Коррекционно-развивающие игры и упражнения способствующие развитию познавательной деятельности учащихся младших классов
консультация

В помощь родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл knsul_tacii_yanvar_1.docx262.31 КБ

Предварительный просмотр:

       Консультация для родителей - январь.19 г.

Коррекционно-развивающие игры и упражнения способствующие развитию познавательной деятельности  учащихся младших классов".

   1. Развитие ассоциаций.

Дефектолог дает детям следующую инструкцию: «Я буду называть слова, а вы в ответ назовите первое слово, какое припомните (или какое придет в голову)». Слова называются по одному. Примерный перечень слов:

Стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, смелость, цвет.

Стоит, говорит, освещается, расти, петь, смеяться, падать, слезать.

Желтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный.

Быстро, высоко, весело, два, летящий.

Можно задать вопрос: «Как вы думаете, а почему припомнилось именно это слово?»

2. Классификация предметов по картинкам.

Детям предлагаются картинки и дается задание разложить их на две группы (критерий классификации не называется). Можно предложить серии картинок, включающие две группы предметов. Например :

а) Овощи и фрукты.

б) Домашние и дикие животные.

в) Домашние и дикие птицы

г) Посуда и мебель.

д) Одежда и обувь.

е) Птицы и насекомые.

3. Игра «Найди лишний предмет».

Детям предлагается несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы, изображенные на картинках. Дети должны показать «лишнюю» картинку и объяснить, почему она лишняя.

Примерные серии картинок:

4. Игра «Назови лишнее слово».

Дефектолог называет слова и предлагает детям плавать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «липшее».

а) «Лишнее» слово среди имен существительных:

кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

волк, собака, рысь, лиса, заяц;

лошадь, корова, олень, баран, свинья;

роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;

автобус, комбайн, трамвай, велосипед, мотоцикл;

зима, апрель, весна, осень, лето;

мама, подруга, папа, сын, бабушка;

море, озеро, река, мост, пруд;

круг, квадрат, карандаш, треугольник, прямоугольник;

Николай, Саша, Иванов, Миша, Петр;

Москва, Новгород, площадь, Петербург, Псков;

молоток, топор, ложка, пила, клещи;

Илья, Федор, Петров, Андрей, Женя;

сыр, будка, мороженое, масло, творог;

бутылка, банка, сковородка, кувшин, стакан;

молоко, сливки, сыр, сало, сметана;

дом, сарай, изба, хижина, здание;

береза, сосна, дерево, дуб, ель;

книга, альбом, блокнот, краски, тетрадь;

кисточка, карандаш, лист, краски, картина;

торт, портфель, сумка, рюкзак, чемодан;

месяц, день, год, небо, час;

гнездо, кора, муравейник, курятник, берлога;

молоток, гвоздь, топор, клещи, долото;

минута, секунда, час, вечер, сутки;

грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

б) «Лишнее» слово среди имен прилагательных.

грустный, печальный, унылый, глубокий;

храбрый, звонкий, смелый, отважный;

желтый, красный, сильный, зеленый;

слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

крепкий, далекий, прочный, надежный;

дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий;

смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;

глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.

в) «Лишнее» слово среди глаголов:

думать, ехать, размышлять, соображать; бросился, слушал, ринулся, помчался; ненавидеть, презирать, наказывать; приехал, прибыл, убежал, прискакал; пришел, явился, смотрел; выбежал, вошел, вылетел, выскочил; налил, насорил, вылил; подбежал, вошел, подошел.

5. Объясните, чем отличаются предметы (с использованием картинок).

Примерные пары слов

Чашка и стакан

Тарелка и миска

Помидор и тыква

Стул и кресло

Кофта и свитер

Яблоко и груша

Грузовик и легковая машина

Самолет и птица

Береза и дуб

Дерево и куст

6. Разложите картинки по сходству.

На доске выставляется вертикальный ряд картинки овца (или баран), дерево, корова, колос

Детям раздаются картинки: свитер (или кофта), шапка, шерстяные варежки (или перчатки), шарф (к картинке «овца»); стол, деревянные грабли, забор, стул (к картинке «дерево»); бутылка молока, масло, сыр, мороженое (к картинке «корова»); хлеб, батон, бублик, рогалик (к картинке «колосья»). У каждого ребенка по 1—2 картинки.

