Возможные риски суицидального поведения несовершеннолетних
консультация

Таранова Анна Викторовна

Возможные риски суицидального поведения несовершеннолетних

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание:

«Возможные риски суицидального поведения несовершеннолетних»

«Самоубийство – это мольба о помощи, 
которую никто не услышал…» 
                           Р. Алеев 

Одной из основных проблем современного общества является обострение суицидального поведения среди населения.

Мировое сообщество тревожит тот факт, что самоубийство находится на третьем месте среди причин смерти детей и подростков. Исследования показывают, что у каждого пятого подростка время от временивозникают вполне серьезные мысли, чтобы покончить с собой, и с годами суицид «молодеет». Предполагается, что в последующее десятилетие число суицидов будет быстрее всего расти среди детей и подростков в возрасте от 10 до 14лет.

Что же такое суицид и суицидальное поведение?

Суицид - это умышленное лишение себя жизни. Он является результатом взаимодействия биологических, генетических, этнокультурных, психологических, социальных и экологических факторов.

Суицидальное поведение – это всевозможные проявления суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки покушения и т.п. Особенно этот термин применим к подростковому возрасту, когда проявления суицидальной активности отмечаются многообразием.

Считается, что суицидальное поведение в 90% случаях - это «крик о помощи» и лишь у 10% таких детей и подростков имеется истинное желание покончить с собой.

-ежегодно самоубийств в мире совершается порядка 4 миллионов

-19 миллионов человек остаются жертвами неудавшегося суицида, при  этом 6 миллионов из них полностью теряют работоспособность

-2/3 суицидентов получают ту или иную степень инвалидности

-всё чаще инвалидность в связи с неудавшимся суицидом получают подростки

Типы суицидального поведения

Суицидальное поведение условно можно разделить на три типа:

  • Демонстративное суицидальное поведение - разыгрывание сцен с изображением попыток самоубийства,  безо всякого намерения в действительности покончить с собой, иногда с расчетом, что вовремя спасут. В среднем каждая четвертая демонстративная попытка суицида заканчивается суицидом по неосторожности.
  • Аффективное суицидальное поведение - суицидальные попытки, совершаемые на высоте аффекта, который может длиться всего минуты,   но  иногда,   в  силу  напряженной  ситуации,   может растягиваться на часы и сутки.
  • Истинное суицидальное поведение — имеет место обдуманное, нередко постепенно выношенное намерение покончить с собой. Поведение  строится  так,   чтобы  суицидальная  попытка,   по представлению подростка, была эффективной.

Мотивы и причины детско-подростковых суицидов

Мотивов и причин, побуждающих подростка к совершению суицида множество, но на первый план нередко выступали стремление обратить внимание родителей, близких, педагогов на свои проблемы, и их такой страшный протест мотивировался бездушием, безразличием, цинизмом и жестокостью старших.

Среди побудительных мотивов к совершению суицида нередко выступают такие причины, как:

  • невыносимая душевная боль;
  • одиночество;
  • стыд за какой-то совершенный проступок;
  • ощущение безнадежности и беспомощности;
  • нестерпимая обида и недовольство собой (самоуничижение);
  • выражение путем суицида протеста и разрешения всех проблем.

Факторы, подталкивающие подростка к самоубийству:

