Подборка методик для диагностики риска суицидального поведения
материал

Макарова Надежда Александровна

Минобрнауки выпустило новые методические рекомендации для просвещения родителей на тему детского суицида. Я решила дополнить рекомендации подборкой методик для диагностики суицидального поведения школьников, которые используют ваши коллеги.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа профилактики суицидального поведения для учащихся 5–11-х классов

Д.Ю. Соловьева, педагог-психолог МАОУ СОШ № 31, г. Сыктывкар, Республика Коми

В настоящее время значительно вырос процентный показатель детских и подрастковых самоубиств, это порождает необходимость в детальном изучении причин и мотивов проявления суицидальных попыток

В условиях современного общества растет процентный показатель детских и подростковых самоубийств, что порождает необходимость детального изучения причин, мотивов, ситуаций проявления суицидальных попыток и способов их профилактики. Педагогу-психологу приходится сталкиваться с суицидальными мыслями и желаниями детей разного возраста. Это подводит к осознанию важности анализа отношения ребенка к жизни и смерти, его желания покончить с собой в контексте профилактической и психокоррекционной работы с детьми.

Одна из главных целей образования — создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. В рамках ее реализации в 2010 г. разработана программа профилактики суицидального поведения для учащихся 5-11-х классов.

Цель программы: профилактика суицидального поведения детей и подростков.

Задачи:

  • выявить учащихся, входящих в суицидальную группу риска — с суицидальным поведением, суицидальными мыслями, имеющими попытки самоубийства;
  • оказать профилактическую, консультационную и коррекционную помощь учащимся, склонным к суицидальному поведению;
  • провести соответствующую просветительскую работу среди учителей, учащихся и их родителей.

Программа включает четыре этапа: просветительский, психодиагностический, коррекционно-развивающий и этап психологического сопровождения. Рассмотрим их подробнее.

1. Просветительский этап — беседы, лекции с учащимися, семинары для учителей, родительские собрания, проводимые педагогом-психологом с целью предоставления участникам мероприятия наиболее значимой информации по проблеме детского суицида.

Психологическая работа на данном этапе начинается с выступления педагога-психолога на классных часах и проведения беседы с учащимися по теме «Предотвращение самоубийства детей. Как помочь другу?» (приложение). Сразу отметим, что данную беседу следует проводить не во всех классах подряд, а только там, где она действительно необходима.

После ряда бесед педагог-психолог самостоятельно или совместно с учащимися оформляет информационный стенд «Если друг попал в беду» с указанием адресов и телефонов соответствующих служб в том городе, где находится ребенок (подросток), попавший в затруднительную ситуацию.

Можно также провести семинарское занятие с учителями «Предупреждение суицида среди учащихся. Основные признаки суицидального поведения»1. В процессе данного семинара учителя знакомятся с типами суицидального поведения, мотивами попыток самоубийства, узнают, кто из детей входит в группу риска по проблеме суицида (наиболее склонен к его совершению), каковы типичные поступки, жалобы и проявления суицидента.

При необходимости педагог-психолог посещает родительские собрания для беседы на тему: «Предупреждение суицида среди детей. Помощь родителей в преодолении трудностей ребенка»2. Родителям важно знать признаки (словесные, поведенческие, ситуационные), мотивы и факторы суицидального поведения, наиболее распространенные причины суицида среди детей и подростков.

2. Психодиагностический этап — выявление учащихся, входящих в группу суицидального риска (с суицидальным поведением, суицидальными мыслями и попытками самоубийства)3.

3. Коррекционно-развивающий этап — групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учащимися с целью развития личности, укрепления и совершенствования психологического здоровья, нормализации межличностных отношений, развития чувства собственного достоинства, преодоления неуверенности в себе.

4. Этап психологического сопровождения — сопровождение учащихся с суицидальным поведением или суицидальными попытками до момента окончания ими школы.

По данным французских психиатров, после того, как обследованные совершали попытку самоубийства и были проконсультированы, 22% все же заявляли, что вновь попытаются свести счеты с жизнью.

Педагогу-психологу рекомендуется завести специальную картотеку со списком детей, склонных к суицидальному поведению, и периодически проводить с ними профилактическую работу.

Работа по программе проводится в соответствии с циклограммой (таблица).

Циклограмма деятельности педагога-психолога в рамках программы профилактики суицидального поведения подростков

Мероприятие

Период проведения

Сентябрь4

Собеседование с классными руководителями

1-я неделя

Выявление классов с детьми, входящими в группу риска

Беседа с учащимися на тему: «Предотвращение самоубийства. Как помочь другу?» (приложение)

2-я неделя

Семинар для педагогов на тему: «Предупреждение суицида среди учащихся. Основные признаки суицидального поведения»

Родительское собрание на тему: «Предупреждение суицида среди детей. Помощь родителей по преодолению трудностей ребенка»

3-я неделя

Подготовка к скрининг-диагностике

4-я неделя

Октябрь

Проведение скрининг-диагностики руководителями выбранных классов

1-я неделя

Обсуждение с классными руководителями результатов скрининг-диагностики каждого ребенка

2-я неделя

Формирование списка детей, входящих в группу суицидального риска

Индивидуальное консультирование родителей (законных представителей) учащихся, входящих в группу суицидального риска

