Развиваемся, играя!
статья

Мусихина Татьяна Валерьевна

Публикация в СМИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_gazetu.docx14.23 КБ

Предварительный просмотр:

Развиваемся, играя!

  Игра — естественное состояние ребенка, его способ знакомиться с миром, с самим собой. Но для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) игра становится тяжелой работой. И в этом нет ничего удивительного.  Многие дети данной категории испытывают сложности не только с обработкой информации, но и с овладением  речью и моторными навыками. Эти сложности неизбежно приводят к тому, что таким детям трудно начинать игру и принимать в ней участие.

 Проблемы носят комплексный характер, потому что особым детям сложно учиться, наблюдая за другими, — навык, который является еще одним ключом к успеху. Кроме того, дети с аутизмом не предрасположены к общению и совместным играм с другими детьми. Однако наш опыт говорит о том, что, если таких детей обучить эффективным способам взаимодействия с объектами и людьми, они будут получать от этого удовольствие!

Повысить вовлеченность ребенка в мир вокруг него — главная задача игр и занятий. Иногда кажется, что все наши попытки привлечь внимание ребенка и вовлечь его в игру совершенно бесплодны. Мы думаем так, опираясь на его реакцию. Однако дети с аутизмом могут не выдавать типичных реакций.

Мы должны помнить о том, что они тоже с нами общаются, реагируя определенным образом, даже если нам кажется, что это не так. Мы не должны судить об уровне их заинтересованности только по внешним заметным реакциям, иначе мы лишим ребенка возможности приобрести какое-то новое знание.Надо помнить всегда, что когда мы общаемся с ребенком, он тоже с нами общается. Даже если это не заметно.

Чтобы дети не отказывались принимать участие в занятии, оно не должно быть слишком длинным или слишком сложным. Для возникновения мотивации нужно представить занятие как развлечение. Если ребенку трудно усвоить всю игру целиком, разбейте ее на маленькие части и знакомьте с каждой частью по отдельности. Как только ребенок освоит одну составляющую игры, можно добавлять следующие. Так постепенно вся игра будет выполнена целиком.

Дети с РАС не могут сразу переработать двигательную информацию и повторить движения, наблюдая за тем, как их выполняют другие. Нужно физически помочь ребенку освоить новые движения тела, одновременно озвучивая их. Например, обучая играм с мячом (бросать вверх, ударять об пол), берем руки ребенка в свои и вместе выполняем упражнения, обязательно проговаривая свои действия («Вверх!» «Вниз!»).

Как же говорить с ребенком, чтобы он лучше нас понял? Просто и ясно. Не нужно использовать сложных конструкций. Говорить нужно так, чтобы ребенку было легко нас понять. Вместо: «Я бы хотела, чтобы ты дал мне мяч» скажите просто «Дай мяч!».

Наша речь должна укладываться в рамки понимания ребенка и в то же время чуть-чуть выходить за них. Например, если ребенок разговаривает односложно, используйте фразы из двух слов и побуждайте его вам подражать. Снова и снова, при каждой возможности повторяйте одни и те же простые слова и фразы.

Как показываю исследования и собственные наблюдения, овладение речью эффективнее всего происходит в процессе занятий. Обучение, которое сопровождается словом и действием, значительно увеличивает вероятность возникновения у детей моторной памяти. Например, они лучше поймут и запомнят слово «прыгать», если будут прыгать, когда произносят это слово. Прилагательные, обозначающие свойства предметов, также запомнятся лучше при взаимодействии с этими предметами. Например, обучая ребенка слову «круглый», надо дать подержать мячик или теннисный шарик. Слова «большой», «маленький» усваиваются лучше, если они взаимодействуют с этими понятиями.

Эти простые рекомендации помогаю создать на занятии атмосферу, которая будет для ребенка и взрослого радостной и предоставит много возможностей для сотрудничества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект - игра: "Развиваемся играя"

Воспитание и перевоспитание проблемных детей является одной из многочисленных проблем, выдвинутых изменениями, происходящими сегодня в нашем обществе. Актуальность ее заключается в том, что с каждым г...

Коррекционно-развивающая программа развития психомоторики и сенсорных процессов, учащихся с общим психическим недоразвитием «Развиваемся, играя»

Данная программа разработана для сенсорного и психического развития детей с общим стойки недоразвитием[6], она осуществляется в течение первых четырех лет обучения с учащимися  1 - 4 классо...

Образовательная программа дополнительного образования детей. «Развивайся играя».

Программа для детей с 7 до 11 лет. Рассчитана на 2 года обучения. Успешно используется во внеурочной деяительности в формате ФГОС....

Практическое пособие родителям: Развиваемся играя "Пальчиковый театр"

Данное пособие предназначено в помощь  родителям детей младшего возраста. Пособие может быть полезно как родителям, так и специалистам  отделения и специалистам учреждений работающих с детьм...

Практические рекомендации "Развиваемся играя. Весёлые потешки"

Данные рекомендации предназначены для родителей имеющих детей раннего возраста. Предлагаем вашему вниманию подбор стишков и потешек предназначенных для пальчиковых игр. каждая мама может играть со сво...