Задания для развития связной речи
картотека

Задания на развитие связной речи №2

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_zadaniy.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека заданий (рассказов)

 на развитие связной речи № 2

Как Маша стала большой

Маленькая Маша очень хотела вырасти. А как это сделать, она не знала. Пыталась она и в маминых туфлях ходить. И волосы как у тети Клавы зачесывала. И бусы надевала на шею. И часы пыталась носить.

Ничего не получалось. Все смеялись над ней да шутили. Вздумала Маша пол подметать. И подмела. Даже мама удивилась. А когда Маша вымыла посуду, тогда и отец удивился и за столом сказал:

— Мы и не заметили, как Маша выросла. И не только пол метет, но и посуду моет. Стали маленькую Машу называть большой.

Вопросы.

Как Маша пыталась вырасти? Почему над Машей все смеялись? Когда Машу стали называть большой?

Творческие задания.

1)        Образовать  притяжательные  прилагательные  oт существительных: папа — папин, папина; мама — мамин, мамина …

2) Закончить предложения: У маминого платья рукава... У папиной рубашки карманы... У Таниной шубы воротник...

Ревушка

Вышла Машенька на крыльцо и ревет. Подошел к ней петушок и спрашивает: - Ты чего это, Машенька, ревешь? Давай лучше букашек повить.

 — Не надо мне букашек, я буду плакать.

Подошла к Машеньке кошка:  — Что ты, Машенька, ревешь? Давай мышек ловить.

  • Не буду мышек ловить, буду плакать.

 Подошел к Машеньке теленок и говорит: - Давай, Машенька, реветь со мной.

  • Давай.

Но тут подошла к ней Буренушка-ревушка и гневно сказала:

—        Ты что это меня передразниваешь?
Испугалась Машенька и больше не ревет.
                                 
Творческие задания.

  1. Инсценировать сказку.
  2. Ввести в сказку других персонажей вместо пека и кошки

Торопливый ножик

       Строгал Митя палочку, строгал да бросил. Косая палочка получилась. Неровная. Некрасивая.

  • Как же это так? — спрашивает Митю отец.
  • Ножик плохой, — отвечает Митя, — косо строгает.
  • Да нег, — говорит отец, — ножик хороший. Он только торопливый. Его нужно терпению выучить.
  • А как? — спрашивает Митя.
  • А вот так, — сказал отец.

Взял палочку да принялся ее строгать потихонечку, полегонечку, осторожно. Понял Митя, как нужно ножик терпению учить, и тоже стал строгать потихонечку, полегонечку, осторожно. Долго торопливый ножик не хотел слушаться. Торопился: то вкривь, то вкось норовил вильнуть, да не вышло. Заставил его Митя терпеливым быть.

Хорошо стал строгать ножик. Ровно. Красиво. Послушно.

Творческие задания.

1)    Образовать сравнительную степень прилагательных: короткий — короче, веселый — веселее, теплый — теплее и т.д.

2) Образовать   уменьшительную    форму   существительных

3)    Назвать инструменты (по предметным картинкам) и объяснить их назначение

Кубик на кубик

Маша ставит кубик на кубик, кубик на кубик, кубик на кубик. Построила высокую башню. Прибежал Миша:

  • Дай башню!
  • Не дам!
  • Дай хоть кубик!
  • Один кубичек возьми.

Миша протянул руку — и хвать самый нижний кубик! И вмиг — трах-тара-рах! — вся Машина башня раз-ва-ли-лась!

Как Миша хотел маму перехитрить

Пришла Мишина мама после работы домой и руками всплеснула.

— Как же это ты, Мишенька, сумел у велосипеда колесо отломать?

—        Оно, мама, само отломилось.

  • А почему у тебя, Миша, рубашка разорвана?
  • Она, мамочка, сама разорвалась.
  • А куда твой второй башмак делся? Где ты его потерял?
  • Он, мама, сам куда-то потерялся. Тогда Мишина мама сказала:
  • Какие они все нехорошие! Их, негодников, нужно проучить!
  • А как? — спросил Миша.

— Очень просто, — ответила мама. — Если они научились сами ломаться, сами разрываться и сами теряться, пусть
научатся сами чиниться, сами зашиваться, сами находиться. А
мы с тобой, Миша, дома посидим и подождем, когда они велосипед всё сделают.

Творческие задания.

  1. Пересказать от 1 -го лица.
  2. Подобрать слова действия: Пуговицу к рубашке нужно....

Дырку на колготках надо ....