3-я неделя

Получение от родителей согласия на проведение психологической работы с учащимся

Индивидуальные консультации для учащихся, входящих в группу суицидального риска

4-я неделя

Ноябрь

Разработка схем углубленной диагностики детей, входящих в группу суицидального риска

1-я неделя

Углубленная диагностика детей, входящих в группу суицидального риска5

2-я неделя

Обработка и интерпретация результатов исследования каждого ребенка

Разработка рекомендаций

Индивидуальные консультации с учащимися, входящими в группу суицидального риска, по результатам диагностики

3-я неделя

Индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики детей

Подготовка к проведению групповых практических занятий

4-я неделя

Декабрь

Групповые практические занятия для детей с суицидальным поведением на тему: «Мы выбираем жизнь!»

В течение месяца

Индивидуальные коррекционные занятия (по необходимости)

Январь

Повторная диагностика учащихся, входящих в группу суицидального риска, для определения результатов коррекционной работы

В течение месяца

Приложение

Беседа с учащимися на тему «Предотвращение самоубийства детей. Как помочь другу?»

Ход мероприятия

1. Вступительное слово педагога-психолога

Сегодня мы будем обсуждать очень трудную проблему. Попробуем разобраться в том, что такое суицид и суицидальная попытка. Поучимся распознавать признаки надвигающейся опасности. Узнаем, как не испугаться и помочь другу или просто знакомому сверстнику отыскать способ выхода из кризиса — именно выхода, а не ухода, ведь суицид — это уход от решения проблемы, наказания и позора, унижения и отчаяния, разочарования и утраты, отвергнутости и потери самоуважения, — словом, от всего того, что составляет многообразие жизни, пусть и не в самых радужных проявлениях.

Обсуждение:

  • Были ли у вас или ваших друзей жизненные трудности, сложные ситуации, которые казались непреодолимыми?
  • Как вы (ваши друзья) вели себя при этом?
  • Что чувствовали, о чем думали?
  • Появлялись ли у вас в этот период мысли о смерти?
  • Как вы считаете, почему человек, когда ему плохо, начинает думать о смерти? Можно ли помочь ему выйти из этого состояния?

2. Что нужно знать о суициде

Для того чтобы правильно и своевременно оказать помощь человеку, который собирается совершить самоубийство, нужно располагать основной информацией о суициде и суицидентах. Особенно важно быть в курсе дезинформации об этом явлении, которая распространяется гораздо быстрее достоверной информации. В ходе нашей беседы вы получите сведения о суициде и узнаете правила поведения, которые необходимы для оказания эффективной помощи другу или знакомому, оказавшемуся в беде.

Итак, что необходимо знать о суициде.

1) Обычно суицид не происходит без предупреждения. Большинство людей, которые пытаются покончить с собой, почти всегда каким-либо образом предупреждают о своем намерении: говорят или делают что-то такое, что служит намеком, сигналом о том, что они оказались в безвыходной ситуации и думают о смерти. Не делятся с окружающими своими планами расставания с жизнью лишь немногие. Обычно кто-либо из друзей все же оказывается в курсе дела.

2) Суицид можно предотвратить. Распространено мнение, согласно которому помешать человеку, который принял решение расстаться с жизнью, уже невозможно. Считается также, что, если ему не удалось покончить с собой с первого раза, он будет совершать суицидальные попытки снова и снова до тех пор, пока не добьется своего. В действительности же, молодые люди, как правило, пытаются покончить с собой всего один раз. Большинство из них представляет опасность для самих себя лишь в продолжение короткого промежутка времени: от 24 до 72 часов. Если в это время кто-то вмешается в их планы и окажет им помощь, то они уже больше никогда не будут покушаться на свою жизнь.

3) Суициденты чаще всего психически здоровы. Поскольку в обществе суицидальное поведение принято считать ненормальным и нездоровым, многие ошибочно полагают, что суициденты не в себе. При этом их путают с психически больными людьми. Есть даже точка зрения, в соответствии с которой суициденты опасны не только для самих себя, но и для других. Да, они могут вести себя как психически нездоровые люди, однако это не является следствием психического заболевания, а их поступки и мысли неадекватны лишь в той степени, в какой неадекватным оказалось их положение. Кроме того, в большинстве своем суициденты не представляют опасности для других. Они могут быть раздражены, но их раздражение направлено исключительно на самих себя.

4) Тот, кто говорит о суициде, обычно совершает его. По статистике, из десяти покушавшихся на свою жизнь подростков семеро делились с другими своими планами. Тем не менее в обществе часто отмахиваются от тех, кто говорит о суициде. «Шутит, наверное, — думаем или говорим мы. — Делает вид» — или: «Говорит, чтобы привлечь к себе внимание!» и т. п. Не рискуйте жизнью вашего друга: раз он заговорил о самоубийстве — значит, это серьезно.