  • Внутрисемейные конфликты, возникающие из-за завышенных требований к ребенку или вследствие полного игнорирования его как личности. Существенную роль играет нарушение
    структуры семьи (развод родителей, смерть одного из ее членов). Потеря доверительных отношений с родителями - один из сильнейших стимуляторов суицидов у подростков.
  • Конфликты в школе. Нередко испытываемые подростком трудности в школе приводят к понижению его самооценки, появлению ощущения, что человек становится незначимым для окружающих.
  • Несчастная или безответная любовь. Это происходит,  во-первых,  потому что подросткам бывает тяжело найти себе партнера или же наладить с ним отношения,  удовлетворяющие обе стороны. Во-вторых, глубокая психологическая травма приводит к возникновению сильных переживаний, кажущихся невыносимыми.
  • Материально-бытовые   трудности.   Нынешние   подростки   тяжело   переносят материальное неравенство, когда у одного «есть все», а у другого - « ничего».
  • Депрессивное   состояние   и   психическое   расстройство   (кратковременное   или долгосрочное) в результате конфликтов или насилия между родителями в семье, а также вследствие массированного воздействия на сознание подростка агрессивной рекламы в
    электронных СМИ и Интернете, пропагандирующей секс, насилие, низменные стороны жизни, убийства и самоубийства.
  • Генетические     факторы  -  некоторые     подростки     могут     наследовать предрасположенность к психическим болезням, которые увеличивают риск суицидального поведения и суицида.
  • Неизлечимые болезни - такие как ВИЧ/СПИД, онкологические и венерические нередко становятся стимулятором к совершению самоубийства.
  • Предыдущие суицидальные попытки: от 1/3 до ¼ подростков совершали суицидальные попытки в прошлом; наличие их в анамнезе увеличивает риск совершения суицида в 3 – 17 раз; для юношей риск возрастает в 30 раз, для девушек – в 3 раза.
  • Психическая патология: депрессия; употребление ПАВ; шизофрения; ПТСР; пограничные расстройства
  • Семейный фактор:   если суицид совершила мать, то риск совершения суицида детьми возрастает в 5 раз, если отец – в 2 раза; при завершенных суицидах наследственность отслеживается в 43 % случаев

Признаки суицидальных намерений у детей и подростков:

Суицидальное поведение детей и подростков и совершаемые ими суициды, не могут быть незамеченными окружающими. Этому, как правило, (за исключением единичных случаев), предшествуют такие изменения:

Эмоционально-психологические изменения:

  • Скука, грусть, тоскливое выражение лица, уныние, раздражительность.
  • Безразличное или враждебное отношение к окружающим.
  • Ощущения отчаяния и безысходности, недовольство происходящим, беспричинный или мотивационный страх, тревога.
  • Постоянное ожидание непоправимой беды, сны с сюжетами катастроф, аварий.
  • Потеря интереса к привычной деятельности.
  • Необъяснимые или часто повторяющиеся исчезновения из дома и прогулы в школе. Снижение успеваемости.

Изменения внешнего вида и поведения:

  • Неряшливый и неопрятный внешний вид, угрюмость и оцепенение во взгляде.
  • Тихая монотонная и замедленная или ускоренная, высокоэмоциональная речь, односложность ответов на заданные вопросы ими молчание.
  • Причитания, склонность к нытью, ворчливость.
  • Приведение своих дел в порядок, тщательная уборка в комнате, сбор и сортировка фотографий в альбоме, особенно, если ребенок никогда ранее этого не делал.
  • Раздача личных вещей, особенно нужных и очень любимых.
  • Уменьшение или увеличение массы тела, потеря аппетита или переедание.
  • Плохое поведение в школе.
  • Инциденты с вовлечением правоохранительных органов, участие в драках и беспорядках.
  • Увеличение потребления табака, пристрастие к алкоголю и наркотикам.

Изменения оценки действительности и собственной жизни:

  • Нигилистическое (отрицательное, скептическое) отношение к окружающим и действительности.
  • Пессимистическая оценка своего прошлого, наличие воспоминаний   только   о   неприятных   событиях, ощущение    безнадежности    при    оценке    своего настоящего   положения,   отсутствие   планов   на будущее.
  • Рассуждения об утрате смысла жизни, прямые или косвенные угрозы или намеки о намерении покончить с собой.
  • Поиск   себе   подобных   суицидально озабоченных   в сети Интернет и других местах.
  • Связь с деструктивными сектами.

Больше всего самоубийств регистрируется весной, особенно в апреле, в период резких контрастов с цветением окружающей природы и душевной подавленностью.

