МУЗЫКА В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
статья

 

МУЗЫКА В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Целевые ориентиры в музыкальной реабилитации для дошкольников с ОВЗ:

1- Развитие эмоциональной сферы в процессе слушания песен имузыкальных пьес в исполнении педагога.

2- Развитие невербальной коммуникации.

3- Развитие элементарных музыкально слуховых представлений.

4-Расширение и обогащение представлений об окружающем мире в процессемузыкальных показов.

Методы и приёмы:

1- Упражнения с музыкальным сопровождением для развития крупной и мелкой моторики.

2- Коммуникативные игры

3- Пальчиковая гимнастика

4-Логоритмические игры

5- Музыкальные игры- потешки

6- Музыкальные игры с предметами

7-Игры-массаж

8-Игры с подражательными имитационными движениями с музыкальным сопровождением

9. Ритмические игры с музыкальными инструментами и игрушками

Музыка является языком невербальной коммуникации, наибольший эффект, поэтому, следует ожидать, влияя на чувства и настроения ребенка, ослабляя негативные переживания в процессе их катарсической разрядки под воздействием музыки. Успокаивая эмоциональное состояние и наполняя его новыми радостными переживаниями, музыка помогает ребенку ослабить негативные реакции.

Условия,необходимые для огранизации музыкальных занятий с детьми сОВЗ:

1. Комфортная среда – это среда, в которой ребенок чувствует себя хорошо и спокойно. В такой среде ребенок адаптируется на базе существующих у него механизмов приспособления к окружению и регуляции поведения. Примером комфортной среды может быть привычная домашняя обстановка с близкими взрослыми рядом. Комфортная среда необходима для жизни и развития ребенка. В этой среде ребенок отдыхает, восстанавливая физические и психические силы. Она нужна, чтобы помочь ребенку успокоиться, если он испытывает тревогу. В комфорт- ной среде ребенку не нужно тратить силы на адаптацию и регуляцию поведения, поэтому именно такая среда подходит для отработки различных приёмов и навыков. Помимо физического комфорта, необходим и эмоцио- нальный комфорт: важно, чтобы рядом с ребенком был значимый взрослый, который хорошо понимает его сигналы; чтобы события, которые происходят с ребенком, были понятны и пред- сказуемы для него. Развивающая среда вызывает временную дезадаптацию, которую ребенок способен преодолеть самостоятельно или с помощью других людей. Иначе говоря, в развивающей среде содержатся вызовы и задачи, решив которые, ребенок продвинется вперед в развитии. Развивающая среда необходима для эмоционально-личностного развития ребенка, для появления у него новых способов взаимодействия с миром, расширения возможностей адаптации. Детям с ОВЗ это особенно важно, в силу того, что они более истощаемы, им требуется больше сил и времени на освоение любой новой ситуации, а также на проживание и интеграцию в свой опыт ярких событий.

2. Физическое окружение:

1. Удовлетворенность базовых физиологических потребностей (контроль дыхания, боли и эпилептических приступов; режим сна, диета и чувство сытости). Здесь важны как рекомендации врачей, так и наблюдения взрослых, постоянно взаимодействующих с ребенком.

2. Стабильная и удобная поза. Это особенно важно для детей для детей с церебральными параличами, которые не могут самостоятельно регулировать и менять положение своего тела. Стабильная и удобная поза может облегчить боль, уменьшить или снять дискомфорт, дать возможность ребенку участвовать в различных событиях

3. Оптимальная влажность, чистота и температура воздуха. Для каждого ребенка эти показатели индивидуальны

4. Сенсорная насыщенность: звуки, освещенность, поверхности, цвет стен, запахи и т. п. Для одних детей очень важно сенсорное разнообразие среды, это их активизирует, вызывает интерес, желание рассматривать, слушать, трогать (для слабовидящих детей особенно важно наличие разных по фактуре поверхностей, которые можно изучать тактильно) – исследовать мир. Но для других это будет слишком возбуждающая или тревожная среда, от которой ребенок будет уходить, «защищаться». Однако слишком бедная среда также может быть стрессогенной, приводя к сенсорной депривации. Поэтому для детейс ОВЗ особенно важно подобрать оптимальную сенсорную насыщенность среды. Интенсивность отдельных ощущений не менее важно учитывать, чем разнообразие. Необходимая ребенку интенсивность ощущений зависит от индивидуальной чувствительности. Например, для гиперчувствительных детейестественные звуки могут быть слишком громкими. Другим детям, в частности, слабослышащим, наоборот, доступны только громкие звуки. развития.