5) Суицид — не просто способ обратить на себя внимание. Часто друзья и родители пропускают мимо ушей слова человека о том, что он хочет покончить с собой. Им кажется, что этим он просто пытается обратить на себя внимание или что ему что-то нужно. Действительно, если ваш знакомый заговорил о самоубийстве, он хочет привлечь ваше внимание. Вместе с тем при этом он, скорее всего, не шутит. Какие уж тут шутки! Если вы — настоящие друзья, то в этой ситуации не пристало рассуждать о том, для чего ему понадобилось привлекать к себе ваше внимание. Нужно обратить внимание на то, что именно он говорит, а не рассуждать о том, чем он руководствуется, говоря о суициде. Значит, он решился на отчаянный шаг! Даже если подросток просто «делает вид», желая обратить на себя внимание, такое поведение свидетельствует о том, что у него что-то стряслось. Нужно прислушаться к его словам и серьезно отнестись к его угрозам.

6) Склонные к суициду подростки считают свои проблемы серьезными. Все люди по-разному воспринимают одну и ту же ситуацию: то, что одному кажется ерундой, другому может показаться концом света.

Наверно, вы согласитесь с тем, что взгляды на жизнь у детей и взрослых обычно различаются. То, что для одних ужасно, для других — ерунда, и наоборот. Например, у подростка плохое настроение из-за того, что он поссорился со своим лучшим другом, а родители говорят: «Подумаешь, у тебя и без него друзей хватает». По-разному смотрят на жизнь не только родители и дети, даже у самых близких друзей может быть разная точка зрения на одни и те же вещи. То, что для одного здорово, для другого — паршиво, а для третьего — нормально.

7) Суицид — следствие не какой-то одной неприятности, а многих. Всем известно выражение о том, что последняя капля может переполнить чашу терпения. Причины, ведущие к суициду, подобны каплям, заполняющим чашу терпения. Каждая капля сама по себе — ничто. И двум, и десяти каплям не заполнить чашу доверху. А вот если этих капель не десять и даже не сто, а многие тысячи, то в какой-то момент чаша терпения переполнится. Обычно люди не совершают самоубийство из-за какой-то одной неприятности. Большей частью уйти из жизни пытаются из-за серии неудач.

8) Самоубийство может совершить каждый. Предотвращать суицид было бы проще, если бы его совершали только определенные подростки, но, к сожалению, установить тип суицидоопасного подростка невозможно. Дети из богатых семей подвержены суицидальному настроению ничуть не меньше, чем из семей нуждающихся. Суицид совершает не только тот, кто плохо учится и ни с кем не ладит, но и тот, у кого нет видимых проблем ни в школе, ни дома. Благополучие — вовсе не показатель, гарантирующий защиту от суицида. Важно не то, насколько благополучен человек, а то, что он говорит, делает и чувствует.

9) Чем лучше настроение у суицидента, тем больше риск попытки покончить с собой.Самоубийство подростка, который вроде бы уже вышел или выходит из кризиса, для многих становится полной неожиданностью. Однако совершивший суицидальную попытку человек возвращается в нормальное состояние медленнее, чем может показаться. Страхи и неприятности, подтолкнувшие его к суициду, еще не прошли окончательно и дают о себе знать, вот почему этот этап наиболее опасен. Когда все опекавшие подростка люди вновь займутся своими делами, у него может возникнуть ощущение, что от него все отвернулись, и тогда в голову снова придет мысль совершить еще одну суицидальную попытку, чтобы вернуть внимание окружающих. В этом случае окружающим следует быть настороже.

https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/aexanw.jpg

Помните: вы можете предотвратить самоубийство! От заботливого, любящего человека, который находится рядом, зависит многое — он может спасти жизнь потенциальному суициденту.

Представьте, что кто-то из друзей поделился с вами своей тайной — сказал, что хочет покончить с собой. Согласитесь, если бы он не доверял вам, то и не делился бы с вами такой информацией. Возможно, он заговорил с вами об этом как раз потому, что не хотел умирать, и в качестве доверенного лица выбрал именно вас, потому что верил, что вы сможете понять его.

3. Как распознать признаки суицида

Нужно обращать внимание на тех друзей и знакомых, которые вдруг начинают странно, непривычно вести себя. Большинство суицидентов словно подает предупреждающие знаки о том, что нуждается в помощи.

Угроза совершить суицид. Как правило, суицидальные подростки прямо или косвенно дают своим друзьям и близким понять, что собираются уйти из жизни.

Словесные предупреждения. Не исключено, что ваш родственник или знакомый задумал совершить самоубийство, если он произносит фразы типа:

  • «Я решил покончить с собой»;
  • «Надоело. Сколько можно! Сыт по горло!»;
  • «Лучше умереть!»;
  • «Пожил — и хватит!»;
  • «Ненавижу свою жизнь»;
  • «Ненавижу всех и все!»;
  • «Единственный выход — умереть!»;
  • «Больше не могу!»;
  • «Больше ты меня не увидишь!»;
  • «Ты веришь в переселение душ? Когда-нибудь, может, я и вернусь в этот мир!»;
  • «Если мы больше не увидимся, то спасибо за все»;
  • «Выхожу из игры. Надоело!».

Резкие изменения в поведении. Когда люди вдруг начинают вести себя непривычно, это верный знак того, что с ними что-то неладно. Помните: мы ведем себя в зависимости от того, что чувствуем в данный момент. Потенциальные суициденты обычно грустны, задумчивы или же взвинчены, озлоблены, часто ненавидят сами себя. В поведении и внешнем виде тех, кто вынашивает планы самоубийства, проявляются их отрицательные эмоции.