Как предотвратить суицид?

По исследованиям в большинстве своем молодые люди, которые пытались покончить или покончили с собой, умирать вовсе не собирались. Они лишь хотели избежать проблем, которые на их взгляд разрешить им не под силу иным способом.

До 75% таких детей и подростков, так или иначе, раскрывали свои намерения: искали возможность высказаться и быть выслушанными; намекали об этом своим близким, знакомым, но часто натыкались на глухую стену и не были услышаны, поняты и приняты всерьез.

Поэтому дети и подростки, находящиеся в предсуицидальном состоянии, нуждаются как никогда в индивидуальной, групповой и семейной психотерапии.

Что Вы можете сделать?

- будьте внимательны к своему ребенку;

- умейте показывать свою любовь к нему;

- откровенно разговаривайте с ним;

- умейте слушать ребенка;

- не бойтесь прямо спросить о самоубийстве;

- не оставляйте ребенка один на один с проблемой;

- предлагайте конструктивные подходы к решению проблемы;

- вселяйте надежду, что любая ситуация может разрешиться конструктивно;

- привлеките к оказанию поддержки значимых для ребенка лиц;

- обратитесь за помощью к специалистам.

Чего нельзя делать:

- нельзя читать нотации;

- не игнорируйте, его желание получить внимание;

- не говорите «Разве это проблема?», «Ты живешь лучше других» и т.д.;

- не спорьте;

- не предлагайте неоправданных утешений;

- не смейтесь над подростком.

Советы внимательным и любящим родителям:

- показывайте ребенку, что вы его любите;

- чаще обнимайте и целуйте;

- поддерживайте в сложных ситуациях;

- учите его способам разрешения жизненных ситуаций;

- вселяйте в него уверенность в себе;

- помогите ребенку проявить свои переживания через игры, рисунки, лепку,

увлечения.

Все мы должны знать, что в большинстве случаев суицидальными людьми, в целом, часто руководят противоречивые чувства. Они испытывают безнадежность, и в то же самое время надеются на спасение.

И если близкие, друзья, знакомые проявят к такому человеку в эти минуты теплоту, заботу и принципиальность, то они могут спасти ему жизнь и изменить всю его дальнейшую судьбу.

Спасибо за внимание!

педагог-психолог А.В. Таранова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профилактики суицидального поведения несовершеннолетних «Рука в руке»

             По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди мо...

Утрата ценностных ориентиров у подростков, ведущая к суициду. Совершенствование деятельности классного руководителя в сфере профилактики суицидального поведения несовершеннолетних

Как правило, в 90 процентах суицидальное поведение подростков – это привлечение к себе внимания, и только в 10 процентах – это уход из жизни.Задача взрослых состоит в том, чтобы помочь сохранить и кул...

Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних в образовательном учреждении в рамках работы педагога-психолога с родителями

Материалы для выступления на родительском собрании педагога-психрлога или социального педагога....

Памятка-буклет для педагогов "Особенности суицидального поведения несовершеннолетних"

В памятке раскрыты основные признаки готовящегося самоубийства и даны рекомендации педагогам по оказанию поддержки учащемуся, имеющему признаки суицидального риска....

Подборка методик для диагностики риска суицидального поведения

Минобрнауки выпустило новые методические рекомендации для просвещения родителей на тему детского суицида. Я решила дополнить рекомендации подборкой методик для диагностики суицидального пове...

Памятка для родителей по профилактике рисков суицидального поведения

Буклет для родителей учащихся 5-11 классов, призванный помочь родителям заметить у своих детей признаки суицидального поведения, а так же содержащий простые рекомендации по работе с причинами такого п...

Инструкция. Алгоритм действий классных руководителей в случае выявления фактов самоповреждения или риска суицидального поведения среди учащихся

Инструкция для классных руководителей в случаях выявления фактов самоповреждающего или анвитального поведения учащихся....