5 возможность участия в деятельности. Многим детям с ОВЗ сложно включиться в деятельность. Часто такие дети выбирают позицию наблюдателя, не пытаясь активно что-то сделать, повторить за взрослым, попробовать самостоятельно. Иногда это связано с тем, что ребенок не понимает, что происходит или как это можно сделать. Например, незрячий ребенок может слышать звуки музыкальных инструментов (бубен, но что при этом происходит, он не способен узнать. Помочь такому ребенку может метод «рука-под-рукой»либо действия «рука в руке».

Суть этих подходов заключается в совместных действиях взрослого и ребенка. В первом случае рука взрослого подводится под руку ребенка, и он может«наблюдать руками» за движениями взрос- лого, а может и убрать свою руку, если устал или боится. Во втором варианте рука взрослого располагается поверх руки ребенка и помогает ему выполнить то или иное действие. Когда ребенок уже может выполнить какую-то часть действия самостоятельно, помощь взрослого должна уменьшаться. В других случаях ребенку сложно организовать внимание, начать движение. Таким детям может потребоваться много времени, чтобы подготовиться к выполнению действия. Важно не спешить и подстраиваться под индивидуальный темп ребенка. Не все дети способны включиться в деятельность с первого раза. Порой требуется много повторов, чтобы ребенок мог активно участвовать в том, что предлагает взрослый. Повторы помогают увеличить темп, в повторах движения становятся более точными.

Музыкальное занятие, организованное с учётом вышеперечисленных условий, может рассматриваться как эффективное средство психологической помощи детям с особенностями развития, предоставляя специалисту широкий спектр возможностей для целенаправленного, системного, индивидуализированного и контролируемого формирования сенсомоторной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер ребенка.

Для освоения новых действий ребенку необходима положительная обратная связь, ощущение собственной успешности, которые на музыкальном занятии обеспечиваются благодаря индивидуальному подбору доступных музыкальных инструментов, игр и песен. Это, с одной стороны, создает у ребенка положительный эмоциональный настрой, стимулирует дальнейшую активность через поднятие психического тонуса. Также соотношение ощущения успеха и неуспеха важно для коррекции ребенком собственных действий, контроля реализации программы поведения.

Возможность совершать движения и действия пассивно, лишь подчиняясь управляющему ими взрослому, создает для ребенка основу для дальнейшего освоения тех же движений — он получает представление о том, что должно получиться и с какими ощущениями это связано. При этом соответствующие движениям ощущения он получает уже при пассивном участии в игре, что помогает осваивать пространство, насыщает ребенка сенсорными впечатлениями, способствуя, таким образом, его активации. Для некоторых детейименно пассивные движения представляют особую трудность, и освоение их становится одной из развивающих задач.

Возможность получения движений, действий или речевых реакций на непроизвольном уровне позволяет создать у ребенка представление о том, что впоследствии должно получиться произвольно, создает основу для включения этих поведения, а также способствует освоению возможностей тела, что является одним из этапов развития пространственных представлений и межполушарного взаимодействия.

Одним из способов провокации непроизвольной активности ребенка являетсямузыка, созвучная этой активности, в первую очередь ее ритм и динамические особенности. Кроме того, варьирование изобразительных средств музыкипозволяет вызывать и более произвольные реакции ребенка, изменение, самостоятельную коррекцию начатого движения, подлажвание его к музыке и таким образом способствует развитию произвольной регуляции поведения. Развитие же регуляции движений и действий закономерно отражается на развитии всей двигательной сферы, в т. ч. ее пространственной составляющей и взаимодействии рук, ног, т. е. межполушарного взаимодействия.

Доступность невербальных форм взаимодействия, которые предоставляет специалисту музыкальное занятие, не только способствует установлению контакта с ребенком, но и помогает развитию регуляции поведения ребенком, испытывающим трудности речевой регуляции. В новой форме, не требующей понимания инструкций и обращения к несформированной еще способности речевой регуляции собственных действий, ребенок осваивает новые игры, виды деятельности.

