Развитие речи ребенка в Ваших руках!
статья

Полищук Алёна Валерьевна

Статья о важности речевого развития ребенка в период от 0 до 5 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи  ребенка в Ваших руках! (периоды развития ребенка от 0 до 5 лет)

        Мне бы хотелось начать свою статью  со слов Льва Толстого: «До пяти лет  - вся жизнь, после пяти- один шаг.

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно с его ростом, развитием.

        Овладение речью это сложный многосторонний психический процесс; ее проявление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Это в значительной степени зависит от окружающей среды. Если ребенок не получает новых свежих впечатлений не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, то задерживается его физическое и психическое развитие. С самого раннего возраста приучая ребенка следить взглядом за предметами, слушать голос окружающих, мы способствуем развитию речи.

        Наиболее важный период эмоционального и интеллектуального развития ребенка приходится на возраст до трех лет.

        Уже с трех месяцев у ребенка начинается период гуления, переходящего в лепет. Это период активной подготовки речедвигательного анализатора к произношению звуков. Прежде всего ребенок начинает различать интонации речи, а затем слова, обозначающие предметы и действия. Речь развивается по подражанию, поэтому большую роль в формировании  и в этот период играет четкая, неторопливая речь взрослых, окружающих ребенка. В это время необходимо формировать пассивный словарь ребенка(те слова, которые не произносит, но соотносит с предметами). Первый год жизни ребенка является как бы подготовительным этапом к овладению речью

        К концу второго года жизни  для речи ребенка характерны: бедность словарного запаса, частое употребление облегченных слов, употребление названий лишь тех предметов и игрушек с которыми ребенок постоянно действует, отсутствие правильных грамматических связей между словами, нечеткое произношение отдельных слов, отсутствие многих звуков.

        К трем годам произносительная сторона речи у ребенка еще недостаточно сформирована. Остаются некоторые несовершенства в произношении отдельных звуков, многосложных слов со стечением нескольких согласных. дети этого возраста не всегда умеют пользоваться своим голосовым аппаратом. На третьем году жизни у ребенка происходит интенсивное накопление ребенком словаря В своих высказываниях ребенок употребляет почти все части речи. Одновременно с развитием речи развиваются мышление, память, воображение ребенка. В этом возрасте у детей велика склонность к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи.

        На четвертом году жизни у детей отмечается заметное улучшение звукопроизношения, речь становится более отчетливой. Появляются зачатки монологической речи. Четырехлетние дети не могут самостоятельно вычленить в слове звуки, но легко подмечают неточности звучания слов и речи сверсников. Речь в основном носит еще ситуативный характер, она еще недостаточно точна в словарном и совершенна в грамматическом отношении, но вполне чиста и правильна со стороны звукопроизношения. Ребенок может с небольшой помощью взрослого передать содержание хорошо знакомой сказки, наизусть небольшое стихотворение. Инициатива в общении исходит от ребенка.

К пяти годам у детей отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи, у большинства детей заканчивается процесс овладения звуками. Монологическая речь еще не совершенно и носит ситуативный характер. Рост активного словаря, употребление предложений более сложной структуры часто являются одной из причин увеличения грамматических ошибок. Дети начинают обращать внимание на звуковое оформление слов,  указывать на наличие знакомого звука в словах .


         Малышей в возрасте от трех до пяти лет пора знакомить с русскими народными сказками, но избегайте сказок о Иванушке-дурачке, о Емеле («По щучьему велению»), так как они воспевают лень, безделье, жизнь за чужой счет. Учите наизусть с ребенком фрагменты мудрых сказок А. С. Пушкина, читайте ему стихи и сказки К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. Л. Барто, С. В. Михалкова, сказки братьев Гримм, Андерсена. При этом объясняйте малышу непонятные речевые обороты, например: «и лес и дол видений полны…». Еще до школы ему станут интересны рассказы о богатырях (Илье Муромце, Добрыне Никитиче и др.), о подвигах народа, защищающего свою страну от чужеземцев. Он с удовольствием будет слушать мифы Древней Греции. Героями ведь были не только три мушкетера.

        Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. Сотрудниками Института физиологии детей АПН РФ доказано, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.Что же происходит при занятиях пальчиковой гимнастикой?
- Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что стимулирует развитие речи;
- Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, повышают речевую активность ребенка;
- Ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять;
- При выполнении упражнений с сопровождением их стихотворными строчками речь становится более четкой, ритмичной, яркой, усиливается контроль за выполняемыми движениями.
- Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
- Развивается воображение и фантазия ребенка. Овладев упражнениями, он сможет "рассказывать руками" целые истории.
- В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит освоение навыков письма. Существуют хорошие книжки по пальчиковым играм на любой возраст от 1 года до 7 лет. 
Для детей старшего возраста (3-4 года) существуют сюжетные шнуровки. Здесь уже не только манипуляции руками, но и еще игра-драматизация, в которой шнурование вводится как элемент разыгрывания сказки. Сюжетные шнуровки бывают разной степени сложности. Шнуровки для 5-6-летних выпускает Радуга. Это недорогие картонные фигурки клоуна, матрешки, домика. И их прошнуровывание уже близко к вышивке. От ребенка требуется продевать шнурки стежками разной степени сложности: с попаданием два раза в одну дырку, крестиком, узором. Лепка и оригами также полезны для детской руки.

