Задания для развития связной речи
картотека

Тексты с задания на развитие связной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_zadaniy_na_svyaznuyu_rech.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека заданий (рассказов)

 на развитие связной речи № 1

Снеговик

Дети на прогулке лепили снеговика. Сначала они скатали большой комок, второй комок поменьше, третий еще меньше. Потом на большой комок положили средний комок, а на средний — маленький. Вместо глаз вставили угольки, вместо носа морковку, вместо рук — ветки. Вместо шапки — надели старое  ведро. Забавный получился снеговик!

Вопросы.

  1. Кого вы видите на картинке?
  2. Что делает мальчик, девочка?
  3. Как дети лепили снеговика?
  1. Что у снеговика вместо глаз, носа, шапки?
  2. Какой получился снеговик?

Творческие задания:

1) Закончить предложение по аналогии: Вместо рук у снеговика ветки....

  1.  Составить рассказ от 1-го лица множественной числа
  2.  Составить план рассказа.
  3.  Придумать продолжение рассказа.

Выращиваем помидоры

Наступила весна. Дети высадили рассаду помидоров на грядку. Летом они поливали рассаду, подвязывали стебли. Выросли из рассады кустики. Осенью на них созрели крупные красные помидоры.

Вопросы.

I) Когда сажают рассаду? Какую рассаду посадили дети? 2) Что делали летом на огороде? Откуда дети брали воду для полива рассады?

Творческие задания:

1) Составить аналогичный рассказ без опоры на серию картинок о выращивании огурцов

2) Составить рассказ от 1-го лица

3) Придумать продолжение рассказа.

Кормушка для птиц

Наступила холодная зима. Голодно птицам в саду. Дети попросили дедушку сделать кормушку для птиц. Принесли дощечки, молоток, гвозди. Когда кормушка была готова, дети повесили ее на березе и  насыпали корм: крупу, семечки, хлебные крошки. Дети спрятались за елку и стали наблюдать. Сначала на кормушку прилетели воробьи, потом синицы. Птицы быстро клевали корм.

Вопросы.

1) Почему птицам голодно зимой?

2) Из чего дедушка сделал кормушку?

3) Куда дети повесели кормушку?

4) Почему дети спрятались за елку?

5) Что делали птицы?

Белка Е.Чарушин

Не страшен белке холод. У нее серенькая шубка теплая. А лето пришло, белка шубку переменила — теперь и холода нет. И прятаться не от кого: не нужен охотникам тонкий рыжий мех. Белка грибы сушит, шишки шелушит.

Вопросы.

Почему белка не боится холода? Почему белка не боится охотников летом?

Что делает белка летом?

Что делает белка зимой?

Творческие задания.

  1. Рассказать о жизни белки в лесу летом.
  2. Закончить предложения: Не страшен белке.... и т.д.

3)        Подобрать эпитеты к словам: белка (какая?), шубка беличья (какая?) серенькая, теплая, пушистая.

4)Образовать притяжательные прилагательные, составить предложения, найдя ошибки художника: У волка беличий хвост, а у белки — волчий

Осенью в парке

Наступила золотая осень. Листья на деревья падают на землю. Земля становится похожей на красивый ковер. Дети вышли на прогулку в парк. Все ищут самые красивые листья. Один мальчик собрал букет из разноцветных  листьев и подарил девочке.

Вопросы.

1) Какое время года изображено на картине?

Почему

  1. Где гуляют дети?
  2. Зачем дети собирают листья?

Творческие задания:

I) Подобрать определения к словам: осень (какая?) солнечная, золотая, дождливая, щедрая, урожайная;

листья (какие?) разноцветные, красивые

  1.  Рассказать от I-го лица.
  2.  Изменить концовку рассказа.

Кошка Е.Чарушин

 Кошка Маруська... в чулане мышь поймала, за это ее хозяйка молочком накормила. Сидит Маруська на коврике сытая, довольная, Песенки поет — мурлычет, а ее котеночек маленький — ему мурлыкать неинтересно. Он сам с собой играет — сам себя за хвост ловит, на всех фыркает, пыжится, топорщится.

Вопросы.

Кого поймала кошка Маруська? Что делает кошка? Почему? Кто есть у кошки? Что делает котеночек?

Творческие задания.