Тяжкая утрата. К мыслям о самоубийстве подростков может подтолкнуть смерть близких: родителей, братьев, сестер. После такой утраты жизнь подростка меняется самым решительным образом, теперь ему приходится не только примириться с потерей любимого человека, но и заделать брешь, которую эта потеря проделала в его жизни. Некоторые вообще не могут себе представить, как будут жить дальше без отца или матери, брата или сестры.

Раздача ценных вещей. Люди, которые собираются уйти из жизни, часто раздают вещи, которые много значат для них. Если ваш друг подумывает о том, чтобы совершить суицид, он может начать раздавать свои любимые компакт-диски, видеокассеты, плакаты…

Приведение дел в порядок. Одни суицидальные люди перед смертью раздают свои любимые вещи, другие приводят в порядок дела: кидаются убирать дом, спешат расплатиться с долгами, садятся за письмо, на которое следовало ответить давным-давно, или возвращают вещь, когда-то взятую у приятеля, разбирают бумаги в письменном столе… Казалось бы, в этих поступках нет ничего подозрительного и необычного, однако в сочетании с другими предупреждающими знаками такая дотошность может означать, что человек не собирается надолго задерживаться в этом мире. Особенно нужно быть настороже, если он заведет с вами разговор о завещании, морге, крематории и похоронах, проявит интерес к похоронным ритуалам.

Агрессия, бунт и неповиновение. Подростки, которые хотят расстаться с жизнью, часто ущемлены и озлоблены на родителей, учителей или друзей, которые чем-то не угодили им, обидели, не оправдали ожиданий. Бывает, что они злятся на самих себя и их гнев проявляется в агрессии, бунте и неповиновении. Как и всякая перемена в настроении, подобные «взрывы» должны настораживать.

Некоторые люди, находящиеся в группе суицидального риска, перестают заботиться о своем здоровье. Они могут начать много курить и пить, употреблять наркотики либо совмещать их с алкоголем.

Потеря самоуважения. У подростка, который утратил самоуважение, как правило, потерянный вид: спина, как вопросительный знак, в глаза собеседнику не смотрит, обреченно произносит фразы типа: «Ничего у меня не получается», «Какой я дурак!», «Никому я не нужен» и т. п. Самое ужасное, что он действительно так думает. Создается такое впечатление, будто он совершенно не верит, что кто-то относится к нему иначе. Ему кажется, что он аутсайдер и неудачник, что у него ничего не получается и никто его не любит. При этом у него вполне может возникнуть мысль о том, что лучше умереть.

Запомните эти предупреждающие знаки!

Обсуждение: знаете ли вы, какие проблемы и ситуации чаще всего становятся причиной суицидальных попыток у детей (подростков)?

4. Причины суицидальных попыток у детей (подростков)

Приведем лишь некоторые из известных проблем и ситуаций, которые становятся причиной суицидов или суицидальных попыток:

  • смерть близкого родственника;
  • нежелательная и несвоевременная беременность;
  • проблемы с родителями;
  • потеря слуха, зрения, приобретенные физические дефекты;
  • несданный экзамен;
  • ссора с любимой девушкой или любимым юношей;
  • отсутствие успеха у лиц противоположного пола;
  • неудачная попытка попасть, например, в сборную школы по легкой атлетике;
  • проблемы с наркотиками;
  • нетрадиционная сексуальная ориентация.

Обсуждение:

  • Нужно ли знать признаки суицидального поведения? Если да, то для чего?
  • По каким признакам можно понять (догадаться), что человек собирается совершить суицид?

5. Как помочь

1) Подбирайте ключи к разгадке суицида. Ищите признаки возможной опасности: суицидальные угрозы, предшествующие попытке самоубийства, депрессию, значительные изменения в поведении или личности человека, а также приготовления к последнему волеизъявлению.

Уловите проявление беспомощности и безнадежности и определите, не является ли человек одиноким и изолированным. Чем больше будет людей, осознающих эти предостережения, тем значительнее вероятность предотвратить самоубийство.

2) Принимайте суицидента как личность. Допустите возможность, что человек действительно является суицидальной личностью. Не считайте, что он не способен решиться на самоубийство.

Не позволяйте другим вводить вас в заблуждение относительно несерьезности конкретной суицидальной ситуации. Если вы полагаете, что кому-либо угрожает опасность самоубийства, действуйте в соответствии с собственными убеждениями. Опасения по поводу того, что вы преувеличите потенциальную угрозу, — ничто по сравнению с тем, что кто-то может погибнуть из-за вашего невмешательства.

3) Установите заботливые взаимоотношения. Для человека, который чувствует себя бесполезным и нелюбимым, забота и участие отзывчивого друга (знакомого) являются мощными ободряющими средствами. Именно таким образом вы лучше всего проникнете в изолированную душу отчаявшегося.

4) Будьте внимательным слушателем. Суициденты страдают от сильного чувства отчуждения, в силу чего не настроены принимать советы других. Гораздо больше они нуждаются в обсуждении своей боли, фрустрации и того, о чем говорят («У меня нет ничего такого, ради чего стоило бы жить» и т. п.). Если человек страдает от депрессии, то он больше нуждается в том, чтобы выговориться самому, нежели слушать других.