Бабушка взяла спицы и стала ... носок.

Тук-тук!

- Дятел, а Дятел! Когда тебе стучать надоест? Зимой стучишь, летом стучишь. Весь год стучишь! Да все клювом.

- Зимой стучу — из шишек семена выбиваю. Летом жуков-короедов да их личинок из-под коры выколачиваю. Больше всего весной стучу. Дырочки в березовой коре пробиваю — чтобы сладким соком полакомиться. Дупло для гнезда долблю — птенцов выводить.

Вопросы.

Что умеет делать дятел клювом? Как называют дятла за его работу?

Творческие задания.

1) Определить и назвать части деревьев

2) Рассказать о встрече с дятлом в лесу.

3) Сравнить, чем похожи и отличаются береза и сосна …

4) Образовать прилагательные от существительных: осина — осиновый, береза — березовый и т.д.

Синицы.

Летом синицы живут в лесах и парках, кормятся насекомыми. Зимою обычно прибиваются к человеческому жилью, добывают корм около домов, прыгая по перилам балконов, стуча клювами в оконные стекла или залетая в открытые форточки. Синицы — птички всеядные. Они ловко ловят насекомых, очень любят жирное мясо, клюют крошки хлеба и кашу.

Творческие задания.

1) Подготовить рассказ из личного опыта «Моя кормушка».

2) Рассказать о том, как устроили кормушку для птиц в детском саду.

3) Вспомнить и назвать перелетных птиц, объяснить, почему они не могут зимовать в наших краях.

Над болотом

Каждый год возвращаются журавли из далеких теплых стран на родное болото.

…Высоким камышом и сухой прошлогодней осокой заросло большое непроходимое болото. В самых недоступных местах устраивают гнезда осторожные журавли. Спокойно им жить на неприступном болоте. Не пройдет по болоту волк, не проберется лисица, не подкрадется рысь. …Скоро выведутся на болоте длинноногие, неуклюжие журавлята. Начнут ловить для них журавли лягушек и змей, приносить в гнездо корм. Будут расти, учиться летать журавлята...

Творческие задания.

  1. Составить рассказ-описание цапли.
  2. Составить план рассказа.
  3. Продолжить рассказ.

Для чего говорят «спасибо»?

 По лесной дороге шли двое       дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить. Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились.

—        Спасибо тебе, ручей, — сказал дедушка. Мальчик засмеялся.

  • Вы зачем сказали ручью «спасибо»? — спросил он дедушку. — Ведь ручей не живой, не услышит ваших слов, не поймет вашей благодарности.
  • Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы — люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»? Подумай, кому нужно это слово? Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял долгий...

Творческие задания.

  1. Пересказать от 1-го лица.
  2. Объяснить, кому же нужно слово «спасибо»?
  3. Подобрать однокоренные слова:

вода — водный, водяной, подводник, водица лес — лесок, лесной, лесник, лесовик

Тетерев молодой и Тетерев старый

  • Только и слышу вокруг: зима на носу, мороз, скоро зиму зимовать? А что такое зима?
  • А ты лето знаешь?
  • Знаю!
  • Так вот зима — это наоборот!
  • А что такое мороз?
  • А ты жару знаешь?
  • Знаю!
  • Так вот мороз — это жара наоборот.
  • А что такое «зиму зимовать»?
  • А ты жизнь хорошую да беззаботную знаешь?
  • Еще бы не знать!

— Так вот это — наоборот!
Творческие задания.

1) Объяснить выражения: зима на носу, зиму зимовать.

2)Тренироваться употреблять различные интонационные оттенки голоса.

Кто самый быстрый

Все дикие кошки: и царь зверей — лев, и красивый пятнистый леопард, и сердитая мерная пантера быстро бегают, а многие и по деревьям хорошо лазают. Но самый длинноногий из них, самый быстрый бегун — гепард. Он обгонит любого зверя па Земле. Он мчится со скоростью больше ста километров в час. В нашей стране гепарды живут в пустыне около Каспийского и Аральского моря. Их очень мало. Они находятся под охраной государства.

Творческие задания.

1) Подобрать эпитеты к словам: пантера (какая?);  тигр   (какой?)  

2) Рассказать, почему надо охранять диких животных.