  1. В пересказе дать описание кошки и котенка.
  2. Придумать начало рассказа.

3) Составить загадку про кошку.

Хорошие соседи

Около дома росли высокие березы. На одной березе в скворечнике поселились скворцы. На другой березе свили гнездо грачи. Однажды скворцы улетели за кормом для своих птенцов. А вот кот

Васька тут как тут. Подбежал к березе и стал забираться по  стволу вверх. Грач увидел, что кот подкрадывается к скворечнику. Налетел на кота и ударил его своим крепким клювом.  Кот жалобно замяукал, сорвался с дерева, упал на землю, вскочил и бросился наутек.

Вопросы.

1) Где поселились скворцы?

2) Где жили грачи?

3) Кто подкрадывался к скворечнику?

4) Как грач защищал птенцов скворцов?

Творческие задания:

1) Назвать отличительные признаки весны

2) Подобрать слова-действия к названию птиц и деревьев: почки, птицы и т.д.

3)Придумать начало рассказа

4)Придумать название рассказа

Собака Е.Чарушин

У Шарика шуба густая, теплая, — он всю зиму по морозу бегает. И дом у него без печки, — просто собачья будка, а там соломка постелена, а ему не холодно. Шарик лает, злых людей да воров во двор не пускает, — за это все его любят да сытно кормят.

Вопросы.

Где живет Шарик?

Какая шуба у собаки?

За что любят Шарика?

Творческие задания.

  1. Рассказать от 1 -го лица о своей собаке.
  2. Составить описание собаки.

Придумать продолжение рассказа

Заяц. Я.Чарушин

Шуба у зайца теплая-теплая, белая-белая. Шуба зайку от мороза спасает и от охотника скрывает. Снег белый, да и зайка белый.     Где такого заметишь! А пока разглядываешь да всматриваешься, зайка задаст стрекача, только его и видели.

Сидит зайка — ветки обдирает, горькую кору гложет. Теплого лета ждет. Ведь летом раздолье — всякой еды вдоволь. Ешь не хочу! Хочешь — пожуй сладкий клевер-кашку, хочешь     любой цветочек с медом откуси. Не лазай только, зайка, в наш огород, не грызи капусту, не порть нашу морковку.

Вопросы.

Какая у зайца шуба зимой? Как шуба спасает зайку? Почему зайка ждет лета? Какая шубка у зайки летом? Когда охотники охотятся на зайцев?

Творческие задания.

1)        Придумать рассказ о зайце, который жил в лесу около дачи.

2)        Вставить пропущенные предлоги

3) Составить слова с разными приставками

Заяц и черепаха

Поспорили однажды заяц и черепаха, кто быстрее лесную поляну обежит. Черепаха тронулась в путь, а заяц лежит под кустом, посмеивается: «Спеши, спеши, черепаха, все равно я тебя обгоню». Но пока он так потешался, черепаха, хоть и тихо шла, оказалась у цели. Бросился заяц за нею, да поздно. Бегать-то он умел, но не знал того, что, лежа на месте, и от черепахи можно отстать.

Вопросы.

О чем поспорили заяц и черепаха? Что делала черепаха? Что делал заяц?

Почему черепаха оказалась первой у цели?

Творческие задания.

  1. Придумать по аналогии сказку про лису и ежа.
  2. Составить словесный портрет зайца, черепахи.

Инсценировать сказку

Как голубь учился гнездо вить

Как-то раз позвал к себе голубь дрозда, просит научить гнездо вить. Прилетел дрозд к голубю и начал гнездо вить. Притащил несколько соломинок, уложил их, а голубь тут же взлетел, уселся на гнездо и начал вертеться, приговаривая:

-Могу, могу, могу! Рассердился дрозд и сказал:

- Ну, коли сам можешь, чего же просишь? - и улетел восвояси.

А голубок гак и не знает, как дальше гнездо вить. Притащил несколько соломинок, вот и все его гнездо.

Вопросы.

Зачем голубь позвал дрозда?

Почему дрозд улетел?
Какое гнездо сделал себе голубь?

Творческие задания.

