закона мы видим, что современное образование представляется синергией обучения и воспитания. При этом воспитание должно содействовать развитию личности и обеспечивать подходящие условия «для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения». Но что скрывается под вышеупомянутыми ценностями?

Духовно-нравственные ценности пронизывают все правовые документы, связанные с воспитательной функцией образования. ФГОС начального, основного и полного общего образования предполагает овладение ребёнком духовными ценностями, и в том числе это касается содержания программ различных школьных предметов. Список утверждённых традиционных духовно-нравственных ценностей освещается исключительно на сайтахрелигиозной тематики под названием «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». В списке традиционных духовно-нравственных ценностей, на которые надо ориентироваться при воспитании, перечислены человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством. Но в оригиналедокумента, на который ссылаются сайты, такого списка нет, а сам документ по указанным на новостных сайтах адресам не существует. При этом такая стратегия действительно существует – она была разработана в 2015 году, но она не содержит в себе точный список ценностей. Согласно действительной Стратегии, житель России должен вырасти «здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд» личностью.

Майские указы Президента РФ 2018 года ставят перед образованием цель воспитать «гармонично развитую и социально ответственную личность на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации». Ориентированность на труд отходит на второй план, но и майские указы не упускают культурные традиции. То есть, школа должна предоставить ребёнку возможность для изучения мировой и российской культуры.

Вероятно, именно для достижения этой цели недавно был утверждён Культурный норматив школьника. Это инициатива Министерства культуры и Министерства просвещения РФ, направленная на духовное и культурное развитие учащихся. В рамках этого образовательного проекта детям будет предложено посетить музеи, побывать на лекциях, ознакомиться с произведениями культуры и искусства, в том числе дистанционно. За сдачу «культурного норматива» школьников планируют награждать специальным знаком отличия. Судя по проекту, воспитание «социокультурных ценностей», речь о которых идёт в Федеральном законе, должно сочетаться с приобретением знаний.

Несомненно, без участия родителей в воспитании не обойтись. В современной школе учитель не способен заниматься воспитанием каждого ребёнка индивидуально: в классах бывает до 35 человек. По результатам опроса РЭУ им. Г.В. Плеханова, школьникам, особенно подросткам, необходимы родительская любовь и забота, интерес к их жизни. Хорошие взаимоотношения в семье, общение и доверие важны для воспитания ребёнка. Нормы поведения школьник усваивает как во время коммуникации с другими учащимися, так и дома. Пробелы в воспитании могут привести к агрессии, неумению выстраивать личные границы, осознавать собственные желания. Предотвратить их помогут высокий уровень эмпатии к ребёнку со стороны родителей, уважение к личности и интересам ребёнка. Ребёнок, предоставленный сам себе, с меньшей вероятностью будет своевременно обучен необходимым для комфортного существования в обществе ценностям.

Заинтересованным в воспитании ребёнка родителям следует также развивать свои познания. Согласно результатам опроса о потребностях родителей в дополнительных знаниях и компетенциях по вопросам воспитания детей, родителям важно получать дополнительную информацию о воспитании ребёнка из разных источников и быть уверенными в своей компетентности.

В России семья остаётся важнейшим институтом воспитания, но и школа участвует в этом процессе. Однако единого понимания ценностей, необходимых для учащегося, у всех учителей российских школ, конечно, не существует. О том, какие ценности должна прививать школа, какова роль родителей в образовании и какие существуют воспитательные практики, мы решили поговорить с практикующими учителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока - игры "В мире слов" по теме "Лексика и фразеология".

Реализация  принципов  духовно - нравственного  воспитания  через  внеклассную  деятельность Конспект  урока - игры «В  мире  слов» ...

Игры-эксперименты в логопедической работе с двуязычными детьми.

В статье рассказывается о применении эксперименто-игровой деятельности в практической работе учителя-логопеда с дошкольниками из семей, для которых русский язык не является родным. Обосновано при...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

Психологические игры и упражнения для работы с гиперактивными, тревожными, агрессивными, застенчивыми и медлительными детьми

Рекомендации психологов в работе с гиперактивными, тревожными, агрессивными, застенчивыми и медлительными детьми...

Рекомендации для родителей "ВО ЧТО ИГРАТЬ С ДЕТЬМИ. ИГРА В БИРЮЛЬКИ"

В «Толковом словаре» В. Даля сказано так: «Играть в бирюльки – заниматься бездельем, пустяками».Однако многие ли знают, что же такое -  бирюльки?Считалось хорошим тоном дарить бирюльки на Рождест...

В какие игры и как играть с детьми

Рекомендации для родителей, в какие игры можно играть дома с детьми, для закрепления лексико-грамматического материала по английскому языку...


 

Комментарии

Валова Анастасия Федоровна

Родители-первые помощники,после учителя, в изучении английского языка.