По мере развития ребенка увеличивается доля речевых форм взаимодействия - взрослый все больше комментирует действия ребенка и свои собственные, сопровождает уже знакомые действия речевыми инструкциями, что помогает ребенку освоить новый способ регуляции поведения. Кроме того, комментарии, объяснения, слова песен помогают расширению пассивного и активного словаря ребенка, он усваивает различные термины, в т. ч. использующиеся для описания пространства и времени, что на определенном этапе способствует развитию пространственно-временных представлений.

Пример организации музыкально развивающей среды на занятии с группой детей с ОВЗ.

Важную роль в организации поведения ребенка играет ритм. Вся наша жизнь организована ритмически: смена времен года, дня и ночи, события, составляющие наш обычный день, – все они сменяют друг друга в определенной последовательности и наступают примерно в одно и то же время. Поэтому же подобию, устроено занятие «Круг»: игры следуют одна за другой, ребенок постепенно усваивает их последовательность, начинает ждать самую любимую игру, знает, когда занятие закончится. С ритмом мы имеем дело и когда читаем стихи, поем песни, слушаем музыку.

Сенсорные и ритмические игры – основное наполнение «Круга». Они помогают создать благоприятный эмоциональный фон в группе, привлекают внимание и стимулируют активность детей.

В любой игре, которую мы предлагаем детям, можно выделить несколько составляющих, благодаря которым они привлекают детей, стимулируют их к собственной активности.

На занятии «Круг», в первую очередь, мы используем сенсорную насыщенность и ритм игры. Большинство игр содержат одновременно и яркую сенсорную составляющую, и ритмическую организацию.

Другие игры можно считать в большей степени сенсорными, ритмическая же составляющая может нивелироваться (например, если детям дают возможность погрузиться в сенсорное ощущение, продлив его на достаточно долгое время). Можно, например,

1. вместе рассматривать интересную игрушку.

2. передавать по кругу звучащую или вибрирующую игрушку, шишку, раковину с «шумом моря», баночки с запахами, зеркальце и т. д.

3. можно играть с солнечным зайчиком, фонариком,

4. накрываться всем вместе покрывалом или по очереди накрывать и искать каждого ребенка. 5. можно слушать игру на флейте, заводить и слушатьмузыкальную шкатулку, а потом прятать и искать ее, чтобы снова послушать.

6. можно внести на занятие разнообразные природные материалы – листья, снег, сосульку. Это особенно важно для детей, посещающих наши занятия, так как в силу особенностей развития эти дети не всегда имеют возможность получить такой опыт на прогулке.

7. Сенсорные игры в кругу помогают поднять эмоциональный тонус ребенка, позволяют ему увидеть эмоциональную реакцию сверстников и взрослых и, следовательно, развивают его коммуникативные возможности.

8. Отдельной задачей может стать ожидание своей очереди, способность передать привлекательную игрушку дальше по кругу.

Внешний ритм, заданный педагогом, помогает ребенку организовать собственную активность: многим легче хлопать в ладоши или качать головой в ритме звучащего стихотворения или песни. Если движение ребенка подчинено внешнему ритму, ему легче и изменять его по ходу выполнения упражнения: остановиться, когда замолчал педагог, поющий потешку, увеличить темп или сменить само движение. В условиях ритмически организованного действия мы не даем ребенку инструкций, а создаем такую среду, в которой он сам включится в игру и будет совершать определенные повторяющиеся движения. Таким образом, ритм как одна из обязательных характеристик игр занятия «Круг»выполняет как стимулирующую, так и регулирующую функцию, активизируя ребенка, побуждая его принять участие в предлагаемых ему играх, а также помогая организовать свою активность, соотнести ее с действиями других участников занятия. Взрослые рассказывают и поют песенки-потешки, сопровождая их простыми действиями (раскачивания, наклоны, хлопки и др.) и вовлекая детей в эти движения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_v_zhizni_doshkolnikov_s_ovz.doc59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКА В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Целевые ориентиры в музыкальной реабилитации для дошкольников с ОВЗ:

1- Развитие эмоциональной сферы в процессе слушания песен имузыкальных пьес в исполнении педагога.

2- Развитие невербальной коммуникации.

3- Развитие элементарных музыкально слуховых представлений.

4-Расширение и обогащение представлений об окружающем мире в процессемузыкальных показов.

Методы и приёмы:

1- Упражнения с музыкальным сопровождением для развития крупной и мелкой моторики.