5) Не спорьте. Сталкиваясь с суицидальной угрозой, друзья и родственники часто отвечают: «Подумай, ведь ты живешь гораздо лучше других людей, тебе следует благодарить судьбу за это!» Подобный ответ сразу блокирует дальнейшее обсуждение проблемы, вызывая у несчастного и без того человека еще большую подавленность. Желая помочь, близкие порой способствуют обратному эффекту. Вступая в дискуссию с подавленным человеком, можно не только проиграть спор, но и потерять самого человека.

6) Задавайте вопросы. Лучший способ вмешаться в кризис — это заботливо задать прямой вопрос: «Ты думаешь о самоубийстве?» Он не приведет собеседника к подобной мысли, если у него не было ее ранее. Наоборот, если он думает о самоубийстве и наконец находит кого-то, кому небезразличны его переживания и кто согласен обсудить с ним эту запретную тему, то часто испытывает облегчение, получая возможность понять свои чувства и достичь катарсиса.

7) Не предлагайте неоправданных утешений. Суицидальные люди с презрением относятся к замечаниям типа: «Да ладно тебе, у всех такие же проблемы!» — поскольку они резко контрастируют с их мучениями. Подобные выводы лишь минимизируют, уничижают их чувства и заставляют ощущать себя еще более ненужными и бесполезными.

8) Предложите конструктивный подход к решению проблемы. Вместо того чтобы говорить суициденту: «Подумай, какую боль принесет твоя смерть близким», попросите его поразмыслить об альтернативных решениях, которые, возможно, еще не приходили ему в голову. Постарайтесь выяснить, что остается для него позитивно значимым, что он еще ценит.

Отметьте признаки эмоционального оживления, когда речь зайдет, например, о самом лучшем времени в его жизни, особенно следите за глазами человека.

Попробуйте выяснить, что из имеющего для него значимость достижимо, какие люди продолжают его волновать и не возникло ли какой-либо альтернативы теперь, когда жизненная ситуация проанализирована, не появился ли луч надежды…

9) Вселяйте надежду. Психотерапевты давно пришли к выводу, что очень важно сосредоточиться на том, что говорят или чувствуют люди с суицидальными наклонностями. Когда беспокоящие их скрытые мысли выходят на поверхность, все беды кажутся менее фатальными, а проблемы более разрешимыми. Терзаемый тревогой человек может прийти к мысли: «Я по-прежнему не знаю, как разрешить эту ситуацию, но теперь, когда мои затруднения мне ясны, я чувствую, что еще есть какая-то надежда».

Надежда помогает человеку выйти из поглощенности мыслями о самоубийстве, поэтому основания для реалистичной надежды должны быть представлены честно, убедительно и мягко. Очень важно укрепить душевные силы человека, внушить ему, что кризисные проблемы обычно преходящи, а самоубийство не бесповоротно.

10) Оцените степень риска самоубийства. Постарайтесь определить серьезность намерений по поводу самоубийства. Они могут существенно различаться: от мимолетных, расплывчатых мыслей о возможности покончить с собой до запланированного суицида путем отравления, прыжка с высоты, использования огнестрельного оружия или веревки.

11) Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска. Оставайтесь рядом как можно дольше или попросите кого-нибудь побыть с ним, пока не минует кризис или не прибудет помощь. Возможно, придется позвонить на станцию скорой помощи или обратиться в поликлинику. Помните, что поддержка накладывает на вас определенную ответственность.

12) Обратитесь за помощью к специалистам. У суицидентов сужено поле зрения и наблюдается своеобразное туннельное сознание. Их разум не в состоянии нарисовать полную картину урегулирования проблем, которые кажутся нерешаемыми. Первая просьба часто состоит в том, чтобы оказать им помощь. При всех благих намерениях просто может не хватать умения и опыта действий в подобной ситуации, кроме того, порой трудно удержаться от излишней эмоциональности.

13) Окружите заботой и поддержите. Даже если критическая ситуация миновала, специалистам или членам семьи суицидента нельзя расслабляться. Самое худшее может не быть позади. За улучшение состояния людей с суицидальными наклонностями часто принимают повышение их психической активности. Иногда накануне самоубийства депрессивные люди бросаются в водоворот деятельности. Они просят прощения у всех, кого обидели. Видя это, вы облегченно вздыхаете и ослабляете бдительность. Однако такие поступки могут свидетельствовать о намерении рассчитаться со всеми долгами и обязательствами, после чего можно будет покончить с собой. Статистика свидетельствует о том, что половина суицидентов совершает самоубийство не позднее чем через три месяца после начала душевного кризиса.

Эмоциональные проблемы, приводящие к суициду, редко решаются окончательно, даже когда кажется, что худшее уже позади. Поэтому никогда не следует обещать суициденту полной конфиденциальности. Оказание помощи не означает, что нужно все держать в тайне. Еще раз напомним, что, подавая сигналы о совершении возможного самоубийства, отчаявшийся человек просит о помощи. И, несомненно, ситуация не разрешится до тех пор, пока он не адаптируется в жизни.

Теперь вы знаете очень много чрезвычайно важного о суициде. Это должно помочь вам правильно понять происходящее в кризисных ситуациях.