Дефектолог предлагает детям положить свою картинку к одной из 4 картинок на доске и объяснить, почему он положил именно так.

7. Назвать одним словом серию картинок.

После воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе.

Примерные серии картинок:

8. Игра «Пара к паре» (подобрать слова по аналогии).

Дефектолог предлагает слова так, чтобы получились похожие пары слов, а затем просит объяснить, чем похожи эти пары.

Огурец — овощ, ромашка (земля, цветок, клумба).

Помидор — огород, яблоко (забор, сад, груша).

Часы — время, градусник (кровать, температура, окно).

Машина — мотор, лодка (парус, вода, палуба).

Стол — скатерть, пол (мебель, доски, ковер).

Молоток — гвоздь, нож (доска, хлеб, ящик).

Костюм — ткань, дом (забор, кирпичи, лестница).

Стул — дерево, булка (стол, колос, нож).

Окно — дом, глаз (рот, очки, лицо).

Телефон — ухо, телевизор (радио, антенна, глаз).

Шапка — голова, сапог (щетка, мальчик, нога).

Шерсть — овца, молоко (сыр, корова, кот).

Гвоздь — молоток, шуруп (отвертка, клещи, доска).

Ручка — пенал, тетрадь (книга, парта, портфель).

Кошка — котенок, курица (утка, петух, цыпленок).

Трамвай — троллейбус, стол (книга, кресло, дерево).

Курица — петух, кошка (котенок, кот, молоко).

Машина — шофер, самолет (машинист, летчик, небо).

Чтение — буква, счет (задача, число, вопрос).

9. Послушайте слова. Какие из них обозначают овощи?

Лук, репа, подорожник, укроп.

Чеснок, редис, роза, брюква.

Смородина, кабачки, петрушка, огурцы.

Помидор, щавель, свекла, капуста.

Картофель, яблоко, клубника, ромашка.

10. Послушайте слова и назовите только те из них, которые обозначают домашних животных.

Лиса, волк, собака, заяц.

Лошадь, теленок, лось, медведь.

Белка, кошка, петух.

Осел, косуля, рысь, тигр.

Сарай, корова, коза, овца.

Кролик, выдра, щенок, попугай.

11. Послушайте слова. Какие из них обозначают транспорт?

Грузовик, метро, самолет, скамейка.

Автобус, дорога, вертолет, пассажир.

Поезд, купе, пароход, якорь.

Трамвай, водитель, троллейбус.

12. Догадайтесь, каким будет четвертое слово (смысловые ряды).

Гвоздь — молоток, шуруп...

Дом — крыша, книга...

Квадрат — куб, круг...

Птица — яйцо, растение...

Хорошо — лучше, медленно...

Огонь — пожар, вода...

Зерно — амбар, деньги...

Электричество — выключатель, вода...

Одежда — голый, обувь...

Школа — обучение, больница...

Человек — ребенок, собака...

Резина — шина, сталь...

Птица — гнездо, человек...

Пальто — пуговица, ботинок...

Утро — ночь, зима...

Слова для справок: отвертка, обложка, шар, семя, медленнее, наводнение (потоп), кошелек (или банк), кран, босой, лечение, щенок, обод, дом, шнурок, осень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" Коррекционно - развивающая программа для детей с УО "Развитие познавательных способностей"

Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР " Развитие познавательных способностей" (5-6 класс)Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" (...

Коррекционно – развивающие игры и упражнения на развитие познавательных процессов

Необходимо принимать и использовать отдельные психолого-педагогические приемы, повышающие эффективность коррекции и развития познавательных процессов как по отдельности, так и вместе. Так же коррекцио...

Программа коррекционно-развивающих занятий с детьми ОВЗ по развитию познавательных психических процессов

Проблема помощи детям с ОВЗ приобрела в последние годы особую актуальность. В последние десятилетия особенно остро обозначилась проблема существенного роста числа детей с нарушениями в психическом и с...

Игры и упражнения, способствующие развитию и коррекции графо-моторных навыков

Игры и упражнения из практики по развитию и коррекции графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста....

Игры и упражнения, способствующие развитию внимания

Данные методы не требуют специальной подготовки. Достаточно быть внимательным к ребёнку и иметь время для занятий и игр с ним....


 

Комментарии

Дмитриенко Ольга Сергеевна

Очень интересный материал, который способствует развитию познавательной деятельности учащихся младших классов.