2- Коммуникативные игры

3- Пальчиковая гимнастика

4-Логоритмические игры

5- Музыкальные игры- потешки

6- Музыкальные игры с предметами

7-Игры-массаж

8-Игры с подражательными имитационными движениями с музыкальным сопровождением

9. Ритмические игры с музыкальными инструментами и игрушками

Музыка является языком невербальной коммуникации, наибольший эффект, поэтому, следует ожидать, влияя на чувства и настроения ребенка, ослабляя негативные переживания в процессе их катарсической разрядки под воздействием музыки. Успокаивая эмоциональное состояние и наполняя его новыми радостными переживаниями, музыка помогает ребенку ослабить негативные реакции.

Условия,необходимые для огранизации музыкальных занятий с детьми сОВЗ:

1. Комфортная среда – это среда, в которой ребенок чувствует себя хорошо и спокойно. В такой среде ребенок адаптируется на базе существующих у него механизмов приспособления к окружению и регуляции поведения. Примером комфортной среды может быть привычная домашняя обстановка с близкими взрослыми рядом. Комфортная среда необходима для жизни и развития ребенка. В этой среде ребенок отдыхает, восстанавливая физические и психические силы. Она нужна, чтобы помочь ребенку успокоиться, если он испытывает тревогу. В комфорт- ной среде ребенку не нужно тратить силы на адаптацию и регуляцию поведения, поэтому именно такая среда подходит для отработки различных приёмов и навыков. Помимо физического комфорта, необходим и эмоцио- нальный комфорт: важно, чтобы рядом с ребенком был значимый взрослый, который хорошо понимает его сигналы; чтобы события, которые происходят с ребенком, были понятны и пред- сказуемы для него. Развивающая среда вызывает временную дезадаптацию, которую ребенок способен преодолеть самостоятельно или с помощью других людей. Иначе говоря, в развивающей среде содержатся вызовы и задачи, решив которые, ребенок продвинется вперед в развитии. Развивающая среда необходима для эмоционально-личностного развития ребенка, для появления у него новых способов взаимодействия с миром, расширения возможностей адаптации. Детям с ОВЗ это особенно важно, в силу того, что они более истощаемы, им требуется больше сил и времени на освоение любой новой ситуации, а также на проживание и интеграцию в свой опыт ярких событий.

2. Физическое окружение:

1. Удовлетворенность базовых физиологических потребностей (контроль дыхания, боли и эпилептических приступов; режим сна, диета и чувство сытости). Здесь важны как рекомендации врачей, так и наблюдения взрослых, постоянно взаимодействующих с ребенком.

2. Стабильная и удобная поза. Это особенно важно для детей для детей с церебральными параличами, которые не могут самостоятельно регулировать и менять положение своего тела. Стабильная и удобная поза может облегчить боль, уменьшить или снять дискомфорт, дать возможность ребенку участвовать в различных событиях

3. Оптимальная влажность, чистота и температура воздуха. Для каждого ребенка эти показатели индивидуальны

4. Сенсорная насыщенность: звуки, освещенность, поверхности, цвет стен, запахи и т. п. Для одних детей очень важно сенсорное разнообразие среды, это их активизирует, вызывает интерес, желание рассматривать, слушать, трогать (для слабовидящих детей особенно важно наличие разных по фактуре поверхностей, которые можно изучать тактильно) – исследовать мир. Но для других это будет слишком возбуждающая или тревожная среда, от которой ребенок будет уходить, «защищаться». Однако слишком бедная среда также может быть стрессогенной, приводя к сенсорной депривации. Поэтому для детейс ОВЗ особенно важно подобрать оптимальную сенсорную насыщенность среды. Интенсивность отдельных ощущений не менее важно учитывать, чем разнообразие. Необходимая ребенку интенсивность ощущений зависит от индивидуальной чувствительности. Например, для гиперчувствительных детейестественные звуки могут быть слишком громкими. Другим детям, в частности, слабослышащим, наоборот, доступны только громкие звуки. развития.

5 возможность участия в деятельности. Многим детям с ОВЗ сложно включиться в деятельность. Часто такие дети выбирают позицию наблюдателя, не пытаясь активно что-то сделать, повторить за взрослым, попробовать самостоятельно. Иногда это связано с тем, что ребенок не понимает, что происходит или как это можно сделать. Например, незрячий ребенок может слышать звуки музыкальных инструментов (бубен, но что при этом происходит, он не способен узнать. Помочь такому ребенку может метод «рука-под-рукой»либо действия «рука в руке».