        Вашему ребенку необходима помощь специалиста, если:

-К 3-4 годам он не слышит слогов в слове; искажает слово до неузнаваемости; произносит только отдельные слоги, не может проговорить все слово целиком; сокращает слово, пропуская некоторые согласные и слоги, или недоговаривает слово до конца; произносит слово несколько раз по-разному

-в  возрасте от  4 до 5 лет еще допускается нарушение шипящих групп звуков, хотя к пяти годам ребенок уже должен овладеть произношением этой группы  звуков. самые сложные - это  сонорные звуки., однако если нарушены звуки более раннего генеза, то родителям просто необходима помощь логопеда

-К 5 годам не сформирована связная речь. Ребенок затрудняется составить предложение по картине, не может установить последовательность действий, ограничиваясь перечислением предметов, или использует отдельные очень короткие предложения.
 К моменту поступления в школу ребенок  должен овладеть правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносить, иметь определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь, свободно пользоваться монологической речью. Все это дает возможность ребенку при поступлении в школу овладевать программным материалом.

Чистая развитая речь является одним из ведущих компонентов готовности к школьному обучению. Даже незначительные недостатки в развитии речи малыша могут привести к трудностям освоения им процессов чтения и письма  А это все в свою очередь может повлечь за собой череду психологических проблем: ребенок может просто закрыться в себе и просто не участвовать в обсуждении той или иной темы потому что его словарный запас, его знания настолько невелики, что ему просто нечего добавить. Или осознавая свой дефект - неправильное звукопроизношение - ребенок просто не будет отвечать А так как  школе  обучение идет в двух направлениях:

1. Словесном

2. Словесно-логическом., то просто сидя за партой, ребенок никогда не научится рассуждать, говорить,  он просто не будет себя чувствовать успешным, а отсюда как следствие проблемы с поведением, неуспеваемость, прогулы.

Чем раньше выявлены проблемы, тем раньше можно начать работу по их преодолению, тем успешнее проходит эта работа. Ведь всегда легче сразу что-то выучить правильно, чем потом переучиваться. Не надо надеяться, что все недостатки исправятся сами собой. Вы несете ответственность за судьбу своего ребенка. Не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту, — помощь, оказанная своевременно, сэкономить ваши нервы и даже, может быть, сделает вашего ребенка более успешным и счастливым.

        Поэтому к логопедической проблеме ребенка, какова бы она не была - неправильное произношение звуков, бедный словарный запас, отсутствие связной речи, заикание -стоит отнестись со всей серьезностью. Если вы столкнулись с подобными проблемами приготовьтесь к тому, что на их исправление понадобиться много сил времени. Помимо занятий с логопедом очень важно заниматься с ребенком самостоятельно. Первое и самое основное правило — подавайте хороший пример. Много разговаривайте с малышом — просто комментируйте все, что вы делаете, описывайте свои действия, чувства и эмоции. Читайте книги, вместе учите стихи — результат не заставит себя ждать.

         В ваших силах сделать старт ребенка более успешным, не травмирующим спокойным. И очень хочется, чтобы школьные годы в памяти вашего ребенка отложились не кошмарным сном, а приятными воспоминаниями. И последний совет. Всегда хвалите ребенка за его находчивость, усердие и трудолюбие и не ругайте за ошибки, за разбитую чашку, сломанную ручку или линейку (вспомните, сколько всего вы сами разбили и сломали). Тогда он станет вашим другом, будет радовать вас своей любознательностью, наблюдательностью и хорошей успеваемостью в школе.

Список используемой литературы.

1. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет / А.Г.Арушанова; Центр «Дошк. Детство» им. А.В.Запорожца. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.

2. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов  М. АСТ. Астрель.

3.Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. СПБ: Детство Пресс - 2007 г.

4.Пережигина, Н.В. Развитие детской речи: проблемы нормы и патологии / М-во образования и науки Рос. Федерации, Ярослав. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль: Ярослав. гос. ун-т, 2004.

7. Шашкина Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И.А.Зимина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи ребенка в игре

Рекомендации для родителей. С помощью каких игр можно пополнить словарь ребенка, развить фонематический слух....

Развитие речи ребенка средствами художественной литературы в области музыкального воспитания

Даны рекомендации по ознакомлению детей с художественной литературой в синтезе с музыкальным воспитанием....

Развитие речи и мелкой моторики руки

Научно доказанный парадокс: уровень развития речи зависит от степени развития мелкой моторики пальцев....

Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка.

Наиболее важным средством связи между ребенком и окружающим миром является речевое общение, которое является одной из сложных высших психических функций человека. Речь ребенка не является врожденной с...

Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка

Консультация для воспитателей о том, как влияет речь взрослого на речь детей...

Консультация для родителей по теме: "Способности ребенка - в ваших руках"

Известно, что человек не рождается с теми или иными способностями. Они формируются в определенных условиях. Способности - это не врожденные свойства, а результат развития, осу...