3) Составить рассказ-описание других животных семейства кошачьих из жарких стран

Одуванчики

Все знают простые цветы, похожие на маленькое солнце с золотыми лепестками-лучами. Все лето цветут одуванчики, а созревшие их семена собраны в легкий пушистый шарик. Дунешь на шарик — поплывут, полетят в воздухе легкие летучие семена. Поэтому и называется цветок одуванчиком. Весь день, пока светит солнце, следом за солнцем поворачивают одуванчики свои золотые головки. Вечером, когда скроется солнце, одуванчики свертывают свои лепестки и засыпают. С восходом солнца они просыпаются, как бы радостно улыбаясь, широко раскрывают золотые свои лепестки. В солнечные летний день золотою кажется поляна, на которой растут и цветут одуванчики.

Творческие задания.

  1. Объяснить значение слов «пушистый», «золотой».

2) Придумать предложения с другими значениями этих  слов.

3) Назвать слова с противоположными значениями: засыпают — и т.д.

4) Прочитать   наизусть   стихотворение   Е.Серовой «Одуванчик».

Объяснить слово «воздушное». Ответить на вопрос: Почему у одуванчика вначале желтый сарафанчик, а потом беленькое платьице?

Снежные слова

Пришла зима. С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю — одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью лучами! Чем тише морозная погода, тем красивее снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи, и они превращаются в снежную пыль. Когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим, что с неба падает крупа. Иногда снежинки, падая, в воздухе лепятся друг к другу и (образуют хлопья.

Творческие задания.

1) Объяснить, как образуется снежная пыль, крупа, хлопья, сугробы, наст.

2) Подобрать родственные слова к слову снег — снежный, снежок, снежинка, снеговик, снегопад, Снегурочка и др.

Рассказать о снегопаде, о прогулке в снегопад и т.п.

Дуб и ветер

Отчего, Дуб, ты такой высокий? Выше тебя в лесу и дерева нет.

—        От любопытства, Ветер. Я еще только из желудя высунулся, траву вокруг себя увидел, подумал: «А что там, за травой?» Вырос выше травы, кусты увидел и опять думаю: «А
что там дальше, за кустами?» Потом хотелось узнать, что за
низенькими деревцами, что за высокими. Все тянулся да тянулся, вот и вымахал.

—        Ну, а теперь успокоился? Все вокруг видишь, все во
круг  знаешь?

—        Где гам успокоился! Разве все увидишь да узнаешь! А
что там за горами, за морями? Эх, мне бы еще подрасти да потом
па цыпочки встать — хоть бы одним глазком туда заглянуть!

Творческие задания.

1) Рассказать о том, как можно вырастить дуб.

2) Подобрать родственные слова: дуб — дубок, дубовый, дубрава

Дрозд и грибы

— Прячьтесь, братцы, — грибники идут! Ты, Подберезовик, — под березу, ты, Подосиновик, — под осину, ты, Моховик — в мох.

- А мне, Опенку, куда?

— Прыгай скорей за пень!

Я — Волнушка: так волнуюсь, так волнуюсь...

  • Не волнуйся, Волнушка, притворись листиком.
  • Что делать? Я   - Сыроежка: сырьем съедят!
  • В кусты! Скорей, скорей — грибники рядом!
  • А я, уважаемый Дрозд, — Груздь. Груздь груздю рознь. Бывают осиновые, бывают собачьи. Но я — самый лучший Груздь. А вот куда мне спрятаться, и не знаю.
  • Поздно прятаться — грибники пришли! Назвался груздем - так полезай в кузов!

Творческие задания.

1) Образование формы родительного падежа множественного числа имен существительных. Что в лесу много растет? гриб — грибы — грибов масленок — маслята — маслят

2) Составление предложений с образованной формой: У Нины в лукошке много опят, моховиков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы по развитию связной речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи

В докладе рассмотрена проблема развития связной речи у обучающихся школы VIII вида, предложены приемы работы по развитию монологической и диалогической речи у обучающихся...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА

Презентация является наглядным материалом для доклада "Особенности работы по развитию речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи"...

Использование игрового пособия "Угадай -ка" для развития связной речи детей с общим недоразвитием речи

В данной статье даётся подробное описание игрового пособия "Угадай -ка" , направленного на развитие связной речи детей с ОНР. Это игровое пособие является адаптированным и усовершенствованным вар...

Задания для развития связной речи

Тексты с задания на развитие связной речи...

Развитие связной речи младших школьников.Предложение.Текст.формирование связной речи у обучающихся 2-х классов с ЗПР, способствующая усвоению школьной программы по русскому языку и литературному чтению.

Формирование связной речи у обучающихся 2-х классов с ЗПР, способствующая усвоению школьной программы по русскому языку и литературному чтению....