Суть этих подходов заключается в совместных действиях взрослого и ребенка. В первом случае рука взрослого подводится под руку ребенка, и он может«наблюдать руками» за движениями взрос- лого, а может и убрать свою руку, если устал или боится. Во втором варианте рука взрослого располагается поверх руки ребенка и помогает ему выполнить то или иное действие. Когда ребенок уже может выполнить какую-то часть действия самостоятельно, помощь взрослого должна уменьшаться. В других случаях ребенку сложно организовать внимание, начать движение. Таким детям может потребоваться много времени, чтобы подготовиться к выполнению действия. Важно не спешить и подстраиваться под индивидуальный темп ребенка. Не все дети способны включиться в деятельность с первого раза. Порой требуется много повторов, чтобы ребенок мог активно участвовать в том, что предлагает взрослый. Повторы помогают увеличить темп, в повторах движения становятся более точными.

Музыкальное занятие, организованное с учётом вышеперечисленных условий, может рассматриваться как эффективное средство психологической помощи детям с особенностями развития, предоставляя специалисту широкий спектр возможностей для целенаправленного, системного, индивидуализированного и контролируемого формирования сенсомоторной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер ребенка.

Для освоения новых действий ребенку необходима положительная обратная связь, ощущение собственной успешности, которые на музыкальном занятии обеспечиваются благодаря индивидуальному подбору доступных музыкальных инструментов, игр и песен. Это, с одной стороны, создает у ребенка положительный эмоциональный настрой, стимулирует дальнейшую активность через поднятие психического тонуса. Также соотношение ощущения успеха и неуспеха важно для коррекции ребенком собственных действий, контроля реализации программы поведения.

Возможность совершать движения и действия пассивно, лишь подчиняясь управляющему ими взрослому, создает для ребенка основу для дальнейшего освоения тех же движений — он получает представление о том, что должно получиться и с какими ощущениями это связано. При этом соответствующие движениям ощущения он получает уже при пассивном участии в игре, что помогает осваивать пространство, насыщает ребенка сенсорными впечатлениями, способствуя, таким образом, его активации. Для некоторых детейименно пассивные движения представляют особую трудность, и освоение их становится одной из развивающих задач.

Возможность получения движений, действий или речевых реакций на непроизвольном уровне позволяет создать у ребенка представление о том, что впоследствии должно получиться произвольно, создает основу для включения этих поведения, а также способствует освоению возможностей тела, что является одним из этапов развития пространственных представлений и межполушарного взаимодействия.

Одним из способов провокации непроизвольной активности ребенка являетсямузыка, созвучная этой активности, в первую очередь ее ритм и динамические особенности. Кроме того, варьирование изобразительных средств музыкипозволяет вызывать и более произвольные реакции ребенка, изменение, самостоятельную коррекцию начатого движения, подлажвание его к музыке и таким образом способствует развитию произвольной регуляции поведения. Развитие же регуляции движений и действий закономерно отражается на развитии всей двигательной сферы, в т. ч. ее пространственной составляющей и взаимодействии рук, ног, т. е. межполушарного взаимодействия.

Доступность невербальных форм взаимодействия, которые предоставляет специалисту музыкальное занятие, не только способствует установлению контакта с ребенком, но и помогает развитию регуляции поведения ребенком, испытывающим трудности речевой регуляции. В новой форме, не требующей понимания инструкций и обращения к несформированной еще способности речевой регуляции собственных действий, ребенок осваивает новые игры, виды деятельности.

По мере развития ребенка увеличивается доля речевых форм взаимодействия - взрослый все больше комментирует действия ребенка и свои собственные, сопровождает уже знакомые действия речевыми инструкциями, что помогает ребенку освоить новый способ регуляции поведения. Кроме того, комментарии, объяснения, слова песен помогают расширению пассивного и активного словаря ребенка, он усваивает различные термины, в т. ч. использующиеся для описания пространства и времени, что на определенном этапе способствует развитию пространственно-временных представлений.

Пример организации музыкально развивающей среды на занятии с группой детей с ОВЗ.

Важную роль в организации поведения ребенка играет ритм. Вся наша жизнь организована ритмически: смена времен года, дня и ночи, события, составляющие наш обычный день, – все они сменяют друг друга в определенной последовательности и наступают примерно в одно и то же время. Поэтому же подобию, устроено занятие «Круг»: игры следуют одна за другой, ребенок постепенно усваивает их последовательность, начинает ждать самую любимую игру, знает, когда занятие закончится. С ритмом мы имеем дело и когда читаем стихи, поем песни, слушаем музыку.