  1. Придумать другую концовку сказки.
  2. Инсценировать сказку

Дружба

Летом подружилась белочка с зайчиком. Белочка была рыженькая, а зайчик был серенький. Каждый день они играли на небольшую полянку и там угощали друг друга. Белочка приносила грибы, шишки, орехи, а зайчик морковку, капусту. Но вот прошло лето. Наступила осень, а потом зима. Выпал белый снег. Белочка спряталась к себе в дупло, а зайчик под густую ветку ели. Один раз белочка высунулась из дупла. Она увидели зам зайчика, но не узнала его, потому что зайчик был не серый, a 6елый. Зайчик тоже увидел белочку и тоже не узнал ее. Он ведь был знаком с рыженькой белочкой, а это была серая. Но нас тупит лето, и они снова узнают друг друга.

Творческие задания.

1)    Ответить на вопрос, почему они узнают друг, только летом?

2)    Придумать продолжение сказки.

3)  Пересказать сказку по опорным предметным картинкам

4) Подобрать предметные картинки, назвать, кто из животных, где живет: лиса в норе, белка — в дупле и т.д.

Храбрая курица

Курица Хохлатка вывела цыплят во двор. Цыплята бегают травке, весело пищат, червяков ищут. Вдруг прилетела ворона, хочет цыпленка украсть. А Хохлатка заквохтала, крылья растопырила, цыплята быстро под ними спрятались. Долго ворона сидела на заборе, но осталась ни с чем, так и улетела голодная.

Творческие задания.

I)    Определить, соответствует ли название рассказа его содержанию. Уточнить название.

2) Определить и назвать части тела птиц (туловище, голова, холок, хвост, крылья, перья, клюв, когти)

3)  Подобрать слова с противоположным значением: быстро — медленно, высоко — низко, громко — тихо,  весело —  грустно и т.д.

Храбрые щенята

Жили два щенка. Вышли они во двор. Посмотрели щенки на небо. Увидели желтый блестящий полукруг. Смотрят щенки, не знают, что это такое. А полукруг стал кругом. Испугались щенки.

- Давай лаять, — говорит один щенок.

- Давай, — согласился другой щенок. Залаяли щенки. А круг поднимается все выше.

- Испугался! — радуется первый щенок.

- Убегает! — говорит другой щенок.
Весело лают щенки.

Творческие задания.

\)    Придумать название рассказа.

  1. Назвать детенышей домашних животных.
  2. Образовать форму множественного числа от формы единственного числа:

теленок — телята, жеребенок - жеребята и т.д.

Для чего руки нужны.

Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всем разговаривали.

Спросил как-то дедушка внука:

  • А для чего, Петенька, людям руки нужны?
  • Чтобы в мячик играть, — ответил Петя.
  • А еще для чего? — спросил дед.
  • Чтобы ложку держать.
  • А еще?
  • Чтобы кошку гладить.
  • А еще?
  • Чтобы камешки в речку бросать.

Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал.

Только он маленький был и обо всех других людях по своим

рукам судил, а не по трудовым рабочим рукам, которыми всю

жизнь, весь белый свет держится.

Творческие задания.

1)        Закрепить употребление сложноподчиненного союза
«чтобы», называя части тела человека и животных и действий

выполняемые ими.

2)        Составить  предложения  по   опорным   предмет

картинкам: Бабушка, кресло. — Бабушка сидит в кресле. Девочка, трамвай. — Девочка едет на трамвае.

3)    Распространение составленных предложений: Бабушка сидит в мягком зеленом кресле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы по развитию связной речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи

В докладе рассмотрена проблема развития связной речи у обучающихся школы VIII вида, предложены приемы работы по развитию монологической и диалогической речи у обучающихся...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА

Презентация является наглядным материалом для доклада "Особенности работы по развитию речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи"...

Использование игрового пособия "Угадай -ка" для развития связной речи детей с общим недоразвитием речи

В данной статье даётся подробное описание игрового пособия "Угадай -ка" , направленного на развитие связной речи детей с ОНР. Это игровое пособие является адаптированным и усовершенствованным вар...

Задания для развития связной речи

Задания на развитие связной речи №2...

Развитие связной речи младших школьников.Предложение.Текст.формирование связной речи у обучающихся 2-х классов с ЗПР, способствующая усвоению школьной программы по русскому языку и литературному чтению.

Формирование связной речи у обучающихся 2-х классов с ЗПР, способствующая усвоению школьной программы по русскому языку и литературному чтению....