Предварительный просмотр:

Подборка методик для диагностики риска суицидального поведения

Диагностика суицидального поведения среди подростков в школе — реальная возможность предотвратить смерть ребенка. Важно ежегодно диагностировать учащихся с 5-го по 11-й классы и выявлять детей группы суицидального риска для дальнейшей работы с ними.

Когда и как проводить диагностику

Справка: Лишь в 10% случаев имеется истинное желание покончить с собой, в 90% суицидальное поведение подростков — это крик о помощи.

Запланируйте диагностику суицидального поведения учащихся школы на октябрь или ноябрь. Организуйте работу в два этапа: 1) массовое тестирование с целью выявить учащихся группы суицидального риска; 2) углубленное индивидуальное тестирование детей, которые попали в группу риска.

Проводить диагностику детей до 14 лет вы можете только с письменного разрешения родителей. Детей 15 лет и старше можно тестировать с их собственного согласия. Объясните учащимся или их родителям в доступной форме, для чего вы планируете проводить диагностику. Выявить учащихся группы суицидального риска помогут и результаты наблюдения педагогов и родителей за детьми. Расскажите им о признаках суицидального поведения подростков. 

Что вас должно насторожить в поведении подростка

Ребенок, который склонен к суициду, часто чрезмерно самокритичен и испытывает постоянное чувство вины. Подросток винит себя за все происходящее, испытывает к себе ненависть и отвращение, стыдится себя. Частые высказывания: «Я ни на что не годен», «Без меня всем будет лучше». У него преобладает печальное настроение, он теряет интерес к прежним увлечениям и появляется повышенная нервозность.

Не стоит игнорировать и фразы подростка о теме смерти, как способе избавления от тягот жизни. Например, «Лучше бы я вообще не родился», «Лучше умереть, чем так жить». Стоит отнестись серьезно к любому намеку на суицид. Даже если это будут выкрикивания на эмоциях: «Я не хочу с вами жить!», «Как вы все мне надоели!», «Ненавижу жизнь», «Просто жить не хочется». 

Важно: Основа суицида всегда неудовлетворенные психологические потребности.

Некоторые подростки перед совершением акта самоубийства пытаются завершить все свои дела, делают неожиданные благотворительные поступки. Они раздаривают свои вещи, даже ценные, пытаются вдруг быть очень полезными. Крайне опасный сигнал: несвойственные ранее для подростка звонки или визиты к друзьям, знакомым, родственникам. При этом он пытается построить разговор так, чтобы собеседник ощутил, что с ним прощаются навсегда.

Должно насторожить и отсутствие всякой активности у ребенка, необщительность, замкнутость, полное подчинение. Часто после завершенного суицида окружающие находятся в шоке: «Он не мог так сделать! Не было никаких предпосылок к этому. Это был тихий и послушный ребенок».

Самая большая опасность возникает, когда подросток начинает предпринимать реальные практические шаги по подготовке к суициду. Например, собирает таблетки из домашней аптечки, ищет огнестрельное оружие или узнает, на какие крыши высоких домов открыт выход.

Какие бывают суицидальные акты 

Попытки суицида отличаются друг от друга реальными намерениями подростка. Кто-то принимает категоричное решение покончить с жизнью, а для кого-то это способ позвать на помощь или аффект в силу травмирующей ситуации.

Истинное суицидальное поведение:

Серьезность намерения подтверждается выбором места, времени и способа суицидального действия, активной предварительной подготовкой, наличием предсмертных записок. Учащийся тщательно обдумывает свое решение и готовится к ритуалу, чтобы никто не мог помешать. Предсуицидный период длится до нескольких месяцев. В случае неудачи может испытывать сожаления о сохранности жизни. Вероятность повтора суицида увеличивается в несколько раз, особенно в первые два месяца после неудачи.

Демонстративный акт или акт шантажа:

Проявляется в множественных поверхностных порезах вен, приеме неопасных лекарств. Подросток осторожен, он ценит собственную жизнь и боится смерти. Попытка суицида – психологическое давление на окружающих с целью изменить конфликтную ситуацию в благоприятную для себя сторону. Учащийся пытается покончить с собой в присутствии окружающих. Он хочет привлечь внимание, получить сочувствие, заботу, избежать наказаний.

Аффективный суицид:

Сильный аффект в результате внезапно психотравмирующего события или под влиянием хронических психотравм. Это неожиданные суицидальные действия как для самого подростка, так и для окружающих. Повод может выглядеть незначительным, а восприниматься ребенком как последняя капля. В момент аффекта учащийся охвачен суицидальным возбуждением с отсутствием страха смерти и боли.

Аффективный суицид сложно определить, идея смерти появляется внезапно с непреодолимой силой. Акт суицида происходит в присутствии окружающих, как демонстративный, но отличается отсутствием шантажа и предосторожности. Подросток не рассчитывает действия, чтобы обезопасить свою жизнь. Способом суицида становится то, что попадает в поле его зрения: бритва, веревка, окно, ядовитые вещества.

Скрытый суицид:

Подросток стремится к саморазрушению через адреналин. Выработка этого гормона позволяет не чувствовать боли, а также дает возможность получить ощущение власти над опасными ситуациями. Как образ жизни выбирает экстремальные виды спорта. Например, гонки на мотоциклах или катание на поездах. Он не боится смерти и жаждет с ней встречи.