Сенсорные и ритмические игры – основное наполнение «Круга». Они помогают создать благоприятный эмоциональный фон в группе, привлекают внимание и стимулируют активность детей.

В любой игре, которую мы предлагаем детям, можно выделить несколько составляющих, благодаря которым они привлекают детей, стимулируют их к собственной активности.

На занятии «Круг», в первую очередь, мы используем сенсорную насыщенность и ритм игры. Большинство игр содержат одновременно и яркую сенсорную составляющую, и ритмическую организацию.

Другие игры можно считать в большей степени сенсорными, ритмическая же составляющая может нивелироваться (например, если детям дают возможность погрузиться в сенсорное ощущение, продлив его на достаточно долгое время). Можно, например,

1. вместе рассматривать интересную игрушку.

2. передавать по кругу звучащую или вибрирующую игрушку, шишку, раковину с «шумом моря», баночки с запахами, зеркальце и т. д.

3. можно играть с солнечным зайчиком, фонариком,

4. накрываться всем вместе покрывалом или по очереди накрывать и искать каждого ребенка. 5. можно слушать игру на флейте, заводить и слушатьмузыкальную шкатулку, а потом прятать и искать ее, чтобы снова послушать.

6. можно внести на занятие разнообразные природные материалы – листья, снег, сосульку. Это особенно важно для детей, посещающих наши занятия, так как в силу особенностей развития эти дети не всегда имеют возможность получить такой опыт на прогулке.

7. Сенсорные игры в кругу помогают поднять эмоциональный тонус ребенка, позволяют ему увидеть эмоциональную реакцию сверстников и взрослых и, следовательно, развивают его коммуникативные возможности.

8. Отдельной задачей может стать ожидание своей очереди, способность передать привлекательную игрушку дальше по кругу.

Внешний ритм, заданный педагогом, помогает ребенку организовать собственную активность: многим легче хлопать в ладоши или качать головой в ритме звучащего стихотворения или песни. Если движение ребенка подчинено внешнему ритму, ему легче и изменять его по ходу выполнения упражнения: остановиться, когда замолчал педагог, поющий потешку, увеличить темп или сменить само движение. В условиях ритмически организованного действия мы не даем ребенку инструкций, а создаем такую среду, в которой он сам включится в игру и будет совершать определенные повторяющиеся движения. Таким образом, ритм как одна из обязательных характеристик игр занятия «Круг»выполняет как стимулирующую, так и регулирующую функцию, активизируя ребенка, побуждая его принять участие в предлагаемых ему играх, а также помогая организовать свою активность, соотнести ее с действиями других участников занятия. Взрослые рассказывают и поют песенки-потешки, сопровождая их простыми действиями (раскачивания, наклоны, хлопки и др.) и вовлекая детей в эти движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыка в жизни детей с проблемами развития речи

Цель занятий с использованием музыкотерапииСодержание и построение занятия...

Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» по здоровому образу жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года) "РАСТИ ЗДОРОВЫМ"

Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения  здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использ...

Сценарий урока английского языка в 9 классе по теме "Музыка. Роль музыки в жизни человека"

Сценарий урока английского языка в 9 классе по теме "Музыка. Роль музыки в жизни человека", УМК В.П.Кузовлев, Н.М.Лапа Английский язык...

Конспект открытого урока по музыке в 5 классе на тему: "Программная музыка. Вторая жизнь песни" 2014 год.

Тема 1 полугодия: «Музыка и литература».Обобщающий урок по темам: «Программная музыка. Вторая жизнь песни».Тип урока: углубление и обобщение темы.Форма: урок-концерт. Цель...

Музыка в жизни детей с ОВЗ.

Музыка в жизни детей с ОВЗ.Если у нас здоровый ребенок, мы все время бежим за ним. Он развивается сам, а мы только догоняем и подстраиваемся к новому этапу его развития. Если же у ребенка нарушения, т...

Конспект занятия с родителями детей с ОВЗ «Музыка в жизни особого ребенка»

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение в развитии. Задержка психического здоровья, умственная отсталость преодолеваются как педагогическими методами, ...

Праздничная программа ко Дню музыки "Ритм жизни - музыка"

Создание условий для праздничного настроения...