С помощью каких методик проводить диагностику

Важно: Подросток может не осознавать в полной мере свои мотивы и необратимость смерти. Для него это попытка «бегства» от ответственности, как если бы это был не конец жизни.

Методик, которые могут помочь диагностировать риск суицидального поведения ребенка, достаточно много. Выберите подходящие опросники для вашей работы.

Опросник «Шкала детской депрессивности». Автор теста — профессор психиатрии Питтсбургского университета М. Ковач (1992 год). Тест состоит из 27 пунктов, которые имеют по три варианта ответа. Пример тройки утверждений: «Я не думаю о том, чтобы покончить с собой», «Я думаю о самоубийстве, но я не совершу его», «Я хочу убить себя». В каждом пункте ребенок должен выбрать только один вариант.

 Опросник «Шкала детской тревожности». Шкала тревожности составлена в 1980–1983 годах доктором психологических наук, профессором А.М. Прихожан. Чтобы пройти тест, школьнику предлагается представить себя в 40 ситуациях и оценить от 0 до 4, насколько каждая из ситуаций может быть неприятной ему, вызывать беспокойство и страх. Пример предлагаемой ситуации: «На тебя смотрят, как на маленького». Методика существует в двух формах: форму А заполняют дети от 10 до 12 лет, форму Б — дети от 13 до 16 лет.

Тест «Суицидальная мотивация». Автор теста — врач психотерапевт, кандидат медицинских наук Ю.Р. Вагин. Тест состоит из 35 наиболее типичных утверждений, которые были отобраны во время клинико-психологического исследования лиц с суицидальными тенденциями. Подростку предлагается ответить на каждое утверждение одним из четырех вариантов ответов: да, частично, сомневаюсь, нет.

Данный тест позволяет выявить и оценить семь основных мотивационных аспектов суицидального поведения: смерть ради других, потеря смысла жизни, невыносимость страдания, манипуляция другими, самонаказание, наказание других, надежда на что-то лучшее после смерти. По результатам теста строится график, который позволяет наглядно отобразить спектр суицидальной мотивации у конкретного подростка.

Справка: Дети до 11 лет реальных попыток уйти из жизни почти не делают. Пик суицидальной активности приходится на старший подростковый возраст.

В противовес данному тесту Юрий Вагин разработал тест «Противосуицидальная мотивация». Инструкция к нему такая же, как и к предыдущему. Меняется только характер утверждений, который направлен на оценку девяти мотивационных аспектов противосуицидального поведения. К таким мотивациям автор относит: страх смерти, религиозная мотивация, чувство долга перед близкими, личное негативное отношение к суициду, эстетическая мотивация, любовь к себе, надежда найти выход из ситуации, ожидание, что со временем что-то может измениться к лучшему.

Методика определения суицидальной направленности (личностный опросник ИСН). С помощью данной методики выявляют суицидально опасные установки у подростков 13–18 лет. По инструкции школьникам нужно оценить знаками «+» или «-» 74 утверждения. Все утверждения делятся на четыре шкалы: искренность, депрессивность, невротизация, общительность. Примеры утверждений: «На спор я могу сделать все что угодно», «Все проблемы в жизни разрешимы», «Временами мне хотелось навсегда уйти из дома».

Важно:Основа суицида всегда неудовлетворенные психологические потребности.

«Тест на иррациональные установки». Автор теста — А. Эллис. Опросник состоит из 50 утверждений, которые делятся на пять оценочных шкал. Первая шкала позволяет оценить, как человек воспринимает неблагоприятные ситуации. Вторая шкала указывает на завышенные требования к себе, а третья — на завышенные требования к другим. Четвертая позволяет оценить уровень стрессоустойчивости. Пятая указывает на рациональность и оценочные установки испытуемого. Каждое утверждение подросток должен оценить одним из трех ответов: полностью согласен, не уверен, полностью не согласен.

Тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции». Авторы теста — А.В. Зверьков и Е.В. Эйдман. Подростки получают текст опросника с 30 утверждениями. Им нужно будет отметить, согласны они или не согласны с каждым из утверждений. Примеры утверждений: «При необходимости мне нетрудно сдержать вспышку гнева», «Люди порой завидуют моему терпению и дотошности», «Иногда какой-то пустяк овладевает моими мыслями, не дает покоя, и я никак не могу от него отделаться».

 Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса. Цель методики — изучить уровень и характер тревожности, которые связаны со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые можно зачитывать детям вслух или предложить в письменном виде. На каждый вопрос ребенку нужно будет дать однозначный ответ «да» или «нет». Примеры вопросов: «Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?», «Похож ли ты на своих одноклассников?»

 Прогностическая таблица риска суицида у детей и подростков. Автор таблицы — А.Н. Волкова. Данную форму заполняет психолог или классный руководитель, присутствие ребенка при этом не требуется. Вам нужно будет из 14 возможных проблем ребенка выбрать те, которые к нему относятся и подсчитать общее число баллов. По конечному результату можно будет определить, попадает учащийся в группу суицидального риска или нет. Примеры проблем из таблицы: «Утрата одного из родителей или развод в семье», «Низкая самооценка», «Тяжелая психологическая атмосфера в семье».

 Тест-сказка «Похороны». Автор теста — детский психолог Луиза Дюсс. С помощью данного теста выявляют отношение ребенка к смерти, а также к агрессивности и стремлению к разрешению конфликтов смертью. Ребенку зачитывается начало сказки: «По улице идет похоронная процессия, и все спрашивают, кто yмep. Кто-то показывает на один из домов и говорит: “Умер человек, который жил в этом доме”». Далее задается вопрос: «Кто же умер?» Правильные ответы: «Незнакомый человек», «Дедушка (бабушка) какого-то ребенка», «Человек, который был очень болен»; «Старик (старушка)». Проблемные ответы: «Мальчик (девочка)», «Папа (мама) одного ребенка», «Младший (старший) брат (сестра) одного ребенка».

Шкала безнадежности Бека. С помощью данной шкалы измеряют выраженность негативного отношения учащегося к собственному будущему. Тест состоит из 20 утверждений. На каждое из них подросток должен ответить одним из предложенных ответов: совсем неверно, скорее неверно, скорее верно, очень верно. Примеры утверждений: «Я верю в свое будущее», «Очень маловероятно, что я буду доволен своим будущим».


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Ключ подсчета баллов по шкалам

Шкала

Положительные выборы утверждений

Искренность

4, 13, 20, 29, 31, 33, 47, 57, 67, 74

Депрессивность

2, 6, 12, 14, 19, 21, 27, 28, 32, 36, 39, 41, 45, 49, 52, 55, 59, 63, 65, 69, 72

Невротизация

3, 8, 10, 16, 18, 23, 25, 30, 34, 38, 42, 44, 46, 50, 53, 56, 61, 64, 68, 71, 73

Общительность

5, 7, 9, 11, 15, 17, 22, 24, 26, 35, 37, 40, 43, 48, 51, 54, 58, 60, 62, 66, 70

Обработка результатов

Шкала «Искренность» определяет достоверность результатов.

От 8 до 10 баллов – высокий уровень искренности ответов.

От 4 до 7 баллов – средний уровень.

От 0 до 3 баллов – низкий уровень, исследование недостоверно.

Шкала «Депрессивность» определяет уровень склонности к депрессивному состоянию.

От 17 до 21 балла – высокие оценки, соответствуют наличию этих признаков в эмоциональном состоянии, в поведении, в отношении к себе, к социальному окружению.

От 8 до 16 баллов – средний уровень.

От 1 до 7 баллов – низкий уровень депрессивности.

Шкала «Невротизация» определяет уровень невротизации.

От 17 до 21 балла – высокие оценки, могут соответствовать невротическому синдрому, который проявляется в эмоциональной неустойчивости, тревожности.

Шкала «Общительность» определяет уровень развития общительности.

От 17 до 21 балла – высокий уровень общительности.

От 8 до 16 баллов – средний уровень

От 1 до 7 баллов – низкий уровень.

Вывод. Низкий уровень общительности в сочетании с высокими показателями депрессивности и невротизации может означать суицидально опасную установку испытуемого до степени «пассивного согласия на смерть».



Предварительный просмотр:

Бланк ответов

Номер

Ответ

Номер

Ответ

Номер

Ответ

Номер

Ответ

Номер

Ответ

1

16

31

46

61

2

17

32

47

62

3

18

33

48

63

4

19

34

49

64

5

20

35

50

65

6

21

36

51

66

7

22

37

52

67

8

23

38

53

68

9

24

39

54

69

10

25

40

55

70

11

26

41

56

71

12

27

42

57

72

13

28

43

58

73

14

29

44

59

74

15

30

45

60


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика суицидального поведения подростков.

Преимущество предложенных методик состоит в простоте проведения и минимальных затратах времени при обработке результатов, и при этом они позволяют достаточно точно выявить индивидуальные особенности, ...

Проективная диагностика в профилактике суицидального поведения среди детей и подростков.

Сказки - это и мощное психотерапевтическое средство и одновременно психологическая диагностика. Сочинение собственных сказок открывают знания, которые живут в душе учащегося и активизированы в данный ...

Программа индивидуального сопровождения учащихся "группы риска" по суицидальному поведению

Примерная программа сопровождения подростков, склонных к суицидальному поведению...

Семинар для педагогов «Факторы риска, профилактика суицидального поведения в образовательном учреждении»

laquo;Факторы риска, профилактика суицидального поведения в образовательном учреждении».Цели:Информировать педагогов колледжа о существовании проблемы подросткового суицида.Сформировать понятие...

Возможные риски суицидального поведения несовершеннолетних

Возможные риски суицидального поведения несовершеннолетних...

Памятка для родителей по профилактике рисков суицидального поведения

Буклет для родителей учащихся 5-11 классов, призванный помочь родителям заметить у своих детей признаки суицидального поведения, а так же содержащий простые рекомендации по работе с причинами такого п...

Инструкция. Алгоритм действий классных руководителей в случае выявления фактов самоповреждения или риска суицидального поведения среди учащихся

Инструкция для классных руководителей в случаях выявления фактов самоповреждающего или анвитального поведения учащихся....